История одной фотографии

                КОВАЛЕНКО АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ

                Серия: УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

 Нет на Земле такого человека, который хотя бы раз в жизни не держал в руках кусочка плотной бумаги с фотографическим изображением. Практически у каждого из нас в домашнем архиве хранятся фотоснимки разных лет, иногда даже очень «древние», на этих бесценных для каждой семьи снимках изображены лики родных и очень близких нам людей. Эти семейные фото реликвии служат напоминанием истинной природы человеческого счастья, не зависящим от внешних обстоятельств, хранят крупицы истории рода, семьи. Помимо того, семейная реликвия – это вещь, которую хранят в семье, почитают и передают из поколения в поколение.
      Фотография же, как часть культуры земной цивилизации,  сохраняет для людей память о прошедших моментах их жизни. Её можно сравнить со своеобразной машиной времени хранящей, в виде статического изображения, наше прошлое.
      Однако...
      Увы и ах,  современное поколение, практически не знает свою родословную, историю своей семьи, не интересуется своими корнями. Стремительный XXI век разрушил связь поколений, рушит устои семьи. К величайшему сожалению не только молодые люди, но и их родители, в большинстве своём, не знают своих дедушек и бабушек, не говоря уже о родственниках, живших в XIX, XX веке.
      Вот почему связующим звеном между поколениями может оказаться небольшой затёртый выгоревший и выцвевший фотоснимок из семейного альбома. То «физическое тело», которое можно взять в руки, образно выражаясь, кожей почувствовать тепло изображенного на снимке родного человека, прикоснуться к нему.
      Так уж вышло, что нам внукам не довелось общаться с нашими родными дедушками.  Дедушка, по материнской линии, – Брошеван Степан Семёнович (см. на Проза.ру АК5. «Признание – царица доказательств»), в 1937г. по ложному доносу был, как потом выяснилось, незаконно репрессирован. Второй дедушка, по отцовской линии, – Коваленко Андрей Павлович, рано ушёл в мир иной  не успев приласкать нас своими натруженными руками. Но, в память о них, как не странно, в семье сохранилось только по одной фотографии.
      На мой взгляд, важно сохранить то малое, близкое и дорогое каждой семье – память о своих родных.
      Более того, сами по себе раритетные чёрно-белые фотографии, как слепок эпохи, привлекательны своей исторической ценностью.
      К сожалению, приходится констатировать, со временем качество фотоснимков ухудшается, родные образы будто естественным образом растворяются во времени
      Чтобы надолго сохранить старые фото и память о минувших годах, приводя в порядок архив, решил вдохнуть в них новю жизнь, используя современные технологии – оцифровать бесценные семейные реликвии, никоим образом не умаляя их исторической ценности.
      В руках у меня фотография, ей 75 лет. Крошечный кусочек плотной чёрно-белой бумаги, подкрашенный светло-зелёной акварелью. На фото пожилой мужчина в выгоревшей красноармейской форме без знаков различия. Прямо на меня смотрят добрые, согревающие душу его глаза – это мой дедушка Коваленко Андрей Павлович.

…У деда добрые глаза.
И цветом, будто  небо.
Я знаю точно: для меня
Нет в мире лучше деда!

      Сколько судьбоносных событий произошло за эти семьдесят пять лет, нет уже давно дедушки, Андрея Павловича, ушёл в мир иной, отец Николай Андреевич, сменилась социально-экономическая обстановка в стране, выросли дети, подрастают внуки. А этот крошечный фотоснимок хранит тепло души родного человека.
      На оборотной стороне фотографии, сохранилась едва читаемая надпись, сделанная возможно чёрными чернилами, начертанная рукой моего дедушки.
      «на память сыну Коли от отца Коваленка Анд. Пав. 5/7 45 год» (орфография док. сохранена АК5).
      Фотография совсем небольшая – 5,5х4,5 см., отличный формат, чтобы носить в нагрудном кармане  армейской гимнастёрки.
      Это фото для нашей семьи ценное не только тем, что оно единственное, но и своим текстом на обороте фотоснимка, который, на первый взгляд, не представляет собой интереса. Обычное содержание – простое и лаконичное. Но, это только на первый взгляд, в трёх обычных словах: –  «на память сыну...», кроется сама суть – не поддельна искренняя любовь и забота о родном человеке и не передаваемое чувство тоски. Сам же снимок, именно это и есть тот кусочек тепла, который отец передавал своему сыну находящемуся на чужбине, вдали от него, от семьи, от Родины. Именно так, мне кажется, дедушка пытался выразить своё родительское чувство, защитить, уберечь... И это текст с оборотной стороны фото – это то единственное тепло, что сохранилось от дедушки лично.
      Со щемящим сердце чувством думаю о том, что заставило деда прислать это фото  сыну на память, как тогда говорили в действующую армию.
      Вполне вероятно, предвидя то, что они уже больше никогда не свидятся и не сильно уповая на удачу скорого свидания, он отдал сыну то единственное, что у него было в тот период времени. А может быть это было стремление сохранить, по его разумению, ту единственную, на тот момент, связь поколений и крохотную частицу памяти о себе.
      А может родительское чутьё?!
      Дедушка прекрасно знал цену поддержки в трудные минуты жизни, даже вот такой казалось бы не значительной, моральной, которая сидит там где-то глубоко внутри, в сердце, в душе.
      С позиции нынешнего времени, трудно переоценить важность этого фото и для самого дедушки. Будучи сильным волевым человеком, пережив четыре войны, в трёх из них был непосредственным участником. Потеряв на полях Великой Отечественной войны старшего сына и зятя (сын, Григорий Андреевич, пропал без вести под Москвой, старшая дочь, Варвара в первые месяцы войны, в одночасье стала молодой вдовой с ребёнком на руках, её муж красноармеец, погиб в боях, обороняя Смоленск).
      Быть может это была та тонкая нить, позволившая его душе отвлечься от грустных, давящих сердце мыслей и поддержать, ободрить тех людей, которых ты любишь всем своим сердцем и встречи с которыми ждёшь несмотря ни на что?!.
      А её он – ох как ждал.
      После, стольких горестных событий свалившихся на семью, они с женой Надеждой Петровной ждали возращения, как тогда говорили демобилизации сына Колька. Но их ждало разочарование. Семья поучила известие, что Николай будет переведён служить на Дальний восток, и вскоре  возможно будет проезжать через родные края.
      Одержав Победу над Германией,  пережив страшную войну, победивших  на западе фашистов – солдат-победителей стали перебрасывать на восток страны, для участия в войне с милитаристической Японией. Они хотели  вернуться домой, обнять родных, но на востоке враг ещё не был разбит и эшелоны с фронтовиками тайно от вражеских агентов один, за другим, литером, следовали на восток нашей страны.
      Ближайшая к дому железнодорожная станция Лиски – один из значительных железнодорожных узлов России, где пересекаются магистрали, соединяющие юг и север, запад и восток страны. Именно через неё один за другим шли советские эшелоны с войсками и техникой, на так называемый Забайкальский фронт.
      Трое суток дежурил дедушка на станции, встречая и провожая каждый воинский  эшелон, ни на минуту не сомкнув глаза. Таково было его огромное желание хоть краешком глаза увидеть, своего возмужавшего сына-фронтовика. Судьбы оказалась  благосклонной, ему суждено было не только увидеть сына, но и  прижать его к себе.
      Одному Богу известно, как это произошло, но к эшелону в котором следовал отец, именно на ст. Лиски необходимо было отсоединить вагоны санитарного поезда от их состава и присоединить теплушки с новым пополнением. Вот в это короткое время отец и сын встретились в последний раз.
      Дело в том, что после окончания войны, моему отцу Коваленко Николаю Андреевичу, ещё некоторое время пришлось продолжить службу в армии, так как не все участники войны подлежали увольнению.Победоносное завершение боевых действий ещё не означало, что теперь с нами все будут дружить.
      Советское правительство в первую очередь старались уволить в запас фронтовиков старших возрастов, тех кто вступил в войну с первого её дня, были и такие кто призывался ещё в конце 30-х годов. Да к тому же, необходимо было приводить всё армейское  хозяйство в порядок, готовить  склады и арсеналы с оружием и боеприпасами к длительному хранению. Поэтому фронтовикам призыва 1943-1944 гг. отсрочили время увольнения  в запас  почти до первой половины 50-х.
      После успешного завершения Дальневосточной кампании, отец как и все его ровесники молодые фронтовики, был переведён в запасной полк  дислоцирующийся вблизи железнодорожной станции Сковородино Амурской области.
      Здесь он,  спустя несколько месяцев, он получил горестное известие  о смерти и похоронах отца. Полученные в гражданскую войну ранения подорвали сильно здоровье деда.
      Фотографию дедушки, после ухода в мир иной в сентябре 2010 г. нашего батюшки Николая Андреевича, я взял к себе в семью. Это память, которую батя хранил  всю свою жизнь,  теперь я понимаю как дорог был ему этот снимок
      Вот такая вышла незатейливая история одной семейной реликвии.
      Надеюсь, обновлённая, оцифрована фотография дедушки продолжит свою новую жизнь в нашей семье и также будет почитаемая моими любимыми внуками.
      Ведь человек жив до той поры, пока жива о нём память.

Прим. На фото Коваленко Андрей Павлович,а это именно та фотография о которой шла речь в публикации.


Рецензии
Уважаемый Александр!
Хорошо что мы с Вами помним и изучаем подвиги наших предков. После нас вряд ли этим занятием будет увлекаться следующее поколение. Эта мысль явилась для меня побудительным мотивом для написания повести "Афанасий" о моём деде по линии матери.
О нём я узнал от мамы только три факта:
-построил дом на месте дома своего отца;
-воевал на германской;
-умер после работы на мельнице зимой 1922 года от простуды.
Пытаясь связать эти скупые сведения и родилась повесть. Конечно в ней много художественного вымысла. Но география местности, описание природы, фамилии персонажей по большей части настоящие.
Если проявите интерес буду очень рад. Ведь эта повесть - мой первый опыт в написании художественной прозы. На фото 1915 года дед стоит в середине.
С уважением,Валерий Суханов.

Валерий Суханов 3   03.12.2020 17:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.