Добро и зло в понимании Фромма

Пророк далеко не всегда провозглашает нечто новое. Для него существенно другое - верность собственным заповедям.

Гуревич П.С.

Пожалуй, что Фромм не даёт чёткого и однозначного представления и понимания добра и зла. В его книгах отсутствует дух морализаторства.

В его идеях делается акцент на понимание того, что человек может стремиться к жизни и делать соответствующие поступки, а может стремиться к смерти, и тогда его поступки будут мотивированы совсем другими чувствами.

Стремление к жизни он называет БИОФИЛИЕЙ, стремление к смерти - НЕКРОФИЛИЕЙ.

Выбор состоит лишь в том, насколько правилен твой поступок по отношению к жизни и созиданию и как он соотносится с тем, к чему были направлены твои устремления.

Один и тот же внешний поступок у разных людей может быть продиктован совершенно противоположной мотивацией. Только сам человек может знать, чем замотивирован тот или иной его поступок, если человек не отчуждён от самого себя и достаточно хорошо себя знает. В противном случае, сам человек может обманываться в отношении своих поступков.

Он вполне может думать, что он влюблён и хочет счастья женщине, хотя на самом деле это всего лишь жажда обладания, утверждения своей власти, тщеславие и самоутверждение.

Любой поступок, кажущийся большинству людей благородным и честным, на самом деле может быть абсолютно эгоистичным и корыстным.

И наоборот, поступок, внешне кажущийся непристойным и предательским, может быть продиктован благородными побуждениями и любовью к ближнему.

Например, мужчина, не желающий разрушать благополучную семью, устраняется, несмотря на искреннюю любовь к женщине.

Отношение и оценка поступка, как к доброго или злого, на основании только поверхностного суждения, не имея информации о мотивах данного поступка, может быть ошибочным.


Рецензии