Управляемый хаос в Америке выгоден всем игрокам

Разделить и разнуздать - чтоб взнуздать и властвовать

Мы продолжаем публиковать тексты, входящие в цикл бесед с профессором Браунского Университета (Род Айленд, США) Владимиром Гольштейном, посвящённые проблеме нынешнего кризиса в Соединённых Штатах.

Павел Тихомиров: Уважаемый профессор, в Америке недавно попал од запрет фильм «Унесённые ветром». Фильм этот давно почитается в качестве классики искусства ХХ века. У вас там что, энтузиасты мультикультурности и толерантства не понимают, что превращая США в какую-то совершенно оруэлловскую карикатуру, они, на самом деле, выставляют свои идеалы толерантности на посмешище?

Что вообще происходит с американцами?

Владимир Гольштейн: О связи между неврозами, экономическим упадком и страхом заразы.

Разные антропологические теории, Рене Жирара в частности, говорят нам о том, что страхи и неврозы, - вызванные экономической, политической, или медицинской причинами - выражают себя в страхе перед заразой, инфекцией, грязью, и реальными, а чаще вымышленными источниками этих инфекций.

Так было в средние века, когда эпидемия чумы вызывала погромы всех, кого фантазия и страхи назначали в козлов отпущения.

Так было и в нацистской Германии, и безумным страхом или ненавистью к евреям, цыганам, большевикам и всем, кто разлагает и отравляет немецкие тело и дух.

Но, я думаю, мы можем перевернуть эту уравнение. Чем больше страхов перед «другим», чем истеричнее обвинения;чем хуже экономическая ситуация, тем быстрее средний класс теряет почву под ногами. При этом, среднему классу Америки очень трудно признать какие бы то ни было поражения или неудачи, ибо американцы воспитаны на вере в себя и оптимизме. Поэтому, по их разумению, плохо бывает другим, у вот уних все хорошо. А если и есть проблемы, то мы их поведаем бутылке, наркотикам, или своему психиатру. И больше никому.

Поэтому, серьезным экономическим анализом, изучением результатов глобализма и корпоративного капитализма никто заниматься не хочет. Проблемы тем не менее остаются, поэтому и происходит психологическое замещение.

С этой перспективы, Ковид19, является настоящим подарком, этаким громоотводом. Во всем виноват вирус и те кто его распространяет: китайцы, иностранцы, старые, молодые. Те, кто не носит масок, те, кто не моет рук, те, кто не соблюдает дистанцию. В Америке стало легко определять человека среднего класса. Те, кто тебе на улице улыбается, как правило, бедные или представители разных меньшинств. А вот представители среднего класса отворачиваются в гневе и смотрят волком из под своих масок-намордников.

Именно поэтому представители среднего класса начали свой очередной крестовый поход за чистоту. Надо мыть, скрести, вытирать, и полировать, пока не домоешься до богатства, здоровья и стабильности.

А вдобавок возникла новая истерика, ибо, как видно, предыдущей недостаточно, чтобы воплотить все страхи.

Истерика, вызванная расизмом.

В ход пошел поиск настоящих и вымышленных расистов, из прошлого и будущего, тайных и явных. Этих расистов надо немедленно обнаружить и обезвредить, как опасную бациллу. Подобно страху перед вирусом, который могут разносить люди без симптомов, в дело пошел страх перед расистами, которые сами не знают, что они расисты.

Больше того, когда людей стало не хватать в ход пошли памятники.

И естественно, после этого настало время нападать на «мертвых белых мужчин» (dead white men) - главных источников всего зла, новых козлов отпущения.

Поэтому и не удивительно, что запрещаются фильмы и книги разных«сомнительных» авторов, которые имели ошибку не атаковать расизм с неистовством сегодняшних политкомиссаров, неважно, когда и где эти авторы жили.

В этих атаках, наиболее ясно проявляется тот фундаментальный факт, что козлами отпущения являются те, на кого большинство проецирует свои собственные грехи и недостатки. Вместо того, чтобы смотреть в зеркало, люди предпочитают указывать пальцем. Поскольку проблемы среднего класса при сегодняшней экономике глобализма и зарвавшейся жадности новых олигархов только будут усугубляться, я уверен, нам еще предстоит много новых безумий, истерик, и поисков козлов отпущения.

Все недавние атаки на Россию и русских, которые вмешиваются в выборы, или отравляют потоки информации, или засоряют мозги невинным западным людям, были первым симптомом этой глубокой, и, по-видимому неизлечимой болезни.

П.Т.: Владимир, то, что на коронавирус спишутся все наши глобальные экономические проблемы – всё это было ясно ещё месяца три назад, когда всепланетное коронобесие только начиналось. Причём люди так устроены, что они и не вспомнят потом, что кризис начался задолго ДО коронавируса. Нет. В сознаниях уже сейчас выстроился другой хронологический ряд: вначале, якобы был вирус, а потом – кризис. Потом, значит, вследствие. Эта простейшая манипуляция срабатывает.

Но сейчас хотелось бы обратить внимание на другое.

Получается так, что представители Среднего класса Америки поверили в то, что нынешние беспорядки являются следствием недостаточной толерантности. И они, эти представители Среднего класса, теперь должны доказать «униженным и оскорблённым», что отныне всё будет не так.

Но ведь мы в России это уже проходили!

Конец XIX - начало XX века – это же время какого-то тотального ослепления, поразившего образованный слой Российской империи, когда Судами Присяжных оправдывались вопиющие случаи разбоя, совершаемого представителями «угнетённых классов».

Неужели американцы, целующие ботинки хулиганам, не понимают, чем всё может закончится в самом обозримом будущем?

В.Г.: Сравнение с судами присяжных абсолютно точное. Об этом ещё Достоевский писал. О волне помилований за самые жестокие преступления. И видел в этом именно отсутствие гражданского чувства. В отличие от старой доброй Англии, где люди имели христианское сострадание в добавок к своему чувству государственной ответственности.Поэтому присяжные в Англии, при всей своей жалости, чувствовали необходимость наказать именно потому, что отсутствие наказания разлагает. Теперь все поменялось,

П.Т.: Можно сказать так: чувство гражданского патриотизма вошло в конфликт с чувством, которое воспринималось как проявление ценностей, более высоких в духовно-нравственной иерархии. Это – тема очень сложная и небезопасная. Потому что гражданский патриотизм не может быть абсолютной ценностью. Ведь бывают преступные режимы. И человек, демонстрируя нечто антигосударственное, может таким образом демонстрировать своё диссидентство. Несогласие с той системой ценностей, олицетворением которой является актуальная власть родной страны.

Но ведь должно же быть какое-то чувство самосохранения.

Можно не только «назло бабушке уши отморозить», можно тайно открыть ворота и впустить в крепость варваров, которые потом перебьют вместе с «сатрапами» и ни в чём не повинных обывателей.

В.Г.: Ну вот русские либералы так в 19 веке и поступали. Читал про Андрея Белого, что он был арестован, за то, что подговаривал местных крестьян, чтобы они разграбили поместье его отца. А то, что его могли бы «ножичком полоснуть», - он как то не подумал.

П.Т.: А американцы, которые сейчас соревнуются в акциях покаяния, - не боятся, что завтрашние США превратится в сегодняшнюю ЮАР?

В.Г.: Не думаю. Тут совсем другая история и традиции. Я давно заметил, что в Америке всё – как маятник: то в одну сторону перегиб, то в другую. Всё-таки, тут – белых большинство, не так, как в Южной Африке. Но что будет – мне кажется – экономический закат.

Закат – причина, а все остальные вывороты – следствие.

П.Т.: Владимир, безусловно, одним из поводов к старту этого, пардон, «негромайдана», этого управляемого хаоса, являются причины, лежащие в области экономики. Но, думаю, и без нас хватает людей, оперирующих марксистским контекстом.

Полагаю, что тем немногим читателям наших бесед было бы интересно попробовать встроить происходящее сегодня в Америке в иные контексты.

Вот в прошлый раз мы говорили об особенностях американской религиозности. Сейчас провели некоторые параллели с психологией Русских интеллигентов конца XIX века.

Возможно, чтобы лучше понять душу современного американца, пытающегося найти ответы на Главные Вопросы, нам, неамериканцам, стоит внимательнее вчитаться в Сэлинджера.

Ведь этот мыслитель в чём-то напоминал кумира Русских интеллигентов конца XIX века – позднего Л.Н.Толстого.

Мы видим мучительный поиск ответов на Главные Вопросы. И - в то же самое время – тотальное недоверие к Церковной Традиции. И дело тут, на мой взгляд, не в Церкви Христовой, а в том, как интерпретирована была эта Традиция в предреволюционной России и в Америке второй половины ХХ века. Совестливые Американцы – вслед за Совестливыми Русскими интеллигентами – ответы на Главные Вопросы ищут где угодно, но не в Христианстве.

Ответы ищутся в плоскости социальной квазирелигии «защиты прав человека».

Дальше всё идёт по накатанному – преступники ни в чём не виноваты, их, дескать, «среда заела». Вот сейчас среду подкорректируем, и всё будет хорошо, и наша совесть не будет нас обличать…

Да только у нас 100 лет назад это всё закончилось тем, что благодетели обездоленных не смогли отсидеться, «крепко заперев за собой дверь».

Хватит ли у Америки запаса прочности?

В.Г.: Интересная мысль, и кстати, я сам об этом сегодня думал. Думал о том, что эта фиксация на идентичности: национальной, расовой, религиозной или какой-нибудь другой, как раз и приводит к распаду общества. Вспомним, как распался Советский Союз, ставший жертвой национальной самоидентичности, который как раз и насаждали Ленин и Сталин. Основанные на трансцендентной религии чувства родства и братства были забыты. Зато в ход пошли как раз те силы, которые и приводят к «разделяй и властвуй».

П.Т.: Ну, национальная политика позднего Сталина, всё-таки, отличалась от ленинской, но аналогия понятна.

Сегодня мы видим, что американцев усиленно разделяют и способствуют разнузданию достаточно широких масс населения, чтобы потом взнуздать и властвовать.

Получается так, что бунт этот случился к обоюдной выгоде главных политических игроков.


Рецензии