Ошибка учителя
Уроки свои учитель истории начинал со свежих новостей газет, радио и телевидения; причем подавал эти сведения очень просто, понятно. Он говорил о политике, как будто рассказывал что-то интересное, но обыденно происходящее, к примеру со своим соседом, который типа “перебрал вчера вечером лишнего, набросился на жену, да и соседу тоже досталось, кто решил заступиться…” Это что,...политика от слова “ПОЛ”, где в мире также ведутся разборки, как между полами в семье, родне и так далее. По его стилю рассказов, выходило так.
Привыкли мы к учителю истории: его мнение было для нас и свято, и интересно. Политинформация была разминкой в начале урока. Далее, он спрашивал, что называется, по настроению, которое у него складывалось относительно мирового положения и ситуации на определённый день.
В это серый декабрьский день Георгий Матвеевич был огорчён сам и огорчил своих несмышленышей в начале урока сообщением о том, что А.И.Солженицын - враг народа и изменник Родины. По классу пробежал какой то ропот: “Вот это да! Так он же ,вроде, писатель, как нам рассказывала Тамара Михайловна…!’ Чтобы перейти к текущим делам на уроке, к которым ему явно не хотелось переходить, он стукнул кистью руки по стоящей перед ним первой парте, да так сильно, что отлетела слабо пришитая пуговица лацкана на его пиджаке:
~ Сейчас повторим годы первой пятилетки: что было запланировано и что было выполнено.
Орлова…!
Какая Орлова…? У нас нет такой в классе...Все переглянулись друг на друга( Во, типа, лётчик даёт, совсем голову потерял со своим Солженицыным..)
Учитель нервно прошёлся между первым и вторым рядами до так называемой “камчатки”, вернулся и остановился около второй парты первого ряда, где с краю и сидела та самая <Орлова>, то есть Ларионова Лида..! Он обратился к ней со словами:
~Ну, что же ты, не слышишь или не выучила урок.?
~Так я не Орлова, я Ларионова!
~ Не может быть, у тебя должна быть только такая фамилия, а не какая-либо другая…
Замешательство пробежало в классе, шёпот и шум с задних рядов: {Чё он сегодня так ошибается…?}
Но нечего делать, как говорится, назвался груздем…
Встала наша Орлова, покрывшаяся вся красными пятнами на лице и давай что-то выдумывать, выдавливать из себя какие-то факты, какие-то цифры из учебника истории. Видно было,что она ничего не знает и, что вообще, как говорят, “ ни в зуб ногой…”
Георгий Матвеевич это как будто бы и знал, поэтому он тянул время: сел за учительский стол, который стоял почти у доски и подальше от первых парт. Он старался скрыть напряжение и досаду на то, что приходится начинать урок с такой негативной мысли о писателе, который был историком тоже. Открыв журнал, он начал отмечать, кто отсутствует, а в это время на второй парте шла огромная работа: Ленка, двоюродная сестра, сидящая рядом, стала шептать этой “орлихе” почти весь текст домашнего задания. Лида повторяла как попугай из слова в слово. Отработали они так примерно на минут десять, и наша <Орлова> получила “удовлетворительно”
Ура! В кои то веки она получила четыре балла да ещё под чужой фамилией. На переменке Вовка, её брат из параллельного класса побежал в столовую, где продавали бисквитное пирожное с толстым слоем масляного и цветного крема, чтобы угостить..нет, не Ленку ( она же дурочка,- не надо никому подсказывпть… и угождать), а Лидку за эту “четверку”
<Орлова> капризничала, начала кричать на брата, что он потратил целых двадцать две копейки на то, что она не ест: её рвёт с пирожного. “Лучше бы мы лишнюю булку хлеба купили после школы, а Ленка как конь Рыжко и эту бы булку хлеба помогла бы нести до дома.Опять поцапались из-за денег,- обычная история. Лидка перевернула пироженку и съела только бисквит; затем они с Ленкой зашли в туалет и Орлица спросила:
~Так ты будешь крем жрать или не будешь! Не будешь?
Ну, я так и знала…,- с этими словами она выбросила крем в “очко” туалета… Так “отблагодарили” сестру за подсказки на уроке.
Хотя и запомнил учитель истории настоящую фамилию этой <орлихи> , но часто её так называл, и она уже откликалась на эту фамилию. Наверное, ей было приятно что её, такую некрасивую уродину, сравнили чуть ли не с самой Любовью Орловой. Вознеслась, загордилась, пересела от Ленки на “камчатку”, где предпоследняя “парта “ сдвигала плотно спины,а так можно было поставить учебник и читать текст параграфа при ответе. Вот так надо учиться, а не то, что Ленка дома сидит учит. “Дурочка”,- излюбленное определение в сторону той, которая в девятом классе “не пила, не чё... “
Сам Георгий Матвеевич смотрел на эти все уловки сквозь пальцы: он знал жизнь не по урокам...И даже поощрял такую методику, считая что тем самым школьник научится хитрить, ловчить, побеждать обманом( а иначе в жизни нельзя…) Не смотря на прочные знания истории и, что немаловажно, хронологии при таком предмете, на Ленку учитель внимание не обращал. Он не взял её на районную Олимпиаду по истории, махнув на неё рукой в вестибюле школы: “Ай, да ты ничего не сможешь доказать и оспорить потому, что не имеешь своего мнения по определенному ист.факту. Мнение своё надо иметь, а не просто зубрить учебник! Несформировавшаяся ты личность…!”
Ну, а Ленка что? Да ничего …, не любила она как истории, так и самого учителя… “ Да что это за учитель”,- думала она,- когда сам приходит “весёлый “ на уроки и начинает вместо программы по истории рассказывать байки про соседа Сашку Тарасова, который со своей женой Еленой Николаевной едят одно варёное яйцо на двоих, потому как копят деньги на машину. “Ха-ха-ха!!! Стал бы я есть одно яйцо на двоих, не на фронте же! Мы в войну так не питались, как эти Тарасовы…!
Была у этого учителя любимая песня со времён Отечественной: “Прощай, любимый город, уходим завтра в море…! Отчего у лётчика была эта песня любимой - никто не знал.., но вышел просто конфуз с этой песней.
На двадцать третье февраля, когда организуют поздравления мужчин школьники, Лидка с Ленкой опять что называется, выпендрились: они решили спеть эту песню дуэтом под аккомпанемент баяниста фронтовика и учителя пения Ивана Прохоровича, у которого был протезный левый глаз. Но как только эти “Орловы” запели первую строчку этой песни, наш учитель истории, изменившись в лице, встал….и вышел из спортзала, где был концерт. Иван Прохорович немного замедлил нажимать на кнопки, но директор школы, Колосова Галина Владимировна, сидевшая на первом ряду стульев, замахала одноглазому пианисту, что “типа, давай Прохорыч, жми дальше…”
И Прохорыч,( как звали его коллеги даже в глаза), играл дальше. Но песня была испорчена: она была уже не той песней, вторую они с удовольствием исполняли на репетиции.
~Вот блин, почему всё в жизни не так, как надо! - сетовала “орлиха”… Вот чё, опять будет одни “тройки” мне ставить за списывание на проверочных по Датам истории!? А я то дура, старалась, уговаривала пианиста одноглазого!
Наступил сентябрь 1973 года… Учитель приходил в класс хмурый и злой. Все знали про хунту в Чили, про стадион, где удерживали сотни людей в качестве заложников. Да, было не по себе как-то, но ведь это не в нашей стране.
Ленка никак не могла понять; почему когда выдворяют из своей страны одного или двух диссидентов таких, как Сахаров и Солженицын, все иронично торжествуют, а когда в чужой стране тирания и произвол,- все подвержены унынию и резко осуждают..?Значит, отдельные индивидумы сами по себе ничего не значат, их не ценят, они типа психи одиночки, а когда “берут” толпу народа, то эта толпа представляет собой ценность, уж не только ли потому, что это является само по себе уже силой. А не эта ли толпа выживает из страны великие умы, как потом оказалось…Да, именно так и вышло!
Прошло лет двадцать со школы, и к этому времени мы получили такую великую статью из-за границы от Солженицына “ Как нам обустроить Россию..?’
Сам автор этой статьи уже вернулся из США, где всё это время неустанно думал о Родине и никогда не был предателем своей страны.
“Орлова” закончила пединститут, филфак для сельских ребятишек, которые однажды, спустя года полтора после учительствования в посёлке, подошли и сказали в лицо горе учителю:” Ты сам ничё не знам…” Дети эти были в основном из татар, потому такое заявление относительно учителя русского языка было оскорблением, но это было справедливое оскорбление, потому как всё повторилось, как и на уроке истории восемь лет спустя….Да, не было рядом Ленки на её уроках, которая бы ей подсказала как правила по русскому, так и исключения из этих правил!
Двоюродная сестра Лена закончила мат-мех в УрГУ и стала прекрасным математиком как в школе, так и в фирме по репетиторству. Она относилась к своим обязанностям очень серьёзно, поэтому стала специалистом своего дела.
...Но в чём ошибка учителя <называть ленивую и бездарную фамилией Орлова > стала закономерностью…? А в том, что эта “орлиха” искала “падаль” , делала из таких серьёзных людей как Ленка “падаль” и клевала, и рвала, и жрала эту “падаль”… Она забыла про эту историю на уроке истории, которая повторялась и на других предметах и услышав голос, с которого она отвечала лет пять, не меньше, спросила:
~ А кто это? Аааа, Ленка!? Ох, ты батюшки мои..Охти мне ченьки, как ты телефон то мой нашла, я ведь не дружу с тобой.Ты ведь не наша!А ты чё, ещё живая…? ( А я типа так старалась, что ты тоже была “падалью”) Но, увы, Ленка ею не стала. В тот момент Лена подумала:"Боже мой, кто ж тебя до города допустил с таким деревенским сленгом! Сидела бы в своём Сабике, учила бы татарских ребятишек...?" Вот какая несправедливость в жизни..!
10.07.20 в 23.00
Свидетельство о публикации №220071001803