Тира на Днестре
===================================
К 7-му веку до Рождества Христова археологи относят основание первых поселений на Лимане Тираса. Это была тогда небольшая фактория с фермой, устроенная греческими выходцами из Милета. по греческому типу, которая ставлена была на торговом пути из Северного Причерноморья в Чёрное и Средиземное Моря. Греки строили этот город на берегу лимана при Днестре. Сейчас там Белгород Днестровский.
Именование города происходит от древнего названия реки Днестр. Греки древние называли его Тираса, а турки звали его Турлой. У скифов, алан и осетин слово «стр-стыр-стира» означает большой.
В 6-м веке до Рождества Христова начинается расцвет этой колонии, которая специализировалась на виноградарстве, гончарном ремесле, рыбоводстве, торговле. Развивается зодческая культура.
Начиная с 5-го века поселение становится похожим на город. Здесь строится небольшая крепость. Место для крепости было выбрано возвышенное, в центре которого установлен был и Акрополь, то есть Верхний Город. Стены крепости охватывали также площадь при Акрополе и небольшие улочки вокруг него.
За пределами Акрополя располагался Нижний город, где жили местные земледельцы и ремесленники. В случае возникновения опасности, а это были степняки, люди из Нижнего города прятались в Акрополе.
На лимане Тираса был построен порт, рядом с ним торговая часть города, которая много раз перестраивалась.
Акрополь сохранился только в своей фундаментной части, поскольку поверх него позже была построена средневековая крепость.
В 4-м веке эта греческая колония начинает чеканить собственные монеты из бронзы, а также золотые статеры трёх типов и серебряные драхмы.
Во 2-м веке до Рождества Христова Тира начинает управляться Царями, кои имена чеканятся на местной монете.
В конце 2-го века до Рождества Христова в Тире начинается спад в её развитии.
В середине 1-го века в городе и округ него начинается гето-дакская экспансия народов, считающих себя бессмертными детьми Бога Залмоксиса. Такая вера позволяла гетам считать себя самыми древними наследниками живших здесь ранее народов, а значит, и претендовать на управление землями и людьми на них живущими.
К конце 1-го века древние торговые связи нарушаются, городское хозяйство постепенно приходит в упадок, средств для защиты города не достаёт. Наконец, в город приходит отряд готов, которые разрушает то, что от него осталось. Но, скорее всего они не разрушают, а войдя в город, не знали, что со всем этим делать. Поставили свои юрты, а через сто лет отправились дальше, на вожделенный Запад, который поглощал и сейчас поглощает весь Солнечный свет и его тепло.
После векового смутного времени история Тиры продолжила свой путь через века. В 1-м веке по Рождеству Христову в Причерноморье приходят римляне. Они восстанавливают город, положение которого на берегу лимана Тирасы римляни посчитали весьма выгодным. Считается, что в восстановлении Тиры принимал участие император Нерон, который включил Тиру состав Римской провинции Нижняя Мёзия.
С середины 1-го века город продолжает чеканку монет, что говорит о его высоком значении и влиянии во всём Причерноморье. Монеты печатали медные, на которых стояли портреты членов Императорских Домов Рима. В Тирской крепости в это время располагается отряд римских легионеров.
До 235-го года по Рождеству Христову, последнего года правления императора Александра Севера, продолжается поддержка Римской колонии в Тирах.
Со второй половины 3-го века начинается готская эпоха истории Причерноморья. По культурным слоям этого времени видно, что город был часто разрушаем, но не полностью, римское присутствие доминирует до конца 4-го века, когда Римом правил Феодосий Первый.
В конце 4-го века город подвергается культурной экспансии гуннов, которые перебрались в районе Тирского лимана через Днестр, и начали продвигаться к границам Римской Империи.
В 375-м году по Рождеству Христову в Тире была выпущена последняя Римская монета с портретом императора Валентиниана. После этого года античный период истории Тиры прекратился.
В течение века Тиры живут сами по себе, часто подвергаемые варварским набегам степняков.
Начиная с конца 5-го века сюда приходит Византия. Теперь город появляется в византийских историях под новым именованием Маврокастрон, то есть Чёрная Крепость. По всей видимости, в крепости по их приходу обосновались племена низшей, чем у Византии, культуры.
Византия полностью изменила облик города и систему его управления. Однако предметы торговли и ремёсла остались прежними; рыба, виноделие, земледельчество, в основе которого остаётся пшеница.
С 6-го века город управляется Византийскими Архонтами, Царём, Сенатом и Народным собранием. Город продолжает выпускать монету, на которой чеканятся символы основных видов деятельности его ремесленников.
Начиная с 9-го века сюда приходят славянские племена, привнеся в зодческий облик древнерусскую культуру. Крепость полностью перестраивается, здесь теперь стоит Детинец, что указывает на установление владельческого принципа управления в форме Княжества. Русь стала называть эту крепость Белым городом, в турецкие времена она звалась как Аккерман, то есть Белая Крепость, ныне место это зовётся Белгород на Днестре.
++++++++++++++++++++
Свидетельство о публикации №220070900825