Разное воспитание

Мой отец, Михаил Михайлович, в 1933 году окончил Алма-Атинский политехнический техникум связи и по распределению прибыл для работы в Семипалатинском узле связи. Радиосвязь в это время в Казахстане была не очень надежной. Аппаратура часто выходила из строя и потому что элементная база была ненадежной, и потому что в эксплуатации работали, зачастую, неподготовленные операторы. Отец занимался ремонтом аппаратуры и для выполнения ремонта выезжал в те населенные пункты, где находилась неисправная аппаратура.
Сейчас, когда мы говорим: «Специалист выехал для ремонта», мы представляем, как командированный покупает билет на поезд или на самолет и через точно известное время прибывает в пункт назначения. В пункте назначения к его услугам гостиницы, магазины, столовые или рестораны. В Казахстане в 1933 году все было не так. Дорог, особенно зимой, практически не было. И зачастую от одного пункта к другому приходилось добираться на попутных санях и телегах, или еще более экзотичными способами.
Об одном таком эпизоде отец мне рассказывал, когда говорил, чем ему не нравится Европа, в частности, Германия.
 Зима 1933 год, в Казахстане голод. Это не фитнес-диета, это голод. Хлеб низкого качества. Что значит низкого качества? Это значит, что муки в тесте немного, а вместо муки в тесто добавляют всякие суррогаты. Буханка хлеба ставится на стол, с нее срезают верхнюю корочку, а внутреннее содержимое едят ложкой. Жиров и мяса нет, все очень стройные. Во время учебы отца в Алма-Атинском политехническом техникуме связи в студенческой столовой готовили черепаший суп из тех черепах, что собирали в степи в Алма-Атинской области.
Во время работы в Семипалатинском узле связи отец был командирован, он-то помнил и куда, и откуда, к сожалению, я не запомнил. Но я запомнил, что добираться надо было верхом на верблюде: два дневных перехода с одной ночевкой в казахском ауле. Дело происходило зимой, ехали втроем на одном верблюде. Погонщик, мулла и отец. Ехали целый день, термосов в то время еще не было. Очень хотелось пить, о том, что хотелось есть можно не говорить. До темноты добрались до аула, мулла ушел к тому мулле, который жил в ауле, а отца с погонщиком местные власти определили на постой в юрту к женщине с детьми. Отец не говорил сколько было детей, но так как звучало женщина с детьми, значит детей было не меньше двух. Женщина, к которой на постой определили отца и погонщика, очень хорошо понимала, что значит провести весь день в степи зимой и утром снова уйти в степь. И законы гостеприимства ей были хорошо известны, но в республике голод. Хозяйка юрты стелет достархан (маленькая скатерть) и высыпает на него горсточку (граммов 50) тары. Тары – это специальным способом приготовленное просо. Все присутствующие в юрте садятся вокруг и хозяйка, и ее дети, и поселенцы и, беря по одному зернышку, ужинают тем, что есть на столе. А на столе только тары и кипяток.
Для сравнения рассказывается о случае, который произошел в Германии.
 Во время Пражского восстания в мае 1945 года на помощь восставшим пришли две пятые армии. Пятая танковая и пятая гвардейская. В составе пятой гвардейской в Прагу прибыл и мой отец. После ликвидации гитлеровской группировки часть подразделений пятой гвардейской армии была расквартирована в Баден-Бадене. Отец, как офицер, был поселен не в казарме, а на квартире. Это была не городская квартира, это был частный дом, в котором одну комнату занимал советский офицер. И вот однажды, в сентябре, в выходной день, когда немецкая семья садилась обедать, совершенно неожиданно пришел старший сын хозяйки дома. Его не было дома несколько лет. Но ни у кого из немецкой семьи даже не возникло мысли накормить пришедшего. Через несколько дней этот молодой немец встал на учет в мэрии, получил карточки на продукты и стал питаться со своей семьей. А до этого, эти несколько дней его кормил советский офицер (мой отец), потому что семья кормить его отказывалась. Отец не был голубоглазым идеалистом, он понимал, что в семье могли быть какие-то причины так поступать, поэтому в разговорах с местным населением он поднимал эту тему, чтобы понять реакцию окружающих на такое поведение членов семьи. Реакция была однозначная: пока нет карточек кормить, никто не будет.
Наверное, у немцев и у казахов разное воспитание.


Рецензии