Живописец Александр Петрович Шубин 1917-1990

Уроженец Волошинской слободы Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Миллеровского района Ростовской области). Учащийся Краснодарского художественного училища (1935-1940 – класс выпускника Высшего государственного художественно-технического института (1934) Врамшануха Аветисовича Шакаряна (1906-1982), впоследствии заведующего (1946-1976) и профессора (1963) кафедры графического рисунка Ереванского института театральных искусств, заслуженного деятеля искусств Армянской ССР (1967).
Военнослужащий срочной службы Рабоче-Крестьянской Красной Армии (1939-1945). Художник-оформитель Белостокского и Каунасского домов Рабоче-Крестьянской Красной Армии (1940-1941). Участник Великой Отечественной войны (1941-1945). Рядовой 15-го батальона 30-й танковой дивизии на Центральном и Северо-Западном фронтах (1941-1945). Кавалер ордена «Отечественной войны» II степени и медалей, в т. ч. «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970).
Художник-оформитель Костромского товарищества «Художник» (1946-1977). Участник всероссийских, региональных, зональных, областных, городских, коллективных, групповых, тематических и др. художественных выставок (1949-1990). Автор большой серии офортов «Кострома строится» (1963). Член Союза художников РСФСР (1967). Его живописные произведения «На реке Костроме» (1948), «Весенний этюд» (1955) и «Зима» (1955) и десяток акварелей находятся в собрании Костромского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Персонаж портрета (1949) Николая Федоровича Назарова (1911-1988). Похоронен на центральном кладбище Костромы.
По заключению авторитетнейшего костромского искусствоведа Александра Ивановича Бузина, «в его офортах и линогравюрах, очень разных по настроению, по манере исполнения, присутствует образное видение старинного волжского города с его замечательными памятниками русского зодчества и большим размахом новостроек… В циклах пейзажей «Сусанинские дали» и «Ипатьевский монастырь», исполненных гуашью, чувствуется напряженность движения, ударность контрастов, четкость ритмов. В этих листах художник с непосредственностью и откровенностью раскрывает своеобразие и неброскую красоту природы своего края…»

Лит.: Костромской областной музей изобразительных искусств. Советское искусство: живопись, графика, скульптура. Каталог / сост. И.А. Лисина, Т.М. Касторская, Л.М. Москалева, Т.П. Сухарева, В.В. Трифонова.- Л., 1984.- С. 156, 315-316; Художники земли Костромской: История и современность / авт.-сост. А.И. Бузин, Т.М. Касторская, Т.И. Туловская; ред. Г.Д. Неганова.- Кострома, 2013.- С. 315-316; Бузин А.И. Костромские художники – ветераны войны и труда.- Кострома, 1995.- С. 258-261; Брайковская В. На выставке произведений художников // Северная правда.- Кострома, 1952.- 21 ноября; Вавилова Л.В. Кострома и ее облик // Литературная Кострома.- Кострома, 1991.- Март.- № 3 (22); Кириллов И. Творчество костромичей // Художник.- М., 1964.- № 10.- С. 22-23; Юрьев В. Выставка графики и эстампа // Северная правда.- Кострома, 1963.- 30 мая.


Рецензии