Макиавелли

Возрождение не дало ни одного значительного теоретического философа. Зато в области политической философии эта эпоха породила исключительно выдающегося мыслителя - Макиавелли (1469-1527).

Николо Макиавелли родился в столице Тосканы Флоренции.  Его отец, юрист, не отличался ни богатством, ни какими-то выдающимися качествами. Однако род, к которому принадлежал Николо, был хорошо известен. Его предки  в общей сложности тринадцать раз избирались на самую высокую должность в Республике: гонфалоньера (знаменосца справедливости), главы ее правительства. Пятьдесят три раза они становились приорами или синьорами, то есть представителями высшей городской магистратуры.
С семи лет Никколо начал штудировать азы латыни  и в 1481 году  уже писал сочинения на латинском языке. Однако скромные материальные возможности семьи не позволили ему поступить в университет.  Практические_навыки и ясный ум помогли ему благополучно выдержать конкурс на получение должности государственного служащего в Старый дворец — Палаццо Веккьё. В  1498 году (сразу после казни Савонаролы) Макиавелли был  назначен на далеко не второстепенную должность секретаря Синьоров, а спустя месяц он занял еще одну должность -  канцлера-секретаря Совета Десяти. Таким образом, ему пришлось держать в поле зрения и внутренние вопросы, и военные дела, а также вести переписку с представителями Республики за границей.

За четырнадцать лет службы Макиавелли написал более четырех тысяч служебных писем и донесений, десятки и десятки проектов законов, правительственных распоряжений, военных приказов. Он двадцать три раза выезжал в зарубежные командировки — «комиссии» и совершал бесчисленные поездки по своей стране. Ему давали почти невыполнимые дипломатические поручения при дворах французского короля, германского императора, итальянских князей, римского папы.  Исключительные способности, основательная профессиональная подготовка, дипломатический дар обострили умение Макиавелли распутывать причудливые клубки многослойных противоречий и интересов.

Кипучая политическая деятельность Макиавелли прервалась драматическими событиями осени 1512 года, когда окончательно пала флорентийская республика и к власти вновь (теперь уже надолго) вернулись Медичи.  По декретам новой медичийской Синьории Макиавелли лишили поста и права занимать какую-либо государственную должность. В довершение всех бед его обвинили в участии в заговоре против кардинала де Медичи (впоследствии папы Льва X), заключили в тюремный замок и подвергли пытке плетьми.

Оказавшись в конце концов на свободе,  Макиавелли поселился  в родовом «поместье» — стареньком домике в Перкуссине, неподалеку от Сан-Кашано и целиком посвятил себя литературному творчеству. 

Наиболее фундаментальный труд Макиавелли «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», начатый в 1513 году, был закончен в основном к 1519 году. (Опубликовали его уже после смерти автора, в 1531 году).  В содержательном отношении «Рассуждения» отличаются несомненным единством, ибо трактуют о трех взаимосвязанных и тематически близких проблемах: появлении и устройстве государства, его территориальном расширении и сохранении государственной власти. Именно с этих позиций Макиавелли детально анализирует знаменитый труд Ливия. Республиканский Рим в его глазах — это конкретный и одновременно идеальный пример, являющийся образцом для гражданского и политического устройства любого государства.

Любое государство, которое стремится к прочности, должно, по мнению Макиавелли, предусмотрительно закрепить необходимую и справедливую часть власти за каждым компонентом, ее составляющим.  Конституция должна предоставлять часть в управлении и государям, и знати, и народу: "Тогда эти три силы будут взаимно контролировать друг друга". Лучшая конституция та, что была установлена Ликургом в Спарте, ибо она воплощала наиболее совершенное равновесие; конституция Солона была слишком демократической и потому привела к тирании Писистрата. Хорошей была и республиканская конституция Рима, ибо она сталкивала сенат и народ. Макиавелли обращает внимание на противоречия между патрициями и плебеями, приведшие к раздроблению власти, на выборы плебейских трибунов, что укрепило Римское государство и сделало его более свободным.

Государство выступает гарантом справедливости, основных благ и самой жизни своих граждан.  Макиавелли был уверен, что для блага государства можно пойти на любые жертвы.  Так, Манлий Торкват предал смерти горячо любимого сына, нарушившего воинскую дисциплину. Для спасения и защиты Родины может оказаться приемлемым и обман, и жестокость. Эти и другие представления о государстве Макиавелли углубил в другом своем известном произведении – «Государе», которое было создано одним творческим порывом между июлем и декабрем 1513 года.  Как и «Рассуждения», «Государь» увидел свет уже после смерти автора в 1532 году.
Приступая к работе в начале вынужденного досуга, Макиавелли терзает себя вопросами, стараясь докопаться до основы, в чем состоят и откуда проистекают слабости политического строя, рожденного изгнанием клана Медичи и рухнувшего в свою очередь с их приходом, продержавшись какие-то восемнадцать лет.

Он пытался понять, каковы, если они вообще существуют, «универсальные» принципы, по которым должно управлять государствами? Почему Древний Рим имел на протяжении долгих веков республиканскую форму правления, а потом сменил ее на принципат? Какие законы Риму дали его первые законодатели, какого рода доблесть (virtu) людей поддерживала и укрепляла государственные формы на всем пути их развития?

Трактат состоит из двадцати шести глав, которые можно сосредоточить содержательно вокруг четырех основных тем: природы государства, организации и назначения милиции, личных качеств: добродетели, доблести и пороков главы государства, условий, в которых оказались современные итальянские государи. Автор исследует как центральную проблему различные виды государств: наследственные, вновь образованные и смешанные. При этом для него важно, какими путями — с помощью своего или чужого оружия, благодаря счастью, судьбе (fortuna) или доблести (virtu) — государство получают. От этого зависит его прочность: если государство наследственное, оно обычно прочно и, напротив, вновь приобретенное часто нестабильно.

Макиавелли рассматривает разные формы правления, поскольку государства могут управляться абсолютно полновластно, т.е. авторитарно, например, как империя Александра Великого в древности и современная ему Турция, или же «с помощью баронов», как это делается во Франции. Первые трудно завоевать, но легко сохранить, вторые легко приобрести, но трудно удерживать. Стабильность государственного режима, по Макиавелли, также зависит от того, учреждаются ли новые государства с помощью доблести (virtu) — Моисей, Тезей или благодаря судьбе (fortuna) — Цезарь Борджа.

Конкретизируя общие тезисы, Макиавелли дает развернутую характеристику политической обстановки, сложившейся в Италии в его время, и указывает на причины, по которым итальянские государи потеряли свои государства.

Макиавелли, несомненно, обеспокоен проблемой политического лидерства. Хотя формально «Государь» обращен к конкретному адресату, фактически он рассчитан на гипотетического «человека Провидения» (di fortuna), причем совсем не обязательно из «высших слоев общества». Наоборот, кандидат на роль политического лидера должен быть «popolare» — «народным». В принципе им мог стать любой итальянец, обладающий выдающимися личными качествами.

Чтобы помочь «новому государю» править целеустремленно и действенно, Макиавелли убеждает, что необходима только одна политика — реалистическая и решительная, требующая сплотиться вокруг того государя, который знает цель и не останавливается перед необходимыми средствами. Если цель исторически прогрессивна, национально оправданна, решает основную проблему эпохи, устанавливая «порядок, в котором можно спокойно двигаться, работать, действовать», то народ «забывает» средства ее достижения. В "Князе" весьма откровенно отвергается общепринятая мораль, когда речь заходит о поведении правителей. Правитель погибнет, если он всегда будет милостивым; он должен быть хитрым, как лиса, и свирепым, как лев. Одна из глав (XVIII) названа: "Как князья должны держать свое слово". Здесь мы узнаем, что они должны держать слово только в том случае, если это выгодно. В случае же необходимости князь должен быть вероломным. "Однако необходимо уметь хорошо скрыть в себе это лисье существо и быть великим притворщиком и лицемером: ведь люди так просты и так подчиняются необходимости данной минуты, что кто обманывает, всегда найдет такого, который даст себя обойти. Об одном недавнем примере я не хочу умолчать. Александр VI никогда ничего другого не делал, как только обманывал людей, никогда ни о чем другом не думал и всегда находил кого-нибудь, с кем можно было бы это проделать. Никогда не было человека, который убеждал бы с большей силой, утверждал бы что-нибудь с большими клятвами и меньше соблюдал; однако ему всегда удавались любые обманы, потому что он хорошо знал мир с этой стороны. Итак, нет необходимости князю обладать всеми описанными выше добродетелями, но непременно должно казаться, что он ими наделен".

Долгая дипломатическая практика и богатый политический опыт убедили Макиавелли в политической несовместимости итальянских государств, руководимых аристократическими родами Медичи и Сфорца, венецианскими и генуэзскими дожами, неаполитанскими королями. Его точка зрения строго реалистична: не олигархическая республика и не конфедерация таких республик, распространяющаяся на всю Италию, а региональные абсолютистские государства типа созданного на основе Флорентийской республики Великого герцогства Тосканского. Это была единственно верная, прогрессивная форма, гарантировавшая Италии в XVI—XVII веках относительную политическую самостоятельность и экономическое развитие.

Итальянский региональный абсолютизм XV—XVI веков, противостоявший централизованным державам Европы, мог «выжить», только разработав новые формы политического руководства и более эффективные методы управления.  На примере отдельных тираний, республик, монархий Макиавелли показал, как использовали политическую власть Чезаре Борджа, «отец отечества» Козимо Медичи, Пьеро Содерини. За этими широкими исследованиями скрывались попытки не только найти новый тип политического деятеля, определить роль личности в истории, но и выявить пределы власти, сформулировать закономерности политического режима и заложить основы политического искусства в новых условиях.

Главным героем "Князя", которому Макиавелли расточает величайшие похвалы, является Чезаре Борджа. Последний, как известно, задался трудной целью: во-первых, убив собственного брата, одному пожать плоды династического честолюбия своего отца; во-вторых, силой оружия завоевать от имени папы территории, которые после смерти Александра VI должны были стать собственностью не папского государства, а самого Чезаре; в-третьих, обработать коллегию кардиналов, чтобы следующим папой стал его друг. Макиавелли, которому была известна вся подноготная преступлений Чезаре, заканчивает так: "Подводя итог делам герцога [Чезаре], я не мог бы упрекнуть его ни в чем; наоборот, мне кажется, что его можно, как я это сделал, поставить в пример всем, кто достиг власти милостью судьбы с помощью чужого оружия".

Конспекты по истории культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190


Рецензии
Интересно, а почему имя Макиавелли стало нарицательным символом лицемерия, коварства, изощренного ума? Разрабатывает потихоньку человек универсальные способы правления, пытается построить какую-то схему...это и до него делали. Насколько я поняла все основывается на законе Цель оправдывает средства ? Значит руководитель государства для него вне нравственности и морали?

Валентина Пескова   19.07.2020 17:48     Заявить о нарушении
Насколько я понимаю, до него это все-таки не делали. Правителей обличали с точки зрения христианской морали или восхваляли с тех же позиций. Макиавелли первый посмотрел на "реальную" политику без всяких моралистических очков. Ее приемы он не только правдиво описал, но и одобрил. Поэтому его тоже причисляют к "гуманистам" (вместе с Пико делла Мирандолой, Мором, Эразмом и др.). Гуманисты изменили самооценку человека, обозначили его самоценность. Но гуманизм имел две стороны - со знаком "плюс" и со знаком "минус". К последнему многие как раз и относят Макиавелли. "Хотите узнать, как ведут себя люди, освободившиеся от всякой религиозной морали? - спрашивают они. - Тогда читайте "Государя"!"

Константин Рыжов   20.07.2020 06:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.