Он парил вровень с орлами ч. 11

В марте 1916 г. Ткачёв был вызван в Киев для формирования XI авиадивизиона. Уже 25 марта по личному распоряжению августейшего, руководившего авиацией и воздухоплаванием в действующей армии, Вячеслав Матвеевич был назначен временно исполняющим должность командира. 26 марта он был послан на театр военных действий и, получив от Штаба XI армии предписание, без особого труда и с большой пользой для дела, проинспектировал три авиаотряда, ей подчиненные. Не добившись успеха на Восточном фронте в кампании 1915 г., Германия решила в 1916 г. нанести основной удар на западе и вывести из войны Францию. 21 февраля немцы внезапно начали грандиозную наступательную операцию в районе крепости Верден, в связи с чем по просьбе французской стороны русскими войсками в марте 1916 г. была начата в районе озера Нароч и Двинска Нарочская операция. Двухнедельные попытки прорвать линию германской обороны закончились неудачей по причине неподготовленности войск. Тем не менее, натиск немцев на Верден был существенно снижен. Только что появившиеся у французов небольшие бипланы "Ньюпор 11", превосходили по скорости полёта и маневренности немецкие "Фоккеры". Эти истребители нанесли тяжёлые потери немецкой авиации, состоящей из почти 80 самолётов-разведчиков, 40 истребителей и нескольких десятков бомбардировщиков. Союзники сосредоточили здесь не менее мощную авиагруппировку. "Верденская мясорубка" - самая кровавая и бессмысленная операция во всей военной истории человечества, продолжалась до 18 декабря 1916 г. с огромными потерями для обеих сторон.

Немцами впервые был применён огнемёт. Они также впервые начали использовать самолёт-истребитель, в котором пулемёты стреляли синхронно сквозь вращающийся пропеллер, не повреждая его. 11 мая 1916 г. В.М. Ткачёв приказом по ЮЗФ № 625 был допущен на должность командира 11-го авиадивизиона, который был переброшен на фронт, вблизи приграничной с Австро-Венгрией ж/д станции Волочиск. Там же находился со своим штабом командующий XI армией ген. от кавалерии Сахаров. Велась тщательная подготовка к наступлению армий Юго-Западного фронта. Наша авиация в сложнейших условиях интенсивного зенитного огня, а также авиационного противодействия со стороны врага добывала самую последнюю информацию о системе фортификационных сооружений и огневой защиты неприятельского фронта. 25 мая есаул Ткачёв вместе со своим наблюдателем приняли свой первый бой в воздухе, в ходе которого стрельбой из «винчестеров», немецкий аэроплан был подбит и круто пошёл на снижение за линии своих войск. Со стороны ген. Сахарова в приказе № 456 от 20 июня 1916 г. работа авиации была высоко оценена и всем лихим авиаотрядам II Сибирскому, VI армейскому и VII корпусному объявлена благодарность. Есаул В.М. Ткачёв за разведывательные полеты 19, 21, 27 июня и добытые в них ценные сведения о противнике был приказом по 11-й армии № 687 от 10 сентября 1916 г. награждён Георгиевским оружием. Итоги его воздушной разведки позволили нашим войскам в бою под Берестечком одержать блестящую победу, взяв около 30 тыс. пленных.

Они также предотвратили прорыв фронта и обход левого фронта VIII армии. В июне - июле 1916 г. по просьбе итальянского командования на русском Западном фронте была предпринята Барановичская операция, имевшая целью протаранить германский фронт в Белоруссии и сорвать наступление на Брест-Литовск. Указанное сражение закончилось нулевым результатом. Параллельно 4 июня 1916 г. войска Юго-Западного фронта начали вспомогательную наступательную операцию, получившую название Луцкий (Брусиловский) прорыв. В результате ожесточённых боёв германским и австро-венгерским частям в Галиции и Буковине, было нанесено тяжёлое поражение (общие потери составили более 1,5 млн. чел.). В том же июне началась и битва на р. Сомме, продолжавшаяся до ноября. В ходе неё впервые были применены танки. Наши союзники потеряли около 625 тыс. чел., а немцы - 465 тыс. чел. Надо также отметить, что 31 мая - 1 июня произошло крупнейшее за всю войну Ютландское морское сражение. После того, как все четыре русские армии Юго-Западного фронта успешно преодолели оборонительную линию врага и развивали в глубину «Луцкий» прорыв, перед главнокомандующим ген. Брусиловым встал вопрос о дальнейшем направлении прорыва: наступать на Львов или на Брест-Литовск через Ковель. А.А. Брусилов решил, что 8-я армия ген. А.М. Каледина должна будет действовать совместно с войсками Западного фронта в общем направлении на Брест-Литовск, что подразумевало штурм Ковеля. И этот штурм не мог совершаться иначе как в лоб – через болотистую долину р. Стоход...

Участник войны так говорил о данной местности: «Сама по себе река Стоход небольшая, длиной около 150–170 верст, но глубокая (за исключением отдельных участков). Она протекает по широкой болотистой местности, разветвляясь в рукава, число которых доходит до двенадцати, отчего эта река и называется Стоход. Эти рукава то сливались в 1–3 русла, то вновь расходясь, делали реку обманчивой, как по её глубине, так и в проходимости. И, несмотря на свою, казалось бы, малозначимость, эта река в 1916 г. сыграла для русских буквально роковую роль». Ковель, являвшийся ключом ко всему Полесью, был заблаговременно укреплен противником. Помимо того, что город являлся мощным ж/д узлом, он прикрывал собою выход на Брест-Литовск, а, следовательно, в тыл всему южному крылу германского фронта. В Ковеле сходились многие железные дороги и поэтому он был очень важен для обеих сторон, тем более что рельсовая сеть Восточного театра военных действий была весьма скудной. Немцы сосредоточили в ковельском районе большую часть авиации и умело её использовали в боях за переправы через р. Стоход. Здесь отметим, что первый германский самолёт сбросил бомбы на Париж 30 августа 1914 г. Лондон немцы впервые бомбили в ночь с 27 на 28 ноября 1916 г. Всего во время ПМВ 451 немецкий самолёт совершил 71 авианалёт на Лондон и 47 на Париж. В 1917 г. в Германии появился бомбардировщик "Гота", бравший на борт до 600 кг бомб. Современник писал: «Обеспокоенное стремительным продвижением русских войск, германское командование перебросило в район Ковеля из-под Вердена крупные силы истребительной авиации, и расклад сил в воздухе в этом районе боевых действий существенно изменился.

Германской авиации удалось очень быстро, благодаря подавляющему численному и техническому превосходству, захватить полное господство в воздухе и практически пресечь деятельность русской разведывательной и корректировочной авиации и тем самым обеспечить полную свободу своим разведчикам и корректировщикам». В боях за Ковель немцы беспрерывно наносили бомбовые удары по расположению русских войск, а также по лесным массивам вблизи линии фронта, где могли находиться русские части. Кроме того, активные действия немецкой авиации не позволили русским вести разведку неприятельских оборонительных рубежей, на которые намечалась атака. Это обстоятельство, например, стало одной из причин провала июльского наступления войск Особой армии на Ковель, так как авиаразведка из-за противодействия самолётов врага не сумела вскрыть расположение германских тяжёлых батарей. Летом 1916 г. на Восточный фронт, как говорит исследователь, была переброшена «основная часть военно-воздушных сил Германии». Спасая своё положение со стороны г. Луцка, немцы сосредоточили под Ковелем до 100 аэропланов-бомбардировщиков. В августе они буквально терроризировали тылы (Луцк, Рожище, Маневич) и препятствовали наступлению наших гвардейских корпусов на р. Стоход. В русской же Действующей армии 1 июля 1916 г. числилось только две с половиной сотни исправных самолётов, а потери доходили до 50 процентов от общего числа самолётов в месяц.

В период июльских боев на ковельском направлении германская авиация практически каждый день наносила бомбардировочные удары по главной базе снабжения штурмующих ковельский укрепленный район войск – Луцку. Именно тогда Вячеслав Ткачёв, дабы положить конец активным действиям вражеской авиации, добился распоряжения Ставки Верховного Главнокомандующего о сформировании, вооружении, техническом и тактическом обучении в Луцке 1-й русской истребительной авиагруппы (около 20 аэропланов). Из-за различных технических недочётов и незнакомства лётчиков и мотористов с новой матчастью, а главное, вследствие ещё не выработанной тактики боя в воздухе, подготовка этой группы оказалась делом трудным. И, конечно, только благодаря тому, что сам Ткачёв имел уже тогда достаточный опыт лётчика-истребителя (имел несколько побед в воздухе), он в течение сентября сформировал из трёх отрядов истребительную авиагруппу, которая одержала верх над немецкими бомбардировщиками и смогла выжить их из нашего тыла. Но к этому времени наступательный порыв русских армий уже иссякал, а противник успел превратить Ковельский район в неприступную крепость. С начала июня австро-германцы, получив резервы, стали наносить по армиям Юго-Западного фронта контрудары на всех участках прорыва. Нехватка тяжёлой артиллерии не позволила русским войскам сбить немцев с позиций перед Ковелем одним стремительным ударом. Приходилось подтягивать медленно прибывающие резервы.

Продолжение следует в части  12                http://proza.ru/2019/08/15/1328


Рецензии