Продукты и деньги как свет и тьма

Из «капитала» мы знаем, что есть два основных круга – товарно – денежных отношений, изображающих диалектическую противоположность. Первый круг представляет собой происхождение меновой стоимости и денег из непосредственного продуктообмена. Так, деньги сначала не представляют собой первоначального, главного, определяющего элемента в рыночных отношениях. Деньги лишь упрощают продуктообмен. Если сравнить продукты и деньги в этом моменте с природной противоположностью света и тьмы, то продукт, этот солнечный свет труда [1], на первоначальном этапе не замутнен ещё тьмой денежной массы. Деньги лишь служат как бы границей труда и товарообмена; пред нами лишь солнечный диск чистого света. Только впоследствии накопления, деньги, как отчужденный свет, граница свечения и как тьма, начинают довлеть, оттеснять свет; в сам «солнечный, чистый диск» привходит второй круг – двойник  светлого круга,- противоположность, в которой всеобщим началом становится тьма,- отчужденная и оледенелая сила светлой энергии,- деньги. Внутрь круга "Т-Д-Т" привходит второй круг "Д-Т-Д"; свет затмевается, ибо тьма, не есть уже только граница света, но также определенная, плохопрозрачная и растущая в сторону света масса.


При этом, подобно тому, как внутри первого, чистого, светлого круга деньги есть только граница, а свет  представляет собой силу труда и продукт, также и тьма есть лишь темная масса денег, граница которой есть труд и продукт. Эта граница тем самым есть то, что стремятся преодолеть как свет так и тьма, как продукт так и деньги*. То есть поскольку в своей внутренней сущности свет представляет собой лишь свечение,- он есть круг бесконечности,- «Т-Т-Т», или чистый обмен, или коммунистическое производство, - чистое П,- произведенный лишь для себя Продукт и незамутнённая сила творчества. «П» таким образом =ТТТ=ТДТ (единство "бесконечного" и конечного "Д"), где деньги - только граница круговращения света, творческой силы и лишь конечная имманентность продукта; первоначально, в этих деньгах ещё нет отрицательной массы,- тьма вытесняется светом за горизонт труда, деньги просвечивают как янтарь. Однако, с другой стороны, сущностью тьмы, как противоположности света также является чистая тьма; тьма в себе есть лишь мрачная масса как антиномия творческой силы и света,- окосневелость, по Марксу, овеществленной силы труда. Это лишь видимость буд-то тьме нужен свет, а капиталу – деньгам – продукт и рабочая сила. В действительности стремление тьмы - поглотить свет, отменить его, опустошить, отодвинуть его границу до полной победы и поглощения. Внутренний круг тьмы в себе есть растущая и беспросветная масса денег,- «Д-Д-Д» («Деньги- Деньги- Деньги»,- конечность зацикленная на себя), монетаризм и абсолютная хриматистика.


Важно отметить, что Маркс, у себя в "капитале" не завершает этой противоположности до её абсолютного выражения, но, пребывая, как правило, на пограничном участке, то есть внутри живого единства света и тьмы, труда и промышленного капитала, в качестве опосредствующих друг друга, он, лишь мимоходом указывает, на значение этого разграничения [2]. Поскольку различие между промышленным и «ростовщическим, акционерным, банковским» капиталом ещё не нашло своего совершенного отражения в экономической жизни, в то время, Маркс, не отдает нам отчет, потому, относительно абсолютной, о внутренней, отделенной от силы труда, сущности капитала [3]. Последний не есть порождающая производство и "пролетариат" благотворная, в том числе сила. Деньги в себе есть лишь мрак, мощность оцепенения. Сделавшись сферой затмения творчества, производства, продукта и света, в качестве их самого крайнего противочлена,- деньги в определенной, критической массе, как противоположность энергии созидания, выступают затем, в качестве порабощающе -  безразличной, чистой силы уничтожения. Антиномия творческой, трудовой силы и капитала должна быть рассмотрена потому, как абсолютная антиномия. То есть не так, что промышленный капитал отступает в какой то момент перед лицом, порожденного им класса фабричных рабочих, проигрывает ему, и поглощается им, а так, что промышленный капитал, в определенный момент, ставши слепой, монетаристичной тотальностью тьмы,- оторванным от товара, выходит затем, как исключительный антипод производительной силы. Его манифест: "Ни что не должно быть оставлено во владение свету". На его фоне промышленный и состоящий в живом единстве с источником прибыли, творческий капитал есть только ребенок, а пролетариат, заводские рабочие, только игрушка во власти его неисследимого произвола.

_________________________________________________
[1] см. Гегель: "Философия природы", глава: "Отношение к свету".

[2] По поводу этого разграничения Маркс пишет: «...акционерное дело,-(...) является упразднением капиталистической частной промышленности на основе самой капиталистической системы (...), по мере того, как [оно] расширяется и захватывает новые отрасли производства, [оно] уничтожает частную промышленность...» (Капитал 3 Том 27 глава) (скобки мои- В.К.); «...экспроприация в пределах самой капиталистической системы выражается в антоганистической форме, в форме присвоения общественной собственности немногими; а кредит все больше придает этим немногим [представителям чистого денежного капитала - В.К.] характер чистых рыцарей наживы» (Капитал 3 Том 27 глава)

[3] Поэтому Энгельс в главе о бирже укажет, что самые худшие, видимо, предположения Маркса стали сбываться, в связи с расширением акционерного капитала: «… с 1865 г., когда книга [3 том «капитала» - В.К.] была написана, наступило изменение, которое придает бирже значительно возросшую и все растущую роль и которое в своем дальнейшем развитии имеет тенденцию концентрировать в руках биржевиков все производство, как промышленное, так и сельскохозяйственное»; «В 1865 г. биржа была ещё второстепенным элементом в капиталистической системе.»; «Со времени кризиса 1866 г. накопление [в Англии, прежде всего - В.К.] происходило со все возрастающей быстротой и при том таким образом, что (…) производство не поспевало за накоплением, и накопление отдельного капиталиста не могло найти полного применения в расширении его собственного предприятия»; «Вместе с этим накоплением возрастала и масса рантье ["чистых рыцарей наживы" по Марксу - В.К.], людей, которым надоело постоянное напряжение, связанное с ведением дел…». (Ф. Энгельс «Капитал» 3 Том. Гл. «Биржа».) 

* Ближе эту противоположность можно бы было представить в виде борьбы льда и воды. Если источник тепла ослабевает или совсем не достигает больше воды, то борьба завершается превращением жидкости в твердое тело; "гражданское общество", «пролетариат» совершенно проигрывает капиталу, перестает существовать как противоположность ему (форма его становится формой его противоположности). Истинная философия, потому, кроме того, что видит борьбу и противоположность льда и воды, "пролетариата" и капитала, должна указать, что без силы огня, внешней «пролетариату» (и, потому, истинно внутренней силы), без рассмотрения чистой освободительной силы в истории (без понимания "духа", света, огня, чистого "я",- в его необходимых моментах), способной каменный лёд превратить в пар (царство необходимости в царство свободы) политэкономия "льда и воды" (в силу указанной односторонности) остается не завершенной. 

По этой причине, в задачу политэкономии, все ещё входит: более ясное, нежели прежде, определение противоположности скрытой в самом "капитале" (то есть внутри самой отрицательности труду, а не просто противоположность между трудом и капиталом, как прибылью). ...Данное определение, начиная с 27 главы "3 Тома" заключено в различении,- на капитал денежный и созидательный, то есть на не опосредованный трудом и опосредованный трудом капитал.

______________________
О закостененении именно акционерного капитала в противоположность промышленному, Маркс говорит на последних страницах глав о формуле триединства. В конце третьего тома лишь Энгельс укажет что это закостенение и отчуждение в биржевом капитале начнет происходить подтверждая самые худшие из прогнозов не озвученных вполне Марксом.
________________________
Примечание:


Цитаты из Маркса перекликающиеся с философскими положениями Г. Гегеля:

Примеры чистой гегелевской диалектики примененной к политической экономики. В данном случае как сказал Маркс так «сказал бы» или «примерно так и сказал», в разных местах Гегель:

«если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня» (Капитал 3 Том «Триединая формула»)

«Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально» ((с) К. Маркс "капитал")

«Царство свободы начинается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону собственного материального производства.»; «По ту сторону его начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе. Сокращение рабочего дня – основное условие» (Капитал 3 Том «Триединая формула»)

«Капиталистический способ присвоения, вытекающий из капиталистического способа производства, а следовательно, и капиталистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Но капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса своё собственное отрицание. Это – отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность» ("Капитал")

«эти [капиталистические] отношения представляются ей [вульгарной политической экономии] тем более само собой разумеющимся, чем более скрыта в них  внутренняя связь, хотя для обыденного представления они кажутся привычными. Поэтому она нисколько не понимает, что [в своём разделении] триединство, из которого она исходит: земля- рента, капитал – процент, труд – заработная плата или цена труда, есть прежде всего три невозможных [в своей раздёленности] компонента.»


«Воля народа так же мало может выйти за пределы законов разума, как и воля индивида. У неразумного народа не может вообще быть речи о разумной государственной организации. К тому же здесь, в философии права, мы имеем дело с родовой волей.» (К. Маркс «К критике гегелевской философии права»)


«Законодательная власть совершила французскую революцию. Вообще там, где она выступала в своей особенности как господствующее начало, она совершала великие органические всеобщие революции. Именно потому, что законодательная власть являлась представительницей народа, родовой воли, она боролась не против государственного строя вообще, а против особого, устаревшего государственного строя. (К. Маркс «К критике гегелевской философии права»)



________________________________________________________--

Вопрос на знание «марксизма»: какая из категорий при рассмотрении капитала у Маркса является самой абстрактной, в связи с которой метод марксизма ещё называют методом восхождения от абстрактного в плоскость конкретного?

1. Меновая стоимость.
2. Потребительская стоимость.
3. Добавленная стоимость.
4. Продукт.
5. Товар.
6. Прибавочный продукт.
7. Прибыль.
8. Цена.
9. Капитал.
10. Отчуждение.
11. Производственные отношения.
12. Труд.

«И, наконец, в качестве «третьего в союзе» фигурирует простой призрак – труд [«die» Arbeit*], который есть не что иное, как абстракция, и как таковой вообще не существует или, если мы возьмем то, что под этим скрывается, - производительная деятельность человека вообще, посредством которой он осуществляет обмен веществ с природой, не только лишённая общественной формы и определенного характера, но выступающая просто в её естественном бытии, независимо от общества, отрешенно от каких бы то ни было обществ и, как выражение жизни и утверждение жизни, общая ещё для необщественного человека и человека, получившего какое-либо общественное определение» (К. Маркс «Капитал» 3 Том «Триединая формула»)

Если думают, что "товар" является самой абстрактной из категорией полит-экономии, то в действительности товар, гораздо более конкретен, статичен, вторичен по отношению к труду, который является истинно внутренним, скрытым для средств анализа политической экономии, в качестве взятого независимо и отдельно от производственных отношений.
_________

* "Эта работа"

О различении классов из «триединой формулы» Маркса.

В конце третьего тома, Маркс в капитале о классах писал, что с одной стороны есть класс рабочих, а с другой класс капиталистов. Первые получают доход, продавая свою рабочую силу,- этот доход называется заработная плата. Вторые получают доход из прибыли и по определению Маркса, в противоположность рабочим, они, якобы есть бездельный и праздный класс.

Само слово прибыль наделало много недоразумений в последующем различении классов.

Тогда как на самом деле Маркс разделял прибыль на две разные стороны, - на зарплату предпринимателя и процент с прибыли,- данное различение меньше всего освещалось в марксизме и в настоящее время все ещё представляет момент всяческого извращения логики капитала.

Дело в том, что если как Маркс увидеть внутри самой прибыли различение и борьбу двух противоположных сторон, то получится, что предприниматель, который чужд акционерному, денежному, биржевому и банковскому капиталу, ведет с ним борьбу, такой предприниматель сам по себе выступает на стороне тех, кто продает свой собственный труд, то есть на стороне рабочих. А так как есть только две главным образом стороны исторического развития, то этот предприниматель является частью действительной, положительной силы общественного развития, то есть является отрицающей капиталистическую отрицательность силой.

Вот как проводит это разграничение Маркс в главе «триединая формула»; он пишет, что есть три основных вида доходов: «капитал – прибыль»; «земля – рента»; «труд – заработная плата».

А дальше,- Маркс требует различать прибыль саму в себе, поскольку она есть противоположность в самой себе, и именно здесь одно из важнейших открытий Маркса:

«…поскольку процент, как это показано раньше, выступает как специфический, характерный продукт капитала, а предпринимательский доход в противоположность проценту [познайте эту противоположность!, - говорит Маркс – В.К.]– как независимая от капитала заработная плата [!!!], то указанная триединая формула точнее сводится к следующей: «Капитал – процент»; «труд - заработная плата»; «земля – рента».

То есть, в указанном тексте Карл Маркс разделил прибыль на два составляющих элемента,- «процент» и независимый от процента, противоположный проценту доход предпринимателя, где этот последний по сути есть тот же самый доход, что и у простого рабочего; Маркс прямо сказал, что этот противоположный проценту доход предпринимателя есть «заработная плата» (так же как для простого рабочего). Таким образом, истинное разделение классов проходит не в отношении к прибыли, вообще, как таковой, а в отношению лишь к акционерной, банковской, ростовщической, денежной прибыли.

Другими словами, предприниматель участвующий в производстве и создающий места для рабочих есть друг рабочих, есть часть класса рабочих, если он выступает против того класса приобретателей, чей источник дохода - процент, то есть истинно праздного класса.  Именно здесь проходит различие; не прибыль как таковая есть признак бездельного и "ненужного класса", а чистый денежный капитал: процент. Но Энгельс опубликовал последнюю из страниц рукописи капитала без ссылки на «триединую формулу» и несколько поколений марксистов и до сего дня не различают прибыль в самой себе.

Важные цитаты:

«Одна из важнейших логических истин состоит в том, что определенный момент, который, выступая как противоположность, занимает положение крайнего термина, перестает быть таковой и оказывается органическим моментом благодаря тому, что он вместе с тем есть также и средний термин.» (Г. Гегель «Философия права» § 302)

Энгельс о пролетариате:

"Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала. Класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависят от спроса на труд, то есть от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем не сдерживаемой конкуренции". (Ф. Энгельс "Принципы коммунизма" 1847г)

«Коммунизм, отрицающий повсюду личность человека, есть лишь последовательное выражение частной собственности, являющейся этим отрицанием. Всеобщая и конституирующаяся как власть зависть представляет собой ту скрытую форму, которую принимает стяжательство и в которой оно себя лишь иным способом удовлетворяет. Всякая частная собственность как таковая ощущает – по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности – зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования. Грубый коммунизм, есть только форма проявления гнусности частной собственности». Маркс «Экономическо-философские рукописи 1844 года»

«Всеразрушительные анархисты, которые хотят все привести в состояние аморфности, чтобы установить анархию в области нравственности, доводят до крайности буржуазную безнравственность.» Маркс «Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих»


Рецензии