Порт - Артурский воздухоплаватель

                ПОРТ – АРТУРСКИЙ  ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ

Отцу – воздухоплавателю


Порт – Артур, как  ещё  его  называли  военные  -  «Китайский  Гибралтар», раскинувшийся  среди  высот  и  кряжей  -  Золотой, Волчьей, Зелёной  гор, Мёртвой  головы  и  других  возвышенностей  Ляодунского  полуострова, ещё  жил  и  сражался. С  Золотой  горы, сторожившей  вход  в  гавань  с  моря, открывался  величественный  вид  на  Большой  рейд  -  место  стоянки  русской  эскадры, Коммерческую  гавань  и  Восточный  бассейн. Узкий  пролив  отделял  гору  от  перешейка, своими  очертаниями  клочков  суши  напоминавшего  хвост  полосатого  хищника, поэтому  и  носил  название  Тигровый.

У  подножия  Золотой  горы  -  Электрического  утёса  устроил  свою  небольшую  верфь  начальник  воздухоплавательной  команды, морской  офицер, лейтенант  Михаил  Иванович  Лавров  (1873  -  1904). В  команду  вошли  несколько  офицеров  и  14  нижних  чинов.
Ещё  в  Санкт  -  Петербурге  Лавров, сам  закончивший  Офицерский  класс  Учебного  воздухоплавательного  парка, подготовил  матросов  и  собрал  всё  необходимое  оборудование  для  Порт  -  Артурского  морского  воздухоплавательного  отдела. Однако, к  большому  сожалению, имущество, включавшее  оболочки  для  воздушных  шаров, подвесные  корзины, газгольдеры  и  пр., отправленное  на  пароходе  «Манджурия», не  дошло  до  Порт   -  Артура. Пароход  захватили  японцы. Лавров  приехал  в  Порт  -  Артур  когда  уже  начались  военные  действия, оказавшись  один  без  обученных  помощников  и  оборудования.

Долго  и  безуспешно  хлопотал  он  о  воссоздании  воздухоплавательной  команды  для города  -  крепости, убеждая  начальство  в  пользе  рекогносцировки  и  наблюдения  за  противником  с  помощью  воздушных  шаров  -  аэростатов. Японцы  же  непрерывно  -  днем  и  ночью  вели  разведку  укреплённых  районов  Порт  -  Артура  и  расположения  кораблей  эскадры, запуская  на  привязи  свои  воздушные  шары.
Только  активные  и  результативные  обстрелы  японской  артиллерии, корректируемые  воздушными  разведчиками, подтвердили  всю  важность  и  необходимость  предложений  Лаврова  по  осуществлению  воздушных  полётов  на  шарах.

Так, наконец,  появилась  нештатная  воздухоплавательная  команда  и  небольшая  верфь  по  созданию  воздушных  шаров, но  начальство  отказало  Лаврову  во  всякой  активной  помощи, предоставив  ему  самому  добывать  всё  необходимое  в  городе. Михаил  Иванович  со  своими  подчинёнными  ревностно  принялся  за  работу. Скупал  по  всем  магазинам  шёлк, даже  привлёк  жён  офицеров  гарнизона, чтобы  они  сшивали  его  длинными  сигарообразными  отрезками  для  оболочки  шаров. Построил  небольшой  газовый  заводик, но  многого  ещё  не  хватало, приходилось  выдумывать  и  экспериментировать, чтобы  получить  газ  -  водород, которым  наполняли  шары.
Лавров  возмущался: «Всё  есть  и  всё  можно  иметь, но  они  не  дают: мало  того, что  не  помогают, когда  сами  обещали, но  ещё  и  препятствуют  всеми  мерами! Целые  полтора  месяца  трудился  не  покладая  рук, довёл  дело  почти  до  конца. В  сущности, всё  готово  и  всё  сделано  из  ничего …  Теперь  нет  керосина, то  есть  не  дают, но  он  есть, и  нет  серной  кислоты, которая  тоже  есть… Не  обидно  ли  это?»

Начальство, наблюдая, либо  проходя  мимо  верфи  Лаврова, лишь  ухмылялось, называло  затею  и  потуги  воздухоплавателя  ненужными, а  трату  средств  и  сил  напрасными.

Но  два  сферических  шара, не  смотря  ни  на  что, всё  -  таки  были  готовы: один  большой, другой  поменьше, пробный. Назвали  их  «Попугай»  и  «Орёл».

Было  раннее  августовское  утро, в  воздухе  не  ощущалось  даже  дуновения  ветерка  с  моря.

«Ну, что, Николай  Николаевич,   -  обратился  Лавров  к  лейтенанту  своей  команды  Пелль,  -  рискнём  подняться  пока  тихо, и  погода  благоприятствует: при  ветре  наш  шар  не  очень  -  то  устойчив, а  сейчас, пожалуй, можно. Посмотрим, что  там  японцы  затевают.»

Офицеры  заняли  места  в  корзине, заработала  лебёдка, медленно  поднимая  шар  на  тросе.

«С  богом! Удачи!»  -  желали  воздухоплавателям  оставшиеся  на  земле.

11  августа  1904  года  М. Лавров  и  Н. Пелль  (1877  -  1941)  совершили  два  подъёма  на  высоту  200  м. Они  смогли  рассмотреть  за  хребтом  новое  укрепление  японцев, занесли  его  координаты  на  карту. По  этим  данным  броненосцы  двенадцати  дюймовыми  орудиями  накрыли  укрепрайон  плотным  огнём.
Однако, дальнейшие  подъёмы  шаров  Лаврова  больше  не  состоялись  из  -  за  отсутствия  химических  компонентов  для  производства  газа  легче  воздуха. А  осенью  японская  армия, заняв  северную  часть  Ляодунского  полуострова, замкнула  полукольцо  окружения  Порт  -  Артура, начала  штурм  господствующей  «Высоты  -  203»  -  горы Высокой.
М. И. Лавров  вместе  со  своей  воздухоплавательной  командой  был  направлен  для  её  обороны, где  получил  смертельное  ранение  шрапнелью, а  на  следующий  день  скончался  в  госпитале. На  Высокой  горе  в  тот  ноябрьский  день  вместе  с  Лавровым  пали  лейтенанты  Сиденснер, Быков  и  Постельников, мичманы  Бершадский, Флейшер, Соймонов, Алексеев, волонтёр  Сероштан.

Дело  замечательного  энтузиаста, морского  офицера  -  воздухоплавателя  М. И. Лаврова  продолжили  и  развили  после  войны  уже  другие, своим  упорством, верой  и  героизмом  восполняли  отсталость  и  реакционность  царского  режима, защищали  Родину.
В  1905  году  в  память  о  М. Лаврове  в  Севастополе  М. Н. Большев  собрал  воздушный  шар  «Лейтенант  Лавров».
ЧЕСТЬ  И  СЛАВА  ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯМ!

11  июля  2020  г.                Вячеслав  Прытков


Рецензии
Сколько ещё неоткрытых страниц в нашей истории! Читаю Ваши очерки, Вячеслав с удовольствием, открывая для себя новое. Спасибо.

С уважением

Анатолий Святов   22.07.2020 15:46     Заявить о нарушении
Уважаемый Анатолий! Признателен и благодарен Вам за интерес к моим морским историческим произведениям.Буду рад видеть Вас снова на своей страничке.Вячеслав.

Вячеслав Прытков   22.07.2020 17:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.