Он парил вровень с орлами ч. 20
Паника была настолько велика, что артиллеристы рубили посторонки (элемент конской сбруи) и бросали орудия, стремясь поспешным бегством избавиться от воздушных атак. В этот день по показаниям пленных, товарищ Жлоба потерял 300 лошадей». 19 июня бои возобновились с новой силой, красные вновь перешли в наступление по всему фронту. Атаки большевиков на дер. Новоспасская и на других участках были неудачны. В этот день донская конница захватила у красных три орудия и пленных, причём большую поддержку донцам оказали лётчики, забросав противника бомбами. Попытка красных атаковать на Верхне-Токмакском направлении у дер. Александровка белые части окончилась безрезультатно. Донцы отбили все попытки большевиков и при этом взяли 2 орудия и 6 пулемётов. В итоге, красные за время шестидневных неудачных боёв понесли большие потери, как материально, так и главным образом морально. Оставалось ликвидировать наиболее опасное ядро группы Д. Жлобы втянутое в узкий мешок. Всю находившуюся поблизости конницу белое командование направило к выходу из мешка. На линию железной дороги, прилегавшей к месту предполагаемых действий, были выдвинуты четыре бронепоезда; сосредоточены также броневики, самолёты и усилены пехотные части. Вся перегруппировка была сделана ночью, и ещё до рассвета 20 июня белые части перешли в наступление с целью полного окружения и окончательного уничтожения конницы Жлобы. Не сумев прорваться и выйти из-под огня, красных охватила паника, они потеряли организованность, стали искать спасение в бегстве и это вызвало ещё большие потери.
Часть группы, расстреливаемая со всех сторон, бросилась на северо-запад в район Большого Токмака, но у колонии Мунтау попала под пулемётный огонь белой пехоты; круто повернув на северо-восток и разбившись на мелкие части, красные пытались прорваться к северу от железной дороги, но встреченные огнём бронепоездов, бросились вдоль полотна в направлении на колонию Ландскроне. Здесь им перерезала путь донская конница ген. В.И. Морозова и вместе с подоспевшими на подводах корниловцами окончательно добила; часть конников была пленена. Другая половина красной конницы, бывшая в хвосте и менее пострадавшая, бросилась от колонии Фриденору на юго-восток. Встретившись с конницей ген. Н.П. Калинина, уклонилась от боя и свернула назад на колонию Моргенау, надеясь соединиться с головной частью конной группы. Параллельное преследование 2-й Донской казачьей дивизией ген. Калинина и появившимися самолётами, огонь пехотинцев-добровольцев из каждой деревни, неизвестность обстановки, паника заставили искать спасение в бегстве, не думая о сопротивлении. Не доходя до колонии Моргенау, подгоняемая донскими конниками, бомбами и пулемётным огнём самолётов, красные бросились врассыпную на восток, где их должна была встретить конница Морозова. Ещё продолжавшиеся 21 и 22 июня бои носили уже характер частичных и были продиктованы скорее чувством взаимной выручки по отношению к погибавшим остаткам ещё совсем недавно мощного и организованного конного соединения.
Мелкие группы всадников, прячась от ударов авиации, рассеялись по деревням и хуторам, полностью утратив связь с командованием. Среди авиаторов русской армии навсегда оставивших свои имена на страницах истории были военные лётчики подпоручики Ольт и Трескин. Вот что написано командиром 4-го авиаотряда в представлениях на чин штабс-капитана. Подпоручик Ольт 19 июня вылетел в 8.00 для обнаружения противника: «в районе Александрон снизился до 200 метров и в продолжение полутора часов держал противника под пулемётным огнем» (15). 20 июня подпоручик Ольт участвовал в бомбардировке и обстреле войск противника у дер. Вальдгейм. Подпоручику Трескину 18 июня пришлось вступать в бой с четырьмя аэропланами красных: «Не смотря на неравные силы и полученные 17 пробоин, из коих 2 прошли через кабинку подпоручика Трескина, в непосредственной близости от него, а одна пуля попала в момент стрельбы в обойму пулемёта, взорвав в последней часть находившихся в ней патронов, продолжал свой маршрут, снизивши один самолет красных, после чего 3 остальных опустились к себе на аэродром» (16). Белая авиация с 15 по 21 июня 1920 г. в долине р. Юшанлы сумела деморализовать ударную кавгруппу Д. Жлобы, результатом чего явилось почти полное её уничтожение. Сам Жлоба, потеряв на полях Таврии и своё войско, и свою боевую славу, только чудом успел выскочить из этой кровавой бойни, но это его не спасло. Он был отстранен от должности и отдан под суд. 75 процентов его солдат, взятых в плен, по приказу Кутепова, будущего галлиполийского «Инжир-Паши», были расстреляны.
Среди различных причин, приведших к разгрому крупной конной группы, прежде всего надо отнести полную бездарность его командующего. Так, например, Жлоба совершенно не использовал приданные его соединению 3-й и 13-й авиаотряды. По воспоминаниям П.Х. Межераупа, командира 13-го авиаотряда: «Когда по прибытии я доложил о готовности отряда, он вынул клинок наполовину из ножен и с усмешкой сказал: «Вот чем побеждают, а не вашей бензиновой вонью» (17). Отметим, что ещё в мае начальник авиации 13-й армии красных В.И. Коровин требовал усиления подчинённых ему отрядов, но был обвинен в истерике и паникерстве (18). Безусловно, белое командование умело использовало технику, а также быстро маневрировало своими частями и особенно конницей. Белые своевременно и правильно оценивали обстановку и принимали смелые, порой молниеносные решения. Конечно, во главе красной конницы стоял совершенно негодный для этой роли начальник, с большой самоуверенностью, но с ничтожными знаниями, опытом и способностями. Ещё раз повторилась старая истина: история конницы - история её начальников. К сожалению, это правило зачастую игнорируют и всегда не безнаказанно. В истории военного искусства нового времени эта операция является редким примером уничтожения силами штурмовой авиации большой группы конницы. В своих мемуарных воспоминаниях барон П.Н. Врангель неоднократно упоминал ген. Ткачёва, называя его «выдающимся лётчиком», и писал, что в боях против конницы Жлобы «наши аэропланы оказали нам неоценимые услуги...». К середине июня накал боёв ещё более возрос.
В этой ситуации ген. Врангель обратился к авиации как к своей последней надежде. И авиаторы не подвели. Ранним утром 16 июня 13 бомбардировщиков «Де-Хэвилленд», ведомых самим Ткачёвым, появились над расположившимися на ночлег красными конниками. При первых же взрывах бомб кони бросились врассыпную. Обезумев от грохота, они сбрасывали и топтали седоков, опрокидывали артиллерийские повозки и тачанки. Освободившись от бомбовой нагрузки, лётчики поливали красных пулемётным огнем. Израсходовав боекомплект, просто распугивали лошадей, проносясь на бреющем полёте. Когда самолёты улетели, чтобы пополнить боезапас, уцелевшие красноармейцы кое-как собирались в походную колонну, но тут следовал новый налёт, а за ним - ещё один. Авиаторы Ткачёва заставляли полки Жлобы рассредотачиваться и этим расстройством умело пользовались белые пехотные части и донская конница, вынуждая противника оттягиваться назад. Жлоба перешёл на ночное движение, но летние ночи короткие, и темп его наступления упал. Вот как сам Вячеслав Ткачёв описывал в боевом донесении одну из штурмовок: «...После обнаружения воздушной разведкой под моим руководством была атакована одна часть из конницы Жлобы у дер. Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 метров, пулемётным огнём и бомбами совершенно разгромили эту группу красных, которые бежали на восток и северо-восток...» (10). «Всё поле было покрыто чёрными пятнами убитых лошадей и людей. Красными были брошены почти все имевшиеся у них повозки и пулемётные тачанки».
Продолжение следует в части 21 http://proza.ru/2020/07/10/1291
Свидетельство о публикации №220071001083