Илья Сельвинский. Не только поэт

               
                ИЛЬЯ СЕЛЬВИНСКИЙ. ФРОНТОВИК. ПОЭТ. ПАТРИОТ
 
    В «Малом Иерусалиме» - старейшей части Евпатории (город на западном берегу Крымского полуострова) есть стена, своего рода, выставочный стенд под открытым небом - «Люди Евпатории».
   В 2003 году Евпатория отметила 2500-летие!  Изначально не город, а древнегреческое поселение Керкинида (2-й век до нашей эры). Сколько воды утекло с тех пор!
   Миллионы людей жили здесь; по музейным документам можно судить, как старались они благоустраивать своё поселение и как защищали от врагов. Их имена, пусть не все, есть в Городском краеведческом музее и небольших музейчиках.

                ПЕРВЫЕ ЕГО СТИХИ – В ЕВПАТОРИИ

   А на названном стенде те люди города, которые ближе нам по времени: Адам Генрих, архитектор; Анна Ахматова, поэт; Борис Балтер, писатель; Илья Сельвинский, поэт.
   Это талантливые личности; следы их деяний есть в биографии Евпатории, а потому жители города их почитают и не забывают.
 
   Я побывала в Евпатории осенью 2019 года. Первый раз. Об этом камерном городе, омываемом Чёрным морем, расскажу в другой статье. А сейчас моё повествование о Илье (Карле) Львовиче Сельвинском.
   Фронтовик, путешественник, поэт, драматург - он родился в Симферополе 24 октября (есть и другая дата) 1899 года.
   О нём рассказано много и подробно: в книгах, статьях, в воспоминаниях друзей и товарищей, дочери Татьяны. Писал о себе и сам поэт.

   Суммируя всё, получается яркая биография: русский советский поэт крымчакского происхождения. Есть ещё и такие тонкости: полу цыган и прочие полу; это всё я опускаю, ибо в крови тех, кто родился на древнем Крымском полуострове, многоцветье рас и национальностей.
   Как и в других местах, где есть моря и реки – сюда во все времена с тех пор, как люди научились строить плоты и лодки, стремились разные народы и, конечно, перемешивались с местным населением. Так и получались полу…
   А крымчаки – древнейший народ в Крыму. В одном из энциклопедических словарей есть данные, сколько их проживает на белом свете – немногим больше 1000 человек. Говорят на диалекте крымскотатарского языка.

   Родословная у Ильи Сельвинского суперинтересная. Кому нужны подробности, они есть в Интернете.  Я хочу рассказать, как Илья оказался в Евпатории. Если коротко, то путь его семьи такой (уже после его рождения): жили в Константинополе, снова - в Симферополе, Одессе, а в августе 1911 года переехали в Евпаторию.
  Здесь Илья сначала окончил 4-хклассное училище; в 1915-1919 годы учился в Евпаторийской мужской гимназии. Та гимназия (учатся там и девочки) существует и теперь. И носит имя Ильи Сельвинского.
   Есть здесь и Литературное объединение имени Ильи Сельвинского; о нём я расскажу позже.

   Евпатория, если можно так выразиться, дала ему путёвку в поэзию. Именно в этом городе, в газете «Евпаторийские новости» с 1915 года публикуются его первые стихи.
   А дальше он начинает искать себя. Попробовал учиться на медицинском факультете Таврического университета. Бросил. Перешёл на юридический факультет.
   Вероятно, ему было тесно в небольшом (тогда) приморском городе. Летом 1921 года Илья  приехал в Москву, где жила его сестра Генриетта. И перевёлся на юридический факультет МГУ. А затем окончил в этом университете и факультет общественных наук.
  Я прочитала, что на сайте МГУ в разделе «поэзия» (или – лирика) есть стихи и Ильи Сельвинского.

   В России в то время водоворот событий. В октябре 1917 года во главе Владимира Ульянова-Ленина большевики устроили военный государственный переворот, то, что потом долгие годы будут называть «пролетарской революцией».
   Илье Сельвинскому, когда он приехал в Москву, было неполных 22 года. Молодёжь, включая поэтов, бурлила. Илья успел поучаствовать в гражданской войне (красные и белые). Многие события того времени отражаются в его оригинальных стихах.

   Он знал разные языки – русский, украинский, еврейский, каких-то народов Севера (узнал во время своих длительных путешествий). И все эти языки поэт использует в своих произведениях. Это было не обычно и не привычно в поэзии постреволюционного времени, а потому критики он получил по полной программе.
   Хотя поэзия того времени была весьма экстравагантной. Можно вспомнить хотя бы Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885-1922), одного из основоположников русского авангарда, создателя общества Председателей Земного шара; он был также экспериментатором в деле словотворчества.

   Несколько строк из его стихотворения «Море» (1921 г.):
Бьются синие которы
И зелёные ямуры
Эй, на палубе, поморы,
Эй, на палубе, музуры,
Голубые удальцы!
Ветер баловень – а-ха-ха!
Дал пощёчину с размаха,
Судно село кукарачь…
   (Словарь русского языка в Интернете, устав подчёркивать здесь слова, накрутил мокрое полотенце на голову и притих).

   Стихотворение замечательное тем, что показывает, как действительно богат наш русский язык, и как далеко не все его слова народ использует.
   Поэты и показывают это богатство; как химики в лаборатории, они также проводят опыты -  смешивают, казалось, не совместимое, и получают яркие словесные образы.
   Владимир Маяковский называл Велимира Хлебникова «Колумбом новых поэтических материалов, ныне заселённых и возделываемых нами».

   Не зря и Илью Сельвинского называли приверженцем авангардизма; в его поэзии нет, допустим, слова «кукарачь», но есть: «Годами голодаю по тебе…» или «А рыжий буйногривый ураган». Но не чужд он был и социалистическому реализму (кажется, и до сих пор нет точного определения соцреализма).
  Еще есть информация, что Илья Львович был основателем и председателем Литературного центра конструктивистов.

   Из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова: «Конструктивизм – направление в искусстве 20 в., стремящееся к максимальной выразительности и экономичности форм, к обнажению их технической основы».
   Не очень понятно. Вероятно, названный центр имел какой-то устав, в котором всё было прописано. Можно предположить, что под технической основой конструктивизма подразумевался сюжет или предмет сюжета, вокруг которого и строилось (конструировалось) литературное событие.

   Как молодой поэт относился к «революции» - другая тема.
    Наглядно вот такое его четверостишие:

Мы путались в тонких системах партий,
Мы шли за Лениным, Керенским, Махно,
Отчаивались, возвращались за парты,
Чтоб снова кипеть, если знамя взмахнёт.

   Он много пишет и его произведения охотно публикуют издательства, журналы. А произведения его разно жанровые; он пробует себя, как драматург, прозаик. Лишь с 1926 и по 1939 годы в разных издательствах вышли:
   «Рекорды» (экспериментальные стихи); «Улялаевщина» (эпопея); «Записки поэта» (стихотворная повесть); «Пушторг» (роман в стихах); «Командарм-2» (трагедия)»; «Умка – Белый Медведь» (драматическая поэма); «Рыцарь Иоанн» (трагедия).

   Почти за все эти произведения его жёстко критиковали, в том числе – и собратья по поэтическому цеху. Он критиковал других, не взирая на имя и популярность. А ещё Илья Львович сочинял эпиграммы.
   Из того, что я прочитала: от некоторых поэтов – его современников летели пух и перья. Конечно, были обиженные. Критики считают, что были и не заслуженно обиженные.

   В поэтическом цеху в то время работали Владимир Маяковский (1893-1930); Борис Пастернак (1890-1960); Осип Мандельштам (1891-1938); Николай Асеев (1889-1963); список далеко не полный. Почти ровесники.  Илья Сельвинский чуть младше.
   В разных источниках есть упоминание о том, что Илья Сельвинский критиковал поэзию Владимира Маяковского; поэт-трибун не оставался в долгу. Интересная подробность: В. Маяковский выступал при этом своеобразным защитником И. Сельвинского и не позволял его третировать. Значит ценил его творчество, а возможно, и какие-то качества личности.
   Предполагаю, что на эту тему можно найти объёмные работы.
   
   А потом пришла беда – Великая Отечественная война.

                КАК ДЕВУШКА, ЧТО РАНЕНА В БОЮ…
 
    Это строчка из военного стихотворения Ильи Сельвинского «Севастополь-Балаклава»:
Как девушка, что ранена в бою,
Но не сдаёт позицию свою,
Военною овеянная славой,
Прильнувшая к заветному курку,
Стреляет золотая Балаклава…

   Он ушёл на фронт в 1941 году и находился все годы войны в самых горячих её точках. Был батальонным комиссаром; получил звание подполковника. Сражался с фашистами на Крымском, Кавказском и Прибалтийских фронтах. «Воевал под Перекопом», - из его воспоминаний.
   Дважды контужен (иная контузия бывает тяжелее, чем ранение), тяжело ранен под Батайском (город в Ростовской области).
   Награды: Орден Отечественной войны 1-й степени (1943 г.); Орден Красной Звезды (1943 г.); три Ордена Красного Знамени (1939, 1959, 1967 гг.); медали.
   К сожалению, не знаю, какими медалями был награждён поэт; возможно, среди них есть не менее весомые, чем названные ордена.

   Его военные стихи печатает газета «Красная звезда». Трудно назвать эти произведения Ильи Сельвинского просто стихами. Это описание всего того, что поэт-фронтовик видел. Без озноба невозможно читать о зверствах фашистов (не только немцев; например, в Крыму зверствовали румыны и другие пособники гитлеровцев).

   Кто знает творчество И. Сельвинского, могли читать и «Я это видел!» (передано по телеграфу в газету из г. Керчи 27 февраля 1942 года).
   Несколько строчек из этого печального, зовущего к мести, повествования:
                Нет! Об этом нельзя словами –
                Тут надо рычать! Рыдать!
                Семь тысяч расстрелянных в волчьей яме,
                Заржавленной, как руда…
                Семь тысяч трупов! Евреи… Славяне…
                Да! Об этом – нельзя словами!
                Огнём! Только огнём!
   Стихотворение передано из Керчи. Вероятно, поэт видел расстрелянных в Багеровом рву (Багерово - посёлок близ Керчи). Там фашисты казнили детей, женщин, стариков и подростков. Ров: километр в длину, шириной 4 метра и глубиной 2 метра был переполнен трупами этих несчастных людей.

   Накал боли и гнева в этом стихотворении Ильи Сельвинского сродни стихотворению Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом…» (1942 г.).
Небольшая часть из этого произведения:

   …Если ты фашисту с ружьём,
   Не желаешь навек отдать
   Дом, где жил ты, жену и мать,
   Всё, что Родиной мы зовём, -
   Знай: никто её не спасёт,
   Если ты её не спасёшь;
   Знай: никто его не убьёт,
   Если ты его не убьёшь…
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоём дому чтобы стон,
А в его по мёртвым стоял…
   Так убей же хоть одного!
   Так убей же его скорей!
   Сколько раз увидишь его,
   Столько раз его и убей!
(Стихотворение взято из сборника «Константин Симонов. Избранное». Издательство «Детская литература». М.,1970 г.)
   
   А ещё из Керчи немного ранее, 13 февраля 1942 года, Илья Сельвинский передал «Балладу о ленинизме». В центре города стоял бронзовый памятник Ленину; он во весь рост с вытянутой правой рукой.
  Фашисты, что «Вражьи дивизии// С моря пришли», сбросили фигуру. Остался штырь. Привели молоденького политрука и повесили его. В последние минуты своей жизни солдат вытянул вперёд, как и Ленин, правую руку. Так и угас.
    Повторю призыв поэта Сельвинского:
                Да! Об этом – нельзя словами!
                Огнём! Только огнём!

   На главной площади в Городе-герое Керчи и сейчас на высоком постаменте стоит такой же памятник Ленину. На том постаменте когда-то был памятник русскому царю Александру Второму, который дважды приплывал на корабле в Керчь. Но это другая история.

                КОГО БАЮКАЛА РОССИЯ…

    «Любовь и фронт» - так поэт назвал, можно сказать, оду женщинам на фронте.
   Сюжет такой: фашисты подбили «ИЛ-2»; самолёт упал, у лётчика сильные ожоги. И тут появилась фея – то ли медицинская сестра, то ли врач. Она и оказала ему первую помощь.
  «ИЛ-2» называли «летающий танк» и «горбатый»; на таком самолёте в годы войны летал самый молодой лётчик, после войны – известный, талантливый актёр Владимир Гуляев.

   Многие военные произведения Ильи Сельвинского – это горячие призывы к борьбе с врагом, к подвигу во имя Родины.
   Четверостишие из «Вставай, Кубань!»:

Вставай, Кубань, казачья слава!
Вставай, родимая, быстрей.
На правый бой, на бой кровавый
Скликай своих богатырей!

   Из стихотворения «Сталинграду»:
О, вы, штандарты дедовских побед,
России величавая отрада!
Развеяв
Гитлеровский
Бред,
Меж вас пылает знамя Сталинграда…

   А ещё среди его военных стихотворений «Русская девушка», «Тамань!» (Тамань моя, Тамань моя, форпост моей страны!) и многие другие.
   Чистая и честная душа, Илья Сельвинский, возможно, не знал, что и его фронтовые произведения кто-то читает с лупой, выискивая нечто между строк.

   Так случилось с его стихотворением «Кого баюкала Россия…» (1943 г.). К сожалению, я пока не смогла прочитать всё, переписала лишь вот эти строчки:
       Сама – как русская природа
       Душа народа моего:
       Она пригреет и урода,
       Как птицу, выходит его.

   А дальше… Некие дяди из окружения Иосифа Джугашвили-Сталина узрели в слове «урод» намёк на… Сталина.
   В одной из статей о жизни и творчестве Ильи Львовича я прочитала, что «в конце ноября 1943 года его вызвали из Крыма в Москву». И начали его «песочить» 10 февраля 1944 года на заседании секретариата ЦК ВКП(б)*.  Дяди были настроены на самые крутые наказания. И могли бы это сделать.
   В «Википедии» есть подробности.
   *С 1952 года – КПСС.

   Как закончилась та история - коротко. Вдруг на то заседание пришёл САМ. И вроде бы, то ли в шутку, то ли в серьёз, сказал, что поэта Сельвинского надо беречь, потому что его произведения любили Бухарин и кто-то ещё. Что случилось с Н. Бухариным, Л. Каменевым и другими соратниками Ленина, известно.
   Есть утверждение, что Сталин выделял среди поэтов (как поэтов) Бориса Пастернака и Илью Сельвинского. До этого я в литературе не встречала, что сей пришелец в Россию любил стихи. Пел, устраивал со своими приближёнными хоровые спевки, лучшим подпевалой был К. Ворошилов – об этом написано. Но стихи?
   Как бы то ни было, но отпустили с миром поэта Сельвинского и разрешили ему вернуться на фронт.

   Несколько нюансов в той истории.
   Прочитав, что в ноябре 1943 года И. Сельвинского вызвали в Москву из Крыма, я засомневалась, что поэт мог в то время быть на полуострове. Крым был оккупирован фашистами.
   Посмотрела книги о Великой Отечественной войне и выяснила, что наркоматом была разработана операция по освобождению Крыма: с севера – через Перекоп и Сиваш, и с востока – через Керченский пролив.
   В конце октября 1943 года началась высадка известного в истории Керченско-Эльтигенского морского десанта. И так далее.
   Шли тяжёлые бои на суше, в воздухе, на море. Советские армии несли большие потери. Крымский полуостров полностью был освобождён от врага лишь в мае 1944 года.

   Получается, что в том пекле, допустим, как он вспоминал, на Перекопе, и мог быть в ноябре 1943 года батальонный комиссар И. Л. Сельвинский.
   Не легче было тогда положение и на Западном фронте.
   И вот в это время секретариат ЦК ВКП(б) не обсуждает положение на каком-то из фронтов (пополнение армий, госпитали, продовольствие и горючее, оружие, техника), а читает стихотворение со словом «урод» и намечает, как бы построже наказать поэта и выслужиться перед Сталиным.
   Конечно, занимались они этим от безделья. Одни кровь проливали в сражениях за Родину. А другие штаны протирали в тёплых кабинетах.

   Ещё нюанс. А почему приближённые Сталина решили, что урод – это о Сталине, а не просто слово, выбранное поэтом для усиления эмоций?
   И самый-самый из вопросов: «А почему Сталин принял это на свой счёт, почему не обиделся на того, кто в стихотворении увидел сопоставление именно его с уродом?»

   Ведь без разрешения Иосифа Виссарионовича никакого заседания не было бы. И тему он не мог не знать. Почему допустил провести то заседание, на котором его, «отца народов», наверное, раз сто, пока обсуждали, сравнили с уродом.  Загадка! 
   Впрочем, наверное, где-то лежит протокол того заседания, а в нём – фамилии заседавших и какие-то выводы о них.
   
                ИЗ НОЗДРЕЙ ВЫЛЕТАЕТ ОГОНЬ

    Эти слова принадлежат советскому поэту Льву Озерову, а написал он так о Илье Сельвинском.
    У меня есть сборник (сборничек в 1 печатный лист) стихотворений: «Илья Сельвинский. Библиотека избранной лирики. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». Москва. 1967».  Издан при жизни поэта.
   Составителем этого сборника был Лев Озеров. Он и представил читателям автора стихотворений:

   «Когда в ранней юности я читал стихи Ильи Сельвинского, мне казалось, что у человека, написавшего их, из ноздрей вылетает огонь, грудная клетка движется, как кузнечные мехи, что под его загорелой крымской кожей перекатываются литые шары.
   Позднее я познакомился с автором «Улялаевщины» и «Охоты на тигра». Действительно, я увидел сильного человека, в молодости «работавшего борца» в цирке, перепробовавшего множество различнейших профессий, скитавшегося по всем широтам и долготам.

   Смельчак и следопыт, он с гимназических лет усадил себя за рабочий стол литератора, дав себе, своим нервам, своему времени полную, можно сказать – непомерную нагрузку.
   Этот рабочий стол литератора порой становился вагонной полкой, бортом ледокола, оленьей упряжкой, фронтовым окопом, больничной койкой...
   Каждый художник стремится быть вровень с веком. И даже впереди него… Илья Сельвинский писал о прошлом: IХ век Азербайджана, средние века, эпоха Петра, предреволюционная пора, Октябрь. Он жил настоящим: предвоенные годы, Великая Отечественная, эти дни…
  Он мечтает о чуде любви, о чуде вечной юности, о чуде человеческого братства…»

   Мне очень нравятся его стихи. В них накал таланта, философии, патриотизма и любви к жизни.
   Понятно, что невозможно здесь привести все стихи И. Сельвинского. Но хотя бы чуть-чуть.

          ПРОЛОГ К ДРАМАТИЧЕСКОЙ ТРИЛОГИИ «РОССИЯ»**
Россия… Родина моя, Россия…
Я с каждым днём люблю тебя сильней.
Любая неказистая осина,
Звенящая среди болотных пней,
Ветла какая-нибудь у дороги,
Да и сама дорога впереди
Мне так близки, что только сердце вздрогнет
И разольётся нежностью в груди.

Но ведь любить гнездо своё до дрожи
Дано и птице у родимых стрех.
Нет. Есть в России то, что родины дороже,
Что делает её святынею для всех.
Сторонка всякая по-своему красива,
А дедов край везде и всюду мил…
Мы не страну в тебе боготворим, Россия,
Ты больше, чем страна:
                ты – мир!
В тебе судьба всего земного шара,
Твоя дорога словно Млечный Путь…

   И вот когда от Чон-Чу до Алжира,
   От Заполярья до южных широт
   Где-то в столетьях народы мира
   Сольются в один всемирный народ,
   Когда разноречья араба и чеха
   Срастутся в единый язык Человека,
   И только к пейзажу
                великий итог
   Сведёт проблему Запад-Восток,
   Тогда-то будущие поколенья
   Спросят, подняв летописный груз:
   Что же это было за дивное племя –
                Русь?

    Татарщина, боярщина, крепостное право,
    Горб недоимок, падёж, недород…
    Но как ухитрился в сермяжке дырявой
    Душу сберечь этот странный народ?
    Совести как сохранил постоянство,
    Хоть одолели тюрьма да сума?
    С горя впадая в дремучее пьянство,
    Как он в туманах не пропил ума?
    Как он, поникнув лихой головою,
    Тише воды и ниже травы,
    Вдруг свою долю метал трын-травою
    В грозный час не щадя головы?..

    Как разрешит потомство эту тайну,
    Сказать сегодня не берусь…

                Аккордные строчки:
     И оттого при имени Россия (курсив)
     Мне слёзы перехватывают дух.

   ** «Россия» (трилогия: «Ливонская война», «Царь да бунтарь», «Большой Кирилл». Издательство «Советский писатель». М., 1957 г.)
       (Некоторые строчки в этом и других поэтических произведениях Ильи Сельвинского разбиты на слова. Предупреждаю тех, кому важно, как написано у поэта – Л. П.).

                ПОЧЕШИ… ЗА УХОМ

  С изюминкой и интригой стихотворение «Баллада о тигре». Оно большое; возьму часть. Повествование от первого лица.
  Суть баллады: Дальний Восток, Уссурийский заповедник… Главный герой идёт в лес. На плакат с предупреждением о том, что в районе тигр, он не обращает внимания.
  Гонит его в ту даль неразделённая любовь или какое-то любовное огорчение – «Бродил я, листьями гремя»; вышел к тигровым местам и попался в лапы «хозяину Уссури».

И вдруг я вижу изо мха
В три линии усы,
И вдруг я слышу сквозь меха
Рипящие басы
И различаю: жёлт и бел,
И два огня горят…
Но странно: я не оробел.
Напротив: рад.
Не от катара я умру,
Не от подагры, нет!
Не заглядевшись на пиру
В бездонный пистолет;
И не от ревности в Крыму,
В Москве не от статей –
Я, как поэму, смерть приму
Из тигровых когтей…
      
     Герой поэмы, рассуждая так, кокетничает; он верит в счастье, в любовь. Получается, что и умирать ему совсем ни к чему.
      Казалось бы, зверь победит. Не тут-то было!

Но преимущество моё
В одном: я человек!

Покуда в левое плечо
Вгрызаются клыки,
Пока дыханье горячо
Дымится у щеки,
И тьма сознанья моего
Уже совсем близка –
Я стал почёсывать его
За ухом… у виска…

   Довёл человек своей нежностью тигра до сонного состояния (кошка ведь): «Он дёргал ухом. Каркал он.//Он просто изнемог.//Но растерзать меня сквозь сон// Уже никак не мог»

   А дальше обращение к милой:
Вот, собственно, и весь рассказ.
В нём правды – ни на пядь.
Но он задуман был для Вас:
Я что хотел сказать?
Что если перед Вами я,
О милая, в долгу,
Что если с Вами, жизнь моя,
Ужиться не могу,
И ты хватаешься, кляня,
Рукой за рукоять –
Попробуй всё-таки меня
За ухом… почесать…
    Биографы Ильи Львовича утверждают, что многие свои произведения поэт посвящал жене Берте Яковлевне Сельвинской. «Балладу о тигре» он сам любил читать и делал это артистично.

                А У ЖЕНЩИНЫ ПЛЕЧИ - ЖЕНЩИНА

   А какие дивные у Ильи Сельвинского стихи о любви, о женщине! Ни грамма цинизма и пошлости. Здесь шедевр русского языка.

         ГИМН ЖЕНЩИНЕ
Каждый день, как с бою, добыт.
Кто из нас не рыдал в ладони?
И кого не гонял следопыт
В тюрьме ли, в быту, фельетоне?
Но ни хищность, ни зависть, ни месть
Не сумели мне петлю сплесть
Оттого, что на свете есть
            Женщина.
У мужчины рука – рычаг,
Жернова, а не зубы в мужчинах,
Коромысло в его плечах,
Чудо-мысли в его морщинах.

А у женщины плечи – женщина,
А у женщины локоть – женщина,
А у женщины речи – женщина,
А у женщины хохот – женщина.
И томясь о венерах Буше,
О пленительных ведьмах Ропса,
То по звёздам гадал я в душе,
То под дверью бесёнком скребся.
На метле или в пене морей,
Всех чудес на свете милей,
Ты – убежище муки моей,
      Женщина!

      * * *
В косы вплетены лучи,
Руки нежные, как ручьи…
Рыба в аквариуме всплывёт,
Видя в воде отраженье твоё;
В клетке чижик вдруг запоёт,
Услышав приближенье твоё;
Быть может, и мне пригрезятся сны
В страшном моём замороженном сне:
Ведь ты даже в шубке – примета весны
Рыбам, птицам и седине.

              ЗАКЛИНАНИЕ
Позови меня, позови меня,
Позови меня, позови меня!
Если вспрыгнет на плечи беда,
Не какая-нибудь, а вот именно –
Вековая беда – борода,
Позови меня, позови меня,
Не стыдись ни себя, ни меня –
Просто горе на радость выменяй,
Растопи свой страх у огня.
Позови меня, позови меня,
Позови меня, позови меня,
А не смеешь шепнуть письму,
Назови меня хоть по имени,
Я дыханьем тебя обойму!
Позови меня, позови меня,
          Поз-зови меня!

           ***
Вы забежали к нам накоротке,
Нас опахнув как бы дыханьем вальса,
Но в пепельнице долго не сдавался
Окурок с краскою на ободке.

И в этой дымке шоколадно-зыбкой,
В живом пятне меж мёртвых папирос
Почудилась дрожащая улыбка
И слово, что ещё не родилось.

   Почудилось мне сходство некоего таинства, которое есть и в стихотворении Александра Блока «Незнакомка»:

И каждый вечер в час назначенный…
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна…

   А стихотворение Ильи Сельвинского «Исповедь донжуана» можно назвать наставлением для мужчин:

Мужчина женщину не любит.
Как кошка птицу, он её
Не понимает. Лишь пригубит,
А там – ползи, житье-бытьё.

А женщине, как всем актрисам,
Что так талантливо нежны,
Присущ особый артистизм,
Но ей овации нужны.

Не перед ложами с партером
Она играет: пред тобой,
О муженёк, что взглядом серым
Её смешал со всей толпой.

И растворился облик женин
Среди кофейников и книг.
Очарование движений?
Улыбка? Что ему до них?

Да и супруга всем довольна:
Растут зарплата и сыны,
Но шорох юбки колокольной
Не веет шелестом весны.

А жизнь идёт в делячьем стиле
И пропадает божий дар
Быть может, той же самой силы,
Что у Дузе` или Бернар.

Мужья! Примите умудрённо
В свои печёнки сей кинжал:
Вам изменяли ваши жёны
За то, что я их обожал.

                ВЕРЬ В СЕБЯ!

   Его стихи есть в художественном фильме «Сказание о земле Сибирской» (1947 г.). Стали песнями стихи: «Черноглазая казачка» и «Кони-звери» (музыка композитора М. Блантера).
   В «Википедии» в Интернете я вычитала, что Илья Львович во время Великой Отечественной войны был награждён золотыми часами за стихи, ставшие песней Крымского фронта - «Боевая Крымская».

   А как вам это? Из «Весеннее»:
Весною телеграфные столбы
Припоминают, что они – деревья…
             ***
Пускай не все решены задачи
И далеко не закончен бой –
Бывает такое чувство удачи,
Звериности сил, упоенья собой,
Такая стихия сродни загулу,
В каждой кровинке такой магнит,
Что прикажи вот этому стулу:
«Взлететь!» -
             и он удивлённо…взлетит.

         ЧЕЛОВЕК ВЫШЕ СВОЕЙ СУДЬБЫ
Что б ни случилось – помни одно:
Стих – тончайший громоотвод!
Любишь стихи – не сорвёшься на дно:
Поэзия сыщет, поймёт, позовёт.

Живи, искусства не сторонясь
Люди без лирики как столбы.
Участь наша ничтожнее нас:
Человек выше своей судьбы.

   С таким же названием Илья Сельвинский написал трагедию. Она была опубликована в журнале «Октябрь» (№4, 1962 г.). Возможно, роман «О, юность моя» (Издательство «Советский писатель», М.,1966 г.) был последним большим прижизненным произведением поэта и прозаика.
 
   На мой взгляд, его «СОНЕТ» можно назвать автобиографичным:

Я испытал и славу, и бесславье,
Я пережил и войны, и любовь:
Со мной играли в кости югославы,
Мне песни пел чукотский зверолов.

Я слышал тигра дымные октавы,
Предсмертный вой эсэсовских горилл;
С Петром Великим был я под Полтавой,
А с Фаустом о жизни говорил.

Мне кажется, что я живу на свете
Давнее давнего. Тысячелетье.
Я видел всё. Чего ещё мне ждать?

Но, глядя вдаль с её миражем сизым,
Как высшую хочу я благодать –
Одним глазком взглянуть на коммунизм.

                НАРОД! ВОЗЬМИ ХОТЬ СТРОЧКУ НА ПАМЯТЬ!

    В послевоенное время Илья Львович вёл семинар в Литературном институте. Его обожали студенты. Он охотно читал свои стихотворения на разных встречах и праздниках. Много работал.
   Это соответствует характеристике, которую дал Илье Сельвинскому его земляк – поэт, художник Максимилиан Волошин (1877-1932). Он написал на своей акварели - подарке Илье Львовичу: «Поэту-оркестру».
   Последние годы поэт болел, жил на даче в Подмосковье. Появились проблемы с голосом.
   Оказывается, Илья Львович во время войны сильно простудился и потом это сказалось на его здоровье. А ещё, конечно, контузии и ранение.

    Как предположение: поэт мог простудиться во время боевых событий в Крыму в ноябре 1943 года. Если он был на Перекопе, то мог быть и на озере Сиваш. В одной из книг о тех событиях я прочитала:
   «1 ноября началась переправа 346-й стрелковой дивизии через Сиваш. В этот день западный ветер отогнал воду, и солдаты шли по пояс в воде».
   Есть кинохроника тех переправ. Конечно, у бойцов не было возможности высушить одежду и обувь или поменять их. Ноябрь в Крыму – холодный месяц.

    Его поэзия жива. Народ помнит далеко не одну его строчку.
    Где бы я не была, всегда покупаю местные газеты. Это очень хороший информатор того, что жизнь бурлит не только в городах-миллионниках. Многое могут рассказать улицы, памятники, но газеты – больше.
    В Евпатории я читала «Евпаторийскую здравницу». 18 октября 2019 года в ней опубликована статья «Берег муз принимает гостей» (автор Елена Филатова):

   «12 октября в концертном зале Детского оздоровительного лагеря им. Ю. А. Гагарина торжественно прошёл Х юбилейный Международный музыкально-поэтический фестиваль «На берегу муз-2019», посвящённый 120-летию поэта Ильи Сельвинского.

   В честь этого события в Евпаторию приехали представители различных литературных объединений Крыма: Севастопольского ЛИТО им. Алексея Озерова; Ялтинского литературно-музыкального объединения «Чайная роза»; Сакского ЛИТО «Сакские родники»; Судакского литературного клуба «Киммерия»; Новоселовского литературного клуба «Откровение»; Арт-клуба «Февраль» г. Саки.
   На выходные в Евпаторию уже традиционно съехались также гости из стран СНГ и из-за рубежа – русскоязычные поэты и прозаики, авторы-исполнители, музыканты и барды.
   На протяжении двух дней они радовали жителей и гостей города своим творчеством – новыми произведениями и стихами в музыкальном сопровождении.

   С приветственным словом к участникам и гостям мероприятия обратилась депутат Евпаторийского городского совета второго созыва, председатель комитета по вопросам социальной политики, образования, культуры, спорта и делам молодёжи Нина Пермякова.
   Пожелания творческих успехов и заслуженных побед артистам, а также вручение почётных грамот от имени Главы муниципального образования, председателя Евпаторийского городского совета Олеси Харитоненко организаторам фестиваля – Евпаторийскому литературному объединению им. И. Л. Сельвинского и международному Арт-клубу «Геликон», сделали атмосферу в зале ещё праздничнее…»

   Президент фестиваля и международного Арт-клуба «Геликон», председатель литературного объединения им. Ильи Сельвинского Людмила Твардовская (в газете есть её фото) сказала:
   «Я благодарю администрацию города Евпатории, депутата Государственного Совета Республики Крым второго созыва Юрия Ветоху за постоянную поддержку и содействие.
   Хотелось бы, чтобы с каждым годом фестиваль становился масштабнее, набирал обороты на международном уровне, популяризировал творчество и привлекал к нам на полуостров ещё больше известных бардов и поэтов, творческую молодёжь…»
   На том фестивале немало было прочитано и спето посвящений Илье Львовичу Сельвинскому.   

    Он умер 22 марта 1968 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 7) в Москве. Я вычитала, что на могильной плите выбита строка:
    «Народ! Возьми хоть строчку на память!»

   В Интернете есть фотография его (и жены) захоронения. Камень (могильная плита) треснут. Сначала я думала, что так было задумано, но присмотревшись, поняла, что именно трещины сдвинули на осколки камня слова Илья и Сельвинский.
   Дочь Ильи и Берты Сельвинских - Татьяна, художник, поэтесса, родилась в 1927, а умерла 17 мая 2020 года. Есть ли внуки-внучки и ещё какие-то родственники, не знаю. Это я к тому, что могилам необходимо внимание. Время и климат их не щадят.

                *******
   На одном из кладбищ Москвы я обратила внимание на запущенные могилы мужчин в военной форме. По датам жизни можно предположить, что они могли быть участниками Великой Отечественной войны. Причины запустений могил разные; например, не осталось в живых никого из родных.
 
   Это было в начале 2020 года, задолго до 9 мая - до 75-летия Великой Победы над фашистами разных мастей, а не только немецкими. Я решила обратиться в Московский городской комитет ветеранов войны с предложением, чтобы он (подобная общественная организация может обращаться с предложениями в любое государственное учреждение нужного профиля) посодействовал тому, чтобы на всех кладбищах к этой дате привели в порядок захоронения фронтовиков.
   Пока не помешала пандемия коронавируса, проводились разные мероприятия: ремонтировали монументы, высаживали деревья…

    У меня не получилось. Возможно, «постучала» в ту дверь робко или выбрала не ту дверь.
    Но как-то эту работу надо бы сдвинуть с мёртвой точки. Я знаю, что общественная организация, которая собирает материалы о «декабристах» и всячески поддерживает память о них, в Москве приводит в порядок захоронения «декабристов». Видела примеры.
   Было бы замечательно, если бы молодёжь России, склонная к работе волонтёрами, взялась бы и за это очень важное дело.
   Тогда и камень на могиле фронтовика, сына России, патриота Отечества Ильи Львовича Сельвинского был бы заменён на новый. Не думаю, что это страшно дорого.
    ------------------------------
 Опубликованная фотография поэта взята из сборника стихотворений "Илья Сельвинский" (издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия". Москва. 1967)Со временем я заменю её на фото военных лет. На телеканалах мелькают фотографии, на которых Илья Сельвинский и Константин Симонов в годы войны.

   БАЛТЕР Борис Исаакович (1919-1974), советский писатель. Из его произведений литературоведы выделяют повесть о довоенном поколении молодёжи «До свиданья, мальчики» (1962 г.)
  ОЗЕРОВ Лев Адольфович, советский поэт. Изданы его лирические сборники «Ливень», «Светотень», «Далёкая слышимость»; сборник статей о поэтическом труде «Мастерство и волшебство» (1976 г.).
  РУТМИНСКИЙ Виктор Сергеевич (1926-1999). Очерк о И. Л. Сельвинском «Поэт-оркестр». Проза. ру. Автор 2-хтомника "Русские поэты.ХХ век. Русские поэты.ХIХ век". Был узником ГУЛАГа.
  ХЛЕБНИКОВ. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Основана М. Горьким. Издательство «Советский писатель». Ленинград. 1960 г.
       


Рецензии
Интересный рассказ о замечательном авторе и фронтовике, мне довелось
учиться в школе(теперь гимназии его имени)к которой имеет отношение и,
так же Вами упомянутый, другой наш евпаториец,с не менее замечательной
судьбой,Б.Балтер - автор единственной повести'по которой снят фильм
об удивительной Евпатории "До свидания,мальчики!
Спасибо' с наступающими..!
(кстати'Сталин и сам в юности был автором нескольких стихотворений..

Миластный Николай   27.12.2022 08:11     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Николай! Благодарю Вас за интерес к прекрасному своей философией поэту И. Сельвинскому. Как Вы поняли, я была однажды в Евпатории. Видела там гимназию, на стене которой Мемориальная доска О Б. Балтере.
Очень понравился город. Жаль, что сейчас или не вспоминают, или вспоминают редко поэтов советского времени. Многие из них были участниками Великой Отечественной войны; они достойны памяти и уважения.
О Сталине. Как-то я прочитала, что он в юности увлекался поэзией (читал). Здесь, на Прозе. ру есть у одного из авторов несколько стихотворений Иосифа Джугашвили-Сталина, якобы написанные им в зрелом возрасте. Прочитав, не поверила, что он автор таких содержательных ( по теме) стихотворений. Сталин не знал толком русского языка. Его родной - грузинский язык. Наверное, кому-то из стихотворцев он дал тему (только зачем ему то надо было?)и тот написал.
Желаю Вам всех благ в наступающем Новом, 2023, году! Благополучия Евпатории и евпаторийцам! А лебеди-шипуны по-прежнему есть на берегу Чёрного моря? Если прилетают, то от меня им привет.

Лариса Прошина   27.12.2022 17:55   Заявить о нарушении
Прилетают и зимуют'облюбовали уже давно лиман Сасык на въезде в
город'там кого только из пернатых нет..!
А насчёт Сталина Вы'Лариса'посмею заметить' заблуждаетесь'
язык русский он знал получше здесь многих' и нередко владение оным
сочетал с чувством юмора..
А уж заботу о нём так 'возможно'не проявлял никто!
Такой'к примеру' факт - в разгар Сталинградской битвы(!) вышло
в центральной прессе постановление об обязательности обозначения точек
при написании буквы "ё".
С новогодниии к Вам пожеланиями !

Миластный Николай   27.12.2022 23:51   Заявить о нарушении
Николай! Лишь несколько фраз. Накануне Нового года - никакого Сталина, Ленина и таких же, как они. Я уважаю чужое мнение.
О букве "ё". Как-то я прочитала, что И. Д. она очень нравилась. Уже давно в книгах её игнорируют. Я считаю, что это не правильно. Искажается смысл некоторых слов.
Лучше о лебедях. Я сделала много фотографий лебедей - и зрелых, и подростков. Очень красивые птицы. Так близко на воле (без клеток) я видела их первый раз. Восхитительны шеи, размах крыльев.
Местные евпаторийцы говорили, что они живут на острове Лебяжьем, и лишь несколько лет, как прилетают не только на тот берег, где Евпатория, но и там, где Саки. Вроде бы, им понравилось, что их подкармливают. Наверное, рыбы стало мало. А вот уток-бакланов я там не увидела. Оригинальные птицы! Их много в бухте в Геленджике.
Что меня огорчило? Постепенное убывание трамваев, как транспорта. Печальное зрелище - когда на трамвайных путях разрастается трава. А сейчас как? Если Вы живёте в Евпатории, то знаете.
Всех благ!

Лариса Прошина   28.12.2022 19:34   Заявить о нарушении
Доброго дня!
Я хоть в Евпатории не живу'но могу сообщить следующее:
трамвайный состав в городе обновлён'и если не ударно развивается'
то и не загибается.А заросшие пути'вероятно на двух(из четырёх)
маршрутах'на которых движение токмо летом..
По букве "ё" многострадальной(кажется и самой молодой):
теперь внимание уделено - в столице так даже переименованы вывески
названий(в частн.Пыжёвский пер'вместо Пыжевского)..
А по поводу ист.личностей'извиняюсь - именно сегодня'в год юбилея
СССР' внимание и оценка будет уместна..! Да и достаточно топтать
историю страны(в "перестройку" немало оттоптались.. да и теперь
поднято поколение исторически безграмотное..!) На Украине - как раз
вынуждены выправлять итоги именно подобного(не касаясь европейских
дел и мировых в целом..)!

Кстати'смею порекомендовать в этом вопросе автора более сведущего и авторитетного - З.Прилепина' в недавнем своём выпуске "Уроки русского"
- "Сверхдостижения сверхдержавы"(если не ошибаюсь)!
С наилучшими пожеланиями в наступающем !


Миластный Николай   29.12.2022 06:20   Заявить о нарушении
На клавиатуре компа клавиша с буквой Ё стоит особняком, поэтому я использую её для особых действий - http://proza.ru/2022/11/18/1008

Дмитрий Маштаков   02.01.2023 00:52   Заявить о нарушении
Николай, благодарю Вас за письмо. Вы меня порадовали, рассказав, что в Евпатории не исчезают трамваи, как вид не вредного для здоровья людей транспорта. В Евпатории улицы - как стрелы; длинные и прямые. Как раз хорошо для трамваев. Я прокатилась на экскурсионном трамвайчике (два вагона).
Мне нравятся рассуждения Захара Прилепина. Но его передачи теперь идут далеко за полночь. Для тех, кто ночью не спит. Уверена, что это козни наших "доблестных" телевизионщиков: интересное сдвигать в ночь, а сериалы с убийствами, мордобоем, с героями с их убогой речью - показывать днём; чтобы и подрастающее поколение смотрело. Дескать, учитесь, детки!
Нужно возродить цензуру на всю продукцию кино, телевидения, литературу, школьные и вузовские учебники!
Желаю Вам удач во всех Ваших делах!

Лариса Прошина   02.01.2023 21:25   Заявить о нарушении
Что ж'рад сомыслию..!Не могу не согласиться!
Доброго здравия!

Миластный Николай   02.01.2023 22:56   Заявить о нарушении
А эти телевизионщики - будто с отдельной своей планеты
нам диктуют?..!

Миластный Николай   02.01.2023 22:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.