Краеведческий музей Сватково Берег родиночувствия

Виртуальный краеведческий музей села Сватково «Берег родиночувствия»

Описание: Дискуссионный клуб о месте в истории и современной России села Сватково

Цели создания музея:
1) формирование виртуальной площадки по генерации и практической апробации моделей развития села
2) фиксация, каталогизация и взаимодействие с «культурным» и «естественным» ландшафтом местности
3) популяризация знаний и событий в области метагеографии, истории, краеведения, экологии
4) брендинг местности
5) генерации культурных событий
6) создание, развитие коммуникативных моделей и навыков в области краеведения
7) повышение активности населения в освоение культурного ландшафта
8) развитие общественных инициатив

Концепция:
В основе самобытности краеведческого музея «Берег родиночувствия» лежит представление о ландшафте как тексте, в котором слова - это  пейзаж, реки, самые обычные деревья и растения, а также дома, дороги, ЛЭП и т.д. Полный смысл эти слова приобретают при знакомстве с историей родного края.

Музей – это книга, в которую вписываются или с помощью которой можно прочитать текст ландшафта. Конечно, такая книга не просто сборник (летопись) мыслей; она подобна прибою на границе моря (время) и песка (пространство). 

Обретая смысл, слова этой книги становятся интерпретациями действительности и проявляются на береговом песке. Волны времени смывают начертания на берегу. Но надписи появляются из поколения в поколение, ведь слова на песке начертаны сердцем. Неслучайно шум прибоя и дождя взывает к исторической памяти: берег родиночувствия у каждого свой и у всех один, как и родина.

Деятельность музея направлена на то, чтобы каждый нашел свой «берег родиночувствия». Такая креативная деятельность должна послужить двигателем развития села и способствовать решению практических вопросов, самореализации в освоении окружающего мира.

«Виртуальный» музей»: место в современном мире
1. Терминология
Термин «виртуальный музей» в настоящее время имеет различные значения: веб-сайт реального музея, виртуальная модель музея, электронный каталог экспонатов. Вместе с тем, исследователи отмечают, что виртуальные музей можно представить как новую форму коммуникации и инструмент познания. Именно такой формой и является краеведческий музей  села Сватково «Берег родиночувствия» - цифровой информационный ресурс, доступный в свободной форме в сети Интернет; новая модель коммуникации, то есть способ общения и взаимодействия, направленный на улучшение понимания окружающего мира.

Среди первых публикаций, в которых был введен термин «виртуальный музей» - документ Международной конференции по гипермедиа и интерактивности в музеях в 1991 году. Предполагалось, что такой музей будет иметь дело с виртуальными артефактами в виртуальной обстановке доступной благодаря Интернету

На текущем этапе разработки существует различные варианты виртуальных музеев (Дзюба Д.Н.):
– контент-ориентированные музеи – опираются на содержание (поиск и отображение контента, который обеспечен в тематическом подходе с изображениями отобранных объектов коллекции и возможности получить доступ к подобным или связанным артефактам по тематике);
– связь-орентированные–опирающиеся на тип музея (коммуникация на основе контекста);
– коллаборационные – опирающиеся на сообщество (распространение идей и ресурсов).

В этой связи многие исследователи отмечают, что виртуальные музеи используют Интернет и информационные технологии больше для выражения концепции создателей музея, чем для достижения буквальной точности передачи оригинала. В связи с этим виртуальный музей не должен копировать музеи реального мира, вместо этого он должен расширять функциональные возможности традиционного музея и увеличивать информативность музейного пространства.

2. Интернет как новая форма виртуального пространства
Считается, что виртуальное пространство – это «открытая самоорганизующаяся система, включающая в себя культурные информационные потоки и информационные поля, находящиеся во взаимодействии». Пространство нового музееведения так же рассеянно, индивидуализированно и нелинейно, как пространство цифрового века. Музеи больше не привязаны к определенному месту.

В физической реальности пространство имеет три меры: длину, ширину и высоту. Время и пространство связаны в структуре, названной пространством-временем. Движение сознания во времени течет через пространство, и, таким образом, время становится четвертой мерой, формирующей пространство-время.

В виртуальной сфере вместо этого технология гиперссылки позволяет перемещаться через пространство, не перемещаясь в течение времени. Гиперссылки между средами и объектами делают возможным движение через пространство. В виртуальной музейной среде набор данных, коллекции могут быть упорядочены, делая возможным переход между объектами, которые могут быть связаны тематически, но находятся друг от друга на большом расстоянии.

В интерактивной гипертекстовой среде ссылкой могут соединяться пространственные компоненты, такие как текст, фотография, анимация, фильм или звук. Ссылка в данной среде может носить случайный ассоциативный характер.

Экспозиционное пространство музея так или иначе отделено от представления объекта: движение приводит к установлению ссылок между посетителем и историей, а не объектом. Это размышление о движении через пространство вновь подтвердило желание исследовать трехмерное пространство в виртуальном музее как метод соединения посетителя и контекста, который является историей, а не конкретной целью определенной коллекции.

У гипертекста нет структурного единства ни между составляющими его текстами, ни между взаимодействующими с ним и между собой коммуникантом и реципиентом, есть только одно – виртуальная коммуникация. Процесс виртуальной коммуникации выходит на передний план, складываясь из репрезентирующих друг друга более мелких коммуникативных актов.

Преимущества нового вида экспозиционного пространства виртуального музея заключаются в его нелинейности, интерактивности и имманентности. Гипертекст представляется одним из способов коммуникации между зрителем и экспонатом виртуального музея. Раскрывается новая функция музея – виртуальная коммуникация. В итоге возникает необходимость актуализации и популяризации нового музейного пространства

3. Музей как форма «новых медиа»
Одной из новейших концепций средств массовой коммуникации является теория «новых медиа », то есть средств массовой информации, использующих в коммуникации цифровые и сетевые технологии. Эта теория начала Формироваться на рубеже XX—XXI веков. Л. Манович  описывает общие принципы, лежащие в основе «новых медиа», такие как представление культурных объектов в цифровой форме, возможность автоматического изменения и создания «новых медиа», высокая степень изменчивости, Позволяющая существовать медиа-объектам в нескольких версиях, влияние «логики компьютера » на понимание и восприятие Человеком медиа-объектов. Все эти принципы лежат в основе функционирования виртуальных музеев.

Польские исследователи «новых медиа» Б. Щивински, Д . Д абровски  характеризуют их как феномен, обеспечивающий интерактивную обратную связь с пользователями, что содействует творческому участию пользователей в процессе коммуникации. Именно творческий потенциал «новых медиа», с нашей точки зрения, является одним из важнейших аспектов этого явления, Имеющего прямое отношение к виртуальным музеям. Творчество в процессе межличностной коммуникации, личная и коллективная импровизация создателей и посетителей виртуальных музеев, использующих «новые медиа», — всё это способствует повышению творческой активности населения.

Интерактивность, как важнейшее свойство «новых медиа», проанализирована в работах многих авторов, например, в работах Д. Крото, В. Хойнс. Эти исследователи отмечают, что сегодня в общем любой человек может создать интернет-ресурс, творчески работая с изображением, звуком и текстом. Эта мысль полностью подтверждается такой культурной формой, как виртуальные музеи, создатели которых активно используют все возможности «новых медиа» для создания своих коллекций.

4. Музей как новая коммуникативная форма
По мнению О. Сапанжа6, коммуникация в музее осуществляется через выставочно-экспозиционную деятельность. Как было показано ещё Д. Кэмероном, источником такой коммуникации является работник музея, экспозиционер. Коммуникация при этом рассматривается как процесс интерпретации и считывания культурных значений (смыслов), закладываемых музейными работниками. Таким образом, отечественная научная литература по данной тематике рассматривает, в основном, вопросы об основных средствах музейной коммуникации и об основных элементах музея как коммуникационной структуры.

Стоит отметить особую роль комментирования в интернет среде виртуального музея.
Согласно одной из теорий происхождения языка, человек научился говорить в результате развития способности комментировать события и явления окружающего мира. Очевидно, что развитие интернет-технологий повлияло на эволюцию комментирования: создаются новые каналы коммуникации, увеличился объем комментирования и упростился доступ к нему. В результате появляются ярлыки, мемы; меняется сам язык комментирования, восприятие и оценка информации в процессе интернет-комментарования.

В таких условиях на первый план выходят проблемы фильтрации и группировки информации, а также нормирования языка интернет-комментирования, выявление закономерностей его развития, ответственности за нарушение правил передачи информации,  регулирование источников передачи информации, разработка стандартов передачи и размещения информации, в том числе добровольных.

Именно качество фильтрации, обратной связи, удобство навигации, восприятие информации влияют на популярность и развитие виртуального музея. Следовательно, исполнение принятых на себя обязательств (правил, стандартов) по фильтрации информации и следование выбранной парадигме развития сообщества являются решающими в конкуренции источников, операторов обработки и интерпретации информации, размещенной в интернете.


«Берег родиночувствия»: итерпретация понятий
Концепция берега основана на поэме Кевина Кросли-Холланда  «Пришвартованный человек» и идеи единства ландшафта и человека («Тропы песен», хора в «Тимее» Платона, диалог с местом современных художников и фотографов).

«Когда мы достигаем побережья (в оригинале: «coast»), то нас захватывает не земля и не море, но узкая полоса вечно бегущей воды, которую мы называем берег (в оригинале: «shore»).. И практически все, что мы слышим – это его речь. Поначалу кажется, что мы слышим повторяющиеся фразы, и это – месмерика. Затем речь становится одновременно успокаивающей и угрожающей, музыкальной и диссонирующей, вдохновляющей и убогой, легко понимаемой и сложной. И все это оттого, что мы слышим акценты, которые невозможно услышать в любом другом месте. «Пришвартованный человек» интерпретирует эту текущую речь в замечательной манере. В этой череде диких, отчаянных, прекрасных и уникальных фраз берег рассказывает о том, как он никогда не может уйти, о борьбе в своих водных цепях и о своей свободе, несмотря на то, что он является пленником. Пришвартованный человек может быть привязан к краю, но он никогда не остается недвижимым. Он весь в движении. Он может быть тускло-грязным, но всегда остается замечательным оратором. Меж тем, под скалами он - провидец. Это прекрасная поэма. В ней есть трагическое одиночество, характерное для «Ворона» Теда Хьюза. Пришвартованный человек – это голос географического края, последней черты, которая отделяет сушу от воды. Все это поэт слушал на протяжении всей своей жизни, и передает нам этот захватывающий перевод» – Рональд Блит (Ronald Blythe).

«Пришвартованный человек постоянно меняет свои очертания, страстен и опасен. В этом мощном цикле поэм мы видим, как он формировал дамбы, фильтровал гравий, заливал ручьи, обманывал неосторожных, топил невинных, вопил и танцевал, -  и все это время беспокоился о своей собственной противоречивой самобытности и об отношениях с людьми» - комментирует критик.

В рамках данной концепции музеем рассматриваются вопросы региональной идентичности, границ, освоению культурного и природного ландшафта. Тематические рубрики (села Сватково): психогеография, пейзажи, флора и фауна, события и люди, экологические маршруты, анонсирование и генерация событий, экспозиция (архивные фото, коллекция событийных контекстных экспонатов.

 
Источники:
1. Василина Д.С. Виртуальный музей как феномен современной культуры//Международный журнал исследований культуры. 2016. 3(24).
2. Вяткина Ю.Д. Виртуальный музей как PR-средство//Человек в мире культуры. 2012
3. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: подходы к типологии//Вестник МГУКИ. 2012. 4(48) июль-август
4. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: анализ термина// Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2014
5. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: анализ понятия//Вестник МГУКИ. 2012. 2(46) март-апрель
6. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: аналитический обзор зарубежных публикаций//Вестник МГУКИ. 2015
7. Дзюба Д.Н. Феномен музея в виртуальном культурном пространстве//Общество: философия, история, культура. 2017
8. Бурлак С. Происхождение языка: факты, исследования, гипотезы. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. – 610 с.
9. Дзюба Д.Н. Классификация виртуальных музеев: структура и динамика//Международный научно-исследовательский журнал. № 5 (47). Часть 2. Май
10. Смирнов А.В. Современный музей: коммуникация или коммеморация// Международный журнал исследований культуры. 2016. 3(24).


Рецензии