Мы внимательно прочитали Ваши расказы

«… Мы внимательно прочитали Ваши расказы… Вам надо учиться литиратурному мастерству, больше работать над формой, совершенствовать стиль...».

Литературный дневник от 12 июля 2020 года

В заголовке не опечатки – это «сохраненный стиль» литературной рецензии. :-)  Читаю рукопись книги М.М. Рябий «Пока душа ещё жива…» Штрихи к творческому портрету Дмитрия Мизгулина». Очень понравился фрагмент о литературных критиках, об отношении к начинающим авторам. Далее – большая цитата.
«…В продолжение этой темы добавлю – бывает и «наоборот» с этой самой критикой! – и тогда писателя ругают и делают козлом отпущения за все его прегрешения, существующие и несуществующие. По этому поводу в адрес литературной критики совершенно справедливо заметил Александр Сергеевич Пушкин: глупость осуждения не столь заметна, как глупая хвала. Спустя столетие, в советское время, когда многих успешных писателей порождали директивы, наша критика именно этот опыт взяла на вооружение, потому-то не редкостью было критиканство по заказу «сверху» или «сбоку»…
Как это «сбоку»? А вот как!
Прозаик, член СП СССР Анатолий Шавкута поведал в интернете, как в советскую эпоху он учил зарабатывать деньги на рецензиях молодого автора, некоего Кукушкина. Писатель раздобыл для начинающего «критика» где-то стандартный текст ответа из редакции. За каждый ответ журнал платил по рублю рецензенту. За ночь можно было накатать 50-60 отписок. (В 1970-х годах 50 рублей были хорошие деньги, бутылка «Столичной» стоила 4 руб. 12 коп.). Рецензент был страшно доволен дурному заработку, брал рукописи домой, подключал к работе жену и тёщу. Все авторы получали ответ рецензента на свои произведения, не подозревая, что их опусы никто не читает. Однажды и сам Анатолий получил письмо из редакции журнала. Печатный текст за размашистой подписью рецензента гласил (полностью сохраняем текст письма):
«Уважаемый товарищь!
Мы внимательно прочитали Ваши расказы. Человек Вы безусловно способный, но Вам надо учиться литиратурному мастерству, больше работать над формой, совершенствовать стиль. Советуем посещать какое-нибудь литиратурное объединение. Желаем Вам успехов!
Рецинзент Кукушкин А. В.»
Дмитрий Мизгулин в «Ночniке» рассказал о собственном опыте получения рецензий. В молодости в течение девяти лет он сталкивался с редакторской «дружелюбностью» в попытке выпустить первую книжку стихов. А ведь с первым поэтическим сборником «Неоновое небо» читатели могли бы познакомиться ещё в 1983 году! Именно тогда он наткнулся на рецензентов вроде А. В. Кукушкина. Они «катали однообразные тексты рецензий примерно на полторы машинописных страницы – с размашистой подписью внизу (ещё на полстраницы). Текст, примерно, был такой: надо работать и работать, всё пока плохо и подражательно (несколько строчек из текста), но есть и творческие удачи (это можно и без примеров), в целом книга не удалась, но продолжайте писать…
Или, ещё смешней, посылали в литературное объединение. Потренироваться. Лично я однажды, послав рукопись книги в издательство (а было мне тогда 23 года), получил просто фантастическую рецензию. Рукопись моя, писалось мне, была (в порядке эксперимента) обсуждена на заседании (!) литературного объединения «Самоточка» Московского шарикоподшипникового завода. Это был 1984 год, и, естественно, к слову рабочего класса прислушивались.
…Рабочие раскритиковали половину стихов, а половину похвалили. От их имени всю эту разнокалиберную галиматью подписал руководитель литературного заводского объединения – по фамилии не помню, а по имени и отчеству – внимание Платон (!) Сократович (!). В то время это считалось идеологически невыдержанным – носить такие вот имена-отчества. Но, тем не менее, допускали же к рабочим!
К рабочим – допускали. А вот к кормушке – нет. Жили-то писатели-поэты, прописанные в Союзах и в издательствах, неплохо» .
Чувствую, что в рукописи М.М. Рябий меня еще ждет много интересных фрагментов…


Рецензии