10. Немного о ремонте

из сборника "Воспоминания военного связиста 70-х."

(на фото станция связи похожая на мою)

   Военная техника связи, как и любая техника вообще, как известно, тоже может ломаться.  И конечно для военных связистов большое значение имеет то, насколько быстро можно её отремонтировать в обычно непростых полевых условиях.  Особенно если неисправность создает трудности для выполнения задачи по обеспечению связи руководству.
   За время службы на Полевом узле связи Генерального штаба у меня на станции телефонной засекреченной связи гарантированной стойкости, должность начальника которой я занимал,  случались всякие неисправности.  А однажды произошёл и такой вот не совсем обычный  случай. 
   Я служил начальником станции тогда уже второй, или третий год и получил неплохой опыт эксплуатации закреплённой за мной техники. 
           Наше подразделение периодически выезжало в составе мобильного, то есть сокращенного по составу узла связи, на так называемые тактико-специальные занятия.  То есть на природе развёртывались,  организовывали и обеспечивали работу засекреченных каналов связи по установленной схеме. Обычно в лесу под Чёрной грязью, или под Долгопрудным в Подмосковье. И вот как-то раз, как обычно, прибыв в назначенный район  и поставив технику на места, приступили к прокладке и подключению соединительных кабелей.  В первую очередь, конечно, был подключен кабель электропитания и, включив аппаратуру, я стал готовить её к вхождению в связь. 
      Как вдруг работавший снаружи сержант доложил, что при попытке взяться за ручку входной двери, его сильно дёрнуло током.
       
           Я вышел наружу посмотреть. Действительно, при попытке дотронуться до двери пришлось ощутить довольно сильный электрический удар.  Судя по всему, вольт  200, как минимум.  При этом внутри станции вся аппаратура работала нормально, а никаких внештатных электрических самодельных устройств, вроде обогревателей из проволоки на кирпичах, или кипятильников из лезвий бритвы, создаваемых армейскими умельцами, которые бывало использовали в полевых условиях и которые могли бы коротить на корпус,  у меня на станции не было.
Странно, такого я ещё не слышал до этого времени.   
       Было досадно, что это случилось перед самым началом пятидневных занятий.  Конечно начальство, от начальника отделения* и выше никогда ко мне на станцию не заходило, но и вероятность этого совсем было исключать нельзя. Мне бы очень не хотелось, чтобы случайно заглянувшего в гости,  или даже просто дотронувшегося до станции какого-нибудь начальника так сильно дернуло током. Да и солдатам тоже будет неприятно каждый раз, входя в аппаратную, получать лишний заряд бодрости.   Поэтому первым делом  приказал постелить под металлической откидной лестницей у входа резиновый коврик из кабины водителя, стоя на нём можно было браться уже безболезненно за ручку двери. Ну, а потом стал соображать, что внутри станции могло вызвать короткое замыкание на корпус.

      Питание аппаратуры поступало через расположенный на задней стенке КУНГа* пульт.  К нему были подключены все потребители электричества – стойки аппаратуры Т-222,  телефонный коммутатор и вспомогательные потребители , вроде освещения, вентиляции и т.п. 
      Выключив на пульте все устройства, я сразу определил, что неисправность – где-то в одной из стоек. Поочередно включая их питание, сразу нашёл и ту, которая пробивала ток на корпус.
      Каждая стойка представлял собой железный шкаф, высотой метра полтора, шириной чуть меньше метра и глубиной сантиметров 60, в который вставлялись панели с модулями. Крепилась каждая панель к стойке четырьмя винтами с внешней стороны.
   На полевые занятия, мы с собой электрические схемы аппаратуры обычно не брали. Они были слишком громоздкими: несколько тяжёлых альбомов большого формата  А3. (29,7 х 42 см.), да к тому же ещё и совершенно секретных, то есть их нужно было получать в секретной части, а потом и сдавать обратно после возвращения в часть. 
 
       Значит искать неисправность нужно было только методом исключения.

         По моей команде сержант стал, поочерёдно вынимая  панели из стойки,  проверять, не пропало ли напряжение на корпусе и вставлять их обратно.   Результат ясности не принёс.  Ни одна из панелей влияния на неисправность не оказывала. А сам корпус стойки представлял из себя обычный железный шкаф с разъемами в задней стенке для подключения панелей при установке на месте. То есть, там и замыкать то нечему было.  Так что же тогда коротило  на корпус?

        Подумав, я решил вытащить все панели из стойки и внимательно осмотреть её корпус внутри. 
 Оказалось, что там в глубине, к задней раме стойки, совершенно незаметная с лицевой стороны, была прикреплена небольшая металлическая коробочка. Для чего? Чтобы добраться до неё и разобраться, пришлось даже отвинтить от пола и вытащить всю стойку наружу.   
        Провода от этой коробочки были припаяны  непосредственно к разъему. А на её корпусе никаких поясняющих надписей, из которых можно было определить её назначение  не было.  То есть разобраться, что это за устройство  можно было только вернувшись в часть.   

     А значит экипажу пришлось бы все пять дней круглосуточно находиться и обеспечивать связь под напряжением.  Это, конечно, было несерьёзно.
   Пришлось рискнуть. И я дал команду сержанту, отпаяв провода, снять коробку.

Установили на место стойку и вставили на место все панели.
Включили питание -  напряжение на корпусе станции пропало.
Значит неисправность в неизвестной коробочке. Я внимательно осмотрел её.
     К несчастью она была ещё и неразбираемой. То есть, чтобы её открыть и посмотреть, что внутри,  пришлось спилить верхнюю крышку. 
А там все оказалось ещё и залито пенопластом, который в центре почернел, обуглился и расплавился.  Ощущался и легкий запах сгоревшей изоляции. Значит причина короткого замыкания в этом неизвестном устройстве.

      Аппаратура работала нормально и без этой коробки, и все полевые занятия прошли успешно, без замечаний. 

         Уже в части я попытался определить, что же это за устройство и где можно найти ему замену. Ведь в комплект ЗИПа*  оно не входило.  Скорее всего, на мой взгляд, это был какой-то сетевой фильтр.
   Но меня и тут ждал сюрприз! На электрической схеме устройства не оказалось!  Как же так?  Не шпион же вставил в аппаратуру станции неизвестный блок! Тогда ещё мы даже не слышали о  неуловимых Джеймсах Бондах западных разведок,  легко проникавших сквозь любые двери и запоры, так что мысли о происках коварных врагов  у меня не возникло.  Несанкционированная установка в совершенно секретной аппаратуре   внештатных устройств в станции, находящейся под круглосуточной охраной была исключена.
      О случившемся я рассказал в канцелярии нашим офицерам.  Старлей Гена Шевелёв,  служивший на год больше меня,  вспомнил что  ещё до моего прибытия в часть, к нам в подразделение в командировку приезжали специалисты с завода-изготовителя из города Запорожье для внесения конструктивных доработок в аппаратуру станций Т-222,  которых  у нас в подразделении было несколько штук.   После завершения работ, все изменения они должны были внести в электрические схемы всех комплектов.    
   
    Я получил в секретной части электрические схемы других станций - там сетевой фильтр, а это устройство было именно им, было действительно дорисовано тушью.
     Ребята с завода, видимо, внеся изменения в техническую документацию других комплектов, добавить их в схему моей станции второпях забыли.
     Мне же оставалось только радоваться, что всё это случилось во время обычных полевых повседневных занятий.  И кто знает, к чему подобный отказ мог бы привести в более сложных, боевых условиях,   например, за границей, где-нибудь в Эфиопии,  или в Афганистане, где потом работали все наши станции Т-222.

______________________
Примечания:
*- "отделение"- подразделение согласно организационно-штатной структуре Полевого узла связи Генерального штаба соответствующее  роте в обычных частях связи.
*- "КУНГ" - аббревиатура, обозначающая кузов универсальный нулевого габарита  - то есть кузов, используемый в Советской армии для размещения техники связи (см. фото)
*- "ЗИП"- запасной инструмент и принадлежности-(или по-другому «запасные изделия прилагаемые») - обязательный комплект находящихся на станции связи запасных деталей, устройств, модулей, блоков и т.п., обеспечивающих ремонтопригодность техники в полевых условиях. 


Рецензии
Прочитать о работе мастера экстра класса сплошное удовольствие.Спасибо.

Ирина Евгеньевна Снежкова   13.09.2023 21:01     Заявить о нарушении
Спасибо, за отзыв, Ирина Евгеньевна. Увы, ремонтировать выходившую из строя аппаратуру без электрических схем довольно сложно. Поэтому мне в свое время в Афганистане (1979-1982г) пришлось много повозиться , когда случались неисправности. Но помогал опыт как раз, полевых занятий и учений. Хорошо, что еще комплекты ЗИПа у нас комплектовались хорошо. То есть недостатка запасных деталей и блоков не было, хотя были на грани, за два года их почти не пополняли. Примечателен и случай в день переворота в ДРА, который я описал в своем рассказе http://proza.ru/2017/01/10/2173. Тогда у меня отказал коммутатор, а без него связь могла была быть только из станции, со служебной трубки комплекта аппаратуры. И если бы я не отремонтировал вовремя коммутатор. у многих больших начальников войск связи был бы бледный вид. Ведь тогда в день гос. переворота в Афганистане 27 декабря 1979 года по моему каналу говорили все высшие чины Генерального штаба, председатель КГБ Андропов и сам уважаемый Леонид Ильич Брежнев даже звонил.
Была еще одна неисправность в ночь на новый год (с 79 на 82), но тогда не смогли разобраться в чем причина даже спецы нашего НИИ войск связи. Я так думаю, что это были проделки американцев, их посольство было через дорогу и они вели за нами наблюдение. Наверное создали помехи. Но это уже совсем другая история.

Александр Жданов 2   19.09.2023 21:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.