Просто не досказали...

        Условно,начало: http://proza.ru/2010/01/15/1480

      Отмечали старый новый год.Почему-то на старый новый год 13-го мы чаще всего приезжали в гости к родителям.Я с своей семьей,брат со своей.Приходили мамины родственники, папин друг с женой.Он ему,как родной стал.Братья от второй жены его отца на связь с ним никогда не выходили.Да и жили далеко.Наша сестра Людмила. Женщины  расторопно несут из кухни и расставляют на стол угощение. Больше всех бабулька наша суетится.

     -Да садись ты уже ба.
      Почему-то я ее звал баба.Даже не понимал,как можно сказать бабушка.Наверно считал,что только так и называют любимую -баба.Не бабулька.
      Может мне сейчас кажется, но почётного места за столом у нее никогда и не было. Ближе к краю стола,возле дверей в зал потому и садилась, чтобы до кухни, если что попросим, первая могла дойти.

      В общим и тогда потрудилась,хоть и снохи и Люда и мама у стола и на подхвате хлопотали. В семье любителей выпить нет, но кроме шампанского были вино,коньяк и водка.Бар всегда был полон хорошим спиртным.Традицию отца до сих пор мама с сестрой продолжают.Короче пили. За семью большую нашу выпили. За друзей. За их и наше здоровье,ну и пили за родителей.

      Может танцевали,но вряд ли.Не помню. Разъехались поздно.О том,что доехали сообщали уже из своих квартир.Из Павлодара,в общим. И про новый год можно сказать благополучно забыли.
      Особых поводов для звонка не было.Но уже 16 позвонил папа:-Маме,вашей бабе совсем плохо.Приехали под вечер.Папа рассказывает,что бабушка 14 уже не вставала.Обычно с утра,если с веником не встретится,то значит на кухне посудой гремит.
      -Что-то неважно сынок себя чувствую.
      Не стали нас беспокоить понапрасну,пока врач не сказала: -Умирает бабушка.

      Трудно описывать последние часы жизни близкого тебе человека. А тут бабушка наша любимая лежит маленькая вся такая.
      Я,конечно был на похоронах дальних родственников.И мамину маму в Сибирь ездил хоронить.И она божий человек ушедшая без свечей,уже умершая удостоилась свечей в окнах,что не иначе как ангелы ей поставили из серого льда.Даже сейчас мурашки по спине идут.Но та бабушка жила отдельно,далеко.А это здесь.Рядом.Вот так близко и резко.Не болея,как свеча.
      Сразу к врачу с претензиями,почему только уколы приходит колоть:
      -Забирайте ее в больницу.
      -Сколько бабушке лет?
      -93 было.
      - Ну вот и примите…,-дальше,что-то невразумительное,-и сами подумайте.Здесь она с Вами.А там,среди чужих.

      Она еще что–то говорила и спрашивала про то хотел бы сам умирать среди чужих,в казенных стенах.Кто-то успокаивал папу.Что-то мама мне говорила.Все происходило в коридоре.Да небольшие квартиры у нас,но все равно всегда кто-то в комнате у бабушки был.Пошел и я.Она спросила какой у нее пульс и я проверил;слабое биение,с большими перерывами.

     -Стучит,-говорю,но лицо выдает меня.Не получается быть балагуром.И сказать,как ее люблю,не могу. Сказал,что ей еще до 2003 года жить и жить.Я рассчитал,совсем недавно ее цикл и она возмущалась,что это много и не нужно.
      Но тогда на ногах была,а сейчас пусть и без боязни,и не роптала,но внутренне подобралась.Оказывается она уже тогда всех родственников умерших повидала.И сказала сестренке еще за неделю,что ждут ее..Угасала бабушка.Я это понимал.Плакать выходил. Потом мы стояли возле нее и Лена,жена брата сказала:-Простите нас бабушка.
     -За,что?Я Вас всех люблю.
      И мне кажется,мы у изголовья ее стоявшие,прощаясь и собираясь домой понимали,что нас и ее ждет.Темнело.Да и она расстраивалась,что ночью опасно ехать.
      Потом мы уехали.Потом уже дома я взял 2 книжки:-Хлеб насущный от баптистов и вторую от свидетелей Иеговы.Название не помню,про какую-то башню.Наверно Сторожевая башня.Уточнять не хочу,не такой уж и верующий был,что тогда,что сейчас.Помню,что захотелось о загробной жизни узнать.
      У свидетелей до суда Господнего ничего не обещали.А у православных 10-тью пунктами утверждалось,что жизнь после смерти обязательно есть. Ну немного не такая,как наша,но есть.

      Потом и пары часов не прошло,как брат позвонил.Спросил,что делаю. Я рассказать попытался,понимая значение звонка. 
     –Если стоишь, то лучше сядь. Умерла наша баба.
      Аккурат в крещенские морозы 19 января были похороны. Поминки…Вроде все, как у людей. И смерть в старости. Достойный итог достойной жизни.Для меня умер божий человек.Почти праздник,как у казахов считают.
      Уже и папки 7 лет, как нет. Он тоже прожил достойную жизнь.Хотя по сравнению с мамой,нашей бабушкой прожил меньше,но полных 75 лет.

      У всех моего возраста да и, возможно людей помладше, есть родственники и друзья,ушедшие в мир иной.И так же,как у меня скорее всего нет объяснения и понимания, как себя вести и жить после.Чтобы не было мучительно больно за не досказанные слова признания в любви своим близким при их жизни.
      Может только я такой стеснительный был и сейчас остаюсь таким же.Ну не могу про любовь близким сказать.Вот ведь ничего плохого не совершил,а прелюдно каюсь,никого из Вас не спрашивая, есть ли такие же кто не досказал.
      Не говоря уже о том,что многие не долюбили.А может не сумели показать любимым любовь.

      Годы идут,а понимание так и не пришло.Покаяние да.Без похода в церковь.
      Вот вроде был готов и уже собрался было в церковь.А тут корона вирус.
      За детей и внука страшно;за себя уже совсем немного.Хотя,конечно все будет хорошо.

       Условная переадресация,продолжение http://proza.ru/2020/10/14/979


Рецензии
Какое прекрасное произведение. Оно - как память, как напоминание о том, что нужно не стесняться и говорить родным людям слова любви и признательности. Потом жалеем...
Всего доброго!

Сергей Химочка   16.05.2021 15:45     Заявить о нарушении
спасибо Вам за отзыв.всех благ.

Владимир Вдовин   27.01.2022 19:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.