Андропов

Мир удивительно сложен и прост,
как у отшельника длительный пост



После кровопролитной войны у СССР не было другого пути кроме мира. Пускай "холодный мир", но не война. Это понимал и Сталин, и сменивший его Хрущев. Израненный богатырь Илья Муромец нуждался в отдыхе на срок не меньше тридцати и трех лет, чтобы зарубцевались раны и душевные болячки от схватки с тевтонцами и татарами XX  века.

Страна и люди нуждалась в уходе и внимании. Но где там! Снова грандиозные планы догнать и перегнать. Опять же многочисленные союзники из стран народной демократии в Европе и в Азии больше утомляли чем радовали. Радость от Великой победы была, но быстро  потемнела от навалившегося горя и лишений небывалого масштаба. Наверное, по этой причине ни Сталин, ни Хрущев не отмечали день победы как праздник. Уж больно он походил на горькие поминки по потерянным и убиенным, напоминанием о невыполненном долге присягнувших партии вождей по защите и обороне страны. Хоть и победили, но какой ценой! Невозвратно потеряли миллионы лучших жизней, кроме памятников об утратах  напоминали повсеместная разруха, обездоленные инвалиды, беспризорные сироты и вдовы.

Новые союзники из дружественных стран больше не помогали, а ставили палки в колеса социалистического локомотива и всячески поучали на какие пути его тянуть и по какому маршруту следовать. Славянский идеализм на марксистской основе о всеобщем братстве не находил отклика в душах людей, привыкших жить не общиной, а своим отдельным благоустроенным мирком - по принятому у них еще Петром I принципу «мое», а не «наше».
О недавних событиях в Венгрии, новый начальник отдела ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов  и бывший посол в этой стране, старался, по возможности,  не вспоминать. Они же, как назло, откликались без спроса, отдаваясь волнением и учащенным сердцебиением.

Тем не менее, бывшие тревоги и заботы уже казались мелкими по сравнению с навалившимися на него глобальными. Нынче следовало отвечать не за одну страну, а за многочисленные и разносторонние связи КПСС с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран. Главной из этих стран несомненно стал Китай. Только закончили подготовку к поездке Никиты Сергеевича в Пекин на празднование десятилетней годовщины образования КНР, как в августе на китайско-индийской границе произошла перестрелка. Со всех сторон посыпались запросы, но достоверной информации что, как и почему произошла стычка, не было. Действительно, почему Индия и Китай недавно провозгласившие "пять принципов" мирного сосуществования оказались втянутыми в вооруженный конфликт, никто вразумительно объяснить не мог.

Позвонила секретарь и сообщила:
- Юрий Владимирович, к вам заместитель начальника Дальневосточного отдела МИД товарищ Крутиков и с ним эксперт товарищ Брежнев.
- Какой такой Брежнев, - нервно уточнил Андропов.
- Не волнуйтесь Юрий Владимирович, не тот, о котором вы подумали, Алексей Аркадьевич Брежнев, бывший сотрудник нашего посольства в Пекине, специалист по внешней политике КНР.
- Пригласите.
Мидовцы доложили все что знали по предыдущим неувязкам на границе Китая с Индией, Андропов слушал, записывал, задавал вопросы.

- Что же по вашим данным случилось в этот раз?
- Конкретно, пожалуйста. 25 августа 1959 года в районе Лонгжу  стороны обменялись ударами и разошлись. В тот день наблюдатели отметили несколько вертолетов S-55, которые поддерживали индийских пограничников. Началось все с мартовского восстания в Тибете местного населения против китайского гарнизона. Далай-лама вынужден был тайно покинуть Лхасу. Проделав путь в 450 км, добрался до Индии.
- Как вы думаете, чем это вызвано и как может закончиться? - спросил Андропов.
- В Китае разруха и голод. Экономический курс коммун провалился. Мао, который был вдохновителем и организатором кампании, смещен с поста председателя КНР и на его место пришел Лю Шаоци. В стране обострилась внутренняя политическая борьба, которая выплеснулась наружу в форме перестрелок в Тайваньском проливе, вот дошло и  до Индийской границы.

В первом случае мы китайцев поддержали, заявили американцам, что не дадим соседей в обиду. В настоящий момент сделать это представляется нежелательным. Явно попахивает провокацией втянуть нас в конфликт с Индией и США, - отчеканил  Крутиков.
- Суть китайских заявлений американцам по Тайваню нам известны. Есть мнение, что и в этом индийском случае они не отступят и локальные конфликты будут повторяться, - добавил эксперт Брежнев.
Вопросов было больше чем ответов и Андропов предложил изучение ситуации продолжить, но отложить на потом. Мидовцы ушли, остались сотрудники шестого - китайского сектора Отдела ЦК. Один из них молодой и амбициозный политолог Федор Михайлович Бурлацкий, с ним главный эксперт - видный китаист Лев Петрович Делюсин и, конечно, заместитель Андропова  по китайским делам Месяцев. После смещения  Хрущева он станет руководителем телевидения и радио.

 - Ну, что скажите товарищи, какие будут рассуждения и заключения? - при этом  по привычке Андропов  внимательно через очки посмотрел на каждого своего подчиненного.
- Причина противостояния двух стран давняя - это Тибет, до поры проблем не было и вот случилось восстание. Китай обвиняет Индию в провокации и ищет способ сохранить свое лицо, - первым вступил в разговор Бурлацкий.
- Что вы имеете в виду?
- Это как у нас до революции - оскорбили тебя, а ты вызываешь на дуэль, чтобы защитить честь. Иначе беда, никто с тобой считаться не будет. Одним словом, наш Кавказ.

- С Кавказом понятно, а вот с Китаем многое не ясно. Ведь ни в один день родилась пограничная проблема. Кто что знает поподробнее той информации, что дали коллеги из МИДа?
- Насколько мне известно, - продолжил Делюсин, - граница между странами - это бывшая "Линия Мак-Магона", Установлена она еще в 1914 году с подачи представителей Великобритании на англо- китайско - тибетской конференции в Симле. Никто ее с тех пор не нарушал и даже не вспоминал. В общем, чистой воды повод для нагнетания напряженности. А если точнее, отыскали китайцы хранящийся где-то в подвале до поры до времени предлог для обострения отношений.
- Это уже интересно. Вы хотите сказать, что границы, а точнее пограничные неувязки с обидами, можно, при удобном случае, использовать, как сказал уважаемый Федор Михайлович Бурлацкий, для дуэли?

- Безусловно, Китай одновременно древняя с чувством повышенного достоинства страна, с другой стороны, в лице КНР, молодая и еще во многом партизанская республика. Многие годы, а точнее века китайцы испытывали гнет и несправедливость. И сейчас им представляется, что настало время со всеми обидчикам рассчитываться по старым, как они говорят, реестрам. Вот они их и начали предъявлять, - заключил Месяцев.
 - Благодарю всех за откровенный разговор. Проблема остается, работа по этой теме продолжается. Одновременно прошу сосредоточиться на таком вопросе. Есть ли у китайской стороны претензии к нашей границе? Не может ли она, при случае, вызвать нас на дуэль?

В течение столетий китайские власти не видели необходимости в четком обозначении границы. Сближение России и Китая осуществлялось с обеих сторон. Помимо Маньчжурии в состав Китая вошли Монголия, Восточный Туркестан, Джунгарское ханство. На разграниченных странами землях, не было государственных образований, на них расселялись отдельные племена, входившие в состав феодальных владений. Первый тревожный звонок по пересмотру границ прозвучал в октябре 1954 года, когда китайцы заговорили о «восстановлении» суверенитета Китая над МНР. В 1956 году картографическая  агрессия распространилась на семьдесят тысяч квадратных километров   Бирманской территории, в 1959 году – на сто тридцать тысяч квадратных километров Индийской и в 1964 году на полтора миллион квадратных километров - советской территории. Всего же с 1954 года китайцы выдвинули притязания на территорию общей площадью в три и две десятых миллионов квадратных километров, что составляло одну треть площади самого Китая. Аппетиты соседей, просто не знали пределов.
 
 Андропов никогда к Востоку отношения не имел. Его представление об Азии начиналось и заканчивалось на Волге, в Рыбинске там где он провел свои юные годы: учился в Речном техникуме, изучал судовождение и даже плавал на пароходе "Заготовщик". По окончанию техникума моряком не стал, а выдвинулся по комсомольской работе в секретари техникума. Далее Ярославль, Петрозаводск, северные окраины страны, упирающиеся в финскую Лапландию.  Китай, Индия, а тем более Тибет, казались ему сказочными и  заоблачными государствами, как когда-то Греция, о которой был наслышан от матери Евгении Карловны по приемной семье Флекенштейн. Кто она была на самом деле, никто не знал, скорее всего инородных корней. Образование имела и что знала о древней Элладе, рассказывала сыну. Добавляли ставропольские греки,  переводя фамилию Андропов на греческий лад  Андропулос.

- Ты же наш, не отмахивайся. По стати и уму видно, держись корней не пропадешь.
- Может и есть где-то и кто-то, - думал он, - когда читал  о греках и Александре Македонском в книге Ефремова  «Таис Афинская». Каждый раз открывалось что-то новое. Один раз обратил внимание, что искусство в Греции процветало, а в Риме вместо театров были громадные цирки, где люди убивали животных и друг друга на потеху ревущей толпе. Задавал себе вопрос. На Грецию или на Рим больше походил громадный Советский Союз? И ответить не мог. Несомненно, что древняя Русь имела византийские, то есть, греческие духовные корни. Романовская династия привнесла германский, римский порядок. В нынешнее время страна представляла собой симбиоз различных культур, имеющих тягу к Востоку, где происходили основные социально-освободительные движения.
 
Запад не признавал СССР и не хотел поддерживать с ним равные отношения. Югославия, Польша и даже угорская Венгрия не желали жить с Москвой под одной крышей. Трудно было из разных кусков материи сшить цельное одеяло социализма. Мысли не давали покоя и нервы подчас шалили. Неожиданно вспомнились строки: "У музы три лица: разрушение, созидание и восхваление». Восхваление и лесть у греков считались злом, а молчание проявлением истинного языка мудрости. Спокойствие же дар и свойство Богов. Андропов старался быть спокойным, рассудительным, сдерживал себя даже тогда, когда этого делать не стоило. Врачи его упрекали:
- Накопившуюся негативную массу следует выплеснуть, покричать, громко попеть, можно даже поплакать. Так природой определено. Мужик когда злой - матерится, женщина от боли — плачет, дети от радости — смеются.

Андропов был человеком в себе и во всем, как учили греки, придерживался меры, что считалось у них проявлением благородства. Эллины говорили «Меден атан» - «Ничего излишнего». Они чуждались обжорства: мед, молоко, лепешка, сухой виноград  вот и все удовольствия. Сотрудники отдела порой удивлялись, как  шеф подчас обходился фруктами и лимонной водой. Один из них вспоминал поездку в Карелию: «Вечером на даче собрались ветераны Карельского фронта. Говорили речи, произносили тосты. В фужер ему подливали из термоса "коньяк" на травке и с ним он обходил своих старых друзей и товарищей. Коньяк, как позднее выяснилось, оказался чаем».
Были у греков, конечно, и вечеринки – застолья, которые назывались «симпосион».  Сейчас симпозиумы — это совещания в квадрате, а может и в кубе, - заключал Андропов. От них он страдал больше чем от чревоугодия и спиртного.

Греки еще при Македонском понимали, что великие полководцы, гении, владыки не приносят людям счастья. Чем больше власти, тем больше беды. Такое случилось и с нами, при Сталине, - размышлял по пути домой Андропов, -  и прав Хрущев, что поднял вопрос о  культе личности. Не зря греки считали, что счастье могут принести люди не обладающие властью: философы, врачи, учителя, поэты, художники. Про партийных работников у них ничего не написано. Хотя нет, - сам себя поправил Андропов, - про ареопаг много сказано. Политбюро у нас и есть современный ареопаг мыслителей который вырабатывает правила жизни. Философия стала политической  наукой под названием идеология. Плохо, что она часто меняется. С ней менялся и Андропов. Уже при Брежневе мнение о культе личности Сталина у него поменялось и он осуждал Хрущева за перегибы.

Философия Эллады была обращена более к Востоку, чем к тогдашнему темному Западу. Она тянулась к древним искусствам и великому знанию, накопленному через легендарный Крит. К чему теперь мир тянется? Мир повернулся к богатому и самодовольному и развращенному избытками Западу с новой культурой, считавшейся эталоном.
А ведь было  время, когда индийская аристократия  считала македонцев варварами, дав им прозвище «пастухи», поскольку прежде всего они интересовались скотом. Индийцы интересовались науками и знали многое такое, что было недоступно Западу. Они считали, что первые настоящие люди появились на земле 18 миллионов 616 тысяч 516 лет назад. У евреев с сотворения мира прошло только шесть тысяч лет. Явно выдумка. Сказка про Армагеддон, тоже выдумка. Это город древнего царства Соломона. Пророков было много, и кто-то решил, что в этом городе произойдет решающая битва между силами добра и зла. А победить, как считал писатель Ефремов, должна женщина, такая как Таис Афинская.
 
Нынешний мужчина, - продолжал размышлять Андропов, придумал для себя много облегчений, стал больше надеяться на технику и инструменты, отделился от естества, потерял свои внутренние силы и веру в себя. Так оно и есть. Андропов смотрел через стекло машины и видел сотни автомобилей, мчащихся мимо. Интересно во что через сто лет превратятся вечно сидящие люди? Мышцы не двигаются, кровь застаивается, почки отказывают работать.
Почки это проблема. Когда начали беспокоить? Скорее всего еще в Карелии. Простудил в Беломорске, Где там было лечиться, вот и результат.
Машина подошла к подъезду, обычные дорожные размышления на отвлеченные темы на этом заканчивались.

- Ко скольки завтра быть Юрий Владимирович, - поинтересовался водитель.
- Как обычно. Хотя нет, жду тебя на полчаса раньше, надо успеть  обмозговать кое какие предложения. До свидания.
Вахтер привычно поприветствовал и открыл лифт. Дома тишина, все уже поужинали и занимались своими делами. Андропов помыл руки и сел за накрытый для него стол.
- Татьяна, -  позвал Андропов жену, - где-то у нас имелся справочник по религиям мира, хочу посмотреть что такое буддизм. Такой нашелся и после ужина, уже буквально перед сном он перелистнул страницу книги и прочитал: "Буддизм самая древняя из трех мировых религий. Возникла более двух с половиной тысяч лет тому назад в Индии как религиозно-философское учение. Религией Тибета она стала только в 787 году. В мире около 400 миллионов последователей буддизма и около 1 миллиона монахов. Тувинский буддизм – это тибетский буддизм - буддизм Махаяны, относящийся к школе гелукла. Слово лама означает учитель (наставник)".
 
- Ты бы лучше поменьше читал. Зрение уже совсем подводит, да и сидеть сколько можно, - возмущалась супруга. Не сходить ли нам Юра в театр, Любимов, помнится, приглашал на Таганку.
- Таганка это не для нас. И потом, дорогая, ты же знаешь все эти представления мне не по душе. Не привыкший я к ним и должность у меня, как бы правильнее выразиться, не публичная. Нас изначально приучили дома сидеть, книги читать и слушать радио. Включай и слушай новости, пьесы разные и песни какие больше тебе нравятся. Я еще немного  посижу, посмотрю журналы, Твардовский, говорят, опять что-то интересное в своем "Новом мире" напечатал. .
Уже одевая пижаму,  в мыслях вернулся к служебным делам и решил, что неплохо бы посоветоваться насчет позиции далай-ламы со специалистами-буддистами, может даже из Тувы, полистать труды Николая Рериха, Елены Блаватской и заснул с этими мыслями тревожным сном.

Снились снежные горы, скачущие на животных, вроде как на яках, воины в желтых одеяниях. Вождь их, похожий на Чингис-хана, мчался впереди  и призывал к захвату Индии и сбежавшего далай-ламы. Чингис-хану противостоял Македонский. Его фаланги стояли вдоль всей  китайско-индийской границе по линии Мак-Магона.
Утром, после чая с лимоном, Андропов вспомнил вчерашний разговор с женой и еще раз себе заказал читать перед сном. Голова уставала за день и вечером требовала покоя и притока, насыщенного свежим воздухом, кислорода. Вспомнился рассказ как Сталин уже в годах зимой спал на веранде, завернувшись в несколько тулупов. Явно опыт приобретенный в далеком сибирском Туруханске, - решил Андропов.

На столе в служебном кабинете уже лежало опубликованное официальное заявление ТАСС. В документе подчеркивалось, что СССР находится в дружественных отношениях, как с КНР, так и с Индией...    На следующий день китайцы в своей прессе обвинили Советский Союз в том, что тот, заявив о нейтралитете в пограничном конфликте между Китаем и Индией, фактически встал на сторону Дели. Вслед за этим всему миру было объявлено о наличии разногласий между Пекином и Москвой. Десять лет как с Китаем подписали договор о дружбе и взаимопомощи и вот на тебе разворот на 180 градусов. Не зря Сталин опасался превращения Мао Цзэдуна в азиатского Тито.
- Восток дело темное, -  перефразировал Андропов известное изречение. Кто им только не занимался, но тайну его так и не открыли. Тот же  Николай Рериха.

 Кстати был в Карелии и жил  после революции на границе с Финляндией в Сортавалах. Бывал и я там, когда решался вопрос об усилении режима в пограничных районах. Зона расширялась а режим ужесточался. Помнится, отдельным пунктом на бюро республиканского ЦК записали: "Просить министра путей сообщения СССР тов. Бещева прекратить прямое пассажирское сообщение Петрозаводск-Ленинград через пограничные Суоярвский, Сортавальский и Куркийокский районы как являющееся серьезным препятствием в поддержании должного пограничного режима в этих районах. Заменить прямое сообщение на этой линии пересадочным: Петрозаводск-Сортавала; Сортавала-Ленинград.» Ужесточали и режим пользования коллективными радиоприемниками. Бывали случаи, когда враждебные элементы использовали радио для антисоветской агитации, для передачи из Финляндии богослужений. Факты такие были выявлены в Калевальском и Суоярвском районах.

 Про Индию и Китай  Андропов в то время не читал,  а вот один записанный  Рерихом случай в Сортавале запомнился. Один местный мужик перехитрил строителей искусных. Огромный камень мешал провести улицу отстроенного города. – Взорвать? – По частям убрать? Все оказалось очень сложно и накладно. Селянин же рядом с камнем вырыл глубокую яму, свалил туда камень и сравнял с землей, как будто ничего и не было.
Зарыть камень в отношениях между СССР и Китаем отделу ЦК пока не удавалось. Андропову предстояло найти и вырыть для него яму. Сделать это он, увы,  не успел. В июне 1960 года, как и опасался Андропов, между странами началась пограничная дуэль. В районе перевала Буз-Айгыр, на территории бывшей Киргизской ССР - на советскую территорию вышло до ста скотоводов и отказались возвращаться, считая участок своим. Демонстрация притязаний на так называемые "спорные районы" получила продолжение на Амуре и Уссури.

- Когда же был брошен первый китайский камень в наш огород, - задумался Андропов. По его расчетам это случилось в 1957 году. На 40-летие Октября Хрущев поручил ему выступить с докладом. Именно тогда, когда советская делегация предложила снять положение о том, что КПСС ведущая сила мирового коммунистического движения, Мао Цзэдун предложил:.
- Если вы не хотите, то мы возьмем эту роль на себя.
Не принял он и идею, которая родилась в отделе Андропова, что на смену диктатуры пролетариата приходит всенародное государство.

- Это же чистой воды ревизионизм заветов Ленина, который призывал не отказываться от диктатуры пролетариата до полной победы социализма.- заявил Мао.  Хрущев, в свою очередь, обвинил китайского лидера в догматизме. Началось упорное и долговременное перетягивание каната. Зачем, спрашивается? Ну и пусть. Ведь у сторон могут быть свои мнения.
На одном из совещании по поводу оценки положения в Китае, консультант  Бовин высказался:
- Чего там высасывать из пальца разные предположения, видно невооруженным глазом, что в Китае победил мелкобуржуазный, крестьянский анархизм, с его нетерпением и склонностью к экстремизму, левачеством, культом насилия, с нежеланием считаться с объективными обстоятельствами.

 - Они этого и не отрицают, обвиняя нас в правом уклоне и ревизионизме, - заметил Андропов. - Они откровенно голосуют за продолжение революции, за конфронтацию с западом, а мы за мир и мирное сосуществование.
 - Мирная обстановка для них хуже смерти, - поддержал Бовина первый заместитель начальника отдела Виноградов. Они боятся, как и некоторые наши  сталинисты, без борьбы и войны остаться не удел. Отсюда "большой скачок", стремление "досрочно построить коммунизм..., курс на обострение международной обстановки, на революционную войну... ну и критика решений XX съезда КПСС с возвеличиванием Сталина.
- Что это за "большой скачок", расшифруйте мне пожалуйста, - попросил Андропов Делюсина, - и главное в какую сторону этот скачок, поясните мне.
 
- Ну, что-то вроде нашей коллективизации, или хотите русских общин, переведенных на товарное обеспечение, - пытался объясниться советник. Мао решил все вопросы снабжения населения и мелкого производства возложить на коммуны и с помощью их совершить этот "большой скачок" - добиться перевыполнения всех ранее намеченных показателей за счет миллионного энтузиазма. Ну, как бы новую Великую стену построить.
- А что ему раньше мешало это сделать?
- С его слов, мешал громоздкий бюрократический аппарат; чиновники, получившие  образование у нас и зажимающие инициативу масс, а точнее наш советский, как Мао считает, ущербный опыт. Мао решил  отбросить законы экономики, как не отвечающию его требованиям.

 Почему же Мао не понравился наш опыт на самом деле? - размышлял Делюсин, пока  его коллеги пытались высказать свои позиции  по обсуждаемому вопросу. Сразу и не ответишь. Разные страны, разные условия и люди, кстати, тоже не из одной пробирки. Кажется недавно закончилась война и началась учеба в Московском Институте Востоковедения. Хотел поступить на индийское отделение, порекомендовали китайское, как наиболее перспективное. Минуло 15 лет, а перспективы по Китаю еще больше возросли. Не зря Третьяков написал пьесу "Рычи Китай". Смотрел как в воду. Китай вновь оскалил пасть дракона. На этот раз не заклятому врагу  - Японии, а нам - своему союзнику. Кстати,  в Московском институте востоковедения (МИВе) учились сыновья Мао Цзэ-дуна – Сережа и Коля.

 Сережа был старше курсом, а Коля учился на нашем, - вспоминал Делюсин. Он был слегка дурковатый, говорили, что воспитывавший  в детстве католический священник бил его палкой по голове. Он любил мать и завещал после своей смерти на камне высечь не отцовскую фамилию Мао, а  по материнской линии – Ян.
- Отец мой, тоже партийных работник, должен был поехать в Китай после гражданской войны, но ситуация изменилась и надобность отпала. Поехал я. Случилось это на третьем курсе, в ВУЗ приехал человек, чтобы собрать группу студентов для переводческой работы на КВЖД, тогда она называлась Китайско-чаньчуньская железная дорога. Для нас это была неслыханная радость. Жили в городе Харбине. В первой половине дня работали переводчиками в управлении дороги, а во второй - учились в Политехническом институте, изучали язык. Кроме китайцев язык нам преподавал старый китаист, профессор Баранов. Перед Новым годом попали на банкет высших чинов. Устраивали местные китайцы  во главе с Линь Бяо. Он был тогда начальником всего Северо-Востока.

Позже, уже корреспондентом газеты "Правда" встречался в Сычуани  с Дэн Сяопином и Хэ Луном. Многое открывал для себя и для Москвы. Писал то что видел. Не всем в столице было понятно  какие могут быть демократические преобразования в Китае на третьем году народной власти. О разногласиях и речи не велось, хотя они присутствовали. У китайцев и в период «большой дружбы» были противоречия с нами, в том числе по экономическим вопросам. Скажем, по соотношению рубля и юаня, претензии по поводу довольно поздней передачи Порт-Артура, о высокой стоимости для Китая советских специалистов – жили китайцы бедно, а платить нашим приходилось в копеечку.  В дружеских разговорах с китайцами часто вставал вопрос, скажем, почему долг Китая не списывается как было сделано в отношении Польши. Архипов главный специалист по экономике в Китае, очень любивший Китай и бывший в хороших отношениях с Чжоу Эньлаем, говорил   мне, что наша помощь очень дорого обходится Китаю.

 В тот период отношения были проще. Например, Чэнь Бода, тогда помощник Мао Цзэдуна, нередко приходил ко мне в корпункт обедать, предпочитая европейскую кухню. Разговоры мы с ним вели преимущественно о марксизме-ленинизме. Вроде понимали друг друга и вот совсем обратный результат. Теперь приходиться перетряхивать запылившиеся,  не известно по чьей причине, отношения.
Запомнилось и то как он в 1959 году в Иркутске в аэропорту беседовал с советскими специалистами в Китае. Среди них, в частности, господствовало мнение, что Мао нашел верный путь в коммунизм, в то время как СССР топчется на месте. Подобные мнения тогда господствовали и среди коллег, работающих в журнале «Проблемы мира и социализма», издававшегося в Праге. Коммунизм все понимали по своему. Для Мао это означало наличие у каждой семьи куска мыла, двух пар тапочек, велосипеда и будильника.

- .Вы что нибудь слышали про Юй Гуна, передвигающего горы? - неожиданно спросил Андропова Бурлацкий.
- Нет, первый раз слышу.
-Был такой глава семьи в древние китайские времена, который решил сдвинуть горы, чтобы к его селу пришла вода.
- И что, сдвинул?
- Нет, конечно. Но он начал таскать камни с уверенностью на потомков, которые через века все же дойдут до воды. Вот и Мао понадеялся на   активность масс, на их способность без государства самостоятельно, как у них говориться "с опорой на собственные силы», решить свои насущные вопросы вплоть до  производства чугуна кустарным способом. Все в Китае стало общим,  вплоть до  жилых помещений, включая спальни.
 
- Но это мы уже проходили и отказались. Никакого у нас скачка, помниться, не получилось.
- Мао решил, что у него, а точнее у китайского народа более трудолюбивого по сравнению с другими и выносливого, как Юй Гун, получится.
-Его коммуны,  чем -то схожи с нашими совнархозами, - осторожно заметил Месяцев. И потом, не мы ли первые заявили, что к 1975 году построим коммунизм, вот Мао и расстарался дать нам перцу, то есть, обогнать.
- Не надо сравнений, хотя урок нам хороший, - заметил Андропов.
 -Позвольте мне, - привстал консультант отдела Арбатов.
 -Да, пожалуйста.
- При всем сказанном, считаю необходимым усилить полемику с китайским руководством. Надо показать, что мы  прочно встали на платформу XX съезда и никогда с нее не сойдем. Исправляя курс Сталина, будем критиковать Мао и его ставленников.
 
Так и решили, готовя знаменитое "Открытое письмо ЦК КПСС", В прессе его опубликовали  в июле 1962 года. Оно было ответом на "Открытое письмо КПК", в котором критиковалась хрущевская десталинизация и его стратегия мирного сосуществования с Западом. Секретарь Андропов, его консультанты и советники сделали в тот раз все, чтобы развить линию XX съезда.
Бурлацкий, который в то время уже возглавлял группу консультантов вспоминал: "Мы тут же засели за подготовку документа, проработали практически всю ночь и к утру сами удивились сделанному. Получился по тем временам чрезвычайно прогрессивный документ по всем острым вопросам дискуссий с Мао Цзэдуном......".

Сам Андропов, по воспоминаниям консультанта отдела ЦК  Шахназарова, поощрял подчиненных критиковать китайскую политику, идеологию и нередко сам писал критические материалы. Именно с его подачи и под контролем Суслова разгорелась яростная идейная борьба с Китаем, давался редкий шанс для пересмотра наиболее одиозных постулатов марксизма-ленинизма в сталинской интерпретации.
Вот так! А как же поиск точек соприкосновения позиций двух стран в целях урегулирования конфликта? Конфронтация, практически, это исключала.

Вопрос стоял в другой плоскости - доказать кто краснее и умнее. Как в сказке Александра Пушкина "Двенадцать богатырей": "Яль на свете всех милее, всех румяней и белее...". Никто из сторон не хотел отступать, все наступали. Позиция в этом вопросе Никиты Хрущева не понравилась ветерану международного коммунистического движения, секретарю и члену Президиума ЦК КПСС Куусинену, кстати говоря, куратору Андропова еще с Карелии.  На Пленуме ЦК в феврале 1964 года он выступил с предостережением, что не только в Китае, но и в любой социалистической стране верность коммунистическим идеалам может трансформироваться в диктатуру личности, намекая на Хрущева.

 В октябре 1964 года Хрущева отстранили от власти, но и Китай упустили. Известные российские беды - не знание ни в чем  мер и доведение, порой пустяковых ситуаций, с тем же перепасом на границе скота до крайности, привели к плачевным результатам. Ставка на мирное сосуществование с Западом не оправдалась. Изначальная товарищеская полемика с Китаем незаметно вышла из берегов  и затопила весь социалистический лагерь.
Нельзя сказать, что Андропову, которому поставили задачу сплотить все страны против Китая, что-то удалось исправить. Скорее всего, он и его отдел ЦК закрутили отношения с  Китаем в мертвую петлю, и в какой-то мере определили направление будущего, так называемого, застоя. Возгордились победами, перестали держать нос по ветру, потеряли нюх  и сбились с пути.

Андропов, как и многие его коллеги, прошел жесткую школу сталинского лавирования и приспосабливания ситуаций под определенный ранжир. Главное считалось - избежать конфликта. Самостоятельность он проявлял редко и чаще был зависимым от чужого мнения. Являлся классическим примером кабинетного работника. Редко выезжал на места и встречался с коллегами в регионах. Чаще был хмурым, чем веселым и старался внешне и внутренне походить на главного идеолога Михаила Суслова. Терялся, когда его критиковали начальники. Не брал на себя лишней ответственности и по всем вопросам писал бумаги.

Бумаги, бумаги! Вот его конек!  При Хрущеве, а  больше при Брежневе стали высоко цениться умелые составители речей и докладов. Доклады отдела ЦК становились все лучше, а дела шли все хуже и хуже....Как вспоминал Бурлацкий, строчили мы  по принципу "раззудись плечо, размахнись рука...". Очень много говорили об идеологии, боролись за лидерство и мало делали практически, чтобы устранить причины противоречий с братскими партиями. Можно сказать, что Андропов стоял у основ создания советской бюрократии.
В свое время Сталин, несмотря на крайнюю неприязнь,  находил контакт с про американцем Чан Кайши, помогал ему всячески только бы он  охранял наши рубежи на Дальнем Востоке и сдерживал японцев. Хрущев, а позднее Брежнев, в результате  безграмотной политики, оттолкнули от себя китайских коммунистов и способствовали их переходу в стан противника, с которыми сами хотели дружить.

Дело дошло до того, что военное столкновение с китайцами стали рассматриваться как реальная возможность.   Делюсин вспоминал, что когда в феврале 1965 года наша делегация возвращалась из КНДР, во Владивостоке уже широко обсуждалась опасность массового перехода китайцев через границу. Директор Института Дальнего Востока АН СССР Сладковский утверждал, что Китай активно готовится к войне к СССР. На встрече с Алексеем Николаевичем Косыгиным   Делюсин придерживался иного мнения и по этому поводу готовил специальную записку в ЦК КПСС. Войну с Китаем предсказывал  Солженицын. По его оценкам она должна была нам обойтись в 60 миллионов голов.  Войны не случилось, однако и жертв не избежали. И потом, никто не подсчитал во сколько обошлось СССР сдерживание агрессивного Китая и нормализация отношений на границе.

Только умер покровитель Андропова Отто Куусинен, член Президиума Секретариата ЦК, как он сразу попал в опалу у Косыгина. Кончилось тем, что его положили в Центральную клиническую больницу с диагнозом "гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда". Исследования же показали, что опасные симптомы связаны не с сердцем а все с теми же почками. Спасибо начальнику медицинского управления Чазову, подобрал лекарства и посоветовал поинтересоваться буддистским траволечением.
- Опять эти буддисты, - вспомнил Андропов уже давнишнюю историю с тибетским далай-ламой. Тогда он так и не разобрался с этим верованием и почему китайцы из-за далай-ламы разругались со всем миром. В этот раз время было больше чем достаточно и Андропов рискнул окунуться в неведомое, а возможно и полезное для здоровья.

"Человек это не просто организм, а колония простейших существ, связанных одним общим волевым импульсом" - вычитал Андропов. На вопрос, что нужно чтобы правильно жить? Ответ - «Нужен правильный обмен веществ в каждой отдельной и самостоятельной клетке тела, которая должна бороться с условиями , вызывающими расстройства или, как говорят врачи, патологию». Как же заставить ее работать на весь организм? Тоже нашелся ответ - «Следует создать соответствующий окружающий мир, включающий четыре стихии: воздух, вода, огонь, земля. Они и есть главные лекарства-материалы для борьбы с болезнями. Все, что нас окружает и есть лекарства от болезней». Вот так-так, удивлялся Андропов.

- Вы не читали? - обратился он к Чазову. Оказывается, чтобы быть здоровым - надо не только пить травы, которые вы посоветовали, но и быть добрым, не презирать меньших и слабых. И главное, создать вокруг животворящую духовную ауру.
- Юрий Владимирович!  То что духовное и физическое -  одно целое нам и  без Тибета известно. Как у нас говорят: "В здоровом теле - здоровый дух".
- Не скажите, дорогой. У нас медицина - наука, а у них - философия. У нас, и вы согласитесь, мало уделяется внимание воспитанию и предупреждению расстройства питания. А от питания большинство болезней.

- Согласен. Только вначале его надо наладить, это питание. Чтобы оно было постоянным и калорийным, а потом уже воспитывать вкус и режим питания.
- В чем то вы правы, но и есть и вопрос. Как вы объясните, что разумное голодание помогает здоровью. 
- Да, помогает, но только тем кто соблюдает законы нравственности, без духовности тут никак не обойтись.
- Не обойтись, это точно. Так в книге и говориться: "Наши поступки - физические, умственные и нравственные, не согласованные с законами природы, обязательно приведут к расстройству организма».

- Вам Юрий Владимирович в этой книжке важно найти строчки о вредности чрезмерного физического и умственного утомления. Они крайне отрицательно влияют на состояние здоровья. Повторяю для вас призыв: "Будьте бдительны" . Для вас главный враг не албанцы и маоисты и прочие, как говорят на Украине, самостийники, а вы сами. А это значит важно правильно сопоставить желаемое с возможным, утруждаться не больше меры, избегать всего, что вызывает стресс. Расслабляйтесь и не забывайте о слабом поле. Без женщин нам никак нельзя.
- Без женщин, конечно нельзя, - улыбаясь согласился Андропов. Кстати, и знаменитый тибетский врач Бадмаев пишет: «Когда речь пойдет о судьбе мира, власть станут брать женщины».

Начав с просмотра  медицинских рекомендаций Бадмаева  и тибетского лечебника "Жуд Ши", в переводе "Сердце нектара", Андропов увлекся планами бурятского целителя воссоздания бывшей империи Чингис-хана, дальним родственником которого он являлся. При Дзержинском большевики тоже хотели создать Восточную федерацию - «Общемонгольское государство», - вспоминал Андропов давнишний рассказ Делюсина о монгольских делах. К этому имелись предпосылки, потому как сами тибетцы во главе с Далай-ламой, начиная с 1903 года, стремились пойти под "Белого царя", а после революции стали сторонниками коммунизма.

В России же главными сторонниками буддизма, как ни странно, стали староверы. Доктрина буддистов отвечала взглядам раскольников. Вот ведь какой получился треугольник! - удивился Андропов, С одной стороны - коммунисты, с другой - буддисты, а с третьей - староверы-раскольники. Что за  триумвират, в котором коммунисты выглядели последователями раскольников и буддистов? Хотя, логика в этом есть. Революция это и есть раскол, а социализм это общество, в котором обязанности на первом месте, а права и потребности — на втором.
 
Что же получается? Согласно тибетской медицины человеческий организм состоит из колонии простейших существ, связанных одним общим волевым импульсом. Так ведь и государство устроено, и также управляется волевым импульсом отдельных людей. На вопрос, как же усилить государство, как сделать его здоровым и полноценным, напрашивался ответ — стойкость государства целиком зависит от жизнеспособности личностей. Человек, семья — вот основа  государственности, а мы, - возмущался Андропов, чаще  заходим с хвоста, укрепляя производство, идеологию, аппарат, минуя конкретного человека. Вот он и возмущается, выражает недовольство, а то и протест. Где уж тут общественная и государственная позиция!?

После конфликта с премьером Косыгиным Андропову ничего не оставалось как примкнуть к  Леониду Ильичу  Брежневу. И у него получилось. Брежнев почувствовал, что он ему предан даже во время игры в домино во время совместного отдыха. С учетом этого, в мае 1967 года Андропова назначили председателем КГБ. В свое время освобожденный от воинской обязанности по состоянию здоровья, из-за плохого зрения, он сразу стал генералом армии. Он никогда не был чекистом, никогда не руководил промышленностью, сельским хозяйством или каким либо регионом. Был типичным активистом-пропагандистом, общественником-зазывалой, контролером и информацию о жизни чаще получал из рассказов, донесений, справок и аналитических записок подчиненных.  Назвать его дзержинцем, язык не поворачивался. Он был обычным партийным функционером.

Что он перенес из ЦК КПСС в новое для него ведомство? Не трудно догадаться. Главным для него, как и прежде,  осталась идеологическая борьба с расколом в обществе, всяческое укрепление партийной прослойки в чекистских рядах. Стало практикой выдвижение на руководящие должности бывших партийных чиновников, прошедших кратковременные специальные курсы. Политработники в войсках получили до этого не свойственные функции, вплоть до участия в оперативной работе  Возросла роль Военных советов, партийных комиссий. Все чаще, чтобы получить престижные должности, офицеры стали оканчивать партийные школы. Высшую в Москве, заочно и без экзаменов окончил и сам Андропов. Иного высшего образования у него не имелось.

Не последнюю роль в укреплении партийного костяка сыграло желание  Андропова подыгрывать Генсеку Брежневу, долгое время возглавлявшему политические органы в войсках. К чему это приведет, известно. А пока Леонид Ильич оставался доволен своим выдвиженцем, все про него знал и был уверен в его лояльности. Брежневу в этом деле помогали свои люди в КГБ: генералы Георгий Карпович Цинев и Семен  Кузьмич Цвигун. Они стали заместителями Андропова и ему приходилось на них оглядываться.

С приходом в Комитет, Андропов отменил все меры по демократизации и некоторой гласности в работе госбезопасности, осуществленной Хрущевым. По существу, восстановил то что было сокращено и значительно расширил права оперативного состава.  Контроль за населением стал тотальным.
С Андроповым усилилась борьба  с идеологическими диверсиями, 17 апреля 1967 года было создано специальное Пятое управление. Новый председатель с головой ушел в проблемы творческой интеллигенции и не заметил как в число неустойчивых, склонных к антисоветской агитации попал его любимый писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов, автор книг "Таис Афинская", "По лезвию ножа", "На краю Ойкумены". Когда писатель умер на его квартире проводился многочасовой обыск с целью возможного обнаружения литературы антисоветского содержания.

С этого времени в жизни Андропова случился личный раскол, его душевные качества и симпатии окончательно разошлись с профессиональным долгом, который был для него превыше всего. Может он и чувствовал, что заблудился в ориентирах, но выйти из круга обязанностей уже не мог. Еще по Карелии он знал, когда на реке возникал затор из бревен, сплавщики находили "ключевое" бревно и ловко его вытаскивали. Все! Затор ликвидирован, лес начинал плыть дальше. Это он знал. Не знал он другого. Где же эти спасательные «бревна» в заторах внутренней и внешней политике страны.


Рецензии