Солнечный бард

                Светлой памяти
                Александра Лобановского

         Мы с девчонками  возвращались в город из леса, где  на огромной поляне среди сосен и  брезентовых  палаток  проходил слёт альпинистов.  Электричка была забита дачниками и туристами, вроде нас. Но в семнадцать лет не очень страдаешь оттого, что ехать приходится в тамбуре.  К тому же, наша весёлая компания из пяти человек всю дорогу пела – в то время я  знала три  основных аккорда на гитаре.

         Дверь тамбура с грохотом распахнулась, и возник молодой  мужчина. Чёрные брюки и свитер обтягивали приземистую спортивную фигуру.  Внушительных размеров брелок в виде черепа, болтающийся на массивной цепи, привлекал внимание к его мускулистому торсу. Вошедший   скрестил руки на груди и впился взглядом на мои пальцы, старательно перебирающие струны… В такт ритму  брюнет потряхивал головой,  и его кудлатая шевелюра небрежно разлеталась по плечам.  Карие глаза смотрели насмешливо.   От волнения я совсем смутилась, напутала с аккордами и замолкла. Мы с девчонками  восторженно  разглядывали экстравагантного пришельца.

         – Дай-ка мне на минутку! – не очень-то вежливо  обратился он ко мне, и я, как под гипнозом, протянула ему гитару. 
Ударил по струнам,  подкрутил колки…И запел…На громкие звуки повылезали из вагона пассажиры, и в тамбуре стало совсем тесно. Все слушали…Пел он здорово и играл отлично! Песня кончилась. Пассажиры аплодировали.  Музыкант вернул мне инструмент, и, уже с улыбкой заявил:
         – Между прочим, многие здесь в  Ленинграде меня слышали. Я – Александр Лобановский!


          Я в недоумении пожала плечами. Мои подружки удивлённо переглянулись.  В те времена мы знали только Высоцкого…
  Давний эпизод  в электричке я часто вспоминала на протяжении всей жизни. Врезалась в память единственная строчка из той самой песни: «и пыль как кровь из-под колёс»…Много позже я узнала, что это была «Песенка Балхашского шофёра»:
 
 Колёса грянули: «Ура!»
 Дорогу гребнем на расчёс.
 У нас лихие шофера,
 И пыль, как взрыв из-под колёс!»
 
          Видимо, это был уже отредактированный вариант песни.
          Годы проходили-пробегали  на фоне и радостных, и печальных событий… Чего только не навертела  Фортуна! Мои подросшие дочки  распевали «сгорая, плачут свечи», и когда несколько лет спустя я узнала авторство этой светло-печальной песни, то удивлению не было конца: надо же! Тот самый Александр Лобановский!  Это имя тоже не стёрлось из памяти. Я уже  кропала стишки, и «Баллада о свечах» стала моим  эталоном  в мире авторской песни. Прошло ещё немало времени, прежде, чем Фортуна повернулась ко мне нужной стороной, и моё имя стало известно в узких литературных кругах, как более-менее сносного автора-исполнителя.


         …И вот очередной ежегодный  музыкально-поэтический фестиваль на Елагином острове. В июльский  день на открытой травяной площадке с расставленными скамейками для зрителей – многолюдно и весело… Один за другим выступают  певцы и поэты, а те, кто уже «отстрелялся», отмечают праздник в  импровизированных застольях, чуть поодаль от основного действа. И вдруг в микрофон  ведущий объявляет: «На сцену приглашается почётный гость фестиваля  Солнечный бард Александр Лобановский!»  И  вся наша многочисленная тусовка на  «Чайной поляне» замерла в ожидании…


          И вышел со скромной гитарой в руках человек невысокого роста, чуть располневший,  с седеющей гривой вьющихся волос…Спел он несколько песен, в том числе и знаменитую «сгорая, плачут свечи»…Лобановскому  аплодировали долго и страстно…Он действительно  был любимцем в Питере…Было ему тогда немного за семьдесят…Конечно, после его выступления я подошла к нему, представилась и рассказала о той незабываемой встрече в тамбуре.


          Мне показалось, что Александр из вежливости сделал вид, что припомнил   давний эпизод. Потом мы ещё пару раз пересекались и в КЦ «Троицкий», и в «Доме писателей» на Звенигородской. На блокнотном листочке он мне в шутку крупными   цифрами  написал номер своего телефона.  Обещала, что позвоню,  но  так и не решилась. И только после его ухода из жизни в 2015-м году отыскала в интернете   и его интереснейшую биографию,  и  видеозаписи с ним, и воспоминания  его  близких друзей, в число которых я, к сожалению, не входила.
 
2020


Рецензии