Солярка. Охота на слова

В конце мая в Норильске произошла масштабная катастрофа с разливом дизельного топлива, президент Владимир Путин провёл совещание, дал поручения. Через пару дней о катастрофе наши явно троцкистские СМИ уже забыли, иногда сообщалось о тысячах тонн собранного с поверхности топлива, а показывали  в течение нескольких дней одни и те же три или четыре почти детских бассейна, чем-то наполненных, хотя для такого объёма топлива с водой требуются тысячи таких  ёмкостей.  Ясно, что хозяевам и обслуживающим их чиновникам выгодно всё скрыть…

Дизельное топливо — жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти. В народе говорят обычно о СОЛЯРКЕ.

Название «солярка» происходит от немецкого  Solar;l —(Solar ;l   «солнечное масло»). Источники сообщают, что  с 1857 года так стали называть  более тяжёлую фракцию, образующуюся при перегонке нефти. Названа она так по желтоватому цвету. В Советском Союзе на предприятиях нефтепереработки  выпускалось топливо с названием «Соляровое масло».

Солярку можно использовать в качестве топлива только применительно к отдельным типам дизельных двигателей. Кстати, в современном немецком языке это понятие Solar;l  или Solar ;l   я ни разу не встретил ни в толковых словарях, ни даже в орфографических;  Soljanka (солянка) есть, а солярки нет.

Мне с детства хорошо знакомы продукты нефтепереработки: бензин, керосин, мазут, солярка, парафин и другие. Я помню их цвет, запах, основные свойства при горении. Я видел, как мужики бросали окурки в вёдра с бензином и соляркой, а зажжённая спичка вызовет огонь в солярке и взрыв бензина.

Солярка – это остаточное дизельное топливо, а потому более дешёвое.
Основные потребители дизельного топлива — железнодорожный транспорт (тепловозы, автомотрисы, мотовозы,  дизель-поезда), грузовой автотранспорт, водный транспорт, военная техника, дизельные электрогенераторы, сельскохозяйственная техника, а также легковой дизельный автотранспорт. Кроме дизельных двигателей, остаточное дизельное топливо (соляровое масло) зачастую используется в качестве котельного топлива, для пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах и закалочных жидкостях, при механической и термической обработке металлов.

В Норильске солярка использовалась в качестве котельного топлива на  ТЭЦ-3, принадлежащей  Норильско-Таймырской энергетической компании, входящей в группу компаний «Норильский никель». И мы бы не вспомнили об этом, если бы  29 мая 2020 года в Норильске при разгерметизации бака с дизельным топливом произошла крупнейшая экологическая катастрофа в российской Арктике. Об аварии я, к примеру, узнал в полдень 31 мая, то есть в воскресенье, но воспринял сперва это как фейк, как ложное послание, каких очень много стало в глобальной сети. Всё внимание в те дни было приковано к США, где полицейские якобы задушили чернокожего, хотя умер он в больнице, не исключено,  от передозировки наркотиков. Потом начались в США погромы.

И только 3 июня я услышал обращение к Президенту РФ Владимиру Путину Татьяны Давыденко, бывшего руководителя счётной палаты Красноярского края. Татьяну я запомнил по прошлогодним выступлениям в защиту лесов края. Ту битву за лес и правду о пожарах выиграла номенклатура. Татьяну Давыденко уволили. И я понял, что эта авария очень серьёзна. Первая реакция моя на катастрофу – это провокация, сигнал Путину, чтобы не трогал интересы олигархов. Такой же сигнал был раньше при катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года.

В Норильске разлилось около 21 000 тонн  нефтепродуктов. Общая площадь загрязнения, по данным красноярской прокуратуры, составила 180 000 кв. м. Предельно допустимые концентрации загрязнителей в реках, куда попало дизельное топливо, превышены в десятки тысяч раз. Сведения Росприроднадзора.

5 июня 2020 года президент России Владимир Путин в рамках видеоконференции с представителями экологических общественных организаций, сделал выговор Владимиру Потанину. Говоря об оценке ущерба, Потанин заявил, что он просто «затрудняется назвать порядок цифр», которые сможет выделить «Норникель», хотя до этого миллиардер успел заявить, что «бюджет не потратит на восстановление экосистемы ни копейки»: компания возместит все расходы. Ничего более конкретного «вытащить» из миллиардера не удалось, разве что фразу про штрафы «сколько насчитают, столько насчитают».

Владимир Путин, прервав размышления Потанина, потребовал более точного ответа на поставленные вопросы и отметил, что он «не случайно спрашивает», что они с Владимиром Потаниным «давно и хорошо знакомы», и спросил, «сколько стоит одна ёмкость, которую сейчас вы будете менять?», на что Потанин ответил:
«Одна ёмкость — не могу сказать. Но пока расходы в сотни миллионов рублей идут».
В. Путин:
«Одна ёмкость, я думаю, что меньше».
В. Потанин:
«Одна ёмкость, конечно, меньше».
В. Путин:
«Один резервуар, где хранилось топливо, стоит гораздо меньше, в разы. Просто несопоставимо. (…) Я к чему, Владимир Олегович? Если бы своевременно поменяли, и ущерба не было бы экологического, и расходы бы такие не нужно было нести компании. Просто посмотрите на это самым внимательным образом внутри компании. Я уже говорил и хочу ещё раз подчеркнуть: то, что произошло в Норильске, – это чрезвычайная ситуация, как вчера прозвучало уже, федерального масштаба. Действительно, в данном случае под угрозой оказалось и здоровье людей, и хрупкой природе Арктической зоны нанесён серьёзный урон».
Президент подчеркнул: «Я знаю, что вы лично работаете на предприятии, а не просто являетесь собственником крупного пакета».
То есть Потанин не может не знать об износе фондов «Норникеля» и его дочек, а,  следовательно, игнорирование необходимости их обновления — это сознательная политика руководства и владельцев компании. Из сообщений информационных агентств.

Стало известно, что депутат Госдумы Александр Якубовский направил председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину обращение с просьбой отстранить Владимира Потанина от руководства «Норникелем» на период расследования. Но собственников не трогают. В связи с пожаром в «Зимней вишне» в Кемерово было так же.

В рамках совещания с Путиным Потанин заявил, что компания «Норникель» возьмет на себя восстановление пострадавшей экосистемы, однако данное заявление встретило критику ряда общественных активистов. Председатель общественной организации ««Мой дом» город Норильск» Руслан Абдуллаев считает, что в условиях существенного влияния «Норникеля» в Норильске контроль за работами может быть ненадлежащим: «Есть существенный риск того, что ликвидация последствий разлива топлива будет проведена лишь формально и на бумаге». Кроме того, общественник уверен, что в свете аварии нужно поднимать и другие экологические проблемы Норильска.

Выяснилось, что Ростехнадзор с 2016 года не имел доступа к резервуару «дочки» «Норникеля», из которого вытекло более 20 тысяч тонн  дизеля, — все это время он числился на ремонте. При этом «Норильский никель» не пускает проверяющие органы на территорию предприятия.

17 лет я проработал в редакции «Вечернего Челябинска». Моё редакционное удостоверение давало мне право проходить в администрации любого предприятия без особого пропуска и только на производственные площадки предприятий оборонки допуска не было, но при необходимости на основании письма или даже звонка из администрации города или горкома КПСС пропуск выписывали. Журналисты ходили по предприятиям, выискивали факты бесхозяйственности, проводили расследования по письмам трудящихся, по результатам собственных наблюдений встречались с хозяйственными руководителями, с партийными или профсоюзными секретарями и готовили публикации.

Сейчас предприятия стали частными, и журналисты попадают на них крайне редко, обычно после крупной аварии, пожара или наводнения. Писем трудящихся в газеты не стало.

СМИ выяснили, что Ростехнадзор в 2017-2018 годах уже предупреждал компанию о проблемах с хранением топлива на объектах ТЭЦ-3. При этом, сообщается, что комиссия, расследующая обстоятельства аварии с разливом дизельного топлива под Норильском, выявила микротрещины еще в одном заполненном резервуаре.
 
Проблема с износом оборудования на предприятиях Потанина, похоже,  носит системный характер из-за некачественного управления. Откуда такой вывод? Акционеры компании ежегодно одобряли выделение средств на инвестиции и обновление фондов в размере 2-3 млрд  долларов, однако за последние 10 лет невыполнение программы по строительству и ремонту составляет более 70 процентов. То есть мы можем говорить о том, что оборудование,  если и ремонтируется, то по чуть-чуть. По оценкам экспертов, средний износ основных фондов «Норникеля» по горным объектам превышает 72 процента. При этом 75 процентов электроэнергетического оборудования имеет наработку выше предельной. Значит, аварии ещё будут.

Жители Норильска, как можно судить по их комментариям в социальных сетях,  также считают, что экологические проблемы на управляемом Потаниным предприятии ещё принесут массу проблем.  «Норникель» не платит за загрязнение окружающей среды. На комбинате должны быть настоящие очистные сооружения, а не потемкинские деревни, что сейчас там стоят вместо нормальных  очистных. Любую экспертизу хозяева покупают. То есть отношения между хозяевами предприятия и администрацией города, депутатами местных законодательных органов носят признаки   феодального строя, по сути во главе Норильска  ставленники комбината, люди зависимые.

При Потанине Норильск не раз оказывался в центре внимания из-за  аварий. В 2016 году река Далдыкан окрасилась в красный цвет из-за выбросов  Надеждинского металлургического завода.

20 мая 2020 года на одном из дочерних предприятий компании Потанина произошла утечка 60 тонн дизельного топлива.

Главный вывод. Утверждения, что частное предприятие работает эффективнее государственного и что рынок всё расставит – гигантская ложь. Ни одно частное предприятие, созданное на развалинах советских предприятий, лучше работать не стало, даже после того, как сбросило с себя всю социальную сферу и усилило эксплуатацию работающих. Похоже, что и Владимир Олегович Потанин не стал эффективным менеджером.

На основании открытых источников рассмотрим некоторые факты из жизни и деятельности В.О.Потанина. Он, яснее ясного,  родился в СССР 3 января 1961 года в Москве, то есть появился на свет божий в нужное время и в нужной семье. Его отец  Олег Романович Потанин (1936—2010) представлял  Минвнешторг  СССР в Новой Зеландии, Турции, странах Африки.  Мать Тамара Ананьевна Потанина (1938—2004) работала врачом.

Был в  ВЛКСМ с 1975—1989 год.

Окончил в 1983 году коммерческое отделение факультета Международных экономических отношений (МЭО) МГИМО МИД СССР по специальности «экономист-международник со знанием иностранного языка». Владеет французским и английским языками. С 1983 по 1990 годы работал в системе внешней торговли СССР, в должности старшего инженера фирм «Удобрения» и «Руда» Всесоюзного внешнеэкономического объединения (ВВО) «Союзпромэкспорт».

Сегодня Потанина относят к числу богатейших людей планеты. В 2020 году рейтинг журнала Forbes поставил Потанина на  первую строчку самых  богатых людей России, его  состояние  - 24,7 млрд долларов. Он владелец и президент управляющей компании «Интеррос», одной из крупнейших в России (владеет пакетами акций ГМК «Норильский никель», компаний «Роза Хутор» и «Петровакс Фарм»), президент ГМК «Норильский никель», председатель попечительского совета Государственного Эрмитажа, основатель Благотворительного фонда В. Потанина.

В 1990 году  Потанин, президент внешнеэкономической ассоциации «Интеррос», открывая  счёт в Международном банке экономического сотрудничества (МБЭС),  познакомился и близко сошёлся с начальником управления МБЭС Михаилом Прохоровым, в будущем они станут партнёрами  по частному бизнесу. Вместе они   создадут «Международную финансовую компанию» (МФК). В 1993 году Потанин стал президентом АКБ «ОНЭКСИМ Банк», оставаясь при этом председателем совета директоров банка МФК. Поддержку при учреждении ОНЭКСИМ Банка оказали Виктор Черномырдин, Анатолий Чубайс и Александр Шохин, банк специализировался на обслуживании внешнеэкономических операций. Летом 1996 года подконтрольные Потанину структуры приобрели пакет акций компании «Связьинвест» (в состав совета директоров АО Потанин вошел в январе 1998 года).

В 1995 году Потанин выступил инициатором идеи залоговых аукционов, по результатам одного из них АКБ «ОНЭКСИМ Банк» получил контрольный пакет (51 процент акций) «Норильского никеля». В  ходе аукционов подконтрольными бизнесмену организациями также были приобретены акции нефтяной компании ОАО «Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания» («СИДАНКО», 51 процент, залоговый аукцион 7 декабря 1995), ОАО «Новороссийское морское пароходство» (20 процентов, 13 декабря, с участием структур Бориса Йордана), Новолипецкий металлургический комбинат (14,84 процента, 7 декабря 1995, совместно с Владимиром Лисиным), а также ОАО «Северо-Западное пароходство», в 1998 году проданное структуре Бориса Кузыка «Новые программы и концепции»).

С 14 августа 1996 года по 17 марта 1997 года Потанин работал Первым заместителем Председателя Правительства РФ, курировал экономический блок вопросов и координировал работу Министерства экономики Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Российского фонда федерального имущества, Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве), Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации. Возглавлял около 20 федеральных, правительственных и межведомственных комиссий, в том числе правительственную комиссию по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики, оперативную комиссию при правительстве РФ по совершенствованию системы платежей и расчетов, межведомственную комиссию РФ по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и «Группой семи».

Помните «семибанкирщину»? Правда, в ней было фактически не семь, а девять банкиров:
1. Борис Березовский — ЛогоВАЗ
2. Михаил Ходорковский — Роспром Груп (Менатеп)
3. Михаил Фридман — Альфа-Групп
4. Пётр Авен — Альфа-Групп
5. Владимир Гусинский — Группа «Мост»
6. Александр Смоленский — СБС-Агро (Банк Столичный)
7. Владимир Потанин — Онэксимбанк
8. Виталий Малкин  — Российский кредит
9. Владимир Виноградов — Инкомбанк


Потанин занимал должности управляющего от Российской Федерации в Международном банке реконструкции и развития и в Многостороннем агентстве по инвестиционным гарантиям.

Осенью 1997 года Потанин создал холдинг ЗАО «Проф-медиа» для управления всеми подконтрольными ОНЭКСИМ Банку СМИ, в числе которых в разное время были такие популярные в России издания, как «Известия», «Комсомольская правда», «Афиша» и «Большой город».

В 1998 году стал президентом и председателем совета директоров холдинговой компании «Интеррос», созданной на основе ФПГ «Интеррос», компаний «Норильский никель» и «СИДАНКО».

Скажу о себе.  Я работал тогда в «Вечернем Челябинске», мы сами заложили в акционерном обществе потогонную систему. Оплата труда состояла из двух частей: небольшая зарплата - постоянная часть и удвоенный гонорар, в целом, неплохие суммы, но  если твои материалы в газете не ставят, то гонорара нет никакого, жить ой как тяжело. Когда случился августовский дефолт 1998 года, мне не на что было купить сигарет, и я бросил курить с 1 сентября: в тот день хоронили крупного челябинского предпринимателя Григория Фишера, убитого неизвестным прямо в рабочем кабинете.

В выгоде были не производственники, а те, кто сидел в банке возле денежного мешка или контролировал ресурсы. Потанин  после его ухода из правительства сумел купить банк «Независимость» (позже переименованный в Росбанк).

При Советской власти в моём родном городе были три финансовых учреждения: Госбанк, Стройбанк и Сберегательная касса. В Сберкассе когда-то работал сторожем мой дед, и я видел заведующую и многих сотрудников. На работу они ходили пешком или ездили на автобусе. Заведующего Госбанком я тоже знал в лицо. Моя двоюродная сестра получила высшее финансовое образование и работала сперва оператором, а потом возглавила подразделение Сберкассы. Они, работники банков,  ничем не выделялись, уровень полученного ими образования и стаж позволяли им подниматься по служебной лестнице, служить обществу.

Всё резко изменилось, когда те, кто служил обществу, поставили всех на службу себе. Пусть бы получали миллионы, но думали о деле и не просерали ресурсы планеты, как это случилось в Норильске.

В начале 2000-х годов Владимир Потанин первым из крупных российских бизнесменов начал строительство и освоение горнолыжных трасс в районе Красной Поляны, где в 2014 году прошли XXII Зимние Олимпийские игры. В 2003 году приобрёл финансовый бизнес Александра Смоленского — группу банков ОВК, STB-Card, «Инкахран» и сопутствующие компании.  В СМИ тогда писали, что это было крупнейшее поглощение одного финансового холдинга другим за всю историю российской банковской системы.

Следует особо отметить, что Владимир Потанин был членом Наблюдательного совета АНО «Оргкомитет Сочи-2014» и входил в президиум Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года, XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани.

В феврале 2018 года в качестве президента «Норильского никеля» после шести лет разногласий подписал соглашение о совместной разработке месторождения платиноидов, никеля и меди на Таймыре с президентом группы «Альянс» Мусой Бажаевым. Совокупные инвестиции сторон в проект при этом были оценены в 250 млрд рублей. Позже «Норильский никель» сообщил о выходе структур Бажаева из проекта.

Многие источники отмечают, что Владимир Потанин активно занимается благотворительностью и общественной деятельностью. В 1999 году учредил некоммерческую организацию «Благотворительный фонд Потанина» для реализации долгосрочных проектов в области отечественного образования и культуры.

C декабря 2001 года — член Совета попечителей фонда Гуггенхейма (Нью-Йорк). Музей Соломона Гуггенхейма (англ. Solomon R. Guggenheim Museum) создавался как музей искусства в США с 1937 года в  Нью-Йорке в пределах т. н. музейной мили. Он известен грандиозными выставками, призванными показать искусство целых цивилизаций и континентов (Африка: искусство континента, Китай: пять тысячелетий, Империя ацтеков и т. д.).
В 2005 году в этом музее прошла выставка «Россия!», были выставлены   шедевры российского искусства с XIII столетия до наших дней, а также коллекции мирового уровня, собранные российскими царями и промышленниками, произведения выдающихся художников  О. Кипренского,  Д. Левицкого,  К. Брюллова, А. Иванова, И. Репина,  И. Крамского, Н. Ге, М. Врубеля, В. Серова, К. Малевича, М. Шагала,  А. Дейнеки, А. Лактионова и других. По своим масштабам и обилию шедевров подобных выставок русского искусства в США ещё не было. С российской стороны проект курировала директор Третьяковской галереи З. И. Трегулова.

С июня 2002 года Владимир Олегович — председатель совета директоров Благотворительного фонда «Эрмитаж-Гуггенхайм».

С апреля 2003 года — председатель Попечительского совета  Государственного  Эрмитажа. Пожертвования Владимира Потанина в эндаумент-фонд Эрмитажа составили 5 млн долларов.

С мая 2006 года — заместитель председателя Попечительского совета МГИМО. Пожертвования Потанина в эндаумент-фонд МГИМО составили около 6,5 млн долларов США.

В начале 2013 года первый из российских предпринимателей, присоединившихся к филантропической кампании «Клятва дарения»[40][41][42], выразив таким образом согласие передать не менее половины своего состояния на благотворительность.

Владимир Потанин является членом попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов Москвы. Им было профинансировано строительство храма в честь святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО на улице Лобачевского.
Владимир Потанин удостоен звания «Меценат года» в рамках Года культуры в 2014 году.

В 2016 году при содействии Владимира Потанина Государственному музею современного искусства Франции передали в дар собрания из более чем 250 произведений советских и российских современных художников.
Выводов делать не буду.

В Википедии немало сведений о конфликтах в связи с приватизацией и акционированием «Норильского никеля», о попытках довести до банкротства АО «АвтоВАЗ», о хищении бюджетных средств, предназначенных на производство самолётов для Индии, о других делах.

В общем, хозяйство у Потанина настолько обширное, что за всем не уследить, во всё не вникнешь. В первые дни после аварии был арестован начальник цеха в качестве главного виновника. А имел ли он возможности для безаварийной работы своего подразделения? Неужели ГМК "Норильский никель", этот крупнейший в мире производитель палладия и качественного никеля, не мог изыскать средства для безопасного хранения солярки?

В годы детства мы ходили пешком на покос мимо большого бензохранилища, и я видел, что вокруг каждого гигантского бака сделан отвал из глины и большая канава вокруг. Мне тогда объяснили, что при случайном разливе, всё содержимое бака окажется в канаве. Вокруг всего склада перед забором был ещё один общий вал, спасающий от разлива. Недалеко от бензохранилища был лагерь военнопленных. Когда его снесли, на этом месте был выкопан огромный котлован, который заполнили сырой нефтью. Когда на следующий год мы шли на покос, вся территория котлована была  засыпана щебнем. Убрали и колючую проволоку по периметру. Оказывается, так хранили излишки поступившей нефти.

Почему же в Норильске солярка  не попала в канавы, а протекла сразу в речку?

По оценке Росприроднадзора ущерб экологии от разлива дизельного топлива составил   два  миллиарда долларов. 

6 июля 2020 года Росприроднадзор объявил итоги расчета ущерба экологии, нанесенного аварией в Норильске, и направила требования о добровольном возмещении ущерба АО "Норильско-Таймырской энергетической компании" (входит в группу "Норникель"). Ущерб водным объектам превысил 147 миллиардов рублей, почвам – более 738 миллионов рублей.
 Компания «Норникель» с такой оценкой не согласилась.

С учётом аварии в Норильске Минприроды прорабатывает поправки в методику расчета размера вреда, причиненного водным объектам, и установление повышающего коэффициента при расчете размера вреда для арктической зоны.

Наступил уникальный момент. Хозяева предприятия, нанёсшие огромный ущерб арктической зоне и отказывающиеся оплатить добровольно нанесённый ущерб, сами своею хозяйственной деятельностью, своим хищническим отношением к доходам, создали условия для постановки вопроса о национализации государством активов. Норникель - это стратегически важное предприятие для страны. Оно должно быть в руках серьёзных хозяйственников и под надёжным контролем специалистов.

Как видим, обычная СОЛЯРКА стала индикатором и деловой активности,  и профессионализма, и элементарной человеческой порядочности.
Кстати, директор ФСБ России Александр Бортников ещё в декабре 2017 года, отмечал, что «следует учитывать исторические условия. Наше Отечество неоднократно становилось объектом враждебных посягательств иностранных держав. Противник пытался победить нас либо в открытом бою, либо с опорой на предателей внутри страны, с их помощью посеять смуту, разобщить народ, парализовать способность государства своевременно и эффективно реагировать на возникающие угрозы. Разрушение России для некоторых до сих пор остается навязчивой идеей.»

Вот в эти дни лета 2020 года слова эти актуальны,  как никогда. Все бесы взбесились, все черти осточертело провоцируют человечество на самые низкие, самые грязные поступки. Словно последствий от задуманного, сказанного, сделанного зла не будет. Словно предательство не будет наказано. Вора не посадят. А казнокрада за границей не найдут.


Рецензии
12 июля. INTERFAX.RU - Около 44,5 тонны авиационного топлива разлилось у поселка Тухард Красноярского края из разгерметизированного трубопровода, принадлежащего АО "Норильсктрансгаз" (входит в ГМК "Норникель"), сообщает пресс-служба "Норникеля" в воскресенье.

По ее данным, разгерметизация продолжалась около 15 минут.

Ранее пресс-служба "Норильсктрансгаза" сообщала о разливе до 20 тонн керосина при разгерметизации трубопровода на Таймыре.

В свою очередь пресс-служба прокуратуры Красноярского края заявила, что ведомство начало проверку по факту инцидента.

Пресс-служба "Норильсктрансгаза" сообщила, что угрозы жизни и здоровью людей нет, работы по перекачке топлива приостановлены, предпринимаются все возможные меры для ускоренного сбора пролитого топлива.

Александр Ерошкин   12.07.2020 17:07     Заявить о нарушении