Глава xxiii неожиданное

***

Русские привыкли к неожиданностям.

Э.Ремарк



Через несколько минут в кабинет вошёл мужчина с голубыми глазами, который спас меня от ужасного падения с лестницы.

- Рад, что оказался здесь и сейчас.

- Я так понимаю, что теперь моя очередь помочь вам?

- Очень на это надеюсь. Владимир, - представился мой спаситель, а теперь еще и клиент.

- Елена, - коротко ответила я.

Мы молча смотрели друг на друга. Я ждала, когда он расскажет о своей проблеме. А он просто изучал меня. Процесс затянулся, и я попросила Женю принести нам чаю.

- Владимир, вы будете чай или кофе?

- Воды, пожалуйста, если можно.

Через пять минут Женя внесла поднос, где стояла чашка чая без кофеина, но с лимоном, для меня. И бутылочку родниковой воды и стакан для Владимира. "Кажется он волнуется", - подумала я, наблюдая,как нервно он пьет воду. С виду совершенно уверенный в себе человек. Успешный и раскованный. Сильный к тому же. Вспомнила о его крепких руках. Так что же у него за проблема?

- У моего сына подозревают синдром Аспергера*. Сегодня я пришёл без него, чтобы проконсультироваться и узнать сможете ли вы нам помочь.

Это впервые в моей практике, что приходит отец, а не мать или бабушка. Обычно проблемами детей в семье занимаются женщины. Но, возможно, у них нет мамы.

- Жена считает, что сыну не нужна особая помощь. Она хочет, чтобы сын учился в специальном интернате. Но я против. Я считаю, что иногда лучше домашнее обучение. По крайней мере, начальное образование можно получить дома.  У нас есть для этого средства. До этого, мы делали всё, как было комфортно сыну. Но теперь надо как-то помочь ему общаться с другими людьми, не вызывая отторжения и агрессию. 

- Да, я понимаю о чём вы говорите. У меня небольшой опыт работы с детьми. Это не мой профиль. Но мы можем попробовать. Сначала проведем тест, чтобы узнать есть ли у вашего сына эта особенность. Кстати, кто предположил этот синдром?

- Мы отдыхали во Франции и у него заболел живот. Мы обратились к семейному доктору наших друзей. Вот он и предположил это, пообщавшись с нашим сыном.

- Расскажите мне о мальчике, пожалуйста.

- Его зовут Михаил. В честь моего деда. Ему шесть лет.  Его интересует всё о динозаврах. Он их даже коллекционирует. И расставляет на полках в алфавитном порядке, - я кивнула в знак понимания. Да это очень показательная вещь для таких детей - коллекционирование. Но родителям повезло, что это игрушечные динозавры, а не щетки для унитазов. Такой пример приводил Тони Эттвуд*.

- Еще он требует соблюдать определенные правила в распорядке дня, в еде и других вещах. А что за тест, который вы упомянули? 

- Его разработал специалист в этой области - Тони Эттвуд. Тест диагностический. И отвечать на него придется вам. 

- Хорошо. Если можно, то мы придем завтра.

- Буду вас ждать. Секретарь назначит вам время. До свидания, - сказала я, провожая клиента до двери.

Если у мальчика есть синдром, то от его родных потребуется очень большое терпение, гибкость и любовь. Не все готовы на жертвы, которых требует присутствие такого члена семьи. Самый легкий путь - отдать ребенка в специализированное учреждение. Многие, увы, предпочитают именно его. Но как я могу судить их за это? 

Остаток дня я искала различные материалы по этому аутическому расстройству. Однако каждый случай требовал особого подхода к проблеме. Завтра я познакомлюсь с Мишей, и тогда всё станет яснее.

***

Иногда мне казалось, что внутри у Кирилла есть барометр, который определяет мое состояние. Только я села в машину, Кир поцеловал меня, и тут же последовал вопрос: " Ты чем-то огорчена?" Хотя я весело улыбалась и ничем не отличалась от обычной Лены, у которой позади был рабочий день.

- Что, так заметно? - удивилась я.

- Да нет. Внешне не заметно, если ты об этом. Но я ведь тебя чувствую, - спокойно ответил муж.

Куда деваться? Пришлось рассказать о Владимире и его сыне, которого увижу завтра. 

- Может быть, не стоит этим заниматься, если тебя это так огорчает? - осторожно спросил Кир. Он, конечно, понимал, что значит такой диагноз. И понимал меня, как врач. Но говорил сейчас, как муж, у которого беременная жена. 

- Если это действительно окажется тяжелым для меня, то я порекомендую им другого специалиста, - успокоила я Кирилла.

Мы поехали к Алексею Алексеевичу. Пока  Кирилл готовил нам ужин, я обсуждала с профессором синдром Аспергера.  

- У меня, Леночка, нет особого опыта в этом направлении. Но я много читал об этом. К сожалению, у нас мало специалистов в этой области. Есть общественные организации, которые помогают таким людям. И это уже большой прогресс.

- Алексей Алексеевич, как определить, что это именно этот синдром, а не другое аутическое расстройство?

- Таких признаков довольно много. Они описаны у Эттвуда.

- Да, я хочу использовать его тест. Но есть же какие-то основные признаки.

- В первую очередь, думаю, что это наличие ритуалов и приверженность рутине. Потом речь. Она более формальна и буквальное понимания оборотов речи. Им не хватает способности проявлять эмпатию, Проблемы с невербальной коммуникацией. Неуклюжесть. 

- Большое спасибо. Теперь я буду чувствовать себя уверенней. Если честно, то меня немного пугает завтрашняя встреча. Справлюсь ли я?

- У вас всё есть для этого, Лена. Вы справитесь.

В комнату вошел Кирилл с дымящимся блюдом. За сорок минут он приготовил изумительный узбекский плов.

- Да вы кулинар, Кирилл, - с уважением произнёс профессор.

- Это моё хобби. Помогает снять стресс после рабочего дня.

- Очень полезное увлечение, - сказал Алексей Алексеевиx и вопросительно взглянул на меня.

- Нет. Не моё. Хотя могу иногда приготовить что-то, если есть вдохновение, - выдала я своё признание. - У меня нет хобби. Но есть разные увлечения, - добавила я, стараясь как-то реабилитироваться в глазах мужчин, которые с интересом уставились на меня.

В машине я закрыла глаза. Весь вечер меня не покидало чувство дискомфорта. И наконец я поняла его причину. Впервые у меня был секрет от мужа. Я не рассказала ему о том, как Владимир спас меня.



________________  - _________________

*Синдром Аспергера - общее (первазивное; англ. pervasive "обширный, глубокий, распространённый") нарушение психического развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От детского аутизма (синдрома Каннера) он отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом сохраняются. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью.

* Энтони Эттвуд -  британский психологом, известен своими работами о синдроме Аспергера . Он проживает в штате Квинсленд , Австралия. Является профессором  университета Гриффита. 


Рецензии