Проекция жизни в шестеренках времени

  Видео спектакль «Рассказ о семи повешенных».
По повести Леонида Андреева.
Режиссер - Станислав Трусенко.
Ассистенты и операторы:
Юлиия Чербаржи, Алексей Белов, Майя Натариус, Евгений Хвостылёв, Наталья Ферман.
В спектакле заняты:
Валерия Мельчакова, Тиму Тхватуллин, Сергей Хвостылёв, Бэла Токмакова,
Анна Столбовая, Ирина Быкова, Асия Ерохина, Диана Белова, Лиза Чёрная.
Театр «МТ» 2016.
В спектакле «Рассказ о семи повешенных» Станислав Трусенко предлагает нам особую форму познания внутреннего мира человека и главной целью этого изучения сосредоточено на понятиях человеческого бытия, жизни, смети, свободы и узы взаимосвязи между ними. В этом проекте он предлагает новую трактовку истории из одноименной повести Леонида Андреева и здесь в ней нам предлагается совершить философский путь познания поиска уз взаимосвязи эти основных понятий мироздания на разных уровнях человеческого сознания. В спектакле этот путь осмысления сосредоточен в замкнутом пространство и здесь главным фактором определяющем это пространство является понятие времени и её расположенность. В этой истории это временное пространство  условно определяется отрезком безвременности, в его условных временных границах персонажи спектакля находятся в точке между жизнью и смертью.
Понимание особенности жизни человека на этом временном отрезке в спектакле  создаётся через раскрытие взаимосвязи пространства и времени в этом состоянии. Субстанция времени в спектакле относительна и многомерна и понимание времени концептуально, его ход и течение взаимосвязано с человеческим сознанием, в сюжетном пространстве оно находит индивидуальное раскрытие в образах персонажей этой истории. В одной концепции его восприятия время обезличено, его лики визуализированы с помощью потертых шестеренок старых часов, которые вращаются с характерным механическим звуком.  Они создают особое аудиовизуальное оформление сценическим картина спектакля, этот звук времени наполняют плоскость события различными механистическими звуками, оттенки которых и визуальные образы меняются в зависимости от смыслового подтекста сценической картины.
В одной из концепции эти часы разрезают тишину замкнутого пространства своими звуками вращающихся шестеренок и этим они воплощают образ механической, обезличенной машины обратного отсчета, которая сокращает отрезок времени между жизнью и смертью. В сюжетной линии спектакля, эти концептуальные картины на подсознательном уровне создают ассоциативный образ цинизма машины власти, подписавшей смертный приговор людям по анонимному доносу. В этой концепции тиканье часов и вращение шестеренок визуализирует приближение казни и сужение пространства их жизни. Подобное дуальное видение проводит незримую границу между людьми, осужденными на смерть и теми, кто вынес этот приговор и в этой концепции формата «палача и жертвы» присутствует понимание грядущего необратимого наказания, которое будет приведено в исполнение обезличенными палачами - шестеренками машины власти.
В пространстве воплощения этого замысла внимание зрителя фокусируется на процессе формирования индивидуального понимания преступления и наказания и в этом современном воплощении повести Леонида Андреева персонажи следуют разными тропами философского осмысления, которые приводят их к новому пониманию свободы и несвободы. В финальной точке этой тропы её вектор осмысления приводит персонажей к различным выводам, и эти различия проводят виртуальную линию раздела между ними. Одни из них, в начальных точках их пути находятся в состоянии отчаяньем человека обреченного на смерть и здесь в ней они закованы кандалами страха и ужаса ожидания финального часа. Их процесс осмысления в этой пиковой точке жизни приводит их переосмыслению базовых понятий собственного видения мировоззрения и это освобождает их от кандалов и цепей страха. В точке этого пути они обретают другое понимание своего предназначения, совершают победу над собой и разрывают сковывающие их оковы страха.
Спектакль «Рассказ о семи повешенных» в другой проекции отрезка безвременья визуализирует персонажей по другую сторону этой разделительной линии и здесь эти персонажи символичны рассматриваются в той же системе жизненных координат. Этот подход в раскрытии этой плоскости позволяет зрителю провести сравнительный анализ и сопоставление с людьми в ожидании исполнения смертного приговора. Спектакль «Рассказ о семи повешенных» символично объединяет лики этих персонажей в один, который синтезирован в образ некого министра, получившего донос о грядущем покушении на него. Его образ в портретной галерее персонажей воплощен ликом человека власти,  высокопоставленный чиновник, с ярко выраженным синдромом полубога, окруженного покорными исполнителями его воли, которые вершат правосудие по его указке.
Сюжетная линия этой истории создаёт точку, в которой он осознаёт угрозу, нависшую над его жизнью, в этот момент в его глазах блаженное самодовольство сменяется ликами страха смерти, боязни утраты власти и благополучия. В спектакле бастионы крепости его власти символически воплощены картинами вышек над тюремной зоной, окруженной высокими заборами с колючей проволокой, зарешеченными окнами, массивными тюремными дверьми и безликими охранниками. Эти силовые блоки его бастионов визуализирует опору защиты иерархии власти от окружающего мира людей и здесь эти бастионы являются инструментами страха и запугивания обыкновенных людей и всех кто может покуситься на незыблемость власти и благополучия.
Сюжетная линия спектакля визуализирует работу этой машины власти, чьи жернова нацелены на уничтожение любого, кто угрожает или может представлять опасность их могуществу, образы, которых здесь символично воплощены в семи приговоренных к смерти. Их смертный приговор визуализирует беспомощность этой машины подавления человеческой воли. В «Рассказе о семи повешенных»  Станислав Трусенко рассказывает нам историю написанную Леонидом Андреевым в прошлом веке и в её современном прочтении сюжетная линия приближает эту истории к реалиям нашего времени. Сегодня каждый из нас легко увидит отчетливые картин событий нашего времени, в котором те же шестеренки машины власти продолжают корежить человеческие жизни во благо незыблемости могущества власти и линия разделяющая между этими двумя мирами не поблёкла от времени.


Рецензии