История в лицах. Ян Амос Коменский

                (28 марта 1592 г. — 15 ноября 1670 г.)
Прозвища: Отец педагогики, Акушер знаний, Учитель народов.
Девиз: "Всё должно протекать естественно, уберите всякое насилие".
Места жизни и деятельности: Нивнице, Стражнице, Угерске-Брод, Герборн, Гейдельберг, Пршеров, Фульнек, Лешно, Норчёпинг, Стокгольм, Эльблонг, Лондон, Шарошпатак, Кросно, Штеттин, Берлин, Франкфурт-на-Одере, Бремен, Любек, Гамбург, Эмден, Гронинген, Амстердам, Утрехт, Гаага, Лейден, Наарден.
Семья: первая жена - Магдалина Визовская, вторая жена - Мария-Доротея Кириллова, третья жена - Яна Гаюсова.
Наставники: епископ Ланецкий.
Покровители: Карел Жеротинский,  Дьёрдь II Ракоци, Лаврентий де Геер, Сэмюэль Хартлиб,  Аксель Оксеншёрна.
Друзья и соратники: Ян Ионстон.
Ученики: Богуслав Лещинский, Николаас Витсен.
Визави: Рене Декарт, Рембрандт ван Рейн.
Современники: Ришелье, Людовик XIII, Анна Австрийская, Карл I, Оливер Кромвель, Владислав IV, Карл Х, Альбрехт фон Валленштейн, Томас Гоббс, Бенедикт Спиноза, Пьер Гассенди, Пьер Корнель, Джон Мильтон, Никола Пуссен, Сальватор Роза, Лоренцо Бернини, Педро Кальдерон, Мартин Опиц, Пауль Флеминг, Андреас Грифиус, Самуил Твардовский, Иван Гундулич, Шах-Джахан, Хуан Даочжоу, Фасиледэс, Михаил Фёдорович Романов, Никон, Богдан Хмельницкий, Георгий Саакадзе, Мукими, Абель Тасман, Семён Дежнёв, Мелетий Смотрицкий, Пётр Могила.

Литература:
А.Красновский. Я. А. Коменский. М. 1953.
Д.Лордкипанидзе. Ян Амос Коменский. М. 1970.
С.Смоляницкий. Три века Яна Амоса Коменского. М. 1987.

  Из книги Симона Соловейчика "Час ученичества":
"Если  спросить  любых десять  человек,  кто  такие  Колумб,   Коперник  и
Коменский,  то,  наверное,  десять  из  десяти  скажут  о  первых  двух  и  лишь несколько человек -  о третьем.  Между тем Ян Амос  Коменский сделал для
человечества  не  меньше,  чем  прославленные  мореход  и  астроном.  Он  от­крыл  педагогический  материк,  который  обживают  до  сих  пор,  и  перевер­нул  все  педагогические  представления,  считавшиеся  до  него  такими  же
очевидными,  как  представление  о  том,  что  Солнце  вращается  вокруг  Земли.
Ян  Амос  Коменский  прожил  почти  весь  XVII  век:  родился  он  в  1592
году,  а умер  в  1670..."
Увы, сейчас, пожалуй, один человек из сотни уверенно скажет, кто такой Коменский... А между тем мы действительно живём в школе на открытом им материке:"Всё,  что  мы  видим  в  современной  школе:  урок,  класс,  каникулы,  коллективная,  а не  инди­видуальная работа  в  классе,-  всё  это  ввёл Коменский".

В последний раз на занятиях мы подробно занимались Чехией в связи с биографией Яна Гуса и гуситским движением. С тех пор прошло два века. Родители Коменского принадлежали к "чешским братьям". Мартин Коменский был уроженцем Словакии и перебрался с отцом в Моравию,  где получил фамилию по деревне Комне,  в которой первоначально поселился.  С женой - Анной Хмеловой он оказался в Нивнице,  где и родился сын Ян.

Это был и очень несчастный человек - потерявший сначала в раннем возрасте родителей и сестёр, а потом - старших детей, несколько раз изгоняемый с насиженного места, лишённый, в конце-концов, родины, утратившей с 1620 года независимость. И - баловень судьбы: ему помогали короли и министры, английский парламент и трансильванский воевода, по его учебникам и принципам открывались при жизни школы в разных странах Европы! Его книги и сжигали, и объявляли обязательными для изучения...

В первой, братской школе,  в которой Ян получил начальное образование, он запомнил скучный и нудный характер обучения.
Детство Коменского пришлось на период разгула в Европе последнего страшного "бича человеческого" - чумы. За несколько лет, когда ему было десять лет, подряд умерли его отец, мать, две сестры.
В 1608 году Ян Коменский становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове.
Второе имя - Амос - Коменский получил в 19 лет по обряду в своей церкви в честь ветхозаветного пророка-писателя, известного своей скромностью и самоотверженностью. В переводе с иврита "Амос" значит "бремя".
Вскоре юноша поступает в Герборнский, а затем в Гейдельбергский университет. Уже тогда он пишет свои первые труды, начинает составлять словарь чешского языка. И связывает свою жизнь с обучением людей. Летом 1613 года Коменский совершил путешествие по Северной Европе.
С 1614 г., вернувшись в Моравию,  Ян Амос преподаёт в школе в Пршерове. 26-летний Ян возведен в ранг протестантского священника. Он женится на Магдалене Визовской и принимает место управляющего Советом братской Общины и учителя-проповедника в Фульнеке. В Фульнеке в 1619 г. он начинает свой труд "Письма к небу" в защиту бедняков от произвола богатых. Пишет книгу «Моравские древности».
Трагический для Чехии 1621 год.  Сражение на Белой Горе в окрестностях Праги, разыгравшееся 8 ноября 1620 года, стало одним из переломных моментов в истории Чехии. Императорская армия Максимилиана Баварского разбила объединённое войско сил восставших против контролировавшей чешские земли Австрии, нарушившей эдикт о свободе вероисповеданий, чехов. Дольше всех оборонялись мораване - земляки Коменского  под предводительством князя Турна и Индржиха Шлика. Бились до последнего и наконец почти все полегли или были взяты в плен. 21 июня 1621 года на Староместской площади в Праге были казнены 27 предводителей восстания.
Ян Амос покидает Фульнек и скрывается в горах у князей-протестантов. Но он продолжает свои труды. В 1623 г. он закончил 1-й вариант соч. «Лабиринт света и Рай сердца» (Labyrint sv;ta a r;j srdce) и начал подписывать свои труды сначала по-чешски Komensk;, а затем на латыни - Comenius.
«…ужас, через который я прошел, и божественное врачевание, божественное солнце, которое пробилось сквозь тьму и разогнало мрак... Никогда в жизни не вкушал я ничего более сладостного, чем тогда».
Во время своих скитаний он узнает, что - снова! - от чумы умерли его жена и двое сыновей, а его библиотека сожжена.
В 1624 году он обручается с Доротой Кирилловой, дочерью видного деятеля Чешского братства. Через два года с женой и тестем Коменский поселился в замке чешского помещика Иржи Садовского, в Била-Тршемешне.
По новым законам протестанты должны или перейти в католичество, иди покинуть чешские земли... Среди покинувших родину были  историк Павел Скала из Згорже,  великолепный художник-график Вацлав Голлар. И Коменский.
4 февраля 1628 года вместе с группой протестантов ему вновь пришлось покинуть Чехию и отправиться в город Лешно. Родину Ян Амос покинул, как оказалось, навсегда...
"Когда император Фердинанд — второй из носивших это имя — изгнал проповедников евангелических церквей изо всей Чехии и Моравии… меня вместе с многими другими занесло в Лешно, в Польшу, где мне пришлось заниматься школьным делом,— вспоминал Коменский. — И видя, что весь латинский язык вместе с совокупным познанием всех вещей можно заключить в небольшую книжку, я попытался это сделать… Над этой книгой я работал в свободные часы и почти три года провел в единственной и тайной надежде, что, если Бог будет милостив и вернет нас нашей родине, у нас под рукой будут пособия, при помощи которых можно скорее восполнить ущерб, нанесенный школе и юношеству».
"Открытая дверь языков"(1631 г.) - новый по своему принципу самоучитель европейских языков. В книге 100 глав, содержит 8000 латинских слов в 1000 предложений, с переводами в параллельных столбцах, из этих слов составлены предложения, собранные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи по различным предметам.
В том же 1632 году «Дверь языков» перевели с чешского на немецкий и польский и в течение нескольких лет на все основные европейские языки. Позднее — на турецкий, арабский и персидский. «Такой успех был для меня совершенно неожиданным, даже во сне не мог присниться»
В год он мог писать по учебнику - "Астрономия", "Физика", руководство по семейному воспитанию «Материнская школа».
К 1632 г. обработана основная часть его главного труда - "Великая дидактика".
Из "Великой дидактики":
«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:
Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...»
Глава 16. Общие требования обучения и учения, то есть как учить и учиться.
  Основоположение 1
Образования человека надо начинать в весну жизни, то есть в детстве.
Утренние часы для занятий наиболее удобны.
Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста — так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.
  Основоположение 2
Подготовка материала: книг и др. учебных пособий — заранее.
Развивать ум ранее языка.
Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
Примеры предпосылать правилам.
По Коменскому, надо создать четыре типа школы: материнская (в каждом доме), народная или школа родного языка (в каждой общине), гимназия или латинская школа (в каждом городе), университет или академия (в каждой стране или провинции). Для детей до 6 лет  включительно он предлагает материнскую  школу, под которой он подразумевает  дошкольное воспитание под руководством  матери. Для отрочества (т.е. для  детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области - академия. Материнская школа оплачивается семьей, школа родного языка - местной общиной, гимназия - центральным органом местности (например, муниципалитетом), и, наконец, академия (высшее образование) - государственным центром.
Работая в гимназии Лешно директором, Коменский писал для учеников пьесы. Так, в 1638 г. он составил пьесы: „Воскресший циник Диоген", или „О сокращенном искусстве философствовать", а в 1641 г.—„Патриарх Авраам".
В это время Коменский уже пользовался европейской известностью. На заседании английского парламента в 1640 г. его назвали «заложившим фундамент для построения здания человеческой и божественной правды, весьма полезный всему роду человеческому для понимания всех вещей»
Группа английских ученых и общественных деятелей решила создать международную комиссию для сведения воедино всех достижений науки и техники. Во главе комиссии должен был стоять сам Коменский.
Летом 1641 года Коменский прибыл в Англию. Его звал к себе в Париж и Ришелье, но от его приглашения Коменский отказался. Позже князь Радзивилл приглашал в свой замок в Несвиж. Но в Англии тут же начинаются события противостояния короля и парламента -начало революции. Не до образовательных проектов... Коменского тут же зовут в другую страну. По пути, в Голландии, Коменский познакомился с американцем Джоном Вайнтропом, сыном губернатора Массачузетс, впоследствии ставшим губернатором Коннектикута. По одним данным Вайнтроп предлагал Коменскому пост ректора в Гарвардском университете, по другим — приглашал его в Новую Англию для реорганизации образования. Во всяком случае несомненно, что Коменский и его сочинения еще тогда были известны в Америке. Тогда же, в Лейдене, он встретился с одним из ведущих мыслителей XVII века Рене Декартом.
Из книги С.Смоляницкого: "Когда же Ян Амос оказался в Лейдене и выразил желание посетить Декарта, друзья устроили эту встречу и проводили его в уединенный замок Энджест, где мыслит и живет прославленный ученый и философ. Именно так — мыслит и живет, ведь это ему принадлежат крылатые слова, облетевшие весь мир: «Мыслю — следовательно, существую». Да, Декарт не верит ничему, чего не познал и не определил сам. Именно сомнение, полагает ученый, должно привести философию к положительным исходным аксиомам; сомнению, критике следует подвергнуть все области знания. Как много Ян Амос хотел бы спросить у великого человека, как хотел бы поделиться мыслями! Ведь Декарт верит в то, что человек способен познавать мир с помощью разума и интуиции, и эта вера не может не сблизить их. Декарт, как и он сам, стремится объединить усилия ученых в познании мира. Ради этой великой цели Декарт предлагает свой научный метод познания. Его замечательное сочинение «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» указало и расчистило, подобно «Новому органону» Френсиса Бэкона, путь для развития науки. Поистине это сочинение дает в руки исследователя ключ к раскрытию тайн природы. А какое богатство содержания, какая стройность в его «Размышлениях о первой философии»!
Худощавый, с аскетическим лицом и чуть заметной скептической улыбкой, Декарт поначалу не располагает к откровенности, но вскоре скованность исчезает и возникает живая беседа. Декарт понимает, как трудно Яну Амосу. Нелегка доля изгнанника, но еще горше сознание бессилия: хозяева положения те, у кого в руках сила. Что остается мыслителю? — Не бросать свой народ, — отвечает Коменский, — вместе с ним бороться за лучшее будущее.
Декарт наклоняет голову. Ему по душе мужество философа.— Я придерживаюсь того мнения, — заключает Декарт, — что философ должен знать жизнь. Это помогает ему не слишком отрываться от грешной земли и стремиться во всем к ясности и определенности.
— Философ не должен забывать, — соглашается Ян Амос, — что он человек и не отторгать себя от людей.
В ходе обмена мнениями некоторые точки зрения сближаются, другие расходятся. Коменский, так же как и Декарт, убежденный сторонник реальных знаний о мире, добытых путем исследования, опыта и размышлений, но он полагает, что, познавая природу, человек познает бога. Декарт решительно отрицает эту связь. Их мнения различны и по другим вопросам, но любой убедительный довод оппонента каждый выслушивает с желанием понять".
С августа 1642 г. Коменский находится в Швеции. Затем последовал переезд в находившийся тогда в шведских владениях г. Эльбинг (ныне Эльблонг, Польша) на новое место работы и эксперимента по осуществлению реформы школы.
Шведский канцлер Аксель Оксеншерна замечал:
«Я наблюдал уже с первых лет своей жизни, что метод, принятый в школах, есть что-то насильственное, неестественное, однако в чем причина и каким способом ее можно устранить, я не понимал… И в каких только академиях мне не случалось побывать, везде я обсуждал с учеными этот вопрос, но никто не мог рассеять мои сомнения».
Из диалога с канцлером Оксеншерной:
«Я читал “Предвестника” твоей всеобщей мудрости. Мне кажется, что ты веришь в какой-то просвещенный, благочестивый, миролюбивый и, как говорят, золотой век. Это так?» — «Да, так, ясновельможный господин, верую».— «Умоляю тебя как человека ученого и богослова, скажи мне, ты говоришь серьезно или шутишь?»
 «...для преобразования школ всего Шведского королевства регенты королевства (ибо королева Кристина еще не приняла правления) избрали Я. А. Коменского, с этим согласился и епископ, потому что Коменский, мол, не кальвинист, а гусит».
В 1642 г. по системе Коменского создаются народные школы герцогом Саксен-Гота-Альтенбургским Эрнестом Благочестивым в его землях. Для него Коменский пишет «Schulmethode», методику школьного преподавания.
Стали говорить, что крестьяне герцога Эрнеста образованы лучше, чем в других землях дворяне.
В 1648 г. Ян Амос избран епископом общины.
Он вновь в Лешно - после Вестфальского мира по окончанию Тридцатилетней войны в католических странах гарантирована неприкосновенность протестантов.
В том же году умерла его жена, оставив ему 4 детей, младшему из которых было всего 2 года. В 1649 г. Коменский женился на Яне (Йогане) Гаюсовой, дочери протестантского пастора.
В Польше написан трактат Коменского "Завещание умирающей матери - Общины братской - своим сыновьям и дочерям, коим вручает она богатства свои и назначает наследников". Он на синоде в Лешно распустил возглавляемую им церковь, так как чехи теперь не имели надежды вернуться на родину, оставшуюся в руках Габсбургов.
 13 февраля 1651 года началось преподавание по новой системе в городе Шарош-Патак на северо-востоке Венгрии. Туда преподавателя пригласил князь Сигизмунд Ракоци. В 1651 г. Коменский в Трансильвании даже обвенчал Ракоци и принцессу Генриетту Марию, дочь Фридриха Пфальцского и Елизаветы Стюарт, которую считал наследницей чешского трона.  В Шарошпатаке он пишет труд «Пансофическая школа». Пансофией он назвал энциклопедическую систему знания.
В 1653-1654 г.г. завершил работу над учебником «Мир чувственных вещей в картинках» (Orbis sensualium pictus). Это - первая наглядная "книжка с картинками" для детей.
Введение к "Миру чувственных вещей в картинках" начинается так:
Учитель: «Подойди, мальчик! Научись уму-разуму».
Мальчик: «Что это значит — уму-разуму?»
Учитель: «Все, что необходимо правильно понимать, правильно делать, правильно высказывать».
Впервые книга напечатана в Нюрнберге в 1657 году.
На русском языке учебник «Мир чувственных вещей в картинках» опубликован М. В. Ломоносовым под названием «Видимый свет Иоана Амоса Комения на латинском, российском, немецком, итальянском и французском языках» (1768).
Он составляет песенно-драматический сборник "Школа-игра" для обучения детей латинскому языку.
В 1654 году он возвращается в Лешно.
В 1656 году вновь утраты, вызванные бедствиями Европы - во время польско-шведской войны погибло имущество и большая часть рукописей Коменского в Лешно. Семью удалось вывезти из Польши.
Но теперь его пригласили в Амстердам, в бурно развивавшуюся Голландию.
Сын давнего покровителя Коменского Лаврентий де Геер взялся оплачивать труд педагога и издание его сочинений.
В 1657-1658 году издана наконец "Великая дидактика" в четырех томах. Книгу ожидал оглушительный успех.
"Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному".
Школа должна иметь "достаточный запас панметодических книг". Для подготовки этих книг требуется объединение "талантливых и не боящихся труда ученых мужей". Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ. Итак - учитель для автора - исследователь, систематизатор своего дела, сам учащийся, а не урокодатель.
«Образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою – без побоев и суровости или какого-либо принуждения. Как организм растет и крепнет, не требуя никакого расширения и растягивания своих членов, если только его разумно питать, дать ему тепло и упражнения, так, говорю я, разумно доставляемые душе питание, тепло, упражнения должны сами собой переходить в мудрость, добродетель, благочестие».
"Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеском должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях - порицание без язвительности, при наказаниях - строгость без свирепости" .
Вся жизнь, по Коменскому - школа. Каждый возраст, каждое качество, в котором оказывается человек - это её ступень.
 1) «рождение», воспитание мужа и жены, рождение детей; 2) «раннее детство» — до школы; 3) «школа детства» — начальное образование на родном языке; 4) «подростковая» — среднее образование; 5) «школа молодости» — университетское образование; 6) «школа старости» — обретение жизненного опыта и премудрости.
Миф утверждает, что эта идея пришла педагогу в детстве при наблюдении за отцовской мельницей. Три жернова — самый грубый, более мелкий и последний, производящий качественную муку — якобы стали прообразом трех ступеней образования.
В 1660 г. его портрет пишет великий Рембрандт.
В трактате "Посол мира" (1657 г.)человек, много претерпевший от розни и войн, заявил, что Европа (включая Россию и Османскую державу) должна быть системой государств, основанной на соблюдении международного права. Война как средство разрешения конфликтов должна быть исключена. Политика должна исходить из любви к ближнему, признания главенства морали и веротерпимости.
Существенна роль Коменского в заключении мира между Англией и Голландией.
Потрясения в Европе подтолкнули учёного написать труд "Всеобщее исправление".
Первые части этого труда («Панегерсия» - всеобщее пробуждение и «Панавгия» - всеобщее озарение) были изданы в Амстердаме в 1662 году. "Если все мы - граждане Вселенной, что мешает нам соединиться и жить по единым законам?" - восклицает от в "Панегерсии".
"Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" (полностью обнаруженный чешскими историками только в 30-е годы ХХ века) — описывает проект организации, подобной современному Совету Европы. "Совет" должен был поддерживать и координировать развитие европейских народов, приводя его "в соответствие с Божьим Промыслом". В середине XVII века в Амстердаме и Лондоне действовал кружок влиятельных политиков и интеллектуалов, считавших себя тайным европейским правительством. Великий педагог, видимо, играл в этом кружке роль "министра образования".
В 1667 г. он опубликовал работу «Ангел мира», где в очередной раз предлагал решать спорные вопросы на основе доброй воли, а не путем использования оружия и насилия. В 1668 г. была издана работа «Единственно необходимое» (Unum necessarium), посвященная Рупрехту Пфальцскому - сыну Фридриха Пфальцского, в 1619 г. избранному пражскими повстанцами чешским королем. В этом сочинении 76-летний патриарх с грустью отметил, что вся его жизнь прошла не на родине, а в непрерывных скитаниях.
Последняя серьезная работа дописана в 1668 году и называется «Единственно необходимое».
Коменский так и умер вдали от родины, в городке Наарден близ Амстердама. Там был построен его мавзолей и ныне открыт музей.
Он оставил 260 сочинений.

Некоторые высказывания Коменского может зачитать преподаватель:
    Книги — это инструмент мудрости.
    Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
    Без примера ничему не выучишься.
    Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни.
    Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
    Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
    Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного.

Многие всерьёз считают, что за три с половиной века вся мировая педагогическая наука смогла внести в дидактику Яна Коменского только два принципиальных новшества: запрет на порку розгами двоечников и нарушителей школьной дисциплины и введение обязательного ЕГЭ (и его зарубежных аналогов).
Коменский всегда воспринимался как символ чешской культуры.
В XIX-начале XX в.в, в разных странах Европы, в том числе в Киеве, существовали чешские национальные организации, носившие имя Коменского.
В Пршерове существует самый известный музей Коменского. В замке можно увидеть школьные классы различных эпох. В Фульнеке сохраняется амфитеатр, в котором проходила часть занятий педагога. В Праге близ Града находится педагогический музей имени Коменского. Также есть музей мыслителя в городе Угерске-Брод и в польском Лешно.
День рождения Коменского в Чехии отмечается как  День учителя. В стране дважды учреждалась медаль Яна Амоса Коменского. Портрет Яна Амоса Коменского был изображен на чешской банкноте достоинством 200 крон. На другой стороне банкноты – рука взрослого мужчины и детская рука, и эти руки тянутся друг к другу.
Задание: Посчитайте число основных школ, в которых работал Коменский.
Вопросы: Почему Коменского можно сравнить с Колумбом и Коперником? Почему забота этого человека о школе соединялась с заботой о мире и согласии между людьми?
Дополнительные вопросы на дом: Что из идей Коменского полностью воплотилось в современном мире? А что ещё не до конца?


Рецензии