Когда в тоске самоубийства. Поиск подтекста

Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Когда в тоске самоубийства» (1917) впервые было опубликовано в эсеровской газете и опубликовано без последней строфы, а потом долгое время, печатаясь в советских изданиях, это же стихотворение выходило без первых двух строф. Но всегда оставались две центральные строфы:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

В стихотворении много реминисценций. Олег Лекманов указывает, в частности, на реминисценции из библейской истории о Понтии Пилате и шекспировской о леди Макбет. 

Отчетливо слышится в стихотворении и популярный в начале ХХ века романс «Не уходи, побудь со мною». 

Романс был написан Николаем Зубовым в 1899 году и посвящен Анастасии Вяльцевой, которая пела его на своих концертах. Однако, наибольшую популярность романс «Не уходи, побудь со мною» приобрел в исполнении Вари Паниной. 

Если мы сравним тексты стихотворения Ахматовой и романса Зубова, то увидим что строки их перекликаются, в ряде случаев представляя своеобразную антитезу.

Зубов:

НЕ УХОДИ, побудь со мною...

Ахматова:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «ИДИ СЮДА»...

Зубов: 

Здесь так ОТРАДНО, так СВЕТЛО...

Ахматова:

Оставь свой край ГЛУХОЙ и ГРЕШНЫЙ,
Оставь Россию навсегда...

Зубов:

Я поцелуями ПОКРОЮ
Уста, и очи, и чело.

Ахматова:

Я кровь от рук твоих ОТМОЮ,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем ПОКРОЮ
Боль поражений и обид.

Интересно, что современник Ахматовой Александр Блок тоже обращался к романсу «Не уходи, побудь со мною». Он использовал строки романса в качестве эпиграфа к своему стихотворению «Дым от костра струею сизой…» (1909), а в самом стихотворении несколько раз цитировал романс.




Приложения


Анна Ахматова

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берет ее,—

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Осень 1917
Петербург


Николай Зубов 

Не уходи, побудь со мною

Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло.
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.

Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.

Побудь со мной,
Побудь со мной!

Не уходи, побудь со мною.
Я так давно тебя люблю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.

Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.

Не уходи, побудь со мною.
Пылает страсть в моей груди.
Восторг любви нас ждет с тобою...
Не уходи, не уходи!

Восторг любви нас ждет с тобою...
Не уходи, не уходи!

Побудь со мной,
Побудь со мной!


Александр Блок

"Не уходи. Побудь со мною,
Я так давно тебя люблю."

Дым от костра струею сизой
Струится в сумрак, в сумрак дня.
Лишь бархат алый алой ризой,
Лишь свет зари — покрыл меня.

Все, все обман, седым туманом
Ползет печаль угрюмых мест.
И ель крестом, крестом багряным
Кладет на даль воздушный крест…

Подруга, на вечернем пире,
Помедли здесь, побудь со мной.
Забудь, забудь о страшном мире,
Вздохни небесной глубиной.

Смотри с печальною усладой,
Как в свет зари вползает дым.
Я огражу тебя оградой —
Кольцом из рук, кольцом стальным.

Я огражу тебя оградой —
Кольцом живым, кольцом из рук.
И нам, как дым, струиться надо
Седым туманом — в алый круг.

Август 1909




Иллюстрация - Н. Альтман. Портрет поэтессы А. Ахматовой (Горенко). Масло. 1915


Рецензии
Так интересно, что скачал себе на память. Технари, знаете, тоже стихами интересуются.

Андрей Паккерт   31.03.2024 08:00     Заявить о нарушении
А Зубов показался пошловатым по сравнению с двумя другими.

Андрей Паккерт   31.03.2024 08:02   Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отклик. ЕК

Елена Кенигсберг   10.04.2024 10:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.