Он парил вровень с орлами ч. 20

Результаты этой воздушной операции, в которой были задействованы лишь 20 тихоходных, не имевших защиты аэропланов превзошли все ожидания. К вечеру потери красных составили 400 конников и около 500 лошадей. В следующие дни налёты продолжались. К примеру, только знаменитый русский авиатор Л. Байдак совершил 10 боевых вылетов и сбросил 135 бомб общим весом 85 пудов. Поручик Леонид Иванович Байдак сперва сражался с большевиками в рядах Северной Армии генерала Миллера. Воевал геройски, судя по тому, что Верховный Правитель России адмирал Колчак наградил его орденом Св. Георгия - одним из последних в истории этой легендарной награды. Уже в Крыму Леонид Байдак (1894–1970) стал кавалером ордена Св. Николая Чудотворца II ст. Красные пытались завязать воздушные бои, но безрезультатно. «16 июня (все даты по ст. стилю) трижды были произведены под руководством командира группы военного лётчика полковника Антонова и его помощника полковника Кутейкова бомбометание и обстрел из пулемёта неприятельской конницы, результатом которых было: нанесение больших потерь, полное расстройство и задержка её продвижения...». 17 июня «... эскадрилья под командой штабс-капитана Шебалина атаковала конную группу красных у Верхнего Токмака и Шердау, заставила её отступить в полном беспорядке...» (14).  Из донесения ген. В. Ткачёва: «Троекратное бомбометание и обстрел из пулемётов с незначительной высоты 17 июня неприятельской конницы нанесло ей огромные потери и полное расстройство.

Паника была настолько велика, что артиллеристы рубили посторонки (элемент конской сбруи) и бросали орудия, стремясь поспешным бегством избавиться от воздушных атак. В этот день по показаниям пленных, товарищ Жлоба потерял 300 лошадей». 19 июня бои возобновились с новой силой, красные вновь перешли в наступление по всему фронту. Атаки большевиков на дер. Новоспасская и на других участках были неудачны. В этот день донская конница захватила у красных три орудия и пленных, причём большую поддержку донцам оказали лётчики, забросав противника бомбами. Попытка красных атаковать на Верхне-Токмакском направлении у дер. Александровка белые части окончилась безрезультатно. Донцы отбили все попытки большевиков и при этом взяли 2 орудия и 6 пулемётов. В итоге, красные за время шестидневных неудачных боёв понесли большие потери, как материально, так и главным образом морально. Оставалось ликвидировать наиболее опасное ядро группы Д. Жлобы втянутое в узкий мешок. Всю находившуюся поблизости конницу белое командование направило к выходу из мешка. На линию железной дороги, прилегавшей к месту предполагаемых действий, были выдвинуты четыре бронепоезда; сосредоточены также броневики, самолёты и усилены пехотные части. Вся перегруппировка была сделана ночью, и ещё до рассвета 20 июня белые части перешли в наступление с целью полного окружения и окончательного уничтожения конницы Жлобы. Не сумев прорваться и выйти из-под огня, красных охватила паника, они потеряли организованность, стали искать спасение в бегстве и это вызвало ещё большие потери.

Часть группы, расстреливаемая со всех сторон, бросилась на северо-запад в район Большого Токмака, но у колонии Мунтау попала под пулемётный огонь белой пехоты; круто повернув на северо-восток и разбившись на мелкие части, красные пытались прорваться к северу от железной дороги, но встреченные огнём бронепоездов, бросились вдоль полотна в направлении на колонию Ландскроне. Здесь им перерезала путь донская конница ген. В.И. Морозова и вместе с подоспевшими на подводах корниловцами окончательно добила; часть конников была пленена. Другая половина красной конницы, бывшая в хвосте и менее пострадавшая, бросилась от колонии Фриденору на юго-восток. Встретившись с конницей ген. Н.П. Калинина, уклонилась от боя и свернула назад на колонию Моргенау, надеясь соединиться с головной частью конной группы. Параллельное преследование 2-й Донской казачьей дивизией ген. Калинина и появившимися самолётами, огонь пехотинцев-добровольцев из каждой деревни, неизвестность обстановки, паника заставили искать спасение в бегстве, не думая о сопротивлении. Не доходя до колонии Моргенау, подгоняемая донскими конниками, бомбами и пулемётным огнём самолётов, красные бросились врассыпную на восток, где их должна была встретить конница Морозова. Ещё продолжавшиеся 21 и 22 июня бои носили уже характер частичных и были продиктованы скорее чувством взаимной выручки по отношению к погибавшим остаткам ещё совсем недавно мощного и организованного конного соединения.

Мелкие группы всадников, прячась от ударов авиации, рассеялись по деревням и хуторам, полностью утратив связь с командованием. Среди авиаторов русской армии навсегда оставивших свои имена на страницах истории были военные лётчики подпоручики Ольт и Трескин. Вот что написано командиром 4-го авиаотряда в представлениях на чин штабс-капитана. Подпоручик Ольт 19 июня вылетел в 8.00 для обнаружения противника: «в районе Александрон снизился до 200 метров и в продолжение полутора часов держал противника под пулемётным огнем» (15). 20 июня подпоручик Ольт участвовал в бомбардировке и обстреле войск противника у дер. Вальдгейм. Подпоручику Трескину 18 июня пришлось вступать в бой с четырьмя аэропланами красных: «Не смотря на неравные силы и полученные 17 пробоин, из коих 2 прошли через кабинку подпоручика Трескина, в непосредственной близости от него, а одна пуля попала в момент стрельбы в обойму пулемёта, взорвав в последней часть находившихся в ней патронов, продолжал свой маршрут, снизивши один самолет красных, после чего 3 остальных опустились к себе на аэродром» (16). Белая авиация с 15 по 21 июня 1920 г. в долине р. Юшанлы сумела деморализовать ударную кавгруппу Д. Жлобы, результатом чего явилось почти полное её уничтожение. Сам Жлоба, потеряв на полях Таврии и своё войско, и свою боевую славу, только чудом успел выскочить из этой кровавой бойни, но это его не спасло. Он был отстранен от должности и отдан под суд. 75 процентов его солдат, взятых в плен, по приказу Кутепова, будущего галлиполийского «Инжир-Паши», были расстреляны.

Среди различных причин, приведших к разгрому крупной конной группы, прежде всего надо отнести полную бездарность его командующего. Так, например, Жлоба совершенно не использовал приданные его соединению 3-й и 13-й авиаотряды. По воспоминаниям П.Х. Межераупа, командира 13-го авиаотряда: «Когда по прибытии я доложил о готовности отряда, он вынул клинок наполовину из ножен и с усмешкой сказал: «Вот чем побеждают, а не вашей бензиновой вонью» (17). Отметим, что ещё в мае начальник авиации 13-й армии красных В.И. Коровин требовал усиления подчинённых ему отрядов, но был обвинен в истерике и паникерстве (18). Безусловно, белое командование умело использовало технику, а также быстро маневрировало своими частями и особенно конницей. Белые своевременно и правильно оценивали обстановку и принимали смелые, порой молниеносные решения. Конечно, во главе красной конницы стоял совершенно негодный для этой роли начальник, с большой самоуверенностью, но с ничтожными знаниями, опытом и способностями. Ещё раз повторилась старая истина: история конницы - история её начальников. К сожалению, это правило зачастую игнорируют и всегда не безнаказанно. В истории военного искусства нового времени эта операция является редким примером уничтожения силами штурмовой авиации большой группы конницы. В своих мемуарных воспоминаниях барон П.Н. Врангель неоднократно упоминал ген. Ткачёва, называя его «выдающимся лётчиком», и писал, что в боях против конницы Жлобы «наши аэропланы оказали нам неоценимые услуги...». К середине июня накал боёв ещё более возрос.

В этой ситуации ген. Врангель обратился к авиации как к своей последней надежде. И авиаторы не подвели. Ранним утром 16 июня 13 бомбардировщиков «Де-Хэвилленд», ведомых самим Ткачёвым, появились над расположившимися на ночлег красными конниками. При первых же взрывах бомб кони бросились врассыпную. Обезумев от грохота, они сбрасывали и топтали седоков, опрокидывали артиллерийские повозки и тачанки. Освободившись от бомбовой нагрузки, лётчики поливали красных пулемётным огнем. Израсходовав боекомплект, просто распугивали лошадей, проносясь на бреющем полёте. Когда самолёты улетели, чтобы пополнить боезапас, уцелевшие красноармейцы кое-как собирались в походную колонну, но тут следовал новый налёт, а за ним - ещё один. Авиаторы Ткачёва заставляли полки Жлобы рассредотачиваться и этим расстройством умело пользовались белые пехотные части и донская конница, вынуждая противника оттягиваться назад. Жлоба перешёл на ночное движение, но летние ночи короткие, и темп его наступления упал. Вот как сам Вячеслав Ткачёв описывал в боевом донесении одну из штурмовок: «...После обнаружения воздушной разведкой под моим руководством была атакована одна часть из конницы Жлобы у дер. Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 метров, пулемётным огнём и бомбами совершенно разгромили эту группу красных, которые бежали на восток и северо-восток...» (10). «Всё поле было покрыто чёрными пятнами убитых лошадей и людей. Красными были брошены почти все имевшиеся у них повозки и пулемётные тачанки».

Продолжение следует в части  21                http://proza.ru/2020/07/10/1291


Рецензии