Дорога в светлое будущее

Мартирос Карапетович преподавал в Краснодарском медицинском на стоматфакультете. Он был блестящим специалистом, протезистом - его учил ещё один старый очень известный техник - немец, который имел ( до революции ) зарубежный диплом.
К Мартиросу всегда стояли очереди. Он зубы людям делал так ( и это - в шестидесятые ), будто у них они всегда были. И часто без подтачивания, и подгона. Пациенты просто надевали и шли домой.
K Мартиросу даже приезжали из других городов.
Однажды, к нему в гости пришёл ректор Кубанского медицинского.
- Мартирос Карапетович, здравствуйте. ( Он был гораздо младше. ) Есть дело.
- Слушаю, - прямо с порога ответил гостеприимный хозяин ( пока жена накрывала на стол ).
- Можешь прийти ко мне, преподавать. Ты -лучший!..
- Но, ты же знаешь, у меня даже диплома нет...
- Это ерунда. От того, что у кого-то есть... Это ремесло. И ты им владеешь превосходно. Диплом сделаем, договорюсь.
- Но, понимаешь... Мне это не надо. Я столько получаю, время - деньги.
- Мы будем платить больше, чем " профессорам ". Пожалуйста, это для будущего. Ты же не вечный!..
- Рано ещё списывать...
- Я и не списываю. Ради светлого коммунистического будущего...
Они засмеялись.
Тогда на Кубани коммунистов терпеть не могли - народ там был набожный, и предприимчивый. А тут... эта скотская власть, запретившая всё, что можно...
- Ладно, тебе отказать не могу. Садись. У меня коньяк из Армении.
- От этого не откажусь!
Через неделю у Мартироса Карапетовича был диплом зубного врача - ректор обделывал дела быстро.
- Ну ты и прохиндей, Коля.
- Ну, предки были казаками, только между нами. ( Их тогда преследовали. )
Николай, хоть и ненавидевший советскую власть - был видным деятелем партии, ради карьеры. Так бывает!
Итак, Мартирос Карапетович приступил к своим обязанностям, он читал лекции, показывал на практике, студенты любили его.
Прошло полгода. У него учился юноша -  прогульщик, двоечник и стукач, - об этом все знали на курсе ( кроме наивного Мартироса ).
Однажды он вызвал его к себе на занятии, спросил, тот, конечно, ничего не ответил, ему поставили " 2 ", потом эта история повторилась.
Как-то Мартирос Карапетович подозвал к себе парня:
- Ты работать вообще собираешься, стоматологом?
- Да, конечно.
- Ты откуда? ( Он думал, может у ребёнка тяжелая ситуация дома. )
- Я... из простой семьи. Из кулаков...
И мальчик, первокурсник взглянул исподлобья на учителя.
- Из кулаков. Да. Моих дедов всего лишили...
Мартирос Карапетович покачал головой:
- Так учись, трудись не покладая рук, лишали бездельники, тунеядцы, негодяи, моих предков тоже оставили без всего.
И он рассказал всю историю своей родовитой купеческой семьи.
Мальчик слушал внимательно, и кивал головой...
А Мартирос не останавливался...
Через 2 дня его вызывает ректор:
- Мартирос Карапетович, что вы там наплели этому мерзавцу?
- Какому?
- У нас такой один! - И он назвал фамилию.
- А что?..
Преподаватель побелел от неожиданности.
- Этот гаденыш - стукач, из семьи стукачей, они все там сексоты ( расшифровываю, для тех кто не знает - секретные сотрудники ).
Мартиросу стало плохо сердцем.
- Ну ты даёшь, вроде - умный мужик. Купец не в первом поколении! Я - не то, что ты, - на грани увольнения! Меня завтра вызывают в Комитет!
Бедный преподаватель сел на стул.
- Тебе срочно надо уехать, отсюда, поезжай в Ростов. У меня там друзья. С женой - благо дети твои в Петербурге, тьфу -  Ленинграде.
- В Ростове у меня куча родственников.
- Не сомневаюсь. Надеюсь, меня не уволят и не посадят.
Ректор подготовил большой конверт денег.
- Беги!
В результате Мартирос Карапетович уехал в Ростов-на-Дону. Взятка помогла, коммунисты не посадили и не уволили предприимчивого, потомственного казака, а наш бедный герой, блестящий мастер своего дела занялся тем же, но уже в Ростове. Клиентов у него было - хоть отбавляй. Тогда Ростов был богаче Краснодара. Так что, - никто в прогаре не остался.
Мартирос купил дом, двухэтажный, у жены -  Ашхен был чудесный сад с ароматными розами.
Так они жили, в счастьи и любви - до глубокой старости.
А от преподавательской деятельности ( через несколько лет тот самый ректор предлагал ему вернуться ) он категорически отказывался:
- Мало ли что ещё ляпну! Пусть сами учатся...


Рецензии