Флора и фауна

У меня нет кота. Бывает же такое!
Чтобы было понятно о чём я — у ближайших моих соседей два кота, у соседей неподалёку через дорогу — четыре. Правда, у соседей на углу и у тех, чей участок сразу же за моим, у леса, только по одному. Такая котофония...

Все соседские коты и, вообще, коты ближайших улиц считают своим долгом посетить мой дачный участок. Когда-то давно, я "как у мамы" всё тотально пропалывала, засевала, засаживала... Справедливости ради надо сказать, что урожаи радовали своим изобилием. И нужно было всё то, что наросло, собрать, перебрать, перевезти, переработать, сохранить, а потом ещё и съесть за один сезон! Задача была не из лёгких.
Но вот минуло каких-то там двадцать пять — тридцать лет и мои взгляды на ведение дачного хозяйства тотально изменились: там немного клубнички, там свёклы, салатик, зелень, несколько тыкв и кабачков, цветы... Деревья и кустарники растут и плодоносят сами по себе. Но в целом это стало похоже на культурные островки среди пермокультурных свободных зарослей.

На правах ценных растений и дикоросы. В уголке под сараем примостилась манжетка, а рядом, под крыжовником, вдоль дорожки обосновалась душистая ромашка. Под сливой — красный клевер. На клумбе между цветов уверенно заняла место и разрослась фиалка трёхцветная. Есть и таволга, и крапива в достатке. На грядках в междурядье зеленеет сочная лебеда. Иван-чай просто великолепный, чистый и крупный. Ну а уж сныть у меня самая что ни на есть "сортовая", многолетней культивации! Всё использую.

Во всей этой живописности и пермокультурности котам самое то, есть где затаиться и разгуляться. Тут они и отдыхают, и любезничают, и охотятся, и воюют, выясняя отношения вплоть до яростных кровопролитных драк. А, если не поставить вовремя палочки на свежепрополотую грядку, то и туалет норовят устроить, что меня совсем не радует. Скажем, вечером рассаду салата высадишь, а утром только кучки земли на его месте. Не дело.

Такого многообразия кошачьих пород и расцветок, как сейчас, в прежние годы не бывало. Только по захаживающим ко мне особям можно было бы составить вполне приличный модный справочник. Когда эти породистые красавцы совсем наглеют, — например, заходя в дом я застаю одну из этих наглых усатых морд на моём столе, я начинаю их гонять. Но мне кажется, что эти благородия просто надо мной смеются. Честное слово, не удивлюсь, если они вполне серьёзно считают, что это они мне позволяют бывать на участке, а не наоборот!

Правда, в этом году у меня появились помощники-сторожа. На заросшем заброшенном участке слева поселились молодые шумные сороки.  Они очень любопытны и тоже иногда проказят. Как-то подсадила я немного свекольной рассады, а утром смотрю — свёклышка вытащена и лежит ровненько вдоль грядки, вянет. Только дырочки аккуратные в земле чернеют. Я её обратно — на следующее утро та же картина! Спрашивается зачем они это делают?
Когда я в доме, они любят рассесться по краю баков с водой для полива и стрекочут на своем сорочьем языке, перебивая друг друга. А то, бывает, вместе с воробьиной стаей, которая так же обосновалась в соседских зарослях, гоняют ворону или чайку, которые летают кругами, высматривая чем бы поживиться.
Сороки "зовут" меня, горланя, когда на участке появляется один из котов. Птицы кричат требовательно и громко до тех пор, пока я не выхожу и не выставляю кота со двора на улицу. Несколько раз это было очень вовремя и я успевала выдворить кота, уже пристраивавшегося на свежепрополотой прорыхлённой грядке.

Вообще, в соседскую "рощу", состоящую не только из яблонь и вишен, но и из орешника, ивняка, высоченных осин, разных кустарников, да и в мой сад залетают самые разные птицы. К тому же и лес рядом. Можно увидеть деревенских ласточек, синиц, трясогузок, скворцов, дроздов, соек, садовых камышевок, славок, пеночек и многих других. А вечером послушать соловьёв.
Один желтоклювый скворец по весне несколько дней летал за мной по огороду, пока я готовила землю и сажала семена. Он садился буквально в метре и наблюдал. Я переходила, и он перелетал. Иногда взлетал на дерево и пел. Я тогда вспомнила, что несколько лет назад за мной так же летала пеночка, садилась неподалёку и внимательно наблюдала. Когда я смотрела в её маленькие чёрные глазки-бусинки, ощущения были необычные. Казалось, что "дна" в них нет...

Одним из великолепных преимуществ дачной жизни является возможность просыпаться утром под пение птиц. Это просто волшебно!

А сегодня состоялось ещё два неожиданных знакомства с местными обитателями, когда я убирала серпом сныть вокруг баков, в которые набираю воду для полива, чтобы она нагревалась на солнышке. Подвинув один из полупустых баков, стоявший с одного края на кирпиче, я обнаружила свернувшегося клубком ужика. Он поднял голову с жёлтыми "ушками" и внимательно смотрел, даже и не собираясь двигаться с места. "Привет, - сказала я ему, - мне здесь нужно скосить траву, так что давай перенесу тебя." Уж не возражал и спокойно дал перенести себя на палочке к зарослям иван-чая, вглубь которых и удалился.
Буквально через пять минут я стала подкашивать траву вокруг кучи уже скошенной зелени, приготовленной для компоста. И тут серп вместе с травой подцепил из-под кучи что-то похожее на сдувшийся мячик из мягкой серой резины. Мячик отлетел в сторону и вдруг расправил лапки. Я даже вскрикнула от неожиданности. Это была жаба! Не лягушка, которых в дождливую погоду в траве и на дорожках встретишь часто, а самая настоящая жаба. С матовой пупырчатой кожей, почти круглая. Хорошо, что я её не поранила серпом. Жаба так же была отправлена в иван-чай.

А я подумала — вот мы, люди, считаем себя хозяевами, владельцами земли. А как ею вообще можно "владеть"? Это невозможно по сути, это мы на ней, это мы в гостях у Природы и очень временно. Если ещё прикинуть сколько разных живых существ живёт с нами вместе и "по соседству", рядом, близко и далеко, то тем более! По количеству нас сравнительно совсем не много. Особенно, если вспомнить о насекомых. Только после моей сегодняшней уборки на дорожках больших пучков травы с корнями, пришлось переселяться в поисках нового "дома" нескольким "многодетным" муравьиным семействам... И ведь каждое существо это целая вселенная.

07.07.2020
Фото автора


Рецензии