Всполохи памяти. повесть о дяде Володе Бехтереве

На фото дядя Володя в 20 лет- и в 40 лет, а я посередине.

( 22 Мая – 1 Апреля )Даты рождения и ухода.
________________________

« МОЛЕКУЛА»

«Куда опять моя молекула закатилась? Ритка, вернись»!
Этот зов-  одно из первых воспоминаний о папином младшем брате-погодке,  обожаемом дяде Володе, когда мы встречались в Баклашах.
А «закатить» меня могло куда угодно., сбрасывая панамку на  бегу.Тогда я ещё говорила «БаклаФы» и конфузилась от этого.
Ходили мы с ним летом в одних трусах и босиком.Точнее сказать, ходил он семимильными шагами, а я каталась на его плечах или согнутой руке. По бабулиному выражению – я была его обезьянкой.
Во дворе особый азарт у меня вызывал разноцветный петух. С курами он был важный, а со мной обращался в паническое бегство, заканчивающееся обмороком. А мне всего лишь хотелось пощупать «масляну головушку и шёлкову бородушку». Дядя, реанимируя петуха, предлагал мне взамен щупать его головушку, но я упрямо отвечала:»Не-а, у тебя жёстко».
По характеру он часто бывал молчалив, задумчив, мрачен.Так что, не особо и замечал меня на себе, пока я не исчезала. Сам он меня никогда не ласкал, но мои бурные ласки терпел спокойно. До тех пор, пока я не залезла ему …в рот.Тогда он нечаянно меня легонько шлёпнул от неожиданности и велел никогда и ни с кем это не повторять. А мне  ни в чьи губы и самой не хотелось, кроме его. А моя непрерывная болтовня и смех его не раздражали, он просто выключал меня , как радио, одним коротким словом.

              БЕЛЫЙ ГОРОД СОЛНЦА

Таким мне запомнился ШЕЛЕХОВ той поры: юным, светлым и радостным, как и его жители. Мой ровесник, в котором прошло самое счастливое первое 7-летие жизни. Двухэтажные улицы сплошь утопали вёснами в белой кипени яблонь. Наши дома тоже были белые, с крышами со скатом, с уютными крылечками.Пожилых людей ещё было мало, но и они были довольны и улыбчивы. Соседи все были по-семейному дружны между собой.Никто никого не обижал и не терял:ни детей, ни животных.Уличное зверьё было как бы прикреплено к каждому дому.Была круговая порука любви  между соседями, природой и зверьём. Никого не было за бортом жизни. Эта прививка любви ко всему живому в окружающем мире осталась во мне навсегда, как и тяга к братству. Эта любовь у всех была без громких слов, естественна,как дыхание.
О дяде Володе невозможно вспоминать без привязки к моим родителям, ведь они тогда были почти неразлучны, живя через улицу друг от друга. Он с папой часто приходил забирать меня «с балета» в клуб «Строитель», где сейчас церковь. Мы танцевали «Танец маленьких лебедей»  под музыку, все в белом! Но дядя скептически наблюдал за моим перевоплощением, ловя на себе восхищённые женские взгляды и шёпот:»Смотри, какой синеглазый брюнет, бывают же такие красавчики!»
 А дома нам открывала дверь мама., светящаяся радостью встречи.Гогочущие братья переодевали в мальчиковый коричневый костюм с начёсом- и начинали меня валять по полу.Это дядя обучал меня приёмам вольной борьбы.Мама сердилась;
 - Оставьте девчонку в покое! Вадим, рожу я тебе ещё пацана, обещала же!
- Как бы не так – Ритка – наша братия !  - Весело возражал дядя, - балет тут развели .
И ржал по-жеребячьи, продолжая кататься со мной по полу, дуя в мою льняную чёлку.
 - Придурки. – Беззлобно отозвалась мама.
 Она запомнилась мне навсегда в дверном проёме, как в картинной раме, похожая на яркую бабочку.В ярком цветастом халатике, кокетливой косынку с оборками, сшитой для неё бабулей, с прижатой к груди новой зелёной поваренной книгой – подарок дедули с подписью, чтобы папу кормила правильно.Голову она всегда держала так высоко, что умудрялась смотреть на братьев сверху вниз, несмотря на свой маленький ростик.Это считалось достоинством тогда:»Маленькие женщины созданы для любви,чтобы носить их на руках». Мама была довольна произведённым эффектом Ведь братья застыли на месте, глядя на неё, забыв и про меня и про всё остальное.Дядя смотрел на неё, как всегда восхищённо-весело, а папа чуть ревниво. А мама на них обоих – с победоносной кокетливой улыбкой.Отлично сыграв роль настоящей хозяюшки – она пригласила всех к столу. После чего поспешила на кухню, где с её появлением сразу становилось шумно и весело даже кастрюлям.
  А я, как всегда, путалась у них под ногами, будучи неотъемлемой частью их молодой,безоблачной жизни.Лёгкой горчинкой иногда лишь примешивалась папина ревность брата к жене. Почему-то братья в любых вопросах до конца жизни считали себя в …тени друг друга…Они были разные, но каждый уникален по-своему.
Как-то дядя, видя очередную смену настроения у папы, уходя.попросил:
 - Вадик, проводи меня с Риткой до угла.
Сначала они шли молча, а я трещала без умолку, пытаясь их рассмешить, чтобы разрядить обстановку.
 - Не бузи, Вадик, - дядя с нежностью взглянул папе в глаза
 - А я разве что-то сказал? – упёрся папа
 - Я же тебя с детства знаю: если твоё покашливание переходит в львиный рык- значит, недоволен.
( Впрочем, и моё пристрастие к дяде папу явно раздражало.)
  - Лена никого никогда не подпустит к себе,кроме тебя – кремень девка.Тебе с ней повезло.Я люблю её только как твою жену , она же наша.
-Да знаю я , - вздохнул папа и крепко обнял брата.
Дядя до конца жизни оставался поджарым и жилистым,скороходом.Весь прямостойный, высокий, с гордо посаженной головой.Весь в броне ото всех, сохраняя дистанцию с холодной иронией.Может, поэтому, папе и бросалась в глаза дядина нежность к маме и ко мне.Неизменная нежность.
А спортивная выправка у него осталась, наверное, после иркутского ИВАТУ.Но военным он не стал а закончил политех , где и работал потом физиком в лаборатории. Краем уха я слышала от папы, что дядя открыл не одно изобретение, плодами коих пользовались предприимчивые коллеги,делая на них диссертации. Но дядю не интересовала карьера, он был в этом смысле не от мира сего и претензий ни к кому не имел. Он был мужиком в лучшем смысле этого слова: надёжным и интеллигентным. Оба брата  были воспитаны интеллигентами высшей пробы, выходцами из семьи, где ни разу не видели рукоприкладства и не слышали бранного слова.
 А что касается ИВАТУ, то там под занавес произошёл инцидент, показавший дядин характер и положивший конец военному поприщу. Вышестоящий по званию влепил дяде пощёчину в строю при всех.Дядя тут же отвесил ему ответную пощёчину.Его родители всегда нам всем внушали, что человеческое лицо – неприкосновенно.
 
КУДА МОЯ МОЛЕКУЛА ЗАКАТИЛАСЬ?..

В начальной школе мы жили в Мегете и до лета с дядей не виделись. Я подросла и дядя стал привыкать ко мне заново, стал строже, не зная толком-как теперь себя со мной вести. Я же вытянулась, оформилась, даже губы налились и стали похожи на розовый бутон.Превращение в «Лолиту» было явно преждевременным и ненужным. Когда мы встретились в Баклашах в летние каникулы, он явно растерялся. В глазах его, как будто, метался один вопрос:»А куда моя молекула опять закатилась?..Ритка, вернись!»
Да я бы и рада…Теперь уже на нём , увы, не покатаешься.А в душе-то я осталась навсегда ребёнком.
НА ЗАМШЕВОЙ ГОРЕ

Как-то спозаранку он быстро зашагал  к горе на другом берегу Иркута.Бабуля успела сунуть ему в рюкзачок какой-то перекус.Я, босая, бросилась за ним следом, не обращая внимания на шумные протесты с обоих сторон. Ведь одной мне туда на лодке не переправиться, а так хотелось потрогать любимые замшевые горы в сосновой оторочке. Напрасно баба кричала мне вслед, что гора змеиная, что дядя привык уходить в лес один – всё мимо.Я успела запрыгнуть в лодку.Дядя не взглянул в мою сторонк, иолько ноздри его нервно раздувались.Когда мы вышли на сушу он сухо предупредил:
- Учти, не пощажу, под твой шаг не буду подстраиваться.Усвоила?
 - Угу.
                Вот гадство, ничего я там не увидела и не запомнила,кроме стремительно удаляющегося дяди.Но им я могла налюбоваться и дома.
 - Привал.
Дядя сел на траву.- Заправка, говорю.- Он высыпал огородную снедь и стал хрустеть огурцом.
А я, умотанная погоней за ним, распласталась неподалёку, раскинув руки и босые пятки в разные стороны, дыхание сбилось. Вот небо я хорошо разглядела.
-Всё, хорош, иди есть,а то не останется.- напомнил дядя
Я подползла к нему на четвереньках, изображая собаку.На тот момент из его рта ещё торчало длинное перо зелёного лука.Я дурашливо вцепилась в свободный кончик лука зубами и, рыча, начала его жевать, мотая головой.Дядя невольно заржал и стало оегко, напряжение спало.
 - Как Вадик?-Улыбка ещё не спешила сойти с его лица
- Сейчас всё расскажу.А ты хоть понимаешь, что мы одни на этой вершине?
- Не обольщайся, помимо нас повсюду кишит невидимый мир духов, ну, или очень редко видимый, хотим мы этого или нет.
 - А-а…-Я начала опасливо озираться
- Подъём.- Он уже шёл умеренным шагом, но я нарочно следовала сзади, чтобы ему не мешать.
  В следующий раз на рассвете он уходил туда не тайком, а подошёл ко мне, подул в чёлку и улыбнулся:
- Обуйся
(Значит, я вела себя правильно)
 На привале я задала ему давний вопрос:
 - Дядя Володя, родня переживает, что ты вёснами сбегаешь один в тайгу,Тебе там не страшно ночевать?
 - …Наверное, страх где-то  бывает, ведь иной бродяга может прирезать за банку консервов.Но это сильнее  меня.Тебе ли объяснять,если ты сама сбегаешь в лес одна, а  для тебя это ещё опаснее.Всё ты понимаешь про это, нечего и спрашивать.
ТЁМНАЯ ВЕЧЕРЯ  ИЛИ ЛЕБЕДИНАЯ ВЕРНОСТЬ

Однажды к дяде в Баклаши заехали его иркутские приятели.Стол для трапезы почему-то занесли в горницу, где мы с бабулей почивали на высокой кружевной постели.Это была самая светлая комната в доме. Даже сквозь запертые ствни туда пробивались солнечные лучи.Но тот вечер запомнился мне погружённым в темноту, а свет шёл из двери только на дядю.
Я вбежала туда , когда он смешил всех анекдотом про бабью ж..у,но резко замолк при моём появлении.
 - А что было дальше?-поинтересовалась я.Мужчины сконфуженно ухмыльнулись.
 - А дальше тебе пора заправиться,пока картошечка ещё горячая. Дай тарелку,- улыбнулся дядя.
Разговор свернулся на тему мужской полигамности. Про меня все забыли уже.И вдруг я выпалила:
 _-Неправда! Верность есть! И даже у лебедей!
 - В сказках ? – усмехнулись  гости, - а мы тут про жизнь говорим.
 - И даже у лебедей есть верность! Лебедь, потеряв пару.бросается вниз со скалы, чтоб разбиться!
- Это всё лирика. Кушай  и не спорь со старшими. Ну, племянница у тебя растёт, прямо смерть мужикам будет. Главное, что хорошенькая.
Я опустила голову и в мою тарелку закапали слёзы.
Дядя встал,  прижал  к своей груди мою голову и положил на неё свою большую  горячую ладонь и гаркнул:
- Всё. Тихо.Про лебединые пары – научно доказанный факт, слцшите?
Потом он шёпотом заговорил мне на ухо:
 - И в человеческую верность верь – так надо. ..-Я хочу, чтоб у тебя так и
было.
Я сразу успокоилась под его ладонью, затихла. И подумала, что ему-то я точно буду самой верной племянницей.
Не имею понятия об его отношении к собственной супружеской верности в его  3-х браках.Тема жён была для всех наглухо закрыта. Изредка он мог  пройтись только по теме «тёщенек» - с безобидной  иронией.
Но благодарная память ему с той тёмной вечери теплится в сердце негасимой лампадкой , поддерживая меня в неравной схватке с жизнью.
Глава ФИЗИК – ЛИРИК
Когда дядя работал в политехе  физиком , а мы уже жили в старом Иркутске, то папа пытался обратить брата  в сторону научной карьеры. как у него шли дела в ВУЗе, но дядя  иронично отвечал. наливая очередную стопку обоим:
 -Умеешь жить, Вадик. Не мешай мне – не уметь.
  Иногда, когда мне становилось совсем больно жить, я приезжала к нему на работу. Моя невзрослеющая душа была ранима, как оголённая проводка. Но я не знала кому и какими словами передать свою боль. И ему не могла, но с ним становилось легче, хоть я и молчала. Когда я переступала его порог, его хмурое лицо освещалось радостной улыбкой, он спешно собирался и мы уезжали бродить по старинным улочкам в деревянном кружеве, так ему нравилось. А меня тянуло к его родной духовной силе.  Однажды, на выходе с его работы, нам повстречался его коллега и показав на меня, что-то ему тихо сказал, ухмыльнувшись:
 = Ду-ра. – Ответил дядя
- А что такое дура, если это про мужчину?
- Хоть про кого. Если  дура – это надолго.
    
Когда-то мы брели вечером в кружащем листопаде  по каменному чреву Иркутска. Моросил дождь, мы были без зонтов, но никуда не спешили, было уютно молчать вдвоём плечо к плечу. Дядя говорил  с тихи Блока, он знал их наизусть с юности. В том числе и белый стих , посвящённый юной девушке, будущей поэтессе  и монахине – Кузьминой-Караваевой: « Когда Вы стоите передо мной такая красивая, но такая измученная»…
Вдруг он резко остановился:
 - Как хочется горячего кофе!
 - Пойдём к нам, отсюда уже рукой подать до нашей улицы Халтурина, попьём
-…Нет…Иркутск разделил нас с Вадиком, развёл в разные стороны  наши жизни, к сожалению. ..Зайдём в кафе и снова будет наш Блок.
 Он выбирал столик в углу у окна. Отхлебнув пару глотков обжигающего кофе, он пристально посмотрел мне в глаза:
 - Кто он? Доверь мне свою печаль и я уничтожу его!  Не бойся – я и без ножа могу зарезать.
 - Вот и мама говорит, что у вас с дедуле язык, как бритва – нож не нужен.
 -…Она так сказала?..Так ты будешь отвечать? Я не собираюсь тебя жалеть, успокой свою гордость, я не из добреньких.
- А тогда почему мне легче после тебя? Мне так всегда не хватает жалости к себе и вообще жалости в жизни. А к тебе душа льнёт за облегчением
- Потому что ты подпитываешься моей силой, а не жалостью. Учись быть морально сильной, ты же  моя кость.
 Рита, я тебе сейчас скажу одну вещь, дам ориентир при выборе людей-друзей, ты слишком доверчива и распахнута, так нельзя, не обесценивай себя. .Поосторожнее с людьми, особливо со сладенькими. Слушай. Со-страдать, со-чувствовать-  способен даже случайный прохожий. Это дегко для человеческой природы. Но как редко люди умеют  со-радоваться! Искренне, в душе, а не словесно. Фальшивые эмоции всё равно заметны.
Преданное сердце – это всё равно что встретить алмаз в куче навоза . Не верь словам никогда – только поступкам.
 - А я  кто тебе? Моему сердцу ты веришь?
-  Ты же моя . – дядя удивлённо улыбнулся.
…Разноцветный  лист прилип к мокрому окну  и казалось, тоже  внимал моему любимому человеку.

            ЦВЕТУЩИЙ   МАЙ

Дядин день рождения 22 Мая – в день св. Николы  вешнего. Правда, он некрещёный.
 Вечером надо было его поздравить, а утром был экзамен в музыкальной школе. Перед  своим выступлением я зашла в туалет « по-маленькому» - и вскрикнула: на белье алела кровь…Так вот о чём хотела меня предупредить моя родительница, когда я пульнула в неё подушкой. Гремела музыка, рояль не унимался. М ой фартук белоснежный, в окошке  яблонь  белая кипень цветенья. .А у меня…
Играла я джазовую вещицу – Делло Джойо  ( США ). Мою замечательную учительницу Маргариту Александровну Коган огорчили до слёз замечанием в выборе  репертуара.
 Когда я получила первый свой паспорт, то родители дома его торжественно распахивают и - …мама вскрикивает, у папы раздаётся львиный рык. Он нервно закуривает, громко хлопает дверь. В чём дело? Я , растяпа по жизни, не проверила  отчество своё, а оно стояло  «Владимировна»  вместо «Вадимовна» - дядино.
До сих пор ничего не проверяю: либо забываю, либо доверяю.

   ДЕНЬ  РОЖДЕНИЯ

 Дяде исполнилось сорок лет, но он пренебрёг суеверием и решил его отметить, пригласив только моих родителей . А мне в ту дату было 17 лет. Я вручила ему букет розовых роз.
 - Почему розовых?- улыбнулся он, по-юношески стройный и лёгкий. А папа подарил ему полное собрание стихов его любимого Блока.
- Вадик, у меня в жизни не было подарка дороже. – Растрогался именинник.
Потом он включил музыку и велел всем танцевать  вальс . Он сходу начал меня обучать вальсу всерьёз, двигаясь изящно в такт музыке. А я медведицей топталась на его ногах. Вот если бы мне «Шизгару» включили, тогда всем становилось жарко.  Вскоре за столом гости стали нетерпеливо бить по тарелкам вилками. Но дядя, прежде чем выпустить меня из объятий, тихо сказал мне на ухо:
 - Не хочу, чтобы ты влюблялась по жизни , а ты будешь!
 - Почему?- Удивилась я и снова залезла ему на ногу.
 - А не хочу, чтобы ты распадалась на атом ы!
…Вот те на, как в воду глядел…

  РАЗБРОД

Дядя не одобрил бы меня , если бы я создала его прилизанный, идеализированный портрет. В нём достаточно внутренней мужской силы духа и юмора для принятия любой информации о себе, лишь бы это было правдиво.  Когда мама в очередной раз подала на развод с папой  и не пускала его домой, это совпало и с разводом дяди со второй женой . Он как-то приехал с работы к нам впервые с ночевой. Мама встретила его без обычной ко всем приветливой улыбки, что совершенно не смутило его.Он привычно повеселел при виде нас. Мама тут же ушла в спальню, хлопнув дверью. Дядя сам приготовил свою любимую картошечку и мы отлично поужинали втроём: дядя, брат Андрейка  , с обожанием  глядящий на него ,ну, и я, естественно, не сводящая с него глаз. Дядя откровенно завидовал папе, что у него есть сын, ведь в его жизни этого не случилось.
Перед сном я услышала дядино жеребячье ржание и звонкую оплеуху. Вбежав в кухню, я застала там такую картину: на полу рассыпаны игральные карты с голыми тётками, дядя дурашливо потирает красное пятно на щеке, а мама рычит  со свирепым лицом:
 - Ах ты, засланный казачок! Сам бы ты в жизни до такого предложения не додумался! Два придурка, с меня одного Бехтерева  дос таточно.Ты чем лучше? Одна порода б…..я.
После чего она бегом заперлась в своей спальне.
Я любезно предложила дяде свою односпальную койку, сдерживая невольный смешок. Когда я пожелала ему спокойной ночи. увидела, что его ноги не вмещаются в длину, а глаза шкодливо- весёлые, как у второгодника.
Мне показалось, что возрастной разрыв между нами стал стираться, а я уже не племянница, а его младшая сестрёнка. С этими мыслями я и скользнула к Андрейке под одеяло. Рано утром дядя уехал на работу. Мама  шёпотом уточнила у меня:
 - А Вовка точно уехал?..Всё тихо было, значит, не позавтракал,дурачок.
И мама жалостливо вздохнула.

      РАЗДВОЕННОСТЬ

В один из приездов в Баклаши дядя озадачил не только меня, но и своих родителей. Я, разумеется, чутко подслушивала.
Бабулю он отвёл в горницу и передал ей икону св. Николая:
 - Мама моя, это покровитель мореплавателей  и мой , наверное, раз я в его день родился. Когда затревожишься обо мне – не плачь, а вынь эту икону из комода и пошепчись с ним по-матерински.
В ответ бабуля всхлипнула и припала головой к его груди:
 - Ох, Вовка, чует моё сердце- ты что-то задумал…Душа заныла…
В ответ дядя нежно обнял её. А деду он отвёл в его крошечную казёнку и вручил ему сувенирную пепельницу в виде …головы…Мефистофеля.
С тех пор я боялась заходить в дедин угол. Он и сам не использовал её по назначению.

    МАТЕРИНСКИЙ ВЕЩИЙ СОН

Годы спустя в ночи раздался страшный бабулин крик сквозь слёзы.(А это была самая спокойная и выдержанная женщина из всех кого я знала).  –
- На Вовку моего сделали наезд! Убили!
- Ну что ты, это же всего лишь сон. – Но баба безутешно рыдала, к тому времени уже овдовевшая. Она твердила, что это не сон. Потом встала , наощупь подошла к комоду и вытащила дядину икону:
 - Пусть он живёт! Пуст ь живёт! Слышишь меня! – Она истово прижала образ к сердцу, как будто сына.
ЧЁРНАЯ РОЗА
«Я послал тебе чёрную розу в бокале  золотого, как небо, аи»- А. БЛОК
В вечернем кафе  в  ту встречу дядя настроен был особенно романтично.Он шутливо взглянул на меня и перефразировал:
- Я б послал тебе розу в бокале золотого,как небо,аи.Но не чёрную, ты же такая светленькая. Но и не белую, чёрный и белый- это антицвета.
- Так какую же?
- Пунцовую.- Он мельком взглянул на мои губы.
 - Так я жду.
 -  В этом заведении  розу тебе могут подать только в виде салата.
 - А мне итак хорошо с тобой, как будто я её уже получила.
 - …Я рад. ..Мне тоже с тобой хорошо и легко…

        ВОПРОСЫ ЕСТЬ – ОТВЕТОВ НЕТ

Как-то он позвонил мне на домашний телефон и сухо сказал:
- Есть разговор.
По его интонации я поняла, что речь пойдёт не о Блоке  и не о розе.
- Наслышан, что ты начала уходить в христианскую веру с головой.
А я приняла уже в 19 лет крещение в Знаменской церкви:
- Человек не выбирает и не меняет родину, религию, родителей. Это данность.
- …Взрослеешь. И всё больше становишься похожа на меня в юности. Но это меня только тревожит.
- Вот и мама сказала, что я тебя копирую, что ты со своим характером проживёшь как мужик, а я намаюсь в жизни.
- Она так сказала ?.  Ради меня ты можешь  стать ласковой с мамой? Молчишь. Они же с братцем не могут ни вместе ни поврозь, ей трудно . И станет легче, будь похитрее, ведь брата твоего она ни разу не наказала за то она в ответ  смягчится к тебе и будет многое тебе прощать, тогда и тебе , что он ластится к ней , это же нормально. А насчёт твоей веры - я не отдам тебя им! Ты лумаешь, они тебя затягивают  для того, чтобы сделать счастливой? Как бы не так – для того, чтобы  обуздать, обезвредить для более слабых овечек.  Обезличить хотят, как во всякой религии – насилие над человеческой индивидуальностью, чтоб все были под одну гребёнку – послушным стадом.
- Не надо так резко и не расстраивайся, я люблю тебя.- Последние слова я уже прошептала  неслышно, стеснялась говорить об этом, а ведь как любила!
- Не уведёшь разговор в сторону. Это правда , что ты готовишься в монахини?!
- Мне здесь не по себе, а в детство не вернут.
-  Исходи из реалий: ты была когда-нибудь склонна к послушанию ? Никогда.  А за монастырским глухим забором оно должно быть абсолютным. Инакомыслие в том общежитии наказуемо.О Боге некогда будет вспомнить в упражнениях послушания и отказа от свободы слова и мысли. А ведь нас создали всех разными  не случайно! Если дёрнешься туда хотя бы на время – потеряешь меня навсегда, не прощу., отрекусь. Твой выбор?
 - Ты, конечно, успокойся, пожалуйста. – А мысленно снова призналась ему в любви.
- - Как хочется кофе! – Мы молча пьём.-  Я не атеист. Я считаю позором нации вандализм над церквями, зверства над священниками, преследование верующих. Но душа и не принимает  земной институт религии, схоластику.На церковь мне хочется смотреть не снизу, где она соприкасается с земным и казённым, а сверху- где она сливается с небом, понимаешь ? Я не атеист, но...
-   Каким ты была очаровательным  чертёнком.  Что же случилось?..Лукавинка была твоей изюминкой. Не надо изменять себе.
Он устало положил свою ладонь на мою и о чём-то загрустил.
 
          ТЯЖЕСТЬ

Дядя позвонил, чтоб я была дома сердце сжалось от дурного предчувствия. .Голос глухой,как не его. Сердце сжалось от дурного предчувствия. Вот он вошёл в мою комнату и плотно закрыл дверь. Не глядя мне в глаза присел на койку  и за руку притянул меня рядом. У меня началась невольная интуитивная дрожь.  Оба молчим. Вдруг он вскочил, нашёл мой фотоальбом в секретере и стал его лихорадочно листать:
- Я же помню то фото, где твои глаза смотрят прямо на меня, я же за ним пришёл,- бормотал он. – Вот твои глаза! 
Он выхватил фото , дрожащими пальцами  подожил в нагрудный карман. Наконец взглянул на меня, крепко сжав за плечи:
- Рита моя…Нам трудно.И с нами трудно. Но мы должны остаться верны себе. Нет в мире этом првды и не пытайся её искать. Но не бойся жить согласно своей душе.  Мы не ангелы и не претендуем казаться лучше других, но мы – настоящие, нам есть что сберегать. Не бойся жить, страшась загробных наказаний, моя девочка. Страшнее и грязнее, чем на этом свете не будет нигде и никогда. Поверь. У тебя на стене – распятие –в человеческий рост!  Надо общаться с живым Христом !  С живым, а не с … Не надо мрачности впускать в девичью  светёлку, что ты делаешь со своей жизнью! А, может, Бог нам будет всем Батей, а не карателем за грехи? Человеческая душа и тело столько страдает на земле, что неужели не пожалеет ?! Может, он только и поймёт, как батя, как знать… Помни, что Он создал нас разными не случайно, оберегай эту разность. Мы должны к нему вернуться такими – какими  Он нас сотворил.  А с земными проявлениями религии будь осторожна: ты им чужая и чуждая, несмотря на словесную паутину о «братстве».
  Помни , что мы с тобой одной породы.
Я не в силах была сказать ни единого слова. Слёзы мои лились так, словно видела я его в ту последнюю встречу- сквозь пелену дождя…
       Когда он ушёл- я рухнула на подушку, чтобы заглушить стон. Зашла мама,присела подле, оторвала моё лицо от подушки и с силой прижала его к своей груди. Я тут же начала проваливаться  в забытье, но на мгновение  оторвалась и увидела, что её глаза и губы болезненно сжаты, до крови.Потом снова опрокинулась в её грудь – нахлынул запах детства , я полностью отключилась…

СИНЕЕ МОРЕ  _ -  БЕЛЫЙ ПАРОХОД

Это прощание было перед его отъездом навсегда в черноморский город Геленджик, к третьей жене. Мы были стёрты заживо с карты этого мира .Дальнейшая душевная близость была для меня уже невозможной.Он всегда мечтал о яхте, а там он работал на корабле морским физиком. Однажды его с приступом язвы забрал вертолёт в американскую клинику, где был такой сервис ! Но после в институт за его пребывание там пришёл такой счёт! 
Там он тоже уходил один вёснами в горы, а я ревновала его к чужой природе и запретила себе о нём думать.Папа с братом его однажды проездом навестили.Никаких возрастных изменений не заметили, кроме седины в жёстком ёршике некогда тёмных волос.Те же облегающие американские джинсы и стремительная походка – не угнаться. И тот же крутой  несгибаемый норов. Один раз вернулся с работы в три часа ночи, горланя неприличный куплет. Жалоба у него была одна на жизнь:
- Картошечка не та.
 Мне он передал коралл и раковину с голосом моря…

                БЕЗ  НАЗВАНИЯ

Сразу после  переезда дяди на юг родители снова сошлись и  переехали на Север, в город Лесосибирск на берегу Енисея. Меня  силой прихватили с собой как ещё незамужнюю.
В том краю папа и получил телеграмму о гибели  брата.  Произошёл наезд машиной, когда он ранним утром шагал на работу. Сон бабули  , увы, оказался вещим..Папа никогда так не горевал, даже об уходе родителей, как о брате. Когда он вернулся с похорон, то впал в такую депрессию, что не вставал с постели и не открывал штор.Будучи уже ректором и профессором  -не мог себя долго заставить выйти  на работу. Когда мама подходила с улицы к дверям, то слышала его вопли:
- Во-ло-дя! Братишка!  Нет!
 Снова вернулась, завязалась нить родной братской крови. Но какая горькая нить.
            
    ГРАЖДАНИН  МИРА

Погиб дядя 1 Апреля  - в день смеха.
А смеялся он на свою  кончину – он живой.
Я не заказывала церковных служб о дядиной душе, ведь никто не знал о том принял ли он крещение..Ставила свечи и снова думала о нём.
После его кончины я стала впервые и регулярно видеть дядю во сне. К моей тихой радости, ведь я при земной жизни никогда не видела его в таком ясном безмятежном состоянии духа, таким улыбчивым и довольным. Не жалеющим, а делящимся со мной своей радостью.
 Запомнился недавний необычный сон. Он трёхметрового роста, в монашеском длинном одеянии с капюшоном на голове. Но не чёрного цвета, а  коричневого, цвета земли, на которой он стоял, ласково мне улыбаясь. Может, это была пустыня, ведь вокруг до горизонта была только земля. Хотелось крикнуть: «Ты что, родной, снова прощаешься со мной ?!»..Но ком застрял в горле.
Он повернулся и стал медленно удаляться. Я присмотрелась – а в левой руке у него была авоська с …картошечкой… Нельзя было его окликать, останавливать.
 Быть может, этот последний маршрут был в сторону…Бати ?..
               
 Но закончить хочется не сном, а уже ставшей призрачной явью.
Душу щемит.когда  вспоминается- как смотрели братья на маму, яркой бабочкой  в проёме двери,как в картинной раме, как в стоп-кадре ленты жизни, когда я путалась у них под ногами, будучи неотъемлемой частью их. ..Те трое  были абсолютно счастливы: хрупким мимолётным счастьем земным.. И хорошо, что им не дано было знать, что то мгновение мимолётно, как и сама человеческая жизнь. Что земной рай будет  потерян для нас навсегда.
Как вспомнится тот застывший  во Времени миг – с молодыми родителями вместе с дядей Володей – то душу щемит так, что перехватывает дыхание…
                ***
 Февраль 2020


Рецензии