Некрофильное ориентирование по Эриху Фромму

Некрофилы живут прошлым и никогда не живут будущим. Их чувства, по существу, сентиментальны, то есть они зависят от ощущений, которые они пережили вчера или думают, что они их пережили. Они холодны, держатся на дистанции и привержены "закону и порядку". ..

Для некрофила характерна установка на силу... Может быть, я не хотел бы человека убивать, я хотел бы только отнять у него свободу; может быть, я хотел его только унизить или отобрать у него имущество, - но чтобы я не делал в этом направлении, за всеми этими акциями стоит моя готовность и способность убивать. Кто любит мёртвое, неизбежно любит и силу. Для такого человека наибольшим человеческим достижением является не производство, а разрушение жизни. Применение силы не является для него навязанным ему обстоятельствами преходящим действием - оно является его образом жизни...

Для них существует только два" пола":  могущественные и лишённые власти, убийцы и убитые. Они влюблены в убивающих и презирают тех, кого убивают...

Влияние людей типа Гитлера и Сталина также покоится на их готовности и неограниченной способности убивать. По этой причине они были любимы некрофилами. Одни боялись их, и , не желая признаваться себе в этом страхе, предпочитали восхищаться ими. Другие не чувствовали некрофильного в этих вождях и видели в них созидателей, спасителей и добрых отцов. Если бы эти некрофильные вожди не производили впечатления созидающих защитников, число симпатизирующих им вряд ли достигло бы уровня, позволившего им захватить власть, а число чувствующих отвращение к ним предопределило бы их скорое падение...

Некрофильную личность представлял собой Эйхман. Он был очарован бюрократическим порядком и всем мёртвым...

Существует бесчисленное множество людей, которые хотя и не имеют возможности и власти убивать, выражают свою некрофилию другим, на первый взгляд более безобидным образом. Примером такого рода является мать, которая интересуется только болезнями и невзгодами своего ребёнка и придаёт значение только мрачным прогнозам относительно его будущего; напротив, поворот к лучшему не производит на неё впечатления; она холодна к радости своего ребёнка и не обращает внимания на то новое, что в нём растёт. Она не причиняет своему ребёнку очевидного вреда, однако постепенно она может задушить его радость жизни, его веру в рост и в конце концов заразить его собственным некрофильным ориентированием.

Эрих Фромм "Душа человека"


Рецензии