Доминанта философской рефлексии Фромма
Человек, отмечает Фромм, - это единственное животное, для которого собственное существование является проблемой: он её должен решить, и от неё никуда не уйти...
Экзистенциональное противоречие позволяет человеку думать о собственном самоосуществлении. Но оно подсказывает и другой выход - ИМЕТЬ, то есть заглушить коллизию человеческого бытия, обратиться к иллюзорному самоудостоверению…
На протяжении веков общество не содействовало реализации глубинной потребности, а наоборот, стесняло их и направляло в ложное русло...
Как, стремясь к познанию, творчеству, человек парадоксальным образом отрекается от свободы, самостийности и ищет возможности подчинить себя власти безропотно и окончательно?
Фромм разъясняет:по отношению к индивиду общество может выполнять различные функции - содействовать раскрытию потенциальных способностей человека, его потребностей или деформировать эти внутренние побуждения, придавать им искажённую форму. Человек утрачивает контакт с самим собой, в результате чего возникает деперсонализация. Его отношения с другими людьми принимает функциональный, овеществлённый характер. Картина "всеобщей отчуждённости" не представляется нам сегодня утопической или преувеличенной. Общественные и политические обстоятельства, которые создаёт человек, подчиняют его себе. Человек становится рабом вещей и обстоятельств, беспомощным придатком в мире.
Сегодня, как полагает Фромм, человечество со страхом ждёт удастся ли ему спастись или оно попадёт под иго созданной им бюрократии. В информационном обществе может вообще исчезнуть проблема свободы человека, его ответственности, ибо мир, если он будет выкроен по мерке технократического мышления, перестанет быть человеческим.
Процесс социализации, по мнению Фромма, начинается уже с того мгновения, когда индивид проявляет себя и своё отношение к людям через формы человеческих отношений. Развитие той или иной формы общения приводит к формированию общественного характера (эта категория выведена Фроммом), то есть стабильной и чётко выраженной системы ориентации. Соответственно пяти способам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) возникают способы адаптации к социуму - рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный, продуктивный...
Доминанта философской рефлексии Фромма - мучительное и напряжённое постижение тайны человека.
Отрывок из вступительной статьи П.С.Гуревича
к изданию Эрих Фромм "Душа человека",изд.Москва,1998 год.
Свидетельство о публикации №220071101048