Сибирский цикл песен Пахмутовой

У меня немало написано о нашей выдающемся композиторе, Герое социалистического труда Александре Николаевне Пахмутовой, которой уже исполнилось 90 лет, но она продолжает радовать своим творчеством, хотя уже ушли в мир иной некоторые исполнители её песен, в частности, Валентина Толкунова, а также Иосиф Кобзон и Виктор Кохно, с которыми композитор вместе с мужем, поэтом Николаем Добронравовым, ездила в творческую поездку в Сибирь.

Для меня, коренного дальневосточника, так называемый «сибирский цикл» песен Пахмутовой особенно дорог.  Я уже в начале 60-х годов стал обладателем книги о поездке в Сибирь, где в конце были тесты и нотные знаки песен из этого цикла. И я по этим нотам на баяне, а потом аккордеоне старался научиться играть эти красивые мелодии. Вот об этом периоде в жизни композитора и пойдет речь ниже.

Хотя Александра Пахмутова работала с разными поэтами, главным соавтором, обогатившим нашу культуру многими крылатыми выражениями, стал её муж. Фраза «Музыка — Александры Пахмутовой, слова — Николая Добронравова» отпечатались в моём детском сознании как единое целое.

В начале 1960-х эта семейная пара вместе с поэтом Сергеем Гребенниковым и певцами Иосифом Кобзоном и Виктором Кохно была направлена от ЦК комсомола в обширное турне по Сибири.

Это было время активного освоения таёжных просторов. Если кто-то считает, что тогда в СССР жили лишь одни унылые партократы и весёлые стиляги, то он глубоко ошибается. Большинство людей с увлечением работали на славу своей страны. Дух первопроходцев, романтиков и созидателей заставлял молодёжь срываться с насиженных мест и ехать на суровые сибирские просторы — возводить новые города, строить электростанции и линии электропередач, разведывать те самые месторождения нефти, которые поныне успешно пополняют российский бюджет.

Вот и творческая братия была послана туда не на экскурсию, а с важным заданием — воочию увидеть и воспеть труд героев. Недаром по возвращении Добронравов и Гребенников напишут книгу с говорящим названием «В Сибирь — за песнями».  Именно эту книгу с большим количеством фотографий, текстов песен и музыки с и купил.

А во время посещения строящейся на Ангаре Братской ГЭС работникам искусства даже выдали официально заверенный документ, где было написано:
«Фамилия — Пахмутова Александра Николаевна Призвание — композитор Задание — написать песню о Братске, достойную наших ребят. Срок исполнения — до 31 декабря 1962 года».

Обещание было перевыполнено с лихвой. Пахмутова, Добронравов и Гребенников сочинили целый цикл песен «Таёжные звёзды». Сделали они это с присущим им талантом — посмотрите, как красиво и романтично звучат строчки песни с, казалось бы, скучным техническим названием «ЛЭП-500»:
Сквозь таёжные зори мглистые
Тянем к людям мы солнце чистое,
И встают зори над опорами
Под моей озябшей рукой.
Повернув выключатель в комнате,
Вы о нашем зимовье вспомните! …
Если б жёлтый глазок вольфрамовый
Мог пахнуть тайгой!

А. Пахмутова писала: «Это песни о людях, которые работают — тружениках. Причём труженик — это не обязательно тот, кто с молотком стоит, а и учёный, который сидит до утра — это тоже труженик… Знаете, что такое ЛЭП? Это монтажники, небритые мужчины, которые ставят опоры. Это тяжёлый и грубый труд. Но можно взглянуть на него вот так… Вот мы этих людей реально видели и посвятили им основную часть своих песен. А сейчас я часто слышу, что „это — быдло“. Поэтому, когда говорят „Ой, почему сейчас нет таких песен?“… А что же писать такие песни?».

Были в цикле «Таёжные звёзды» и задорные, чисто лирические композиции вроде знаменитой «Девчонки танцуют на палубе», более известной под названием «По Ангаре».

Хотя песни писались в расчёте на оркестр и профессиональных певцов, молодёжь быстро стала исполнять их под гитару. И здесь безусловным лидером стала знаменитая композиция «Главное, ребята, сердцем не стареть!», которую первым спел Лев Барашков.

А ты улетающий вдаль самолёт
В сердце своём сбереги…
Под крылом самолёта о чём-то поёт
Зелёное море тайги…

Правда, уже в 1970-е годы песня настолько приелась, что в фильме «Ирония судьбы» пьяные банщики исполняют её с явной иронией.

Давайте вспомним хотя бы названия тех многочисленных песен, год рождения которых 1963.
- Звезды над тайгой
- Гудят сирены над Ангарой
- Падунские пороги
- Письмо на Усть-Илим
- Марчук играет на гитаре
- ЛЭП-500
- Что такое ЛЭП
- Товарищу комсоргу
- Как сдавалась пурга
- Песня об Ангарске
- Я – Комсомол
- Главное, ребята, сердцем не стареть
- Бирюсинка
- Прощание с Братском

Возможно, я не все песни упомянул в своем списке, память уже не та.  А в свое время я знал тексты большинство из этих песен, и, не обладая ни голосом, ни слухом,  просто орал их, когда оставался дома один. Правда, я не догадывался, что меня слышно и соседям в другой половине нашего дере6венского деревянного дома, учительнице химии Александре Андреевне Расщупкиной (Маслаковой).  Но однажды на уроке она открыла мой секрет, рассказывая о диафрагмальном дыхании, сказав, что у Щербакова оно хорошо развито, так как он много поет.

Вскоре новостройки прекратились, а построенное было либо заброшено, либо разворовано, либо приватизировано. Но прошло время, и талант искренне воспевать новые предприятия и людей труда неожиданно снова оказался востребован.

Уже в наше время Пахмутова и Добронравов сочинили песню «Бурейские огни» — гимн недавно построенной Бурейской ГЭС. Конечно, злые языки тут же заявили, что творцы «привычно отработали заказ за деньги». На что Пахмутова возмущённо ответила: «Мы написали песню о Бурейской ГЭС, потому что это тема всей нашей жизни — Бурейскую ГЭС начинали строить наши друзья. Даже если бы нам не заплатили ни копейки гонорара, я бы все равно эту песню написала».
Дети Зеи, Саян, Усть-Илима —
Не напрасно мы встретились здесь.
Мы построили эту плотину,
Мы пустили Бурейскую ГЭС.
Слово сдержали, от бурь не сбежали,
Стали родными людьми,
И себе, и другим доказали:
Свет сильней и надёжнее тьмы.


Рецензии