Черкесский накосник украшение-оберег

Красная шапочка-таблетка с подвесками, ажурная шаль ручной работы, изящная девичья шапочка с галунами и шитьем «вприкреп», венчанная верхушкой, большой узорчатый платок, украшенный басонным плетением шарф – всё это привычные головные уборы черкесских девушек, которые носились ими в быту и на праздниках, указывая социальное положение и статус. Как отмечает исследователь Е.Н.Студенецкая в своем труде «Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX веков»: «У большинства народов женский головной убор представляет довольно сложный комплекс, несущий в себе значительную информацию. По головному убору обычно можно определить не только, к какому народу принадлежит его носительница, но и к какой локальной группе. Он позволяет отличить девушку от замужней женщины, а иногда дает и более точные подробности. … Во многих случаях головной убор отражал сословные различия, имущественное положение, место проживания. В нем часто устойчиво сохранялись архаичные черты, отдельные его элементы имели охранно-магические функции» (1, 183). При этом охранно-магические функции головных уборов обусловливались тем, что с давних времен волосы имели сакральное значение для девушек и женщин, поскольку были связаны с энергией Вселенной и символизировали богатство и благополучие.
Между тем выше перечисленные девичьи головные уборы черкешенок дополняли разные накосные украшения. Е.Н. Студенецкая выделяла два типа накосников: «1) повязки или мешочки, скрывавшие волосы от посторонних, 2) подвески и украшения кос» (1, 198). Но девичьи накосники играли не только роль украшения, но и служили оберегом, скрывая сакральные волосы черкешенок от глаз посторонних, а, следовательно, от сглаза и зависти. Каковы были особенности черкесского накосника, головного украшения-оберега? И почему современные черкешенки утратили его, а мастерицы XXI века не реконструируют его и не вводят в обиход современных женщин, наряду с этно-аксессуарами, изготовленными ими с использованием золотого шитья и басонного плетения? На эти вопросы поможет ответить этнограф, кандидат исторических наук Нуриет Теучеж.
О подобном головной украшении черкешенок, вполне вероятно, упоминает еще в XVII веке путешественник из Нидерландов Ян Янсен Стрейс, отмечавший в своих заметках, что «черкешенки ходят с непокрытыми лицами, на голове носят красивые двойные черные шапочки, обшитые крашеным полотном или шелковой тканью; поверх они обычно надевают еще чепчик из черного бархата, что весьма к ним идет, почему они и стараются одеть его как можно лучше» (2). Так называемый «чепчик из черного бархата» мог быть и «мешочком для кос». Другой путешественник того же периода голландский картограф Николай Витсен, наоборот, указывает на то, что «девушки ходят с распущенными волосами, спереди подстриженными, и носят большие шапки» (3).
Уже в XIX веке немецкий путешественник Иоганн Бларамберг, описывая головные уборы черкешенок, разделяет их виды по статусу: «Молодые женщины из княжеских и дворянских семей носят под покрывалом красную шапочку, украшенную спереди полоской из черного сафьяна с серебряными кнопками, которая очень им идет, а волосы они заплетают во множество свободно ниспадающих косичек… Женщины из простого люда носят шапочки любого цвета, за исключением красного… Выходя из дома, они надевают покрывало, которое скрывает их лицо» (4). В том же столетии английский журналист Джон Лонгворт, описывая юную черкешенку по имени Хафиза, отмечает, что «у нее были правильные и милые черты лица, голубые глаза и прекрасный цвет лица; светло-каштановые волосы были заплетены во множество косичек, падавших ей на плечи из-под шапочки алого цвета, отделанной перекрещивающимися широкими серебряными полосками; эта шапочка несколько напоминает албанскую ермолку» (5).
Из этого следует, что на самом деле накосники не имели широкого распространения среди черкешенок, которые из головных уборов предпочитали одну шапочку с лёгкой шалью поверх неё или просто шаль, свободно накинутую на голову. Однако факт существования и использования этого головного украшения-оберега у черкешенок отмечается в исследовании Е.Н.Студенецкой. Представляя два вида накосного украшения, она описывает первый вид следующим образом: «Повязка для кос (по-кабардински шъхъэ пыш1э) представляла собой широкую полосу белой ткани, иногда на концах украшенную вышивкой. Ею плотно обматывали каждую из двух кос или просто волосы, разделенные на две пряди, а затем их перевивали подобием толстого шнура и внизу закрепляли. Независимо от длины кос это украшение опускалось до подола. С такой повязкой мы встречаемся на рисунках XVIII века, на фотографиях XIX века» (1, 198). Е.Н. Студенецкая отмечает также существование накосников «в виде узкого длинного мешочка или полоски ткани, украшенные вышивкой и бахромой. Косы закладывали внутрь мешочка или просто прикрывали полоской. Такие накосники были сравнительно редки, носили их, по словам информаторов, те, «у кого были средства» (1, 198). Второй вид накосников – подвески и украшения кос – у черкешенок так же использовался нечасто. «Иногда девушки подвешивали к косам полоски бархата с нашитыми на них гремящими подвесками, шнурками с монетами или амулетами» (1, 198).
- Сегодня сложно представить, сколько видов накосных украшений было у черкешенок. Стоит отметить, что наконсники носили не только девушки, но и женщины. Во время написания диссертации о золотом шитье адыгов я изучала рисунки, литографии европейских и русских художников XVI-XIX вв, обратила внимание, что косы украшались тканевой лентой, обмотанной вокруг косы. Это в основном у девушек. Другой вид – мешочек продолговатой прямоугольной формы, который мог крепиться у основания косы завязкой из такой же ткани, как сам накосник. Предположительно, этими тканями могли быть шелк или ситец. Были и накосные украшения, которые прикреплялись к головному убору. Они были изготовлены из той же ткани, из которой была сама шапочка. При этом внутренняя сторона была из простой светлой ткани. Возможно, одним из видов накосника была басонная сетка, плетенная из золотых или серебряных нитей. Ей длина доходила до конца девичьей косы , - отмечает Нуриет Теучеж.
Повязку для кос из белой ткани отчетливо видно на рисунке Христиана Гейслера. Коса черкешенки в митрообразной шапке плотно обмотана ею и закреплена толстым шнуром. Рисунок относится к периоду XVIII века. Наглядный пример черкесского накосного украшения конца XIX века хранится в собрании Национального музея Республики Адыгея и описан в сборнике музея «Традиционная одежда и золотое шитое адыгов». В описании Н.З. Кидакоевой оно «представляет собой головное украшение трапецевидной формы, выполненное из бархата черного цвета на подкладке из ситца. Девичий накосник длиной 30 см. декорирован золотой вышивкой, выполненной в технике «адыгэ идагъ», сутажом, галуном по периметру и кистями по низу изделия. Сверху к накостнику пришита золотая тесьма в виде петли для крепления к волосам, внутренняя часть со шлевкой для продевания волос или косы» (6,39). Отмечается, что «волосы, украшенные накосником, придавали изящный вид» (6, 39). Другой пример накосника в виде подвески – трапецевидной полоски черного атласа с орнаментом и галунами по периметру – можно увидеть как украшение головного убора исполнительниц танца анатолийских черкесов, восстановленного Государственным академическим ансамблем народного танца Адыгеи «Нальмэс». Он похож на тот, что хранится в собрании Национального музея республики.
- Культура ношения накосников у черкешенок утратилась, скорее всего, еще до середины XIX века. Тем не менее, некоторые кабардинские и черкесские семьи еще хранят отдельные элементы от таких черкесских накосных ансамблей. В 1990-х годах в этнографических экспедициях по Хабезкому району в одной семье я видела часть девичьего накосника из бархата прямоугольной формы, заканчивающегося внизу углом. Он был расшит вышивкой из золотых ниток техникой «вприкреп» и украшен по периметру плоским сутажом и галуном. По всей длине изделия были вышиты адыгские геометрические орнаменты. Примечательно, что с оборотной стороны накосник имел семь перекладин из светлой ткани. Они позволяли держать косу. А в Нальчике мне показали завершающий элемент одного накосного украшения. Это была некая имитация женских волос, сделанная из шелковых нитей черного цвета, на которые были прикреплены шарики Дэнлъэч. Выглядела она в виде двух пирамид, скрепленных плоским сутажом. От двух верхних шариков из серебряных нитей тянулись от каждого по семь ответвлений, которые завершались таким же шариком, от которого отходили следующие семь ответвлений. И таких рядов могло быть от 3 до 5. Последний ряд не заканчивался шариком. Этот элемент накосника вплетался в волосы и удлинял девичью косу на 30-50 см. Дэнлъэч использовался как пожелание счастья и процветания, - рассказывает этнограф.
Возможно, одной из причин того, что накосник не был распространен среди черкешенок, несмотря на его защитную функцию оберега, являлось то, на что обратил внимание путешественник Джон Лонгворт в XIX веке. Он отмечал, описывая юную черкешенку и её мать: «лицо доброй женщины закрывал белый «хасмак» (khasmak), или чадра; одним словом, «свидетель, ничего не видев, ничего не может сообщить». Это различие между замужней женщиной и девушкой, первая из которых носит чадру, а вторая — нет, соблюдается повсеместно на Кавказе, то ли в силу того, что, переняв частично мусульманские обычаи, они полагают слишком большой жертвой прятать от посторонних глаз товар, которым они могут распоряжаться, или же потому, что женщина в их понимании становится сокровищем, которое нужно скрывать от чужих, только после его приобретения» (5).
- Скорее всего, накосник являлся частью праздничного обрядового женского костюма. Носили его девушки из княжеских и дворянских семей. И поэтому он не использовался в повседневной одежде. Но с середины XIX века, если судить по фотографиям, этот элемент национальной одежды уже явно отсутствует. Предпочтение было отдано красивой ажурной шали, которая одевалась поверх головного убора, - замечает Нуриет Теучеж.
В наше время нет необходимости в и так непопулярном среди черкешенок накоснике, поскольку современные девушки считают волосы одним из главных украшений женщины и не стараются их прятать даже под красивым, изящно выполненном головным аксессуаром. К тому же современные женщины почти не носят кос, а длина их волос редко достигает пояса, как это было принято у черкешенок раньше. Более того тогда сами косы считались украшением для незамужней молодой девушки. После замужества черкешенка надевала на голову платок в знак своего социального статуса и уже не снимала его до самой старости.
А между тем красивая, украшенная золотым шитьем и галунами подвеска могла бы стать изящным дополнением к адыгскому национальному костюму, которые современные черкешенки надевают в наши дни по праздникам и на джэгу. Накосное украшение кос юных черкешенок не только придало бы им изящный вид, но и стало бы оберегом от сглаза. Да и стилизованный, расшитый золотом накосник из бархата, атласа или шелка мог бы помочь современным черкесским дизайнерам более эффектно дополнить их костюмы и платья, выполненные в этно-стиле. Ведь накосник – это традиционное девичье украшение-оберег, и если его украсить адыгским орнаментом, по примеру нарукавников, то он будет не только украшать его носительницу, защищать её энергию, но и станет пожеланием ей счастливой и благополучной жизни.
- Исторически сложился ансамбль адыгского женского национального костюма, который включал в себя на определенном этапе накосное украшение. Но, несмотря на то, что давно уже утрачена культура его ношения, современные девушки могут использовать этот изящный этно-аксессуар и сегодня. А при наличии спроса, мастерицы могут реконструировать все виды черкесских накосников, украшенных золотым шитьем. Таким образом, может появиться еще одно красивое изделие в ассортименте современных мастериц-золотошвейниц, - предлагает этнограф Нуриет Теучеж.

Библиография:
1. Е.Н. Студенецкая. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX веков. М. Наука, 1989 г.
2. Ян Янсен Стрейс. (1675-1676). Описание города Терки. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974. С. 99 – 102
3. Николай Витсен. «Северная и Восточная Татария...», Амстердам, 1692 — перевод с голландского Е. С. Зевакина. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974. С. 86-98
4. Иоганн Бларамберг (1830). Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. М. Изд. Надыршин. 2010
5. Дж. А. Лонгворт (1839). «Год среди черкесов», т. 1-2. Лондон, 1840 — перевод с английского А. И. Петрова. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974
6. Н.З. Кидакоева. Традиционный женский адыгский костюм конца XIX – начала XX века в собрании Национального музея Республики Адыгея// Традиционная одежда и золотое шитье адыгов. Майкоп. 2015.

Составитель Фатима Теучеж
Иллюстрация из книги М.М.Иваноковой "Адыгэ Идэ. Золотое шитье адыгов", где второй накосник - экспонат из собрания Национального музея Республики Адыгея


Рецензии