Разочарование и импотенция

Глубоко разочарованный человек, который чувствует себя обманутым, может начать ненавидеть жизнь. Если ни на что и ни на кого нельзя положиться, если вера человека в добро и справедливость оказывается только глупой иллюзией, если правит дьявол, а не Бог, тогда жизнь действительно достойна ненависти, и боль последующих разочарований становится далее невыносимой. Именно в этом случае хочется доказать, что жизнь зла, люди злы и сам ты зол. Разочарование в вере и любви к жизни делают человека циником и разрушителем. Речь идёт о деструктивности отчаяния; разочарование в жизни ведёт к ненависти к жизни...

То же самое относится и к общественной сфере, когда вождь, которому верят, оказывается плохим и неспособным. Тот, кто не реагирует на это с усиленной независимостью, часто впадает в цинизм и деструктивность...

Под компенсаторным насилием я имею в виду насилие, служащее импотентному человеку в качестве замены продуктивной деятельности...

Если человек из за страха, слабости, некомпетентности не в состоянии действовать, если он импотентен, то он страдает. Это страдание от импотенции приводит к разрушению внутреннего равновесия, и человек не может принять состояния полной беспомощности без того, чтобы не попытаться восстановить свою способность к действию.  Одна возможность заключается в том, чтобы подчинить себя некой личности или группе, которая располагает властью, и идентифицировать себя с ней. Посредством такой символической причастности к жизни другого человек обретает иллюзию самостоятельного действия, в то время как на самом деле он лишь подчиняет себя тем, кто действует, и становится их частью. Другая возможность - это когда человек использует свою способность разрушать...

Импотенту нужно только обладать револьвером, ножом или физической силой, и он может трансцендировать жизнь, разрушая её в других или в самом себе. Таким образом, он мстит жизни за то, что она его обделила.


Эрих Фромм "Душа человека"


Рецензии