Редуцированный мир
Б. 4:1-31: Пророк повторяет одно слово четыре раза. Предупреждение о вторжении с севера
4:1: Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться.
Бог все еще предлагает обратиться к Нему. Причем два первых стиха обращены снова к десяти коленам Северного Царства, а с третьего стиха Иеремия возвращается к Иудее, которая была главной сферой его служения.
4:2: И будешь клясться: "жив Господь!" в истине, суде и правде; и народы Им будут благословляться и Им хвалиться.
Имя Божье можно упоминать в истине, когда это не будет нарушением заповеди, а можно для красного словца. Так не только с именем Божьим, но вообще с духовными разговорами. Есть разговоры на духовном языке и даже проповеди, где значение часто и бездумно используемых слов девальвируется, и слова, слагаясь в предложение, фактически не значат для говорящего того, что должны значить.
«и народы Им будут благословляться и Им хвалиться»: результатом обращения Израиля станет обращение народов. Еще об этом в Библии:
• Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, - ибо пришло время; ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. И убоятся народы имени Господня, и все цари земные - славы Твоей. Пс.101:14-16
• Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их. … Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Рим.11:12,15
4:3: Ибо так говорит Господь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите себе новые нивы и не сейте между тернами.
Это же выражение в Ос.10:12: «Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду». Возможно, Иисус имел в виду это, включив в притчу о сеятеле вид почвы, покрытой тернием, заглушающим слово: «иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его» (Мф.13:7). Т.е. надо удалять все, что мешает Слову Божьему, его истинам приносить плод в нашей жизни.
«распашите себе новые нивы и не сейте между тернами»: я всегда понимал эти слова как призыв отойти от чего-то старого к новому – к новым площадкам и формам служения и т.д. А текст об исправлении жизнии, удалении идолов и неправды.
4:6: Выставьте знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь, ибо Я приведу от севера бедствие и великую гибель.
Эти слова Иеремия говорит в мирное правление Иосии, когда никаких военных угроз не наблюдается. Он проповедует неудобные вещи, для этого нужна смелость. Проповедник и пророк не должен удовлетворяться мирным положением дел по состоянию на текущий момент, он должен заглядывать в будущее и предугадывать Божий суд за нынешнюю нечистоту, допускаемую верующими, и говорить об этом в то время, когда и признаков наказания и жатвы еще нет.
4:10: И сказал я: о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: "мир будет у вас"; а между тем меч доходит до души?
Наедине с Богом Иеремия высказывает свои сомнения, вопросы и переживания. Но он не говорит об этом в своих проповедях и обращениях к народу. Иеремия – пророк, говорящий не только с народом, но и с Богом. Он не изображает из себя несгибаемого героя, всегда уверенного и с каменной мимикой. Его вопрос к Богу – это почти претензия. Одна из самых интересных для меня в последние годы тем при изучении книги Псалтирь – честность молитв.
4:19: Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего, волнуется во мне сердце мое, не могу молчать; ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы, тревогу брани.
Иеремия не воспринимал то, что происходило с его народом, отстраненно, он был очень взволнован этим, скорбел.
4:21: Долго ли мне видеть знамя, слушать звук трубы?
Такая у Иеремии судьба и бремя – предвидеть разрушение любимого города, жить с этим знанием, видеть и слышать то, что пока еще не видели и не слышали другие. Из-за того, что это постоянно было перед его глазами, он мог проповедовать и жить так, как не проповедовали и не жили другие.
С каким видением будущего поместной общины, моей семьи, моего служения и состояния я живу и как это видение будущего изменяет мое настоящее?
4:22: Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют.
«Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня»: глупость – в незнании и/или в отрицании Бога. Об этом будет еще в ближайших главах.
«они умны на зло, но добра делать не умеют»: эта фраза повторена наоборот в Рим.16:19: «желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». Если Павел имел в виду эту фразу Иеремии, тогда «просты на зло» означает «зла делать не умеют».
Т.е. будьте неумехи в злых делах, не имейте опыта и сноровки в зле. Будь таким человеком, у которого не получится сделать что-то плохое, даже если он попытается – он все равно сорвется на добро, в его словах будет интонация любви, в его жестах – мягкость и т.д.
Злу можно научиться, а можно сознательно отказаться от научения ему: «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» (Иер.9:5).
4:23: Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, - на небеса, и нет на них света.
Выражение «Смотрю, и вот» повторится в ст.23-26 четыре раза. Иеремия пророчески видит состояние страны после нашествия вавилонян. Здесь использованы слова из Быт.1:2: «Земля же была безвидна и пуста».
Т.е. после Божьего суда состояние израильской земли откатится на положение одной из первых стадий творения, когда еще не было устроенности, упорядоченности и наполненности благословениями. Отступающий от Бога редуцирует среду вокруг себя до первобытного хаоса.
4:25: Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись.
Продолжается изображение картины, о которой была речь выше. Земля опустошается, возвращается к такому состоянию, словно Бог здесь ничего и не создавал. На ней нет человека и птиц небесных. Еще этот образ у других пророков:
• И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю. Иез.38:20
• истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь. Соф.1:3
11.07.2020
Свидетельство о публикации №220071101057