Шмемановщина появилась не на пустом месте

К 35-летию со дня кончины протопресвитера Александра Шмемана

13 декабря исполняется 35 лет со дня кончины протопресвитера Александра Шмемана. К этой дате наши коллеги с православных сайтов готовят либо пасквили, либо панегирики – в зависимости от того, на какой идейной платформе стоит соответствующее издание.
 
Пользуясь случаем, позволю себе поделиться теми мыслями, которые были озвучены во время встречи «Балканского клуба» с сербской православной общественностью Белграда в Доме Писателей Сербии полтора месяца назад, 23 октября 2018 года.
 
На той встрече мы говорили о том, что конфликт с Константинопольским патриархатом может привести к тому, что наши братья во Христе, условно говоря, настроенные проконстантинопольски, будут являть собою воплощение духа «шмемановщины».
 
Накануне поездки в Белград я проговаривал эти аргументы своим друзьям из Киева. И их очень покоробило то, что имя прот.Александра Шмемана преподносилось в таком не очень приглядном контексте. Тогда я понял, что нужно подробнее остановиться на этом вопросе и постараться сформулировать проблему как можно более сжато и по возможности без оценочной лексики.
 
Вот, какой текст получился в результате аккуратных дискуссий с моими друзьями, искренне почитающими о.Александра Шмемана:
«Дневник» прот. Александра, который всегда используется в качестве источника цитат для пасквилей, я читал 3 раза. Первый раз просто как книгу. Второй раз – с красным карандашом инквизитора. Третий раз – уже совсем иными глазами. Ко времени третьего прочтения мне довелось проработать и «Дневник» матушки Иулиании Шмеман, и многое другое.
 
Положа руку на сердце, пришлось признать, что прот. Александр во многом был прав.
 
У нас часто ругают его за американский патриотизм и за нападки на РПЦЗ. Но если разобраться, то причина любви к Америке коренилась отнюдь не в некой форме смердяковщины, а совсем в ином.
 
Во-первых, прот.А.Шмеман демонстрировал своё искреннее воодушевление Америкой именно потому, что он перебрался из Франции, которая была воплощением не только безбожия, но и открытой чёрной неблагодарности по отношению к русским беженцам - людям второго сорта. В Америке Шмеман не просто почувствовал себя полноправным членом общества, но и смог потрудиться на ниве Христовой.
 
Далее. Его выпады против эмигрантов первой волны и того духа, который царил в РПЦЗ, были обусловлены тем, что РПЦЗ – наряду с приходами Греческой, Сербской и пр. диаспорами Православных Церквей в Америке - были, по сути, клубами, объединяющими представителей той или иной национальности.
 
Прот.А.Шмеман пытался заложить основы Церкви, которая – по замыслу его единомышленников – могла бы вернуть Православию тот универсализм, который был утрачен после Великого Раскола и событий Реформации/Контрреформации.
 
Но в замыслах всё выглядело хорошо, а на практике мы видим, что когда опыт Православной Церкви в Америке переносится в национальные поместные Церкви – что в СПЦ, что в РПЦ, то получается просто демонстрация фронды и вызывающее неообновленчество.
 
Отчасти это связано с тем, что «шмемановцы», выступая против того, что им виделось в православной обыденности рутиной, околоцерковным обрядоверием и т.д., вместе с водой выплеснули и ребёнка. Вопросы поставили, вроде бы, верные. А вот ответы получились в духе лютеранства. Т.е. было отвергнуто то, что составляет существо Добротолюбия.
 
И вот как раз восприятие самой сути спасения через то осмысление, которое даёт нам Добротолюбие, видится, например, мне в качестве святоотеческого пути спасения.
 
И то, что мы теперь – по прошествии десятилетий – убедились в том, что внешнее в жизни Церкви – это нередко вовсе не «шелуха», обусловленная культурными формами конкретных эпох, но броня, тогда - для энтузиастов «евхаристического возрождения» - было совсем неочевидно.
 
Шмемановцы выступили против тех наших братьев, которые тщательно исполняют предписания церковные, но, быть может, не всегда за деревьями видели лес. Однако, при этом, увидев «лес», шмемановцы пренебрегли выработанной в православной Церкви аскетической традицией, позиционировав эту традицию в качестве «клиники, пути к прелести и фарисейству».
 
И незаметно для себя сами пошли по неверному пути.
 
Однако говорить обо всём этом следует, на мой взгляд, спокойно, погасив факела и отложив в сторону осиновые колья, заботливо заготовленные заранее.


Рецензии