Психологический потрет героя фильма. Калугина

Людмила Калугина (фильм "Служебный роман")
Очень гротескный, яркий и интересный персонаж с точки зрения психологии.
По Архетипам, которые разворачиваются в ее жизни, видно, что
 ее жизнь -  это прежде всего Архетип «Дорога»  из ее слов:
«В моей душе покоя нет,
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет,
И все из-за кого-то.
Чтобы найти кого-то, могу весь мир я обойти».
Свою жизнь она ассоциирует с дорогой, на которой она должна найти еще неведомого ей "кого-то".
 
На Дороге ее жизни в прошлом она встретила первую любовь, которая закончилась   изменой, а затем произошла счастливая встреча с Новосельцевым, которая и была исполнением ее желания «найти кого-то». В конечном итоге — очень необычная, но счастливая судьба, и Дорога её жизни припасла прекрасный подарок — встречу с тем, кто полюбил ее и дал ей опыт выхода из ловушки  Архетипа «Дороги», в которую она попала после травмирующего события (измены ее кавалера).

И, как это удивительно иногда бывает, Дорога ее жизни тесно связала ее  с искомым «кого-то» через работу в одном ведомстве, и она его,  естественно, знала, но не придавала этому человеку особого значения, а даже способствовала тому, чтобы он уволился с этого предприятия (что уже случилось бы в наше время, ну а в советское время люди не склонны были оставлять места работы, и иногда работа была единственная на всю жизнь).
К тому же, если вспомнить, что Архетип «Дорога» обладает свойством давать обратную связь человеку о том, что ждет его в будущем, то Калугина, несмотря на ее образ «мужика в юбке», была преисполнена подспудно ожиданием встречи со своим мужчиной, хотя в жизни все сделала для того, чтобы этого не случилось (стиль поведения был больше мужским, чем женским; несимпатичный внешний облик):

«Вы сухарь, черствая, - говорит ей Новосельцев в минуту ссоры. А до момента ссоры Самохвалов предлагает своему другу Новосельцеву приударить за Калугиной ради повышения по службе:
 - Ну да, некрасивая старая, отнесись к ней как к женщине!
- Как к женщине я к ней не могу отнестись! - возражает Новосельцев.
Ее одежда и прическа  придавали облику Калугиной десяток лет, и мужчины  не смотрели на нее, как на женщину, достойную мужского интереса. Она была для всех подчиненных директор и «мымра». Новосельцев говорит Самохвалову:
- Она не женщина, она директор!
Как  молодая  женщина в 36 лет стала такой?
На ее жизненном пути было событие — первая любовь, которая не привела Людмилу Калугину к свадьбе и созданию семьи, а закончилась изменой любимого.
Это была точка бифуркации (проигрался в ее жизни Архетип «Доброе сердце-Холодное сердце»), когда горячее и любящее сердце юной Калугиной получило первое потрясение — удар, приняло инфекцию зла и мгновенно от боли окаменело. Это событие уронило самооценку героини, и она отринула свою чувствительность, женственность, сексуальность.
Еще: свое состояние после такого удара в сердце спустя много лет после события она описывает Новосельцеву:
«Неважно, что завтракать нужно, ем не потому что хочу, а потому, что нужно (все равно, сердце окаменело).
Ничего не чувствую — давно не плакала».
Все эти слова в ее речи: "получила удар", "мне все равно", "ничего не чувствую" — маркеры, которые указывают на Архетип «Доброе сердце-Холодное сердце».
Вот еще об этом из уст Новосельцева, когда он потерпел сокрушительное поражение в попытке получить благосклонность от нее во время ухаживания, он  (подтверждая окаменелость ее сердца — ведь со стороны виднее) выкрикивает  ей такие слова:
«У вас нет сердца, нет ничего человеческого; нет сердца, потому что в голове одни цифры!»
Эти слова - также маркеры Архетипа сердец.
О своем состоянии души Калугина поет в песне:
«Отзвуки душевной непогоды, в сердце одиночество, печаль...» - в этих словах перед нами проступил ее Архетип «Государство», на троне которого сидит самозванка по имени "Одиночество". А произошла такая смута в ее Государстве потому, что юная Калугина выбрала для защиты от предательства мужчин одиночество как способ жизни в этом мире зла.
Относительно результатов первого опыта в любви она находится в Архетипе Сезонности на затянувшемся этапе «Зима» — все в ее душе застыло, замерло, похоронено и подвергнуто забвению. Но тут получается неплохо в том плане, что ее «Зима» в отношениях должна согласно неизменному циклу сезонности смениться «Весной», а это благодатный цикл для начала новой любви, что потом и происходит по сюжету фильма. И даже потом в конце фильма сезон Лето наступил — рождение через год после свадьбы ребенка. Так что она находилась до встречи с Новосельцевым в стартовом для отношений сезоне «Зима», когда прежние отношения, вызвавшие боль, умерли и была произведена подготовка для новых отношений.
А у Калугиной плоды ее Архетипа Сезонности (по возрасту это период конец лета - начало осени)— это высокие достижения в карьере, ее статусность, должность директора. Здесь опять до удивления их Архетипы сезонности совпадают и дополняют друг друга, только разных сезонностей (у Калугиной по Сезонности возраста «Лето», а у Новосельцева по Сезонности отношений — тоже «Лето»). У Новосельцева не сложилась карьера, но есть дети. А у Калугиной — нет семьи и отсутствие детей, но успешная карьера. Соединив свои судьбы, они могли сделать эти плоды общим достоянием. И тут Архетипы их в ладу.
Кстати, о своем сезоне "Осень" (по возрасту) она поет в песне:
«Осень жизни, как и осень года, надо не скорбя благословить!»


Старые отношения, наконец, были вытеснены после таких усилий Новосельцева (устроил скандал публичный, высказал ей в лицо о ее сухости и черствости, потом радовался тому, что она плачет, как настоящая женщина) и произошло пробуждение той Калугиной, которой она была когда-то, до потрясения от измены жениха. И эту серьезную работу провел тихий и скромный недотепа (по словам секретарши) Новосельцев методом шоковой психотерапии (вероятно, интуитивно).


В момент измены любимого ею когда-то человека Калугина произвела переворот в своем Архетипе «Государство»: на смену молодой красавице Королеве Людмиле пришла особа-самозванка, которой мне даже трудно подобрать имя: это гремучая смесь низкой самооценки, уязвленного самолюбия, и отрицания женственности — когда человек уже не видит себя красивой и привлекательной женщиной, способной нравиться мужчинам и имеющей шанс еще раз построить отношения с учетом уроков Архетипа «Дороги».
Скорее всего имя Самозванке — Беспросветное Одиночество с набором всех мужских качеств, которые позволили ей сделать карьеру.
В результате после травматической ситуации в первой любви около 12 лет назад и  наложения Архетипов:
«Доброе Сердце-Холодное Сердце» (Лед, бесчувствие)    и
«Государство» (Беспросветное одиночество),
а также Сезонности по отношениям  ( Зима)  - мы видим на выходе 
такое существо, которое предстало перед нами в первых кадрах фильма «Служебный роман»: женщина в мешковатой невыразительной одежде невнятного цвета, на вид от 45 до 50 лет, с зачесанными назад волосами и без всякого выражения чувств на лице. И это очень замечательный директор, но никак не женщина, которая находится в расцвете лет и должна радоваться своим
 достижениям в карьере,  быть счастливой от всего. Это скорее «мужик в юбке».
Когда Самохвалов приглашает ее к себе на вечеринку по поводу назначения его на новую должность, то она уединяется ото всех в другой комнате. Но это оказалось очень на руку Новосельцеву, ведь ему не нужны были свидетели для осуществления его плана. Тут и появляется он с целью пофлиртовать с Калугиной   и говорит:
  - Вам не скучно, Людмила Прокофьевна?
  - Нет! Я привыкла находиться одна, поэтому мне не бывает скучно, - отвечает она.
Ничего, кроме своей потери в юности любимого, она бессознательно не помнит и не
замечает. Даже свой цветущий возраст она маскирует. Так ей проще отвлечь  окружающих от вопроса, почему она не замужем.
Новосельцеву она говорит в минуту откровенности:
  - Превратила себя в старуху, а мне ведь только 36 лет!
Во время неумелого ухаживания Новосельцева, она ничего, кроме презрения и негодования не почувствовала (как видно это касалось не только лично Новосельцева, но и всех мужчин), а когда выведенный из себя ее «отмороженностью» он сказал ей правду, которую раньше говорили другие служащие учреждения только за ее спиной, она впервые обратила внимание на этого недотепу в ее глазах, оказавшегося еще и дебоширом. При этом она на другой день плачет при  новых оскорблениях от Новосельцева — это сработал архетип «Доброе
Сердце-Холодное Сердце», он отозвался слезами, когда правда коснулась сердца самой Калугиной. Это было при таких обстоятельствах:  неуклюжий и совершенно невменяемый от страха Новосельцев приходит к ней в кабинет и просит прощения оригинальным образом. Калугина чувствует, что теперь она в сильной позиции перед Новосельцевым и может взять реванш за вчерашнее публичное оскорбление.

  - Вы позволили себе утверждать, что во мне нет ничего человеческого!
  - Мало ли я что вчера болтал, на меня не стоит обращать внимание.
  - Нет, надо, почему же не надо? Вчера Вы меня публично оклеветали, оскорбили.
Все, что Вы говорили — это ложь. Вы утверждали, что я черствая!
  - Мягкая! -  Бубнит будто для себя Новосельцев.
  - Бесчеловечная!
  - Человечная!
  - Бессердечная!
  - Сердечная!
  - Сухая!
  - Мокрая!

После этих слов, где Новосельцев пытается, на самом деле, опровергнуть тот портрет сущности Калугиной на троне ее Государства, который, сама не зная, она рисует: "черствая", "бесчеловечная", "бессердечная..."  - ее впервые пробивает  на слезы. Это плачет ее женщина, которая хочет любви; та, которая человечна, сердечна, "мокрая" и свергнута с трона. Она - это отринутая ею часть души, услышала!!!
А Новосельцев, по сути, описывает портрет настоящей Калугиной: "мягкая", "человечная", "мокрая". И Самозванка, побежденная правдой Анатолия Ефремовича, слетает с трона. Калугина рыдает.

Поплакав, она вдруг выдает правду своего сердца, свою тайную боль Новосельцеву о себе:

  - Вам хорошо, Анатолий Ефремович, у Вас дети! А я совсем одна! Я совсем одна... Утром встану и заставляю себя варить кофе... Я так давно не плакала. Иногда хочется поплакать, но что я буду реветь одна, это все равно, как алкоголик...   
Мне хочется иногда  поплакать.   
 
Это признания души, страдающей от своего одиночества, от засилья той Самозванки, которая возглавляет «Государство» Калугиной.
Этот момент говорит о том, что слезы Калугиной смыли Самозванку в ее Государстве с трона и правда вышла на свет Божий. Так произошло изменение в ее сердце и в отношении к Новосельцеву, когда рассказала ему о себе, что тоже произвело переворот в его понимании этой женщины, такой несчастной и нуждающейся в утешении. Он даже предложил ей, когда захочется поплакать, приглашать его, чтобы не быть одной.

Но после того, как Калугина успокоилась и самозванка опять вернулась на трон, Людмила Прокофьевна говорит уже такие слова:
  - Все у меня отлично и превосходно! Лучше и быть не может!    Личная жизнь — что? Дело, знаете, не только в личной жизни. Подумаешь, личная жизнь! Есть много
других интересов! Я руковожу учреждением!
Здесь мы явно слышим речь Самозванки на троне Государства Калугиной, которая после некоторого замешательства опять воссела во главе Государства  и стала петь свои  песни.
Благодаря титаническим усилиям «психотерапевта» Новосельцева у Калугиной опять пробуждается ее душа, когда он горестно отвечает на слова самозванки:
  - Я думал, что Вы тогда утром были настоящей (когда она плакала и признавалась в страдании от одиночества).
Опять эти слова Новосельцева обращаются к той ее субличности, которую она только что сместила с трона — настоящей Калугиной.
И после этих слов Калугина вдруг у секретарши начинает интересоваться, как надо выглядеть, ходить женственно и одеваться. Происходит процесс трансформации ее Души и воцарения на престоле Государства той, смещенной когда-то женщины, что приводит окружающих в большое удивление (первое ее появление в модном, удобном и не директорском платье на работе).
Также интересно проигрался у Калугиной и Новосельцева Архетип «Распутье». После зарождения отношений и вхождения их в точку кульминации герои оказались на перекрестке своих дорог (Архетип «Распутье») и должны были выбрать путь, куда идти. Туда, где написано было «семья», или разбрестись по сторонам.
Оба, напуганные своими прежними опытами отношений, а также и новыми чувствами, боялись признаться себе в том, что любимы взаимно. Он начал свое предложение руки и сердца с антипредложения (но об этом позже). А она точно также начала со слов антирекламы себя:
  - Вы такой симпатичный! (ее, конечно, же поразила его мягкость и сочувствие, когда она расплакалась и отводила душу). А я вся в работе!
Я могу испортить жизнь даже такому симпатичному, как Вы.
Жизнь устоялась, сложилась. Я старый холостяк.
Но это хорошо сработало у них обоих. Они поняли друг друга, хотя со стороны это мне показалось призывом:
«Не женитесь на мне!»

И после «Антипредложения» Новосельцева и его вопроса ребром:
«Вы отказываете мне?» - ответ: «Нет...Да...» (полная неясность, она излагает несколько решений). Но они оба поняли это, как согласие, потому что говорили на языке своей любви и хорошо понимали друг друга. Выделяем слова: "Да ... нет" — это маркеры Архетипа Распутья.
С этого момента и еще одного конфликта началась новая дорога у Калугиной и Новосельцева, теперь общая.


Рецензии