Глупость неблагодарна
IV. 5:1-6:30: БОГ УЖАСАЕТСЯ, А НАРОД ДОВОЛЕН
«Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?» (5:30-31). Такое состояние, когда Бог в ужасе, а народ доволен – признак глубокого кризиса. Такое положение описывается в этих двух главах.
В этих двух главах описываются:
• Пророк (6:27-30; 5:14)
• Проблема (5:1-13; 6:9, 15)
• Наказание (5:15-19; 6:1-8, 11-12, 22-26)
• Народ (5:20-25; 6:10, 16-21)
• Нечестивые (5:26-31; 6:13-14)
А. 5:1-31: Бог ищет соблюдающего правду
5:1: Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим.
Напоминает ситуацию с ходатайством Авраама (Быт.18:22-33). Только Бог сразу начинает счет с одного человека, не с пятидесяти. Неужели в Иерусалиме не было и одного человека, «соблюдающего правду, ищущего истины» (Иеремия жил не в Иерусалиме)? Скорее, это все-таки гипербола, ведь в Иерусалиме в это время жили Иосия и Барух.
Выходит, Иерусалим был в десять раз нечестивее Содома, если в Содоме надо было найти десять праведников, а в Иерусалиме хотя бы одного.
Евреи не были настроены слушать проповеди Иеремии. Поэтому Бог говорит Иеремии «изобразить проповедь». Это одна из десяти «проповедей-акций», в которых пророк образно изображал что-то, и его внешние действия должны были сделать ясной его весть.
Вот перечень этих символических действий, «проповедей-акций»:
• Поиск на площадях соблюдающего правду (5:1-6)
• Спрятанный пояс (13:1-11)
• Холостой пророк (16:1-9)
• Дом горшечника (18:1-12)
• Разбитый кувшин (19:1-15)
• Узы и ярмо (27-28)
• Покупка поля (32:1-15)
• Разговор в доме Рехавитов (35:1-19)
• Большие камни в смятой глине (43:8-13)
• Книга, брошенна в Евфрат (51:59-64).
Такие образные проповеди-действия есть и в книге Иезекииля. Когда народ становится духовно глухим и слепым и не может слышать и понимать Божье Слово, Бог делает еще один шаг благодати и передает Свою весть на доступном для этих слушателей уровне.
Крещение, вечеря – это тоже символические действия. Суть – в скрытом в них послании и значении, а не во внешнем действии самом, детали которого могут отличаться в разное время в разных местах.
5:5: пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы.
«пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего»: поиск соблюдающего правду, начатый в первом стихе, продолжается в пятом стихе. Иеремия идет к знатным, думая, что они знают путь Господень и закон Божий. Но и те ведут себя неправедно.
«Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы»: отказались от Божьего владычества.
5:6: За то поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан; ибо умножились преступления их, усилились отступничества их.
В прошлом стихе сказано, что эти люди сокрушили ярмо и расторгли узы, т.е. они сравниваются с домашними животными, сбежавшими от своего хозяина. Таких домашних животных, естественно, поразят лев, волк и барс. Наказание соответственно преступлению и естественным образом вытекает из него. Снова о библейском принципе сеяния и жатвы, но не как о магическом законе, а как о естественном ходе событий.
Этой ли свободы искали евреи, сбежавшие от владычества Божьего? Свободы быть захваченными иностранными захватчиками, как львами и волками? Конечно, нет. Но другой свободы за пределами Божьего ярма нет – там тебя сразу ждет другое ярмо, железное (у пророков тоже есть этот образ двух иг).
5:7: Как же Мне простить тебя за это? Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги. Я насыщал их, а они прелюбодействовали и толпами ходили в домы блудниц.
Этот вопрос повторяется в 5:9 и 5:29:
• Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?
• Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?
«Как же Мне простить тебя за это?»: всю главу Бог ищет ответ на этот вопрос, предлагает Иудее подключиться и предложить варианты ответа, но их нет. Бог не может в этой ситуации простить и не наказать.
5:10: Восходите на стены его и разрушайте, но не до конца; уничтожьте зубцы их, потому что они не Господни
«потому что они не Господни»: грехи народа разрушили завет, и стены города перестали быть Господними. Я Божье достояние, пока предоставляю себя Ему.
5:12: они солгали на Господа и сказали: "нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода.
Повторяют слова безымянного безумца из псалма: «Нет Бога».
5:14: Посему так говорит Господь Бог Саваоф: за то, что вы говорите такие слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ - дровами, и этот огонь пожрет их.
В 1:9 сказано, что Бог вложил Свои слова в уста Иеремии. Здесь же – что Он сделает эти слова огнем, а народ дровами, которые будут пожраны огнем Его слов. Слова проповедника должны что-то делать со слушателями, не оставляя их прежними – молиться об этом. «Для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» (2Кор.2:16).
5:17: И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься.
Перечисляются благословения завета и союза с Богом, эти благословения отнимаются. «съедят... съедят... съедят... съедят» – это завет наоборот. В кн. Откровение земля свернется как свиток, а здесь благословения сворачиваются.
5:21: выслушай это, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит
«выслушай это, народ глупый и неразумный»: глупость в Библии – не недостаток интеллектуальных способностей, а отказ поступать по Божьему Слову, в котором мудрость. Глуп и безумен тот, кто отвергает Бога. «Сказал безумец в сердце своем…» В 12-м стихе показано, что они ведут себя именно безумно, просто говорят «нет Его». Пример такого человека – Навал.
Но если раньше навалы были единичными исключениями, то сейчас Израиль превратился в нацию навалов. Когда народ повально отступает от Бога, этот народ тотально глупеет, сколько бы профессоров и интеллектуалов в нем не было.
«у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит»: этот портрет совпадает с картиной, которую рисуют Исайя и Павел в Рим.3. Т.е. это вообще портрет грешника.
Иллюстрацией может служить все тот же Навал: он не понимал, не видел, что он делает не так и как в его ситуации с Давидом поступить правильно и справедливо.
5:22: Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут.
Чтобы поставить Израиль в правильное положение, Господь пробует пробудить в нем страх Божий. Примечательно, что Бог использует примерно те же аргументы и тот же язык, которым Он разговаривал с Иовом. После этого ответ Иова был таким: «я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42:6). Евреи же при Иеремии не убоялись Бога и не трепетали перед Ним.
Одно и то же солнце делает масло мягким, а глину твердой. Дело не в недостаточности благодати и не в смене Божьих методов, дело в сердцах Иова и современников Иеремии.
Подобным образом Навал не заметил защиты, которой его обеспечивал Давид. Он спросил: «кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев?» (1Цар.25:10). Аналогично евреи не замечали, что это Бог питал и защищал их до сих пор.
5:24: и не сказали в сердце своем: "убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы".
Глупость неблагодарна. Так и Навал не был способен отблагодарить Давида за его помощь: «неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?» (1Цар.25:11).
5:26: Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей.
Выше Иеремия говорил о слепоте как о духовном пороке этого поколения. Слепцы – находка для птицелова.
«сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей»: уловляют в каком смысле – обкрадывают и обманывают или склоняют к злу и делают такими же, как они сами? НЖБ за второй вариант. В самой природе зла стремление делать всех вокруг такими же, как оно. Сатана увлек за собой часть ангелов, а потом побудил к греху человека.
Но добро тоже не статично, а направлено вовне, желает распространяться. С закваской, квасящей все тесто, можно сравнить и действие Царства Божьего, и царства князя этого мира. Вирусная природа добра и зла. Насколько вирусно и заразно мое христианство?
5:28: сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда.
«благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда»: Навал тоже поступал несправедливо с Давидом. Несправедливость по отношению к слабым – один из сопутствующих признаков отступления от Бога.
«переступили даже всякую меру во зле»: у зла есть своя мера или разные меры. Когда Давид поступил несправедливо, а потом его обличил в этом Нафан с помощью притчи о богаче и бедняка с одной единственной овечкой, Давид покаялся в несправедливости.
И Бог продолжил благословлять страну и народ. Сейчас, через ряд поколений, руководители народа «переступили всякую меру во зле», если бы Нафан обличил кого-то из них, они в лучшем случае посмеялись бы над ним. Такое поколение Бог не может простить, о чем трижды сказано в этой главе.
По моим наблюдениям о справедливости сегодня мало проповедуется. Бытует представление, что справедливость – это элемент ветхозаветной этики, а Новый Завет – про прощение и милость (тогда как в НЗ много сказано о справедливости, а ВЗ переполнен текстами о милости). Т.е. теория здесь хромает. А практика?
Опять же, по моим наблюдениям (и я рад буду ошибиться и узнать, что наблюдаемые мной случаи были только разовыми локальными исключениями) на практике бывает, что при разрешении конфликтов пострадавшей и заведомо слабой стороне предлагается простить, доверить этот вопрос Богу, потерпеть, а лучше настроиться на долготерпение длиной в жизнь и т.д. Сильной же стороне, которая выступила обидчиком, либо вообще не делают замечаний, либо ее слегка пожурят.
А уже если слабая сторона в этом конфликте повела себя хоть сколько-нибудь неправильно, ей обязательно на это укажут и предложат покаяться, может быть, скажут: вот в этом все и дело, ты еще и сам виноват.
Возвращаясь к притче Нафана, эту ситуацию можно представить так. Богач отнимает у бедняка его единственную овечку, бедняк при этом сопротивляется, а потом вослед громилам богача что-нибудь крикнет. А его после этого старейшины при разрешении конфликта обличают: ты сопротивлялся и упирался? На ногу рейдеру наступил? Когда тот уходил, в спину ему крикнул, голос повысил? Ну вот видишь, твоя доля вины здесь есть, покайся.
Когда до Давида дошло, что притча касается его, он схватился за голову и покаялся перед Богом в совершенной лично им несправедливости. Дай Бог нам сегодня возвратить эту тему на подобающее ей место – и в теории (наставничество и проповедь в церкви), и в практике (душепопечение и уровень личных отношений). Чтобы с нами не случилось того, что случилось с поколением Иеремии, против которого Бог начал священную войну (об этом в начале следующей главы – Иер.6).
11.07.2020
Свидетельство о публикации №220071101075