Он парил вровень с орлами ч. 21

К концу дня 20 июня Сводная конная группа Жлобы была полостью разгромлена общими усилиями дроздовцев, корниловцев, донских дивизий, кавалерии ген. В.И. Морозова, 13-й пехотной дивизии, авиацией и бронепоездами. Вышло из белых тылов лишь четверть первоначального состава. Операция по разгрому группировки войск ген. П. Врангеля - провалилась. Белые захватили всю артиллерию - 60 орудий, 200 пулемётов, 11,5 тыс. пленных, 3000 лошадей, обозы и всё военное имущество. Ликвидация кавалерии Жлобы стал наивысшим достижением белой авиации за всю её историю. Даже советская военная наука признавала этот факт, и на его примере курсанты лётных училищ РККА изучали тактику действий самолётов против конницы. По сути дела, авиаторы впервые оказали решающее влияние на весь ход войны, ведь если бы Жлобе удалось прорваться в практически не защищенный Крым, красные одержали бы победу уже в июле 1920 г. Но благодаря лётчикам Крым устоял, и беспощадная гражданская война, ставшая уже полной нелепостью, продолжалась. В ночь на 7 августа красные авангарды форсировали р. Днепр в районе Каховки и, не теряя ни минуты, начали возводить на захваченном плацдарме мощные рубежи обороны. Мобилизованные в Херсоне все «нетрудовые элементы» были на баржах переброшены в Каховку и трое суток строили укрепления под руководством Д.М. Карбышева. Когда белые, подтянув резервы стали контратаковать, было уже поздно - Каховка покрылась сетью траншей, насыпанных валов и проволочных заграждений, ощетинилась батареями и пулемётными гнёздами.

Контратака не удалась, белогвардейцам пришлось отойти с большими потерями. Барон П. Врангель снова бросил в бой авиацию, но тут ткачёвские аэропланы впервые постигла неудача. Против глубоких окопов, блиндажей и хорошо защищённых артпозиций пулемёты и мелкие бомбы, имевшиеся на вооружении белой авиации, оказались бессильны. Авианалёты не дали никаких результатов. Тогда белые военлёты стали бомбить переправы, по которым шло снабжение каховской группировки, но в ответ красные начали доставлять на плацдарм боеприпасы и подкрепления ночью. В боях за Крым, впервые друг другу противостояли крупные группировки красной и белой авиации. В начале августа самые жаркие воздушные бои за весь период борьбы против армии Врангеля происходили на Каховском плацдарме. Туда ген. В. Ткачев направил пять своих лучших авиаотрядов, но Павлов, перебазировав на Каховский плацдарм Центральную и Правобережную авиагруппы, обеспечил превосходство красной авиации в воздухе: краснозвёздные самолёты не допускали неприятельские «хэвилленды» ни к переправе, ни к наступавшим красным войскам и стали подлинными хозяевами над полем боя. 14 и 15 августа обе авиагруппы совершили пять вылетов, в каждом из которых участвовали 10-12 самолетов. Особенно удачным был вылет группы в 14 самолётов под командой самого Павлова, когда лётчики с высоты 300-400 метров бомбардировали и расстреливали пулемётным огнём конницу белых. С этого дня авиация Ткачёва заметно ослабила свою активность, а красная - стала наносить удары по тылам противника.

Так, 8 сентября экипаж самого большого в ту пору самолета «Илья Муромец» под командой А.К. Туманского разбомбил вражеские эшелоны на ж/д станции Джанкой, а на обратном пути сбросил бомбы на аэродром у станции Фёдоровка, уничтожив 4 стоявших на старте самолёта. Авиагруппа в составе двух отрядов под командованием П.Х. Межераупа совершила дерзкий налёт на аэродром в Джанкое, где были сосредоточены лучшие силы авиации ген. Ткачёва и куда, как предполагали, должны были прибыть новенькие истребители. Один из ударов лётчики Центральной авиагруппы нанесли по Мелитополю, как раз в то время, когда П. Врангель там производил смотр. Генерал, как писала врангелевская газета «Сполох», был сильно возмущен наглостью красных лётчиков. П.Н. Врангель и лётчики Ткачёва провал белой авиации в Крыму объясняли малочисленностью и изношенностью своего самолётного парка. Хотя некоторые нынешние историки утверждают, что, уступая в количестве самолётов, врангелевские лётчики превосходили красных военлётов в мастерстве. Но вот сам Ткачев, пытаясь оправдать поражение своих асов фанатизмом красных лётчиков, отдавал должное мастерству противника. Он так, например, оценил подвиг красного военлёта Н.Н. Васильченко, который, возвращаясь из разведки, заметил 7-ку «хэвиллендов», летевшую бомбить переправу, смело вступил в неравный бой, подбил два самолёта и сорвал намерение противника уничтожить переправу: «Наши бомбардировщики встретились 12 августа 1920 г. под Бориславом и Каховкой с настоящими красными истребителями, как красвоенлёт Васильченко».

А тем временем, численность белогвардейских ВВС постепенно таяла, причём не столько из-за потерь, сколько от аварий и поломок крайне изношенных непрерывной боевой работой машин. Если к началу сентября 1920 г. в распоряжении ген.-майора В.М. Ткачева оставалось примерно 30 аэропланов, то уже через месяц - менее 20. С такими силами противостоять авиации большевиков, состоящей из более чем 80 самолётов, было нереально, а пополнения не предвиделось, поскольку западные союзники летом 1920 г. прекратили поставки. Ещё в 1919 г. английский ген. Нокс, военный советник Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака, писал своему правительству: «Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 миллионов русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым». Дальнейшее известно: 28 октября красные нанесли мощный удар с Каховского плацдарма в направлении Перекопа. Парировать его было нечем. Белым пришлось поспешно отступать в Крым. При этом они уничтожили на прифронтовых аэродромах почти все свои самолёты, которые от ветхости уже не могли подняться в воздух. 11 ноября пали укрепления Турецкого вала, а утром 15-го, последний пароход с белыми воинами и беженцами отчалил от севастопольской пристани. Когда корабли с войсками покидали Крым, навстречу шли транспорты союзников, которые везли белым 20 новейших истребителей. Но было уже поздно, гражданская война в Крыму закончилась. В мире нет ничего более ужасного и жестокого, чем «борьба духа с самим собою» (так один философ определил гражданскую войну).

Ослеплённые классовою ненавистью, русские люди убивали друг друга, уничтожали собственных братьев. В данном случае войска Врангеля шли против фанатичных частей Красной армии. Воевать со своим народом - безумие и, конечно, борьба с такой силой с самого начала была обречена на провал. Последние попытки опытных боевых генералов удержать в своих руках власть рухнула. Не помогла и помощь стран Антанты. Пробил час и оставлен Крым. В эмиграцию на судне «Сегед» выехало более 80 русских лётчиков и 50 авиамехаников, техников и мотористов. Их судьба сложилась по-разному. Во время перехода к берегам Турции барон Врангель реорганизовал Русскую Армию. Все авиачасти, которым пришлось оставить свои самолёты в Крыму, были сведены в один «технический полк». Никто и никогда не сможет отнять у Правителя Юга России, последнего Главкома ген. П.Н. Врангеля его великие заслуги - спасения Русской армии и её чести (около 70 тыс. чел.) ..., а также более 75 тыс. гражданских беженцев...

ТКАЧЁВ В ЭМИГРАЦИИ

После краха Белого движения Вячеслав Матвеевич, наставляя своих учеников, говорил: «Авиатор без дела не останется, но имейте в виду: мы должны поступить в авиацию такого государства, которое никогда не будет воевать с нашей Родиной». Гражданская война для Ткачёва закончилась и начался долгий период жизни на чужбине. Эмиграция низвела талант доблестного русского военлёта, свела на нет его несомненные заслуги перед отечественной авиацией. В октябре-ноябре 1920 г. он с основными силами Русской армии эвакуировался в Константинополь, а затем в Галлиполи, где к чувствам горечи и стыда присовокупляется унижение. Палатки, бараки, скудный паёк (кусок хлеба, перловка, старые мясные консервы), сырые дрова - такова была помощь союзников, за которых на фронтах ПМВ проливали кровь русские солдаты, казаки и офицеры. Спустя почти год В.М. Ткачев перебрался в Сербию, где некоторое время работал в частном дунайском речном пароходстве.

Затем он поступил на службу в инспекцию авиации Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (СХС), впоследствии переименованного в Югославию. Поскольку формально Русская армия не распускалась, то продолжалась и карьера ген.-майора Ткачёва. В 1922 г. он получил звание ген.-лейтенанта и должность ген.-инспектора, а в 1927 г. стал первым и единственным генералом от авиации. К концу 1921 г. в СХС стали прибывать из Турции и Греции русские эмигранты. Вскоре в Нови-Саде собралось более 30 лётчиков во главе с В.М. Ткачёвым. В то время город являлся важнейшим авиационным центром Королевства СХС. Здесь дислоцировался авиаполк с авиабазой и самым крупным в стране аэродромом. Помимо Королевской авиашколы, в Нови-Саде находился ещё и авиазавод. В 1922 г. ген. Ткачёв и образовал в этом городе Общество офицеров Российского военно-воздушного флота. Он постоянно оказывал поддержку (в том числе и денежную) русским лётчикам и проявлял большую заботу по их устройству, являясь с 1924 по 1934 год председателем общества воздушного флота 4-го отдела (РОВС) Русского общевоинского союза. В 1923-1941 гг. Вячеслав Матвеевич работает техническим редактором военного авиационного журнала «Воздухопловни Гласник» и одновременно сотрудничает с ним. Это давало ему возможность, пользуясь обширной специальной библиотекой (с изданиями всех европейских стран и США), следить за развитием авиации всего мира. В 1933 г. В. Ткачёв совместно с инженером Н.Э. Кадесниковым основал в г. Нови-Саде общество «русских соколов» - военно-патриотическую молодёжную организацию.

Продолжение следует в части  22                http://proza.ru/2021/01/08/1817


Рецензии