Водопад

   Пристали ко мне на обратном пути туристы: что да как там, на этом водопаде Камышлинском. Стоит ли идти? А что я им отвечу, если они красоты окружающей не видят? «Нормально», «не пожалеете». Природа, она красивых слов не слышит, ей наше восхищение нужно.
   Мы, прошедшие этот маршрут, на голову выше тех, кто ещё в начале пути. Идут туристы нескончаемым строем, все хотят посмотреть на это чудо. Раз оплатил экскурсию, иди уже, назад не сворачивай. Тут ходу-то всего три километра. Ленятся, сомневаются и не видят что вокруг творится: лес шуршит-щебечет, речка шумит, горы молчат. Горам, с их неприступной суровостью, голос подавать не стоит.
   Мы с Ромкой с тропы сворачивали. В горы нам нельзя по младости лет, а вот к речке спускались, поздоровались. Видели! Сама Катунь вышла к нам из вод, представилась, встречала на камне прибрежном. Я тот факт зафиксировал, любой эксперт подтвердит подлинность фото. Это не размытые снимки йети, не блики от «тарелки летающей». Всё по-честному у нас, сама Катунь пред нами красовалась.

   Сам водопад небольшой, я видел величавее, да водопады никого не оставят равнодушным, мощь падающей воды заворожит любого. Мало кто решился освежиться под струями, большинство туристов мочили ноги в журчащей речной воде. Мы с Ромкой под водопад залезли. Ромка на плаванье ходит, он закалённый. Я не осмелился опозориться перед мамой (для меня – дочка). Хотел по второму разу залезть под природный душ, да время пожалел на стояние в повторной очереди за свежестью и восхищёнными взглядами.
    Камышлинский водопад легкодоступен, потому к месту этому тянутся все – и стар, и млад, с кошечками дорогими и собачками, коих дома одних оставить не решились. Сам себя я старым не считаю и о болячках объявившихся сознаюсь только себе. Ну, и вам, пожалуй, моим уважаемым читателям. Старость – новое ощущение жизни, и жаловаться на неё глупо.
   
   Камы – так называют себя алтайские шаманы. Они собирались здесь, наполнялись силой. Много существует легенд, поясняющих возникновение названия водопада. Слышал недавно, цыгане никогда не расскажут пришлому люду всей правды, каждый раз приврут что-нибудь новое по обсуждаемой теме. Алтайцы тоже любят рассказывать сказки, тем они и интересны. Русские рвутся добраться до самой сути и никак не могут прийти к общему мнению. У русских другое отличие, взросшее на славе и духовности.

   После купания в водопаде у нас осталась ещё одна задача – подняться по лестнице на обзорную площадку, с которой протянут трос навесной переправы до туристического лагеря. Это главное, о чём я хотел рассказать. Главное, конечно, - алтайские красоты. Для природы человеческие отношения мало важны, это читателю интересно, что, да как там мальчик с девочкой дружил.
   Сам я, признаюсь, подвержен высотобоязни. Неприятный холодок пошёл снизу от ног, коленка дрогнула, когда я поднялся на первые десять ступенек. Как справляться с тем, научен: с неприятного холода соорудил себе приятный, избежал позора. Ромка тоже жался к перилам, которые ближе к скале: «Не пойдём»! Чувствуется бородаевская порода во внуке, сохранилась через поколение. Справляться с внуковыми капризами я научился, полезли не спеша кверху. Дочке высота нипочём, эта побежала вперёд, радостная, что от сына-ягозы хоть на минуту отвязалась. Влезли, одним словом, привыкли, нафотографировались.

   Кроме нас на площадке стояла молодая семья с двумя девчушками Ромкиного возраста (после оказалось, что девочки не сестрёнки, а подружки). Рядом, под навесом, защищающим кабину пуска навесной переправы, прохлаждался инструктор – пожилой мужчина далеко не интеллигентной наружности. Спортсмены к старости редко выглядят лощёными, используют своё тело на износ.
   Не по нраву поначалу мне пришлись эти инструкторы – коневоды, лодочники, гиды. Собиратели денег. Нет у народа денег, и люди предпочитают наслаждаться минимум услуг. Эти же сидят в тенёчке целыми днями, чайком балуются. Где бы мне такую работу сыскать. Всю жизнь меня корили: почему без дела сидишь? Вот и я к ним с такими же претензиями.

   Отец тем временем уговаривал дочку спуститься вниз на тросе:
   - У тебя же день рождения завтра! Ты должна расти смелой девочкой, как твой папа.
   «Сейчас привяжут ребёнка насильно и пустят под откос, - пришли ко мне злые мысли. – Травмы девочке не грозят, переправа надёжна. Что будет с психикой ребёнка, когда она испугается не на шутку? И почему мать молчит, стоит в сторонке? С отцом всё понятно: мы все хотим видеть детей воинами, и сыновей, и дочерей, невзирая на их врождённые пристрастия».
   Девочка согласилась с доводами отца, сосредоточилась и пошла к кабинке инструктора. Тот открыл дверцу и подал руку юной ласточке: «Входи, не бойся». От протянутых денег отказался: «Оплата после спуска. Второй раз уговаривать не стану».
   - И как зовут такую смелую девчушку? - наклонился инструктор к ласточке.
   - Ира, - ответила девочка неуверенным голоском.
   - Иринка - малинка, - задразнился мой проказник - Ромка. Ирочка обернулась на забияку осуждающе: «Не мешай!», улыбнулась тут же. Дразнилка ей явно понравилась.
   - А ты трусишка, - защитил я девочку от внука.

   Инструктор подбирал тему разговора с явным профессионализмом. Я бы не смог выдержать такие интонации: утвердительные, без просящих ноток. Зря я о плохо думал о людях. Мужики своё дело знают.
    - Залазь на ступеньки, - скомандовал инструктор. – Не страшно? (девочка стояла растерянная от открывшихся ей просторов, не отвечала ничего). Опустись на одну. Осторожно, не спеши. Тебе сколько лет? В каком классе учишься?
   - В первом, - выдала первые нотки Иринка. (Ромка в этом году идёт в школу).
   - Таблицу умножения знаешь? Сколько будет дважды три? – проверял инструктор адекватность девочки. – Правильно. Будешь спускаться? Молодец!
   Инструктор дважды ещё спускал и поднимал Ирочку до стартовой черты. Девочка уже улыбалась, в ней можно было заметить некую гордость за себя. У девчонок гордость незаметна, это у мальчишек она показушная, выпячивает дальше носа курносого.
   Родители, несомненно, были причастны к достигнутому Ирочкой самоутверждению. Да и мы не в стороне не стояли. Я смотрел с восхищением на ласточку, любовался улыбкой. «Болеешь за неё?» - спросил у внука. Тот кивнул утвердительно.
   Ремни безопасности были пристёгнуты, проверены не единожды. «Не жмёт? Здесь? Здесь? Готова? По-оле-те-ели»!
   Полёт длился меньше минуты, инструктаж вёлся гораздо дольше. Зато впечатлений! Другому бы на всю жизнь хватило. Не у всех появляется желание полетать.

   - Мы в другой стране побывали, - сказал Ромка, когда мы пересекли границу Алтайского Края.
   Не имею никакого права присваивать себе детскую умную мысль. Фраза о другой стране – внука, мальчишки малого, а сколько смыслов в ней заложено!
   Алтайский Край славится своими бескрайними полями. Алтай – житница России. Места дикому зверью тут остаётся мало. На Алтае народ работящий в большей степени, в меньшей - рыбаки.
   В Республике Алтай от человеческой деятельности природу защищают горы. В горах с техникой не развернёшься особо. Люди тут понимают, что природу защищать надо. Не видел, чтобы бумажку кто наземь бросил. Удивился, что не заметил ни разу курильщика в здешних краях. Сам покуривал в кустах запрятавшись, словно школьник какой шкодливый. Алтайцы любят свой край и гадить здесь никому не позволят. Туристическая зона - хорошим гостям здесь рады.

   Тоска меня захватила на въезде в Бийск. Почему люди живут в запретах? Почему нам нельзя жить там, где захочется? Из рая я попадаю в серый город, а оно мне надо?
   Я видел Алтайские горы, видел издалека. Не взошёл ни на одну вершину. Не увидеть мне всего Алтая. А ведь есть алтайцы, которые знают каждую козлиную тропу на своей Родине. Не узнал я Алтай, не узнал гордый алтайский народ удивительной культуры, полной сказками. Обидно, что всё это проходит мимо меня.
   Тоска ушла после горячего ужина, развеялась с глубокого сна на мягких перинах, забылась после вкуса ягоды со своего огорода. Свой дом надёжен и сытен, родные пенаты не терпят тоски. Дом принято любить, только любовь эта часто теряется за суетой дня. Чтоб возродить её, понадобится путешествие.
    Путешествовать можно везде, к чему объявится интерес. Чем больше узнает человек о Земле, тем жизнь его станет насыщенней. Увидеть и очароваться можно многим, съездить на Алтай надо обязательно. Рекомендую.
    


Рецензии
Доброго времени, Игорь Дмитриевич! Хороший путеводитель по достопримечательностям Горного Алтая. Был я в свое время несколько раз на этом водопаде, даже стоял под его обжигающими ледяными струйками. Водопады всегда привлекают к себе внимание своей красотой.Особенно красив водопад зимой.
Камышлинский водопад искусственного происхождения. На реке Камышла стоит дамба и лишняя вода сбрасывается через камышлинское ущелье в Катунь.

Сергей Лукич Гусев   21.07.2020 03:20     Заявить о нарушении
Доброго утра Сергей Лукич.
Этому чуду и сотни лет нету, а сколько сказок вокруг него наворочено. Камышла - там, где растёт камыш. Так просто? Любят же алтайцы приврать, но это им только в похвалу. Сам такой же.

Игорь Бородаев   21.07.2020 03:41   Заявить о нарушении
Кстати, о "птичках"...😊
Однажды с пацанами-студентами поехали к другу в гости в Усть - Сему.Пошли на водопад. А там экскурсовод рассказывает группе взрослых об алтайских легендах водопада.
Мы постояли послушали эти бредни. Надоело. Тогда один из моих друзей спросил: "А в каком году начал действовать водопад?" Экскурсовод отпал... Пришлось нам самим втолковать людям истину. Но красота водопада от этого не уменьшилась.😊

Сергей Лукич Гусев   21.07.2020 03:56   Заявить о нарушении
Всякая малая народность считает, что именно с неё начался род людской. Лично я нисколько не против выслушать их мнение, которое подтверждает идентичность. Лишь бы рассказано это было красиво и не заносчиво.

Игорь Бородаев   21.07.2020 04:07   Заявить о нарушении
А ведь и правда-это так... Сколько раз я бывал среди алтайцев-не счесть! И всегда слышал одну и ту же легенду о первородном человеке, появившемся от алтайцев на плато Укок... Как не вспомнить тут принцессу Укок...

Сергей Лукич Гусев   21.07.2020 05:32   Заявить о нарушении