Добро и зло в понимании Фромма
Гуревич П.С.
Пожалуй, что Фромм не даёт чёткого и однозначного представления и понимания добра и зла. В его книгах отсутствует дух морализаторства.
В его идеях делается акцент на понимание того, что человек может стремиться к жизни и делать соответствующие поступки, а может стремиться к смерти, и тогда его поступки будут мотивированы совсем другими чувствами.
Стремление к жизни он называет БИОФИЛИЕЙ, стремление к смерти - НЕКРОФИЛИЕЙ.
Выбор состоит лишь в том, насколько правилен твой поступок по отношению к жизни и созиданию и как он соотносится с тем, к чему были направлены твои устремления.
Один и тот же внешний поступок у разных людей может быть продиктован совершенно противоположной мотивацией. Только сам человек может знать, чем замотивирован тот или иной его поступок, если человек не отчуждён от самого себя и достаточно хорошо себя знает. В противном случае, сам человек может обманываться в отношении своих поступков.
Он вполне может думать, что он влюблён и хочет счастья женщине, хотя на самом деле это всего лишь жажда обладания, утверждения своей власти, тщеславие и самоутверждение.
Любой поступок, кажущийся большинству людей благородным и честным, на самом деле может быть абсолютно эгоистичным и корыстным.
И наоборот, поступок, внешне кажущийся непристойным и предательским, может быть продиктован благородными побуждениями и любовью к ближнему.
Например, мужчина, не желающий разрушать благополучную семью, устраняется, несмотря на искреннюю любовь к женщине.
Отношение и оценка поступка, как к доброго или злого, на основании только поверхностного суждения, не имея информации о мотивах данного поступка, может быть ошибочным.
Свидетельство о публикации №220071100937