Илья Сельвинский. Не только поэт
ИЛЬЯ СЕЛЬВИНСКИЙ. ФРОНТОВИК. ПОЭТ. ПАТРИОТ
В «Малом Иерусалиме» - старейшей части Евпатории (город на западном берегу Крымского полуострова) есть стена, своего рода, выставочный стенд под открытым небом - «Люди Евпатории».
В 2003 году Евпатория отметила 2500-летие! Изначально не город, а древнегреческое поселение Керкинида (2-й век до нашей эры). Сколько воды утекло с тех пор!
Миллионы людей жили здесь; по музейным документам можно судить, как старались они благоустраивать своё поселение и как защищали от врагов. Их имена, пусть не все, есть в Городском краеведческом музее и небольших музейчиках.
ПЕРВЫЕ ЕГО СТИХИ – В ЕВПАТОРИИ
А на названном стенде те люди города, которые ближе нам по времени: Адам Генрих, архитектор; Анна Ахматова, поэт; Борис Балтер, писатель; Илья Сельвинский, поэт.
Это талантливые личности; следы их деяний есть в биографии Евпатории, а потому жители города их почитают и не забывают.
Я побывала в Евпатории осенью 2019 года. Первый раз. Об этом камерном городе, омываемом Чёрным морем, расскажу в другой статье. А сейчас моё повествование о Илье (Карле) Львовиче Сельвинском.
Фронтовик, путешественник, поэт, драматург - он родился в Симферополе 24 октября (есть и другая дата) 1899 года.
О нём рассказано много и подробно: в книгах, статьях, в воспоминаниях друзей и товарищей, дочери Татьяны. Писал о себе и сам поэт.
Суммируя всё, получается яркая биография: русский советский поэт крымчакского происхождения. Есть ещё и такие тонкости: полу цыган и прочие полу; это всё я опускаю, ибо в крови тех, кто родился на древнем Крымском полуострове, многоцветье рас и национальностей.
Как и в других местах, где есть моря и реки – сюда во все времена с тех пор, как люди научились строить плоты и лодки, стремились разные народы и, конечно, перемешивались с местным населением. Так и получались полу…
А крымчаки – древнейший народ в Крыму. В одном из энциклопедических словарей есть данные, сколько их проживает на белом свете – немногим больше 1000 человек. Говорят на диалекте крымскотатарского языка.
Родословная у Ильи Сельвинского суперинтересная. Кому нужны подробности, они есть в Интернете. Я хочу рассказать, как Илья оказался в Евпатории. Если коротко, то путь его семьи такой (уже после его рождения): жили в Константинополе, снова - в Симферополе, Одессе, а в августе 1911 года переехали в Евпаторию.
Здесь Илья сначала окончил 4-хклассное училище; в 1915-1919 годы учился в Евпаторийской мужской гимназии. Та гимназия (учатся там и девочки) существует и теперь. И носит имя Ильи Сельвинского.
Есть здесь и Литературное объединение имени Ильи Сельвинского; о нём я расскажу позже.
Евпатория, если можно так выразиться, дала ему путёвку в поэзию. Именно в этом городе, в газете «Евпаторийские новости» с 1915 года публикуются его первые стихи.
А дальше он начинает искать себя. Попробовал учиться на медицинском факультете Таврического университета. Бросил. Перешёл на юридический факультет.
Вероятно, ему было тесно в небольшом (тогда) приморском городе. Летом 1921 года Илья приехал в Москву, где жила его сестра Генриетта. И перевёлся на юридический факультет МГУ. А затем окончил в этом университете и факультет общественных наук.
Я прочитала, что на сайте МГУ в разделе «поэзия» (или – лирика) есть стихи и Ильи Сельвинского.
В России в то время водоворот событий. В октябре 1917 года во главе Владимира Ульянова-Ленина большевики устроили военный государственный переворот, то, что потом долгие годы будут называть «пролетарской революцией».
Илье Сельвинскому, когда он приехал в Москву, было неполных 22 года. Молодёжь, включая поэтов, бурлила. Илья успел поучаствовать в гражданской войне (красные и белые). Многие события того времени отражаются в его оригинальных стихах.
Он знал разные языки – русский, украинский, еврейский, каких-то народов Севера (узнал во время своих длительных путешествий). И все эти языки поэт использует в своих произведениях. Это было не обычно и не привычно в поэзии постреволюционного времени, а потому критики он получил по полной программе.
Хотя поэзия того времени была весьма экстравагантной. Можно вспомнить хотя бы Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885-1922), одного из основоположников русского авангарда, создателя общества Председателей Земного шара; он был также экспериментатором в деле словотворчества.
Несколько строк из его стихотворения «Море» (1921 г.):
Бьются синие которы
И зелёные ямуры
Эй, на палубе, поморы,
Эй, на палубе, музуры,
Голубые удальцы!
Ветер баловень – а-ха-ха!
Дал пощёчину с размаха,
Судно село кукарачь…
(Словарь русского языка в Интернете, устав подчёркивать здесь слова, накрутил мокрое полотенце на голову и притих).
Стихотворение замечательное тем, что показывает, как действительно богат наш русский язык, и как далеко не все его слова народ использует.
Поэты и показывают это богатство; как химики в лаборатории, они также проводят опыты - смешивают, казалось, не совместимое, и получают яркие словесные образы.
Владимир Маяковский называл Велимира Хлебникова «Колумбом новых поэтических материалов, ныне заселённых и возделываемых нами».
Не зря и Илью Сельвинского называли приверженцем авангардизма; в его поэзии нет, допустим, слова «кукарачь», но есть: «Годами голодаю по тебе…» или «А рыжий буйногривый ураган». Но не чужд он был и социалистическому реализму (кажется, и до сих пор нет точного определения соцреализма).
Еще есть информация, что Илья Львович был основателем и председателем Литературного центра конструктивистов.
Из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова: «Конструктивизм – направление в искусстве 20 в., стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм, к обнажению их технической основы».
Не очень понятно. Вероятно, названный центр имел какой-то устав, в котором всё было прописано. Можно предположить, что под технической основой конструктивизма подразумевался сюжет или предмет сюжета, вокруг которого и строилось (конструировалось) литературное событие.
Как молодой поэт относился к «революции» - другая тема.
Наглядно вот такое его четверостишие:
Мы путались в тонких системах партий,
Мы шли за Лениным, Керенским, Махно,
Отчаивались, возвращались за парты,
Чтоб снова кипеть, если знамя взмахнёт.
Он много пишет и его произведения охотно публикуют издательства, журналы. А произведения его разно жанровые; он пробует себя, как драматург, прозаик. Лишь с 1926 и по 1939 годы в разных издательствах вышли:
«Рекорды» (экспериментальные стихи); «Улялаевщина» (эпопея); «Записки поэта» (стихотворная повесть); «Пушторг» (роман в стихах); «Командарм-2» (трагедия)»; «Умка – Белый Медведь» (драматическая поэма); «Рыцарь Иоанн» (трагедия).
Почти за все эти произведения его жёстко критиковали, в том числе – и собратья по поэтическому цеху. Он критиковал других, не взирая на имя и популярность. А ещё Илья Львович сочинял эпиграммы.
Из того, что я прочитала: от некоторых поэтов – его современников летели пух и перья. Конечно, были обиженные. Критики считают, что были и не заслуженно обиженные.
В поэтическом цеху в то время работали Владимир Маяковский (1893-1930); Борис Пастернак (1890-1960); Осип Мандельштам (1891-1938); Николай Асеев (1889-1963); список далеко не полный. Почти ровесники. Илья Сельвинский чуть младше.
В разных источниках есть упоминание о том, что Илья Сельвинский критиковал поэзию Владимира Маяковского; поэт-трибун не оставался в долгу. Интересная подробность: В. Маяковский выступал при этом своеобразным защитником И. Сельвинского и не позволял его третировать. Значит ценил его творчество, а возможно, и какие-то качества личности.
Предполагаю, что на эту тему можно найти объёмные работы.
А потом пришла беда – Великая Отечественная война.
КАК ДЕВУШКА, ЧТО РАНЕНА В БОЮ…
Это строчка из военного стихотворения Ильи Сельвинского «Севастополь-Балаклава»:
Как девушка, что ранена в бою,
Но не сдаёт позицию свою,
Военною овеянная славой,
Прильнувшая к заветному курку,
Стреляет золотая Балаклава…
Он ушёл на фронт в 1941 году и находился все годы войны в самых горячих её точках. Был батальонным комиссаром; получил звание подполковника. Сражался с фашистами на Крымском, Кавказском и Прибалтийских фронтах. «Воевал под Перекопом», - из его воспоминаний.
Дважды контужен (иная контузия бывает тяжелее, чем ранение), тяжело ранен под Батайском (город в Ростовской области).
Награды: Орден Отечественной войны 1-й степени (1943 г.); Орден Красной Звезды (1943 г.); три Ордена Красного Знамени (1939, 1959, 1967 гг.); медали.
К сожалению, не знаю, какими медалями был награждён поэт; возможно, среди них есть не менее весомые, чем названные ордена.
Его военные стихи печатает газета «Красная звезда». Трудно назвать эти произведения Ильи Сельвинского просто стихами. Это описание всего того, что поэт-фронтовик видел. Без озноба невозможно читать о зверствах фашистов (не только немцев; например, в Крыму зверствовали румыны и другие пособники гитлеровцев).
Кто знает творчество И. Сельвинского, могли читать и «Я это видел!» (передано по телеграфу в газету из г. Керчи 27 февраля 1942 года).
Несколько строчек из этого печального, зовущего к мести, повествования:
Нет! Об этом нельзя словами –
Тут надо рычать! Рыдать!
Семь тысяч расстрелянных в волчьей яме,
Заржавленной, как руда…
Семь тысяч трупов! Евреи… Славяне…
Да! Об этом – нельзя словами!
Огнём! Только огнём!
Стихотворение передано из Керчи. Вероятно, поэт видел расстрелянных в Багеровом рву (Багерово - посёлок близ Керчи). Там фашисты казнили детей, женщин, стариков и подростков. Ров: километр в длину, шириной 4 метра и глубиной 2 метра был переполнен трупами этих несчастных людей.
Накал боли и гнева в этом стихотворении Ильи Сельвинского сродни стихотворению Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом…» (1942 г.).
Небольшая часть из этого произведения:
…Если ты фашисту с ружьём,
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Всё, что Родиной мы зовём, -
Знай: никто её не спасёт,
Если ты её не спасёшь;
Знай: никто его не убьёт,
Если ты его не убьёшь…
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоём дому чтобы стон,
А в его по мёртвым стоял…
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
(Стихотворение взято из сборника «Константин Симонов. Избранное». Издательство «Детская литература». М.,1970 г.)
А ещё из Керчи немного ранее, 13 февраля 1942 года, Илья Сельвинский передал «Балладу о ленинизме». В центре города стоял бронзовый памятник Ленину; он во весь рост с вытянутой правой рукой.
Фашисты, что «Вражьи дивизии// С моря пришли», сбросили фигуру. Остался штырь. Привели молоденького политрука и повесили его. В последние минуты своей жизни солдат вытянул вперёд, как и Ленин, правую руку. Так и угас.
Повторю призыв поэта Сельвинского:
Да! Об этом – нельзя словами!
Огнём! Только огнём!
На главной площади в Городе-герое Керчи и сейчас на высоком постаменте стоит такой же памятник Ленину. На том постаменте когда-то был памятник русскому царю Александру Второму, который дважды приплывал на корабле в Керчь. Но это другая история.
КОГО БАЮКАЛА РОССИЯ…
«Любовь и фронт» - так поэт назвал, можно сказать, оду женщинам на фронте.
Сюжет такой: фашисты подбили «ИЛ-2»; самолёт упал, у лётчика сильные ожоги. И тут появилась фея – то ли медицинская сестра, то ли врач. Она и оказала ему первую помощь.
«ИЛ-2» называли «летающий танк» и «горбатый»; на таком самолёте в годы войны летал самый молодой лётчик, после войны – известный, талантливый актёр Владимир Гуляев.
Многие военные произведения Ильи Сельвинского – это горячие призывы к борьбе с врагом, к подвигу во имя Родины.
Четверостишие из «Вставай, Кубань!»:
Вставай, Кубань, казачья слава!
Вставай, родимая, быстрей.
На правый бой, на бой кровавый
Скликай своих богатырей!
Из стихотворения «Сталинграду»:
О, вы, штандарты дедовских побед,
России величавая отрада!
Развеяв
Гитлеровский
Бред,
Меж вас пылает знамя Сталинграда…
А ещё среди его военных стихотворений «Русская девушка», «Тамань!» (Тамань моя, Тамань моя, форпост моей страны!) и многие другие.
Чистая и честная душа, Илья Сельвинский, возможно, не знал, что и его фронтовые произведения кто-то читает с лупой, выискивая нечто между строк.
Так случилось с его стихотворением «Кого баюкала Россия…» (1943 г.). К сожалению, я пока не смогла прочитать всё, переписала лишь вот эти строчки:
Сама – как русская природа
Душа народа моего:
Она пригреет и урода,
Как птицу, выходит его.
А дальше… Некие дяди из окружения Иосифа Джугашвили-Сталина узрели в слове «урод» намёк на… Сталина.
В одной из статей о жизни и творчестве Ильи Львовича я прочитала, что «в конце ноября 1943 года его вызвали из Крыма в Москву». И начали его «песочить» 10 февраля 1944 года на заседании секретариата ЦК ВКП(б)*. Дяди были настроены на самые крутые наказания. И могли бы это сделать.
В «Википедии» есть подробности.
*С 1952 года – КПСС.
Как закончилась та история - коротко. Вдруг на то заседание пришёл САМ. И вроде бы, то ли в шутку, то ли в серьёз, сказал, что поэта Сельвинского надо беречь, потому что его произведения любили Бухарин и кто-то ещё. Что случилось с Н. Бухариным, Л. Каменевым и другими соратниками Ленина, известно.
Есть утверждение, что Сталин выделял среди поэтов (как поэтов) Бориса Пастернака и Илью Сельвинского. До этого я в литературе не встречала, что сей пришелец в Россию любил стихи. Пел, устраивал со своими приближёнными хоровые спевки, лучшим подпевалой был К. Ворошилов – об этом написано. Но стихи?
Как бы то ни было, но отпустили с миром поэта Сельвинского и разрешили ему вернуться на фронт.
Несколько нюансов в той истории.
Прочитав, что в ноябре 1943 года И. Сельвинского вызвали в Москву из Крыма, я засомневалась, что поэт мог в то время быть на полуострове. Крым был оккупирован фашистами.
Посмотрела книги о Великой Отечественной войне и выяснила, что наркоматом была разработана операция по освобождению Крыма: с севера – через Перекоп и Сиваш, и с востока – через Керченский пролив.
В конце октября 1943 года началась высадка известного в истории Керченско-Эльтигенского морского десанта. И так далее.
Шли тяжёлые бои на суше, в воздухе, на море. Советские армии несли большие потери. Крымский полуостров полностью был освобождён от врага лишь в мае 1944 года.
Получается, что в том пекле, допустим, как он вспоминал, на Перекопе, и мог быть в ноябре 1943 года батальонный комиссар И. Л. Сельвинский.
Не легче было тогда положение и на Западном фронте.
И вот в это время секретариат ЦК ВКП(б) не обсуждает положение на каком-то из фронтов (пополнение армий, госпитали, продовольствие и горючее, оружие, техника), а читает стихотворение со словом «урод» и намечает, как бы построже наказать поэта и выслужиться перед Сталиным.
Конечно, занимались они этим от безделья. Одни кровь проливали в сражениях за Родину. А другие штаны протирали в тёплых кабинетах.
Ещё нюанс. А почему приближённые Сталина решили, что урод – это о Сталине, а не просто слово, выбранное поэтом для усиления эмоций?
И самый-самый из вопросов: «А почему Сталин принял это на свой счёт, почему не обиделся на того, кто в стихотворении увидел сопоставление именно его с уродом?»
Ведь без разрешения Иосифа Виссарионовича никакого заседания не было бы. И тему он не мог не знать. Почему допустил провести то заседание, на котором его, «отца народов», наверное, раз сто, пока обсуждали, сравнили с уродом. Загадка!
Впрочем, наверное, где-то лежит протокол того заседания, а в нём – фамилии заседавших и какие-то выводы о них.
ИЗ НОЗДРЕЙ ВЫЛЕТАЕТ ОГОНЬ
Эти слова принадлежат советскому поэту Льву Озерову, а написал он так о Илье Сельвинском.
У меня есть сборник (сборничек в 1 печатный лист) стихотворений: «Илья Сельвинский. Библиотека избранной лирики. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Москва. 1967». Издан при жизни поэта.
Составителем этого сборника был Лев Озеров. Он и представил читателям автора стихотворений:
«Когда в ранней юности я читал стихи Ильи Сельвинского, мне казалось, что у человека, написавшего их, из ноздрей вылетает огонь, грудная клетка движется, как кузнечные мехи, что под его загорелой крымской кожей перекатываются литые шары.
Позднее я познакомился с автором «Улялаевщины» и «Охоты на тигра». Действительно, я увидел сильного человека, в молодости «работавшего борца» в цирке, перепробовавшего множество различнейших профессий, скитавшегося по всем широтам и долготам.
Смельчак и следопыт, он с гимназических лет усадил себя за рабочий стол литератора, дав себе, своим нервам, своему времени полную, можно сказать – непомерную нагрузку.
Этот рабочий стол литератора порой становился вагонной полкой, бортом ледокола, оленьей упряжкой, фронтовым окопом, больничной койкой...
Каждый художник стремится быть вровень с веком. И даже впереди него… Илья Сельвинский писал о прошлом: IХ век Азербайджана, средние века, эпоха Петра, предреволюционная пора, Октябрь. Он жил настоящим: предвоенные годы, Великая Отечественная, эти дни…
Он мечтает о чуде любви, о чуде вечной юности, о чуде человеческого братства…»
Мне очень нравятся его стихи. В них накал таланта, философии, патриотизма и любви к жизни.
Понятно, что невозможно здесь привести все стихи И. Сельвинского. Но хотя бы чуть-чуть.
ПРОЛОГ К ДРАМАТИЧЕСКОЙ ТРИЛОГИИ «РОССИЯ»**
Россия… Родина моя, Россия…
Я с каждым днём люблю тебя сильней.
Любая неказистая осина,
Звенящая среди болотных пней,
Ветла какая-нибудь у дороги,
Да и сама дорога впереди
Мне так близки, что только сердце вздрогнет
И разольётся нежностью в груди.
Но ведь любить гнездо своё до дрожи
Дано и птице у родимых стрех.
Нет. Есть в России то, что родины дороже,
Что делает её святынею для всех.
Сторонка всякая по-своему красива,
А дедов край везде и всюду мил…
Мы не страну в тебе боготворим, Россия,
Ты больше, чем страна:
ты – мир!
В тебе судьба всего земного шара,
Твоя дорога словно Млечный Путь…
И вот когда от Чон-Чу до Алжира,
От Заполярья до южных широт
Где-то в столетьях народы мира
Сольются в один всемирный народ,
Когда разноречья араба и чеха
Срастутся в единый язык Человека,
И только к пейзажу
великий итог
Сведёт проблему Запад-Восток,
Тогда-то будущие поколенья
Спросят, подняв летописный груз:
Что же это было за дивное племя –
Русь?
Татарщина, боярщина, крепостное право,
Горб недоимок, падёж, недород…
Но как ухитрился в сермяжке дырявой
Душу сберечь этот странный народ?
Совести как сохранил постоянство,
Хоть одолели тюрьма да сума?
С горя впадая в дремучее пьянство,
Как он в туманах не пропил ума?
Как он, поникнув лихой головою,
Тише воды и ниже травы,
Вдруг свою долю метал трын-травою
В грозный час не щадя головы?..
Как разрешит потомство эту тайну,
Сказать сегодня не берусь…
Аккордные строчки:
И оттого при имени Россия (курсив)
Мне слёзы перехватывают дух.
** «Россия» (трилогия: «Ливонская война», «Царь да бунтарь», «Большой Кирилл». Издательство «Советский писатель». М., 1957 г.)
(Некоторые строчки в этом и других поэтических произведениях Ильи Сельвинского разбиты на слова. Предупреждаю тех, кому важно, как написано у поэта – Л. П.).
ПОЧЕШИ… ЗА УХОМ
С изюминкой и интригой стихотворение «Баллада о тигре». Оно большое; возьму часть. Повествование от первого лица.
Суть баллады: Дальний Восток, Уссурийский заповедник… Главный герой идёт в лес. На плакат с предупреждением о том, что в районе тигр, он не обращает внимания.
Гонит его в ту даль неразделённая любовь или какое-то любовное огорчение – «Бродил я, листьями гремя»; вышел к тигровым местам и попался в лапы «хозяину Уссури».
И вдруг я вижу изо мха
В три линии усы,
И вдруг я слышу сквозь меха
Рипящие басы
И различаю: жёлт и бел,
И два огня горят…
Но странно: я не оробел.
Напротив: рад.
Не от катара я умру,
Не от подагры, нет!
Не заглядевшись на пиру
В бездонный пистолет;
И не от ревности в Крыму,
В Москве не от статей –
Я, как поэму, смерть приму
Из тигровых когтей…
Герой поэмы, рассуждая так, кокетничает; он верит в счастье, в любовь. Получается, что и умирать ему совсем ни к чему.
Казалось бы, зверь победит. Не тут-то было!
Но преимущество моё
В одном: я человек!
Покуда в левое плечо
Вгрызаются клыки,
Пока дыханье горячо
Дымится у щеки,
И тьма сознанья моего
Уже совсем близка –
Я стал почёсывать его
За ухом… у виска…
Довёл человек своей нежностью тигра до сонного состояния (кошка ведь): «Он дёргал ухом. Каркал он.//Он просто изнемог.//Но растерзать меня сквозь сон// Уже никак не мог»
А дальше обращение к милой:
Вот, собственно, и весь рассказ.
В нём правды – ни на пядь.
Но он задуман был для Вас:
Я что хотел сказать?
Что если перед Вами я,
О милая, в долгу,
Что если с Вами, жизнь моя,
Ужиться не могу,
И ты хватаешься, кляня,
Рукой за рукоять –
Попробуй всё-таки меня
За ухом… почесать…
Биографы Ильи Львовича утверждают, что многие свои произведения поэт посвящал жене Берте Яковлевне Сельвинской. «Балладу о тигре» он сам любил читать и делал это артистично.
А У ЖЕНЩИНЫ ПЛЕЧИ - ЖЕНЩИНА
А какие дивные у Ильи Сельвинского стихи о любви, о женщине! Ни грамма цинизма и пошлости. Здесь шедевр русского языка.
ГИМН ЖЕНЩИНЕ
Каждый день, как с бою, добыт.
Кто из нас не рыдал в ладони?
И кого не гонял следопыт
В тюрьме ли, в быту, фельетоне?
Но ни хищность, ни зависть, ни месть
Не сумели мне петлю сплесть
Оттого, что на свете есть
Женщина.
У мужчины рука – рычаг,
Жернова, а не зубы в мужчинах,
Коромысло в его плечах,
Чудо-мысли в его морщинах.
А у женщины плечи – женщина,
А у женщины локоть – женщина,
А у женщины речи – женщина,
А у женщины хохот – женщина.
И томясь о венерах Буше,
О пленительных ведьмах Ропса,
То по звёздам гадал я в душе,
То под дверью бесёнком скребся.
На метле или в пене морей,
Всех чудес на свете милей,
Ты – убежище муки моей,
Женщина!
* * *
В косы вплетены лучи,
Руки нежные, как ручьи…
Рыба в аквариуме всплывёт,
Видя в воде отраженье твоё;
В клетке чижик вдруг запоёт,
Услышав приближенье твоё;
Быть может, и мне пригрезятся сны
В страшном моём замороженном сне:
Ведь ты даже в шубке – примета весны
Рыбам, птицам и седине.
ЗАКЛИНАНИЕ
Позови меня, позови меня,
Позови меня, позови меня!
Если вспрыгнет на плечи беда,
Не какая-нибудь, а вот именно –
Вековая беда – борода,
Позови меня, позови меня,
Не стыдись ни себя, ни меня –
Просто горе на радость выменяй,
Растопи свой страх у огня.
Позови меня, позови меня,
Позови меня, позови меня,
А не смеешь шепнуть письму,
Назови меня хоть по имени,
Я дыханьем тебя обойму!
Позови меня, позови меня,
Поз-зови меня!
***
Вы забежали к нам накоротке,
Нас опахнув как бы дыханьем вальса,
Но в пепельнице долго не сдавался
Окурок с краскою на ободке.
И в этой дымке шоколадно-зыбкой,
В живом пятне меж мёртвых папирос
Почудилась дрожащая улыбка
И слово, что ещё не родилось.
Почудилось мне сходство некоего таинства, которое есть и в стихотворении Александра Блока «Незнакомка»:
И каждый вечер в час назначенный…
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна…
А стихотворение Ильи Сельвинского «Исповедь донжуана» можно назвать наставлением для мужчин:
Мужчина женщину не любит.
Как кошка птицу, он её
Не понимает. Лишь пригубит,
А там – ползи, житье-бытьё.
А женщине, как всем актрисам,
Что так талантливо нежны,
Присущ особый артистизм,
Но ей овации нужны.
Не перед ложами с партером
Она играет: пред тобой,
О муженёк, что взглядом серым
Её смешал со всей толпой.
И растворился облик женин
Среди кофейников и книг.
Очарование движений?
Улыбка? Что ему до них?
Да и супруга всем довольна:
Растут зарплата и сыны,
Но шорох юбки колокольной
Не веет шелестом весны.
А жизнь идёт в делячьем стиле
И пропадает божий дар
Быть может, той же самой силы,
Что у Дузе` или Бернар.
Мужья! Примите умудрённо
В свои печёнки сей кинжал:
Вам изменяли ваши жёны
За то, что я их обожал.
ВЕРЬ В СЕБЯ!
Его стихи есть в художественном фильме «Сказание о земле Сибирской» (1947 г.). Стали песнями стихи: «Черноглазая казачка» и «Кони-звери» (музыка композитора М. Блантера).
В «Википедии» в Интернете я вычитала, что Илья Львович во время Великой Отечественной войны был награждён золотыми часами за стихи, ставшие песней Крымского фронта - «Боевая Крымская».
А как вам это? Из «Весеннее»:
Весною телеграфные столбы
Припоминают, что они – деревья…
***
Пускай не все решены задачи
И далеко не закончен бой –
Бывает такое чувство удачи,
Звериности сил, упоенья собой,
Такая стихия сродни загулу,
В каждой кровинке такой магнит,
Что прикажи вот этому стулу:
«Взлететь!» -
и он удивлённо…взлетит.
ЧЕЛОВЕК ВЫШЕ СВОЕЙ СУДЬБЫ
Что б ни случилось – помни одно:
Стих – тончайший громоотвод!
Любишь стихи – не сорвёшься на дно:
Поэзия сыщет, поймёт, позовёт.
Живи, искусства не сторонясь
Люди без лирики как столбы.
Участь наша ничтожнее нас:
Человек выше своей судьбы.
С таким же названием Илья Сельвинский написал трагедию. Она была опубликована в журнале «Октябрь» (№4, 1962 г.). Возможно, роман «О, юность моя» (Издательство «Советский писатель», М.,1966 г.) был последним большим прижизненным произведением поэта и прозаика.
На мой взгляд, его «СОНЕТ» можно назвать автобиографичным:
Я испытал и славу, и бесславье,
Я пережил и войны, и любовь:
Со мной играли в кости югославы,
Мне песни пел чукотский зверолов.
Я слышал тигра дымные октавы,
Предсмертный вой эсэсовских горилл;
С Петром Великим был я под Полтавой,
А с Фаустом о жизни говорил.
Мне кажется, что я живу на свете
Давнее давнего. Тысячелетье.
Я видел всё. Чего ещё мне ждать?
Но, глядя вдаль с её миражем сизым,
Как высшую хочу я благодать –
Одним глазком взглянуть на коммунизм.
НАРОД! ВОЗЬМИ ХОТЬ СТРОЧКУ НА ПАМЯТЬ!
В послевоенное время Илья Львович вёл семинар в Литературном институте. Его обожали студенты. Он охотно читал свои стихотворения на разных встречах и праздниках. Много работал.
Это соответствует характеристике, которую дал Илье Сельвинскому его земляк – поэт, художник Максимилиан Волошин (1877-1932). Он написал на своей акварели - подарке Илье Львовичу: «Поэту-оркестру».
Последние годы поэт болел, жил на даче в Подмосковье. Появились проблемы с голосом.
Оказывается, Илья Львович во время войны сильно простудился и потом это сказалось на его здоровье. А ещё, конечно, контузии и ранение.
Как предположение: поэт мог простудиться во время боевых событий в Крыму в ноябре 1943 года. Если он был на Перекопе, то мог быть и на озере Сиваш. В одной из книг о тех событиях я прочитала:
«1 ноября началась переправа 346-й стрелковой дивизии через Сиваш. В этот день западный ветер отогнал воду, и солдаты шли по пояс в воде».
Есть кинохроника тех переправ. Конечно, у бойцов не было возможности высушить одежду и обувь или поменять их. Ноябрь в Крыму – холодный месяц.
Его поэзия жива. Народ помнит далеко не одну его строчку.
Где бы я не была, всегда покупаю местные газеты. Это очень хороший информатор того, что жизнь бурлит не только в городах-миллионниках. Многое могут рассказать улицы, памятники, но газеты – больше.
В Евпатории я читала «Евпаторийскую здравницу». 18 октября 2019 года в ней опубликована статья «Берег муз принимает гостей» (автор Елена Филатова):
«12 октября в концертном зале Детского оздоровительного лагеря им. Ю. А. Гагарина торжественно прошёл Х юбилейный Международный музыкально-поэтический фестиваль «На берегу муз-2019», посвящённый 120-летию поэта Ильи Сельвинского.
В честь этого события в Евпаторию приехали представители различных литературных объединений Крыма: Севастопольского ЛИТО им. Алексея Озерова; Ялтинского литературно-музыкального объединения «Чайная роза»; Сакского ЛИТО «Сакские родники»; Судакского литературного клуба «Киммерия»; Новоселовского литературного клуба «Откровение»; Арт-клуба «Февраль» г. Саки.
На выходные в Евпаторию уже традиционно съехались также гости из стран СНГ и из-за рубежа – русскоязычные поэты и прозаики, авторы-исполнители, музыканты и барды.
На протяжении двух дней они радовали жителей и гостей города своим творчеством – новыми произведениями и стихами в музыкальном сопровождении.
С приветственным словом к участникам и гостям мероприятия обратилась депутат Евпаторийского городского совета второго созыва, председатель комитета по вопросам социальной политики, образования, культуры, спорта и делам молодёжи Нина Пермякова.
Пожелания творческих успехов и заслуженных побед артистам, а также вручение почётных грамот от имени Главы муниципального образования, председателя Евпаторийского городского совета Олеси Харитоненко организаторам фестиваля – Евпаторийскому литературному объединению им. И. Л. Сельвинского и международному Арт-клубу «Геликон», сделали атмосферу в зале ещё праздничнее…»
Президент фестиваля и международного Арт-клуба «Геликон», председатель литературного объединения им. Ильи Сельвинского Людмила Твардовская (в газете есть её фото) сказала:
«Я благодарю администрацию города Евпатории, депутата Государственного Совета Республики Крым второго созыва Юрия Ветоху за постоянную поддержку и содействие.
Хотелось бы, чтобы с каждым годом фестиваль становился масштабнее, набирал обороты на международном уровне, популяризировал творчество и привлекал к нам на полуостров ещё больше известных бардов и поэтов, творческую молодёжь…»
На том фестивале немало было прочитано и спето посвящений Илье Львовичу Сельвинскому.
Он умер 22 марта 1968 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 7) в Москве. Я вычитала, что на могильной плите выбита строка:
«Народ! Возьми хоть строчку на память!»
В Интернете есть фотография его (и жены) захоронения. Камень (могильная плита) треснут. Сначала я думала, что так было задумано, но присмотревшись, поняла, что именно трещины сдвинули на осколки камня слова Илья и Сельвинский.
Дочь Ильи и Берты Сельвинских - Татьяна, художник, поэтесса, родилась в 1927, а умерла 17 мая 2020 года. Есть ли внуки-внучки и ещё какие-то родственники, не знаю. Это я к тому, что могилам необходимо внимание. Время и климат их не щадят.
*******
На одном из кладбищ Москвы я обратила внимание на запущенные могилы мужчин в военной форме. По датам жизни можно предположить, что они могли быть участниками Великой Отечественной войны. Причины запустений могил разные; например, не осталось в живых никого из родных.
Это было в начале 2020 года, задолго до 9 мая - до 75-летия Великой Победы над фашистами разных мастей, а не только немецкими. Я решила обратиться в Московский городской комитет ветеранов войны с предложением, чтобы он (подобная общественная организация может обращаться с предложениями в любое государственное учреждение нужного профиля) посодействовал тому, чтобы на всех кладбищах к этой дате привели в порядок захоронения фронтовиков.
Пока не помешала пандемия коронавируса, проводились разные мероприятия: ремонтировали монументы, высаживали деревья…
У меня не получилось. Возможно, «постучала» в ту дверь робко или выбрала не ту дверь.
Но как-то эту работу надо бы сдвинуть с мёртвой точки. Я знаю, что общественная организация, которая собирает материалы о «декабристах» и всячески поддерживает память о них, в Москве приводит в порядок захоронения «декабристов». Видела примеры.
Было бы замечательно, если бы молодёжь России, склонная к работе волонтёрами, взялась бы и за это очень важное дело.
Тогда и камень на могиле фронтовика, сына России, патриота Отечества Ильи Львовича Сельвинского был бы заменён на новый. Не думаю, что это страшно дорого.
------------------------------
Опубликованная фотография поэта взята из сборника стихотворений "Илья Сельвинский" (издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия". Москва. 1967)Со временем я заменю её на фото военных лет. На телеканалах мелькают фотографии, на которых Илья Сельвинский и Константин Симонов в годы войны.
БАЛТЕР Борис Исаакович (1919-1974), советский писатель. Из его произведений литературоведы выделяют повесть о довоенном поколении молодёжи «До свиданья, мальчики» (1962 г.)
ОЗЕРОВ Лев Адольфович, советский поэт. Изданы его лирические сборники «Ливень», «Светотень», «Далёкая слышимость»; сборник статей о поэтическом труде «Мастерство и волшебство» (1976 г.).
РУТМИНСКИЙ Виктор Сергеевич (1926-1999). Очерк о И. Л. Сельвинском «Поэт-оркестр». Проза. ру. Автор 2-хтомника "Русские поэты.ХХ век. Русские поэты.ХIХ век". Был узником ГУЛАГа.
ХЛЕБНИКОВ. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Основана М. Горьким. Издательство «Советский писатель». Ленинград. 1960 г.
Свидетельство о публикации №220071001353
учиться в школе(теперь гимназии его имени)к которой имеет отношение и,
так же Вами упомянутый, другой наш евпаториец,с не менее замечательной
судьбой,Б.Балтер - автор единственной повести'по которой снят фильм
об удивительной Евпатории "До свидания,мальчики!
Спасибо' с наступающими..!
(кстати'Сталин и сам в юности был автором нескольких стихотворений..
Миластный Николай 27.12.2022 08:11 Заявить о нарушении
Очень понравился город. Жаль, что сейчас или не вспоминают, или вспоминают редко поэтов советского времени. Многие из них были участниками Великой Отечественной войны; они достойны памяти и уважения.
О Сталине. Как-то я прочитала, что он в юности увлекался поэзией (читал). Здесь, на Прозе. ру есть у одного из авторов несколько стихотворений Иосифа Джугашвили-Сталина, якобы написанные им в зрелом возрасте. Прочитав, не поверила, что он автор таких содержательных ( по теме) стихотворений. Сталин не знал толком русского языка. Его родной - грузинский язык. Наверное, кому-то из стихотворцев он дал тему (только зачем ему то надо было?)и тот написал.
Желаю Вам всех благ в наступающем Новом, 2023, году! Благополучия Евпатории и евпаторийцам! А лебеди-шипуны по-прежнему есть на берегу Чёрного моря? Если прилетают, то от меня им привет.
Лариса Прошина 27.12.2022 17:55 Заявить о нарушении
город'там кого только из пернатых нет..!
А насчёт Сталина Вы'Лариса'посмею заметить' заблуждаетесь'
язык русский он знал получше здесь многих' и нередко владение оным
сочетал с чувством юмора..
А уж заботу о нём так 'возможно'не проявлял никто!
Такой'к примеру' факт - в разгар Сталинградской битвы(!) вышло
в центральной прессе постановление об обязательности обозначения точек
при написании буквы "ё".
С новогодниии к Вам пожеланиями !
Миластный Николай 27.12.2022 23:51 Заявить о нарушении
О букве "ё". Как-то я прочитала, что И. Д. она очень нравилась. Уже давно в книгах её игнорируют. Я считаю, что это не правильно. Искажается смысл некоторых слов.
Лучше о лебедях. Я сделала много фотографий лебедей - и зрелых, и подростков. Очень красивые птицы. Так близко на воле (без клеток) я видела их первый раз. Восхитительны шеи, размах крыльев.
Местные евпаторийцы говорили, что они живут на острове Лебяжьем, и лишь несколько лет, как прилетают не только на тот берег, где Евпатория, но и там, где Саки. Вроде бы, им понравилось, что их подкармливают. Наверное, рыбы стало мало. А вот уток-бакланов я там не увидела. Оригинальные птицы! Их много в бухте в Геленджике.
Что меня огорчило? Постепенное убывание трамваев, как транспорта. Печальное зрелище - когда на трамвайных путях разрастается трава. А сейчас как? Если Вы живёте в Евпатории, то знаете.
Всех благ!
Лариса Прошина 28.12.2022 19:34 Заявить о нарушении
Я хоть в Евпатории не живу'но могу сообщить следующее:
трамвайный состав в городе обновлён'и если не ударно развивается'
то и не загибается.А заросшие пути'вероятно на двух(из четырёх)
маршрутах'на которых движение токмо летом..
По букве "ё" многострадальной(кажется и самой молодой):
теперь внимание уделено - в столице так даже переименованы вывески
названий(в частн.Пыжёвский пер'вместо Пыжевского)..
А по поводу ист.личностей'извиняюсь - именно сегодня'в год юбилея
СССР' внимание и оценка будет уместна..! Да и достаточно топтать
историю страны(в "перестройку" немало оттоптались.. да и теперь
поднято поколение исторически безграмотное..!) На Украине - как раз
вынуждены выправлять итоги именно подобного(не касаясь европейских
дел и мировых в целом..)!
Кстати'смею порекомендовать в этом вопросе автора более сведущего и авторитетного - З.Прилепина' в недавнем своём выпуске "Уроки русского"
- "Сверхдостижения сверхдержавы"(если не ошибаюсь)!
С наилучшими пожеланиями в наступающем !
Миластный Николай 29.12.2022 06:20 Заявить о нарушении
Дмитрий Маштаков 02.01.2023 00:52 Заявить о нарушении
Мне нравятся рассуждения Захара Прилепина. Но его передачи теперь идут далеко за полночь. Для тех, кто ночью не спит. Уверена, что это козни наших "доблестных" телевизионщиков: интересное сдвигать в ночь, а сериалы с убийствами, мордобоем, с героями с их убогой речью - показывать днём; чтобы и подрастающее поколение смотрело. Дескать, учитесь, детки!
Нужно возродить цензуру на всю продукцию кино, телевидения, литературу, школьные и вузовские учебники!
Желаю Вам удач во всех Ваших делах!
Лариса Прошина 02.01.2023 21:25 Заявить о нарушении
Доброго здравия!
Миластный Николай 02.01.2023 22:56 Заявить о нарушении
нам диктуют?..!
Миластный Николай 02.01.2023 22:59 Заявить о нарушении