Психологический портрет героя фильма. Новосельцев

Анатолий Ефремович Новосельцев (главный Герой фильма "Служебный роман")
Новосельцев в фильме «Служебный роман» был отцом-одиночкой, который не потерял своего очарования, хотя у него было двое мальчиков.
И по ходу развития сюжета он показывает свои лучшие человеческие качества. Он такой интуитивный творец, который сумел из окаменевшей души Калугиной сделать живую женщину. Также он проявил себя в Архетипе «Помощник» - помог своей начальнице трансформировать себя.
Но несмотря на то, что судьба его не баловала, Анатолий Ефремович внутренне не сломался под тяжестью обстоятельств, не стал черствым сухарем и не заморозил свое сердце, что делает ему огромную честь.
Он предстает очень разным человеком: в тяжелой ситуации измены жены поставил на первое место существование детей, а не саможаление себя любимого. И один воспитывает своих "шалопаев", и при этом не ноет при окружающих, что ему тяжело. В этом видна его мужская ответственность, сильный стержень. Эта задача - воспитание двух мальчиков, видимо, не позволила ему предаться горю и впасть во все тяжкие.
Он интеллигент, знает неплохо стихи известного поэта Пастернака, выдает их за свои, чтобы произвести впечатление на Калугину, свою начальницу. Становится очень развязным на вечеринке, когда выпил коктейля, и удивил необычно смелым поведением всех сослуживцев, у которых о нем сложилось впечатление: «Безобидный, тихий, отец и мать в одном лице».
Но Новосельцев богатая натура, говорят же, что «в тихом омуте черти водятся», и он устроил флирт с дебошем, когда разошелся на вечеринке друга Самохвалова и начал оскорблять начальницу после неудачного ухаживания.
Здесь, на его примере можно понаблюдать за удивительной работой Архетипа «Государство»: вот на троне тихоня и лапочка Новосельцев, вот он отец, вот он хам и дерзкая безбашенная личность, вот он мать своим детям, вот он трус (в обычное время перед начальницей), вот он друг своей подруге по ВУЗу Ольге Рыжовой. Сам себя он характеризует, как: « Я -крепкий орешек».
А начальница Калугина его характеризует, как: «Вялый, безинициативный. Делом надо заниматься или не заниматься вообще!» Секретарша о нем говорит: «Недотепа». В его Государстве переворот происходит несколько раз в день. То у него преобладает трус («труса празднует!»), то «нахальное Я», то "милейший парень" — друг своим однокашникам.
С Калугиной он поступает жестко на вечеринке, когда его флирт с ней не удался, и он, чувствуя в себе оскорбленного гордого мужчину, выкрикивает ей в лицо при всех сослуживцах:
   - Вам не нравится, как я читаю стихи, как я танцую, как я пою? Потому что в Вас нет ничего человеческого, в Вас нет сердца, потому что у Вас одни цифры в голове. Вы можете меня уволить, но я очень рад, что Вам высказал все это в лицо!
Вот в его Государстве сорвавшийся с цепи "правдоруб". Но когда после ночи он, уже побитый собственными угрызениями совести, приходит на работу в страхе от должного наказания, и ему рисуется неминуемое увольнение, то выглядит ужасно — мужчины там не осталось: запинается, не может собраться с мыслями.
Когда он начинает перед Калугиной мямлить и говорить слова извинения, то практически ставит диагноз происходящего в его Государстве:
   - Меня вчера муха укусила. Или я с цепи сорвался?
   - Это ближе к истине! - говорит Калугина о втором варианте.
Его смелая мужская часть личности сорвалась с цепи!!! Где же она, там сверженная, прозябает?
Далее Новосельцев дает блестящий психотерапевтический сеанс исцеления Калугиной, поставив шах и мат ее "Беспросветному Одиночеству", забравшемуся на трон ее Государства, после чего, наконец, Людмила Прокофьевна за долгое время после своей душевной травмы увидела на троне своего Государства плачущую, мягкую и безобидную женщину. Сессию "прощения" начала Калугина, которая, видимо, хотела отыграться за вчерашнее унижение на вечеринке:
  - Вы позволили себе утверждать, что во мне нет ничего человеческого!
  - Мало ли я что вчера болтал, на меня не стоит обращать внимание, - бубнит Новосельцев.
  - Нет, надо, почему же не надо? Вчера Вы меня публично оклеветали, оскорбили. Все, что Вы говорили — это ложь. Вы утверждали, что я черствая!
  - Мягкая! - все-таки борется с ее обвинениями Анатолий Ефремович.
  - Бесчеловечная! - Продолжает наносить удары Калугина.
  - Человечная!
  - Бессердечная!
  - Сердечная!
  - Сухая!
  - Мокрая!
Он, когда Калугина расплакалась после его неудачного испрашивания прощения, то не сконфузился и не удалился, а бегал вокруг нее, как родная мать, и успокаивал ее, пока она не отогрелась в его добром мужском поле и стала вести себя в режиме «маленькой девочки — внутреннего ребенка»: плакала и рассказывала о своей тяжелой одинокой жизни, завидуя тому, что у Новосельцева есть дети.
А что касается его  Архетипа «Государство», он сам говорит о своей ситуации:
«Как посмел ты красавицу эту, драгоценную душу твою отпустить, чтоб скиталась по свету, чтоб погибла в далеком краю».
И это дает понимание того, что в Архетипе «Государство» Новосельцева на троне тоже сидит Самозванец (как и у Калугиной). А его мужская смелость, отвага сидят где-то в подвале на цепи, и потому он часто ведет себя как трус, «гадко и мерзко» - по словам Калугиной.
То. что он трус, он подтверждает признанием Самохвалову, когда тот предлагает ему приударить за Калугиной.
Под напором непреклонного друга Новосельцеву предстоит идти в комнату, где сидит Калугина, и он признается:
  - У меня ноги подкашиваются, когда подумаю о ней.
Но какая-то смелая часть его личности идет и выполняет приказание Самохвалова.
И, как бы там ни было, все-таки Новосельцев такими неординарными ходами разбудил в Калугиной ее замечательную женщину и, сыграв роль интуитивного психотерапевта, привел свои отношения на Распутье дорог, где должен был состояться выбор: идти дальше вмести или...
Ему предстояло сделать предложение любимой женщине, и тут опять все было крайне интересно и необычно. Он так сделал это, что Калугиной пришлось еще его и уговаривать, что он замечательный жених.
  - У меня к Вам предложение! - говорит Новосельцев Калугиной у нее в гостях.
  - Какое? Рационализаторское?
  - Да, где-то! - после некоторой заминки говорит Новосельцев и умолкает. Калугина напоминает, что он хотел ей сделать предложение.
  - Я? - удивляется Новосельцев, - да! Нет! Уважаемая Людмила Прокофьевна! Нет, дорогая Людмила Прокофьевна! У меня дети, двое, мальчик и... тоже мальчик. Это обуза!
  - Господи! Да как Вы смеете такое говорить о детях???
  - Не перебивайте, я и сам собьюсь! - умоляет трясущийся Новосельцев.
  - Вы кто? Вы - замечательный директор, Вы - очень талантливый руководитель, Вы — эффектная женщина! Кто я? Я — рядовой сотрудник с рядовой зарплатой и сомнительной внешностью.
  - Это не так! - протестует Калугина (не могла же она в такое барахло влюбиться).
  - Это так! Я боюсь Вас! Я не смогу украсить Вашу жизнь! Зачем я Вам сдался?
Тут, конечно, проявляется заниженная самооценка у Новосельцева, ведь когда он боится, то на троне его Архетипа "Государство" сидит не просто трус, а трус женского рода с заниженной самооценкой. Но после такой исповеди - ведь какая смелость нужна, чтобы так честно и без прикрас предстать перед любимой женщиной - он изгоняет из себя свой страх. И после признания Новосельцева она тепло приняла его попытку сделать предложение руки и сердца в виде «антипредложения» и была очень довольна. Тут Новосельцев, как психотерапевт, превзошел себя, потому что в ответ услышал от Калугиной много слов, опровергающих его слова о самом себе:
   - Вы мне дороги! Я думаю о Вас непозволительно много, но..
   - Вы мне отказываете? - спрашивает Новосельцев (хотя только что спрашивал «Зачем я Вам сдался?»)
   - Нет! Да! Ой, я сама не знаю.
Правда, несмотря на такое колебание у Распутья, у них все получилось, ведь есть еще и Помощники на Дороге жизни.


Рецензии