Цена любви

Цена любви
ЦЕНА ЛЮБВИ
(жалейте любимых)

Лилию Михайловну и Ивана Игнатьевича Цветковых окружающие считали образцовой парой. Они познакомились в пединституте, прожили вместе 15 лет. По специальности учителя- математики, они преподавали предмет свой с любовью: она – в школе, он - в университете. Одно расстраивало супругов: в семье не было детей. Иван Игнатьевич в детстве болел свинкой, и, как результат перенесенного заболевания – невозможность иметь потомство. Лилия хотела усыновить малыша из детдома, но муж был категорически против: неизвестно, какие гены. Жизнь семьи была размеренной: днем - работа, по вечерам – телевизор, книги, немногочисленные друзья и подруги.
Супруги учились в Перми, там и осели, хотя оба родились и выросли в других местах. К городу привыкли и полюбили этот уральский край, считали его своим. Лиля Кауфман выросла в большой еврейской семье, где кроме нее подрастало трое братишек. Лилина мама жила на Украине в городе Белая Церковь. Там же проживали Лилины братья со своими семьями. Дружная еврейская семья со своими традициями и проблемами, где Лилечку любили и скучали по ней. Лиля часто звонила маме, по возможности приезжала и одна, и с Иваном, которого все члены семьи уважали. Неожиданно она получила письмо, в котором мама писала, что все Кауфманы уезжают на постоянное место жительства в Израиль, приглашали Лилю и Ивана поехать с ними. Лиля и Иван отказались. У Ивана в сибирском поселке жила старенькая больная мама. Конечно, она проживала не одна, а в семье младшего сына Василия. Иван часто ездил к старушке, оставить ее совсем он не мог, понимая, для нее это будет ударом.
Дора Исаевна, мама Лили и ее братья обосновались в Ашдоде. Лиля стала мечтать, как они с Иванушкой поедут в Израиль отдыхать, будут купаться каждый день в Средиземном море. Прошло полгода с отъезда Лилиных родственников. Иван Игнатьевич пришел с работы и доложил жене:
- Лилечка, мне сделали интересное предложение.
- Какое?
- Нет, ты даже себе представить не можешь.
- Ну, Ваня…
- Я дал согласие поработать по контракту в Англии, 1 декабря я должен быть там.
- Я понимаю, что это престижно, но как посмотрит на это твоя мама? Как ты ей объяснишь?
- Постараюсь. Преимущества большие. Я заключу контракт пока на год, а мама живет с семьей Василия, Люба к ней прекрасно относится. И потом, я не так часто имею возможность съездить к ней.
- Ваня, а как я?
- Ты поедешь со мной. Нитка должна следовать за иголкой.
- Ваня, я в середине года не поеду, у меня выпускной класс. Закончится второе полугодие, я к тебе приеду.
На том и порешили. Иван уехал, частенько звонил супруге, рассказывал о стране и о работе, говорил, что большие перспективы и для него, и для нее. Сказал, что выслал ей и маме по небольшой посылочке. Просил не скучать без него, ходить с подругами в театр, в кино, на выставки.
В январе отмечали пятидесятилетие школы. Директор Клара Артемьевна собрала весь коллектив учителей в столовой. Пришел и новый преподаватель физики Игорь Васильевич Марягин, богатырского телосложения мужчина с копной темно- русых кудрявых волос. Он приезжал на уроки на собственной «шестерке». Учитель истории Рустам Каримович невзлюбил коллегу с первого взгляда.
- За что ты его так? – спросил завуч Григорий Петрович, - Что ты на него нападаешь постоянно? Надо отдать Игорю должное, он старается не конфликтовать. Некрасиво, нас всего трое мужиков в коллективе…
- Откуда у него такой автомобиль? Только с горшка встал. Я всю жизнь вкалываю, а только на «Запорожец» накопил, - не унимался Рустам Каримович.
- Прекрати, Рустам, может, машину ему родители подарили. Он молодой совсем, ему около 30, а ты ему в отцы годишься, будь умней, - ответил Григорий Петрович, - Не к лицу тебе зависть.
Лиля пришла на вечер в новом платье, которое выслал ей Иван. Бирюзовое, оно делало его хозяйку моложе и привлекательней. Ее усадили между Григорием Петровичем и учителем биологии Ниной Львовной, пенсионеркой с пионерским задором. Когда закончились официальная часть и застолье, начались танцы. Нина Львовна пригласила на «белый танец» Игоря Васильевича, они лихо протанцевали ламбаду. Лилю пригласил Рустам Каримович, затем Григорий Петрович, и даже школьный завхоз Дудкин. Потом коллективно пели песни под баян Дудкина. Веселились все от души.
Лиля жила на Мотовилихе, довольно далеко от школы. Время позднее, и директор попросила Игоря Васильевича подвезти Лилию и еще двух учительниц домой. Лиля жила дальше всех. Когда учительницы вышли, Игорь Васильевич спросил Лилю:
- Лилия Михайловна, ваш муж работает в Англии?
- Да, и я поеду к нему в августе.
- Ему там нравится?
- Да, но нелегко, Он своей работой живет. Дали ему комфортабельное жилье. Когда свободен, любит гулять по Лондону пешком. Контракт пока на год, но работодатели уверены, что он продлится. А там посмотрим, у Ивана Игнатьевича в Сибири мама, очень больная.
- Повезло человеку. Лилия Михайловна, я хотел с вами поговорить вот о чем. Можно я пока сниму у вас комнату, я не буду в тягость, большую часть времени провожу на работе. Заодно и вас подвезу. Скоро выстроится моя квартира, и я перееду в нее.
- Это не этично, Игорь Васильевич. Начнутся сплетни, и прочее.
- Глупости. Я знаю, что у вас любимый и любящий муж, да и все это знают. А квартиру мужчине снять почти невозможно. Помогите мне.
- Где вы сейчас живете?
- Практически нигде, я говорил Кларе Артемьевне, но она помочь мне не может. Сплю у тетки, а она пьет, подруги к ней пьющие ходят. Меня от них тошнит.
- А раньше?
- С женой, но мы разбежались. Квартира ее, она там живет с другим. Детей у нас нет, она не хотела, так что наш разрыв…
- У вас есть родители? – спросила Лилия.
- В Мурманске. Моя бывшая жена приехала в Мурманск к родственникам, там и произошел наш скоротечный роман. Решили остаться на севере подработать. Однажды я пришел раньше с работы и застал мою благоверную в постели с моим приятелем. Теперь она живет с ним. Машину я взял себе, она согласилась. Лишь бы на квартиру не претендовал.
- Почему вы не остались там, где ваши родные?
- Мне там не нравится климат, не нравится город. Родители уедут оттуда лет через пять, а пока… мы вообще-то пермяки, но уехали на север зарабатывать.
Лиле стало жалко молодого и неустроенного человека. Решила поговорить с Кларой Артемьевной, может, сдать ему квартиру, пока она уедет? Не оставлять же жилье без присмотра, всякое жулье мигом учует. Клара Артемьевна ответила, что это неплохой вариант, а пока надо сделать в каждую комнату по замку, и пусть вселяется. Человек он аккуратный и порядочный. Только надо сначала переговорить с Иваном. Иван выслушал все доводы и согласился: уважал мнение Клары Артемьевны.
Игорь переехал в воскресенье. Из вещей – чемодан и дорожная сумка. Аккуратный сосед не мешал Лилии, убирал за собой и готовил неплохо. Увидев у Лилии швейную машинку, произнес:
- Лилия Михайловна, я люблю шить, можно я возьму у вас напрокат машинку и пошью себе брюки?
- Пожалуйста, Игорь Васильевич, я шить не умею, она мне от бабушки досталась, зингеровская. Ваня на ней строчил, а я так и не научилась.
Брюки сидели на Игоре, как влитые.
- Здорово, у вас талант пропадает, - сказала Лилия, - А женские вещи вы умеете шить?
- Я шью все, даже пальто, окончил серьезные курсы, хотел модельером быть, а потом раздумал. Хотите, чтобы я вам что-то сшил? Пожалуйста, с удовольствием.
- Извините, я просто спросила.
- У меня есть сестренка младшая Оля, так я ее обшивал полностью. Пишет, что без меня ей плохо.
- Конечно, такой брат-умелец нужен всегда.
Однажды вечером Игорь сидел в комнате и перешивал джинсы. Он был в майке и спортивных брюках, молод и хорош собой. Лилия постучала:
- Игорь Васильевич, приглашаю вас на ужин, картошечку с селедочкой любите?
- Люблю. Спасибо.
Он вышел в кухню, от него шел легкий аромат мужских духов. Лилия не выдержала и поцеловала его в шею.
- Зачем вы так? – спросил он
- Извини, - ответила Лилия, - Но мне так захотелось тебя поцеловать, что я потеряла над собой контроль. Тебе не понравилось?
- Я могу не выдержать, я – мужчина, а вы – красивая молодая женщина…
- Вот и не выдержи, - ответила Лилия, - Зачем держать себя в руках?
Это была та настоящая страсть, о которой пишут в книгах. Они были одни в целом мире, в зеленом божественном раю.
- Мальчик мой, - шептала она, - Ангелочек, подарок судьбы.
- Нет, это ты подарок… и я принимаю его, принимаю.
- Ангелочек, ангелочек…
- Сладкая моя…
Их нелепая бессвязная болтовня служила прикрытием неловкости. Они понимали, наступит утро, и снова начнется та же обыденная жизнь: Лилия вспомнит, что у нее есть муж, а он снова станет для нее только квартирантом. Но эта ночь для них, и не надо ни о чем жалеть.
Утро наступило прохладное, отрезвляющее ярким светом.
- Что теперь делать? – спросил Игорь, - Я не могу больше быть твоим квартирантом.
- А я квартирной хозяйкой. Я влюблена в тебя, Игорь, только скрывала, думала, что пройдет. Я старше тебя, считала, что мудрее.
- Лиленька, ты замужем, и твой муж – порядочный человек, может, просто забыть это? Постараюсь найти жилье в короткий срок. Не хочу портить твою жизнь.
- Ты меня не любишь, так это надо понимать?
- Люблю, с тех пор, как увидел тебя, только о тебе и думал, но я не подлец…
- Я сама скажу Ивану, не смогу врать, а в школе пока ничего не будем говорить.
- Скажем тогда, когда решим все вопросы, - подытожил Игорь.
Иван позвонил через два дня, Лиля ему рассказала все и просила дать развод.
Иван долго молчал в трубку, а потом произнес чужим голосом:
- Я подумаю. Но и ты не руби с плеча, подумай, я был для тебя не таким уж плохим спутником жизни.
Лиля расплакалась и повесила трубку. Игорь утешал ее, уверял, что все будет хорошо, что любая правда лучше лжи. Вскоре Лилия Цветкова стала Лилией Марягиной. В июне она поняла, что беременна. Сначала испугалась: ведь дело идет к сорока.
Прошел год, Юленька радовала родителей своими детскими успехами. Иван Игнатьевич остался в Англии еще на 5 лет, Лилии иногда звонил, даже поздравил с рождением дочери и выслал посылку с детскими вещами и игрушками. Лилины родители жили в Израиле и уговорили Лилю с семьей приехать к ним, наконец, они решились и уехали. Квартиру Лиля разменивать не стала, там поселилась младшая сестра Ивана Надя. Провожали Марягиных Клара Артемьевна, две подруги с мужьями и тетя Игоря, трезвая, как стеклышко.
Марягины поселились в Тель-Авиве, чтобы легче было устроиться на работу. Тут и пригодились навыки Игоря в швейном деле. Он работал с утра до вечера, а Лиля брала репетиторство по математике. Часто увозила Юльку к маме, а сама ходила убирать квартиры. Несколько лет жизни пролетело в делах и проблемах. Игорь довольно прилично разговаривал на иврите, а Лиля так и не смогла освоить язык.
Клара Артемьевна по телефону рассказывала Лиле все пермские новости. Иван Игнатьевич приехал из Англии, купил иномарку и квартиру в центре города. Снова стал преподавать в университете. Женщина в его жизни не появилась, Лиля от души жалела бывшего мужа.
Игоря она видела редко. Усталый и невеселый, он приходил с работы, бухался в постель и сразу засыпал. Куда делся живой и общительный парень, которого она полюбила? Вскоре Игоря назначили бригадиром. Работа не стала легче, добавилась ответственность за других. Он стал маленьким, но все-таки начальником. Однажды к нему в мастерскую пришла совсем юная девушка, чтобы подогнать по фигуре блузку.
Когда Игорь увидел ее, сердце его стало учащенно биться, казалось, не хватало воздуха.
- На сколько уменьшить? Померяйте кофточку, - попросил он.
Меня зовут Игорь, а тебя как?
- Мирослава.
- Какое необычное имя!
- Я с западной Украины, там это имя встречается часто.
- А если я тебя приглашу на дискотеку?
- Не откажусь.
Они рассмеялись. Через неделю Игорь сказал Лиле, что он влюбился, и их дальнейший брак не имеет смысла. Лилия восприняла его слова на удивление спокойно:
- Если любишь, иди к ней.
- А Юлька?
- Я не лишаю тебя отцовства. А ко мне ты уже давно холоден.
- Лиля, я просто устаю, вот и…
- Игорь, все понятно, твоя любовь ко мне прошла, бывает так. Во всем виновата я, из-за минутной слабости предала Ваню. Я старше тебя, я понимала, что наша любовь недолговечна.
- Прости меня, но врать я не могу.
- Честно хотя бы… Я соберу вещи и уеду с Юлькой к маме.
- Не надо, я сам уйду, а тебе буду давать деньги на доченьку, буду брать ее к себе. Квартиру оплачу. Прошу тебя, не препятствуй моим встречам с ребенком, и ей будет хорошо с папой и мамой.
- Игорь, препятствий не будет, ты - ее папа. Я уезжаю в Ашдод к маме, там мне будет легче перенести наш разрыв.
- Тут я тебе не советчик.
Через год Мирослава родила Игорю сына. Лиля с мамой ужиться не смогли: у каждой было свое отношение к жизни. Мама переживала за младшего Яшку, он служил в армии Фима и Илья, старшие братья у мамы бывали редко. Лиля чувствовало одиночество и бесполезность. Однажды, когда мама с Юлькой ушли в парк, она решилась и позвонила Ивану. Он не удивился, рассказал ей, что через полгода снова едет работать в Англию.
- Ванечка, мне так одиноко. Прости меня за все, я поняла, что ты мне нужен. Игорь не для меня, он молод, у него теперь другая женщина.
- Ты официально замужем?
- Уже нет. У Игоря родился сын, он теперь все реже интересуется дочкой.
- Лиля, приезжай, это будет моя дочка.
- Игорь не захочет.
- Я уговорю его, только приезжай, ты мне очень нужна, я тебя люблю до сих пор.
В Екатеринбурге, сходя с трапа самолета, Лиля сразу почувствовала себя дома. Иван встречал ее с цветами и игрушками для девочки. Лиле сразу стало тепло на душе, как тогда, когда они жили на Мотовилихе. Поезд Екатеринбург-Пермь набирал обороты. Юлька спала на коленях у Ивана Игнатьевича. Проснулась:
- Я хочу пить, папа Ваня.
- Сейчас, доченька, сейчас…Тебе водичку с вареньем?


Рецензии