Когда Бог запрещает молиться
V. 7:1-10:25: РЕЧЬ В ХРАМЕ
Между шестой и седьмой главой произошли важные события. На 18-й год правления Иосии Хелкия нашел книгу закона. Джон Гэст говорит, что книга могла быть спрятана под грудой камней во время правления нечестивого царя Ахава, ее могли спрятать священники от царя. Либо Хелкия нашел ее в ковчеге, который тоже находился где-то под мусором и хламом.
Вероятно, проповеди глав 7-10 сказаны после смерти Иосии, при царе Иоакиме (609-598 гг до Р.Х.). Есть теория, что проповедь из седьмой главы это та же проповедь, что записана в Иер.26, а та была сказана в начале царствования Иоакима. Либо Иеремия сказал одну проповедь не один раз (похожая ситуация с повторяющимися фрагментами в проповедях Иисуса).
После смерти Иосии евреи возвратились к открытому идолопоклонству, утвержденному Манассией, поклонение Богу совмещали с поклонением ряду других богов. Иосия вынес идолов из храма, но он не мог выбросить их из сердец евреев.
А. 7:1-8:3: Ложное поклонение: храм
7:2: стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу.
Три раза в году все мужчины в Израиле должны были собираться в Иерусалиме, в храме (Вт.16:16). Возможно, Иеремия сказал эту проповедь в один из таких дней, встав в одних из ворот храма.
7:3: Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте.
Евреи считали, что проживание на этой земле – нечто само собой разумеющееся и гарантированное им. Но Бог говорит, что они продолжат жить здесь только в том случае, если исправят свои пути и деяния.
Не надо считать благословения христианской жизни чем-то само собой разумеющимся и законно причитающимся нам – это Божий дар, которого можно лишиться, если жить не по Слову Божьему. Один наш знакомый, когда женился, сказал на первый ужин, который ему приготовила жена: «О, котлетки!» Прошли годы, и он говорит: «А, котлетки…» Его жена очень выразительно показывает интонацией разницу между этими двумя выражениями.
7:4: Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень".
Перекликается с Мих.3:11: «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: "не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!"».
Иеремия трижды повторяет слова «храм Господень», возможно, копируя их речь. Позже Иисус в Нагорной проповеди сказал о таком многословии: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф.6:7).
В шестом и девятом стихах перечислены нарушения как минимум пяти из десяти заповедей, и при этом нарушители этих заповедей верили лжепророкам, которые говорили, что никакой беды с ними не приключится – ведь у них есть храм Господень.
Похоже на магизм, веру в волшебную силу предмета, а не в живого Бога, которая была у евреев, веривших когда-то, что само присутствие среди них ковчега принесет им победу (они потерпели тогда сокрушительное поражение):
«И пришел народ в стан; и сказали старейшины Израилевы: за что поразил нас Господь сегодня пред Филистимлянами? возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших» (1Цар.4:3).
Т.е. ковчег при Самуиле и Илии, а при Иеремии храм стали в глазах евреев своеобразными талисманами или оберегами. Во времена Иисуса и сразу после Его смерти это сохранилось, и наверное, упрочилось: Мф.26:61; Мар.14:58; Ин.2:19-20; Дн.6:13-14 (в конспекте по книге Деян. см. анализ речи Стефана, последовательно доказывающего на основании обзора истории Израиля, что действия и откровения Бога не привязаны к особому святому месту).
Есть формы и внешние реалии, через которые в определенные периоды времени проявляются действия Божьи. Есть опасность для верующих – привыкнуть к этим формам и внешним реалиям, считая, что само их присутствие гарантирует угождение Богу и является залогом Его присутствия.
При этом эти верующие могут не замечать, что тех действий Божьих, которые проявлялись через эти формы когда-то, давно уже среди них не происходит. Либо они могут подводить под это богословски-историческое обоснование, утверждая, что отсутствие тех прежних особых Божьих действий – это норма, но соблюдение прежних форм все равно обязательно.
Чем магизм отличается от веры в Бога и в чем противостоит ей? Магия – это попытка управлять окружающей действительностью с помощью каких-то обрядов, действий, специальных предметов. Христианин пытается влиять на окружающую действительность через послушание библейским истинам и обращение к живому Богу.
В этом, на мой взгляд, ключевое различие между магизмом и христианством. Первое пробует изменять мир через предметы, ритуалы, особые слова и выражения, второе – через обращение к Богу.
Магизм не так прост, как может показаться. За ним стоит целое мировоззрение. Как он способен вкрасться в практику верующих людей? Он проникает тогда, когда мы считаем действенными и важными какие-то внешние формы, действия и слова в отрыве от вовлечения в это Бога.
Уповать на магические механизмы в каком-то смысле проще, чем полагаться на Бога. Соверши определенные действия в определенной последовательности – и ожидай результата. Надежда на обряд, а не на Бога, проявляет себя, например, в таких случаях:
• Человек принял крещение и считает, что после этого его жизнь изменится, он станет более зрелым и недоступным для искушений либо получит некую силу противостоять искушениям.
• Человек вступил в брак и считает, что молитва служителя с возложением рук и церковный обряд гарантируют ему создание семьи, в которой не будет никаких проблем.
• Человек совершает некое служение определенным образом и считает, что именно такая последовательность действий обеспечит Божье благословение в этом служении.
Христианство – это отношения с Богом. Бог и есть наше спасение. Он Альфа и Омега, начало и конец всего живого в христианстве.
Когда человек уповает на обряд, определенный порядок действий или некое специфическое сочетание внешних признаков – он руководствуется магическими представлениями. Будь он христианином с пятидесятилетним стажем.
Возможно, люди с таким опытом даже больше молодых подвержены этой опасности, ведь они склонны придавать особое значение традициям и сложившимся формам.
Еще одно различие между магизмом и христианством: действуя магически, человек хочет навязать окружающему миру свою волю, добиться через определенные действия, ритуалы или слова желаемых им изменений. В подлинном христианстве мы настроены на то, чтобы узнать волю Бога и добиваться ее исполнения.
Еще. Магическое мировоззрение побуждает человека оперировать силами и законами, находящимися внутри материального мира. Все языческие боги по верованиям полагающихся на них находятся внутри материального мира, не являются всемогущими, подчиняются определенным ограничениям. Христианство исходит из существования Бога, находящегося вне сотворенного Им мира. Магизм по определению ограничен стенками и рамочными условиями мира – ограничен и в методах, и в целях.
В любом случае, магизм – очень и очень коварная опасность, угрожающая верующим во все поколения. (Если правильно помню, в цикле проповедей о Самсоне одна из последних проповедей у меня была на эту тему).
7:11: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь.
Этот стих Иисус цитирует в Мф.21:13: «и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». У меня была проповедь на праздник Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим, объединяющая эти две ссылки.
Уоррен Уирсби говорит: вместо того, чтобы становиться в храме святыми, они делали храм несвятым.
7:12: Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля.
Видимо, имеется в виду та история, когда ковчег использовали как магический предмет, не обратившись за помощью к Самому Богу (1Цар.4-6, особенно см. 4:21-22, п.ч. от храма тоже скоро отойдет слава).
К моменту, когда Иеремия говорил эти слова, Силом уже не существовал, он был разрушен филистимлянами ок. 1050 г до Р.Х. после сражения, описанного в 1Цар.4. Бог «отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками» (Пс.77:60, см. там контекст в стихах 56-64).
А ведь это место было духовным центром Израиля до того, как Давид перенес столицу в Иерусалим (И.Нав.18:1; 1Цар.1:9). Это очень наглядный пример того, что Бог может допустить разрушение и нынешнего духовного центра.
Иероним Стридонский пишет: «Как Силом служит примером для храма, так храм служит примером для нас».
7:14: то Я так же поступлю с домом сим, над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом.
Еще одно подтверждение того, что евреи надеялись не на Бога, а на здание и место.
7:16: Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя.
Как минимум три раза Бог велит Иеремии не молиться об этом народе:
• Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя. 7:16
• Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу, когда они будут взывать ко Мне в бедствии своем. 11:14
• И сказал мне Господь: ты не молись о народе сем во благо ему. 14:11
Что это говорит об Иеремии? То, что до сих пор он постоянно ходатайствовал перед Богом об этом народе. И если Бог говорит об этом трижды, возможно, одного раза было недостаточно, так сильно Иеремия хотел молиться о своем народе, заступаясь за него.
Некоторым верующими не надо говорить «не проси за этот народ», п.ч. они и так не просят. Им наоборот надо сказать «проси и ходатайствуй».
Для того, чтобы Бог мог запустить процесс наказания через вавилонян, надо было остановить молитвы Иеремии. Если бы Иеремия продолжал молиться, могло бы прийти наказание? Не знаю, но текст отмечает эту деталь.
Иероним Стридонский связывает это место с Исх.32:10: «итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя». У меня тот же вопрос и к этому случаю ходатайственной молитвы: надо было, чтобы Моисей перестал ходатайствовать об Израиле, и тогда Бог наказал бы этот народ, а пока Моисей просил о них, Бог не мог их наказать?
Ведь так в истории Моисея и произошло: «Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою… И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх.32:11,14). Моисей не перестал ходатайствовать о евреях – и Бог не уничтожил их.
Два эти примера ярко свидетельствуют о значимости ходатайственной молитвы.
Что эта ситуация говорит об Иудее? Бог разрешил Аврааму ходатайствовать о Содоме (Быт.18:23-33). Бог принял ходатайство Моисея о согрешавшем Израиле (Исх.32-33; Чис.14). Но сейчас Он не разрешает Иеремии молиться об этом народе, т.е. современники Иеремии находятся на большем духовном расстоянии от Бога, нежели жители Содома и евреи, поклонявшиеся золотому тельцу.
Мне очень интересно, есть ли смысловая связь между этим текстом и 1Ин.5:16, где Иоанн говорит о категории согрешающих, которым молитва о них не поможет: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился».
7:20: Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет.
А в книге Осии, там, где говорится о пробуждении и возрождении, сказано о благословении природы и налаживании связей с разными ее частями. Об этом есть еще у Исайи и в книге Иова. Все творение взаимосвязано.
Человек – глава творения, когда он подчиняется суете, по цепочке деградация охватывает и другие части творения. В обратном порядке происходит восстановление, искупление творения. Об этом Рим.8.
Иероним Стридонский пишет, что в этом стихе о гневе и ярости Божьей в оригинале сказано, что они «потекли каплями». Я не увидел этого в тексте Синодального перевода и перевода РБО, но если в оригинале есть этот оттенок, то это красивое подтверждение того, что Бог способен управлять Своим гневом, проявлять его в точно взвешенной мере – в отличие от нас.
У меня есть пункт с мыслью об этом в проповеди по Рим.1 о гневе Божьем. Хорошо эту идею раскрыл Дональд Карсон в одной из своих книг (о любви Божьей). Если бы Его гнев был неуправляем, одной его вспышки было бы достаточно для уничтожения нас.
И еще: если капли Божьего гнева достаточно, чтобы евреи потеряли свою страну и оказались в плену, что же произойдет, когда Бог изольет Свой гнев в полной мере? Это говорит о величии Божьем.
Кстати, Макчейн в одной из проповедей (в сборнике «Источники спасения») говорит, что по этой причине жертвой за нас не мог стать ни один из ангелов, п.ч. никто из них не вынес бы ту степень Божьего гнева, которая обрушилась на Божьего Сына.
7:21: Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо
Мясо жертвы всесожжения нельзя было есть. Здесь Бог разрешает съедать его. Это ирония, говорящая о том, что их жертвы всесожжения в Его глазах недействительны.
Мы можем быть щепетильны в соблюдении внешних форм служения и поклонения, но если в них утеряна сама суть, то смысла в них нет вообще, и для Бога соблюдение этой внешней формы не имеет вообще никакого значения, ее можно изменить или отменить любым образом.
Ефрем Сирин пишет о том, что евреи надеялись избежать кары по двум причинам. Во-первых, они считали, что Бог не допустит попирания и разрушения Его святилища. Во-вторых, они полагали, что принесение жертв гарантирует им Божье благоволение. Иер.7 говорит о безосновательности каждой из этих надежд.
Бог лучше любого другого существа во Вселенной и за ее пределами способен удивить кого угодно. В том числе (и даже особенно) тех, кто считают, что знают о Нем все и способны предсказать Его действия.
7:29: Остриги волоса твои и брось, и подними плач на горах, ибо отверг Господь и оставил род, навлекший гнев Его.
Повеление остричь волосы предполагает женский род (feminine imperative, Хюи), т.е. обращено не к Иеремии, а к столице, к Иерусалиму. Возможно, поле смыслового контекста этого стиха включает закон о назорее, который должен был не стричь своих волос (Чис.6:1-21), что было символом посвящения Богу. Но в случае нарушения обета и, например, соприкосновения с мертвым, назорей должен был остричь волосы (Чис.6:9). Т.е. Израиль стал нечист.
Интересно, что за словом «волосы» на иврите стоит слово, буквально означающее «корона», в отношении первосвященника оно переводилось «кидар» (Исх.29:6; Лев.8:9), в отношении Саула – «венец» (2Цар.1:10). Острижение волос было традиционным способом выражения скорби на Древнем Востоке (Иов.1:20; Ис.15:2; Мих.1:16).
Может быть, эти слова ироничны, как и 21-й стих – ввиду заповеди не обрезать волос (Лев.19:27-28; 21:15; Вт.14:1), т.е. Бог показывает, что после нарушения стольких важных заповедей и отступления от Бога в их сердцах внешнее соблюдение закона в целом становится бессмысленным.
12.07.2020
Свидетельство о публикации №220071201761