Творчество сына Филлипино Липпи

      Филиппино Липпи. Автопортрет. Прато 1481-1482,фреска.Санта Мария дель Кармине, часовня Бранкаччи

      Филиппино Липпи (Filippino Lippi1457/58—1505)  – флорентийский художник медицейского круга, самый талантливый из учеников Сандро Боттичелли, в некоторых аспектах, как считает ряд исследователей, даже превзошедший своего учителя.

     В истории раннего итальянского Возрождения,  было два человека с одинаковым именем Филиппо Липпи – отец и сын. Поскольку тот и другой были живописцами знаменитыми и искусными, чтобы их не путать, младшего стали называть его детским, уменьшительным именем – Филиппино.

     Филиппо Липпи-младший родился около 1457—1458 года в тосканском городе Прато, в семье художника Фра Филиппо Липпи и Лукреции Бути. Рано лишился отца(ему было 12 лет) учился живописи у Фра Диаманте, развивался далее под влиянием Сандро Боттичелли и отцовских произведений.

     Между творческой манерой Ботичелли и Филиппино Липпи гораздо больше общего, чем у последнего – с манерой его отца. Творчество старшего Липпи, крупнейшего художника кватроченто, – жизнерадостно, полнокровно, в чем-то даже наивно-бесхитростно, и в этом его сила. Филиппино по манере гораздо более утонченный художник – но и более кризисный.
   
     С Боттичелли его роднит лирическое восприятие действительности, тонкая грусть, волнистые ритмы. Удивительно, но они даже на собственных автопортретах похожи – Сандро и Филиппино. Красивые и задумчиво-серьезные юноши с тонкими чертами. А о том, чьей же кисти принадлежат некоторые картины (например, «Портрет молодого человека» из Национальной галереи искусств, Вашингтон) – Боттичелли или младшему Липпи – дискуссии ведутся до сих пор.

     По характеру своего творчества Филиппино прямо примыкает к Боттичелли, но проявляет сравнительно с ним ещё более значительный талант, ещё большую смелость. Для его произведений характерен сильный драматизм в сочетании со свободой и виртуозностью в группировке фигур и рисунке их движений.

     Одной из первых значительных картин Липпи стало «Видение Богородицы св. Бернарду» для флорентийской церкви Бадиа. Филиппино быстро сделал себе имя, и в начале 80-х годов XV ст. именно его приглашают дописать фрески Мазаччо для культового объекта – незаконченной капеллы Бранкаччи.

      С конца 1480-х и до начала нового XVI века Филиппино Липпи с перерывами расписывал фресками капеллу Филиппо Строцци флорентийской церкви Санта Мария Новелла, отлучаясь в Рим, чтобы работать над часовней Караффа собора Санта Мария Сопра Минерва. Заказов поступало много. Его работы отсылались в Геную и Болонью. Король Венгрии Матвей лично требовал, чтобы его изобразил Филиппино Липпи.

     Филиппино, в отличие от своего отца, блудника, бражника и задиры, был человеком на редкость любезным, учтивым и приветливым. Жизнь вел скромную и приличную, чем во многом смог загладить в общественном мнении грехи Филиппо.

 К числу ранних и отличнейших работ Липпи по части стенной живописи принадлежат фрески, которыми он довершил украшение капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, во Флоренции, начатое Мазолино и Мазаччо: «Изведение апостола Петра из темницы», «Воскрешение царского сына», «Апостолы Пётр и Павел пред проконсулом» и «Мученическая смерть апостола Петра». Сюда же можно отнести и картину «Поклонение волхвов», хранящуюся в галерее Уфицци во Флоренции.

 Станковые картины Липпи не особенно многочисленны, хотя и встречаются в некоторых музеях и флорентийских церквах. Известны такие его живописные произведения, как «Явление Богоматери св. Бернгарду», большой алтарный образ в церкви Бадиа во Флоренции и «Мадонна с предстоящими ей святыми Иеронимом и Домиником» в Лондонской Национальной галерее. Две работы Липпи есть в Эрмитаже: «Поклонение младенцу Христу» и «Благовещение».
 
       Последней работой Филиппино Липпи стал алтарь в монастыре Аннунциаты. Вазари пишет, что начатые фигуры Липпи написал лишь по пояс – дальше не успел, «застигнутый жесточайшей горячкой и той болезнью горла, которая в народе именуется жабой». Трудно на основании этой записи определить болезнь, свалившую с ног 45-летнего Филиппино, в апреле 1505 года, художника не стало.

    Дети похоронили его в церкви Святого Михаила Бисдомини. Флоренция отдала Филлипино дань уважения тем, что в день его похорон в городе в связи с трауром были закрыты все художественные мастерские.


Рецензии