Дочки-матери

Мы с Милой сидели на ее кухне и пили чай. Мы когда-то учились в одном классе, но подругами в школе не были. А несколько лет назад в одном из пятых классов, где я вела русский и литературу, оказалась дочь Милы – Ксюша, долгожданный и поздний ребенок в семье. Так через много лет после школы мы встретились с одноклассницей и со временем подружились, ведь нас связывала не только Ксюша, но и общие воспоминания о детстве и юности.
 
В тот летний день пятнадцатилетняя Ксюша собиралась на первое свидание со студентом-первокурсником местного университета, что почему-то очень напрягало Милу. А Ксюша с энтузиазмом выбирала наряд для рандеву. Из вороха одежды она составляла комплекты и впархивала в них на кухню, чтобы мы оценили. Так что обычное дружеское чаепитие превратилось в модный показ – что может быть интереснее!

 Ксюша была очень хорошенькая: среднего роста, с точеной фигуркой (с детства занималась хореографией), с копной модно подстриженных темных волос. А в предвкушении свидания глаза ее светились, она улыбалась, крутилась и грациозно изгибалась, демонстрируя наряды. Вообще влюбленность очень к лицу женщине в любом возрасте.

А вот мама Мила была недовольна всем: в первом комплекте была забракована блузка из-за «нескромного выреза», модное, соблазнительно облегающее трикотажное платье было признано «вульгарным». Но самый суровый модный приговор Милка вынесла, когда дочь появилась в мини-юбке и маечке, небрежно обнажающей одно плечико:
 - Как можно носить юбку такой длины! Это не юбка – это широкий пояс! Да я даже в твоем возрасте не позволяла себе ничего подобного!

Мне пришлось поднести чашку ко рту и отхлебнуть из нее, чтобы не рассмеяться…

...На уроке алгебры Милу вызвали к доске. Она взяла в руки мел и начала писать формулы на уровне груди, заслоняя написанное собственным телом. Учительница возмутилась и потребовала писать выше – начинать с самого верха доски. Милка наотрез отказалась это делать и схлопотала пару. Причина была проста: ее форменное платье было настолько мини, что, подними она руку повыше, весь класс мог бы лицезреть ее трусики. Этого Милка допустить никак не могла и предпочла получить двойку. Учительница довольно ехидно резюмировала:
 - Чем короче юбка, тем больше двоек!..

Когда сияющая Ксюша (все-таки сменившая юбку на джинсы) упорхнула на свидание, я напомнила Миле о ее школьных неприятностях из-за мини. Мила возмутилась:
 - Хорошо хоть ты это не ляпнула при Ксюхе… У всех бывают ошибки молодости! Нашим детям не обязательно об этом знать! Воспитывать надо на положительных примерах!

 Вот так забавные школьные воспоминания Мила принесла в жертву своей педагогической концепции. А еще принято обвинять учителей в демагогии и скучном морализаторстве!

***
 
А в начале зимы Мила пришла в школу, чтобы узнать, как дела у дочери. Вообще-то Ксюша училась хорошо, даже очень хорошо. Но родители контроль не ослабляли. Зашли Мила с Ксюшей и ко мне. А я, воспользовавшись случаем, наябедничала, что Ксения не прочитала комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». Как возмутилась Мила!

 - Ты не прочитала Грибоедова? – начала она, обращаясь к дочери. – Тебе не стыдно? Да я в твоем возрасте помнила это замечательное произведение наизусть!
 
У меня, к сожалению, в этот раз не было чашки с чаем, и улыбку я скрыть не могла…

...На уроке литературы Милу вызвали к доске. Она должна была охарактеризовать Павла Афанасьевича Фамусова – одного из главных героев комедии. Но «Горе от ума» Милка не читала и быстро начала путаться и «тонуть». А одноклассники пытались подсказать. И Милка выдала:
 - А еще Фамусов хотел выдать свою дочь за Зубоскала!

Класс грохнул: в те далекие времена дети еще читали книжки и знали, что фамилия персонажа комедии Грибоедова – Скалозуб, а не Зубоскал. И над такими оговорками смеялись. Сконфуженная Милка под хихиканье одноклассников вернулась за парту с заслуженной двойкой...

По-видимому, Мила тоже вспомнила этот случай, потому что, заметив мою улыбку, сделала мне «страшные глаза». И с пафосом продолжила:
 - Тот, кто не читал «Горе от ума», не может считаться умным человеком! Подумай еще об одном: мы с папой читали это произведение, а ты – нет! Это шаг назад! Это вырождение нашего рода!

Такой полет педагогической мысли подруги даже меня удивил! Может, и правда, после того давнего конфуза Милка прочла «Горе от ума» Грибоедова? Может, и Серега, муж Милы, не расстается с пьесой (хотя он всю жизнь играл в хоккей то в качестве нападающего, то в качестве тренера)? Но я была покорена креативностью подруги…
 
Нет, учителям далеко до педагогического творчества родителей, до их «концептуального редактирования» собственного прошлого в воспитательных целях! 
 - 


Рецензии