Следы веков в храме Айя София

Собор Святой Софии (Айя София) в Стамбуле 10 июля 2020 года сменил свой статус, превратившись из музея в мечеть. Таково было решение Верховного административного суда (Госсовета) Турции, на основании которого президент Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, в котором сказано, что музей-мечеть Айя София отдается под руководство Управления по делам религий (Diyanet) и открывается для мусульманских богослужений.

Совет Турции отменил постановление правительства страны 1935 года о присвоении собору Святой Софии в Стамбуле статуса музея. Это решение дало властям Турции законную возможность превратить музей Айя София в мечеть.
Ранее многие религиозные деятели и культурные организации по всему миру выступили против этого шага, заявив, что памятник принадлежит всему человечеству.
О том, что статус музея Айя-София может быть пересмотрен, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил весной 2019 года . Сообщалось, что это стало своеобразным ответом на признание Иерусалима столицей Израиля со стороны Вашингтона.
Чем знаменит собор
Первое упоминание о соборе датируется 300-ми годами нашей эры. В самом начале своего существования собор пережил пожар и был перестроен.
Собор находится на месте, где до IV века располагалась рыночная площадь. В нынешнем виде здание было открыто в 537 году. Распоряжение о строительстве собора отдал византийский император Юстиниан I.
Согласно историческим летописям, на возведение собора было потрачено три годовых дохода Византийской империи.
Вплоть до постройки собора Святого Петра в Риме собор Святой Софии оставался самым большим христианским храмом в мире.
В 989 году из-за сильного землетрясения обвалился купол собора, который был восстановлен пять лет спустя.
В 1453 году после захвата Константинополя турками султан Мехмед II превратил собор Святой Софии в мечеть. После захвата собора хранившиеся в нем многочисленное ценности были разграблены, а древние иконы уничтожены. Тем не менее, часть христианских фресок и мозаик сохранились под слоем штукатурки и были восстановлены в ходе реставрационных работ в 30-е годы XX века.
В период османского правления по краям здания были возведены минареты. В течение почти 500 лет Айя София была одной из главных мусульманских святынь - второй после Каабы в Мекке.
В 1935 году основатель современной светской Турции  Мустафа Кемаль Ататюрк специальным декретом преобразовал мечеть в музей.
В 1985 году здание музея было включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Никакого практического смысла превращения собора Святой Софии в мечеть нет. Там рядом огромная Голубая мечеть, много мечетей по соседству, никакой практической нужды в этом нет.
Это чистый символ исторической победы над христианской империей в 1453 году и как бы такое символическое повторение этой победы сегодня Эрдоганом.
Во-первых, Эрдоган понял, что роман с Западом у него не получается, что ему гораздо более выгоден статус нового лидера мусульманского мира. Во-вторых, у него впереди очень трудные выборы. Его политическое положение совсем не такое твердое, как раньше, и он очень рассчитывает на поддержку мусульманского электората, который, конечно же, этой идее превращения Святой Софии из музея в мечеть чрезвычайно симпатизирует.
Понятно, что страна понесет очевидные, в том числе и материальные, убытки. Билет для посещения Святой Софии был довольно дорогой. Музей посещали до 4 млн.  человек в год. Для культурного бюджета Турции это довольно большие деньги. На эти средства можно было осуществлять реставрационные и охранные работы, но этим пренебрегли.
Возникнет вопрос о выводе Святой Софии из списка ЮНЕСКО в связи с нарушением условий хранения и доступа к уникальным византийским мозаикам, которых, конечно, в действующей мечети быть не может.
Их придется каким-то образом либо снимать со стен, либо закрывать. Этот просчитанный риск власти Турции не сильно волнует.

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов — центр притяжения для всех туристов, прибывающих в  Стамбул. 1500 лет собор.  Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмед въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.
Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.
По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.
После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами-русами византийской гвардии.
К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Рунические надписи в соборе Святой Софии

Впервые присутствие отрядов викингов на территории Византии отмечается в правление императора Феофила (829—842), когда воины с севера достигли берегов Чёрного моря и угрожали городу Херсон, 18 мая 839 года прибыла делегация от византийского двора, в составе которой были те, кто «свой народ называли, Рос».
В 860 году русь совершила поход на Константинополь, из чего Михаил III мог сделать выводы о военном потенциале варягов

 Под 907 годом в «Повести временных лет» рассказывается о походе Вещего Олега и двух заключённых после этого договорах. Второй из них, составленный в 911 году, включал положение о возможности найма русов на византийскую военную службу: «Если же будет набор в войско и эти (русичи) захотят почтить вашего царя, и сколько бы ни пришло их в какое время, и захотят остаться у вашего царя по своей воле, то пусть так будет». В связи с рассказом о путешествии княгини Ольги ко двору императора Константина VII в 955 или 957 году автор «Повести временных лет» упоминает о ранее высказанной императором просьбе о присылки воинов-варягов (русов),

Русско-византийская война 907 года — легендарный поход киевского князя Олега на Константинополь.

Поход подробно описан в «Повести временных лет» (нач. XII века) и завершился подписанием мирного договора в 907 году. Широко известен в русском обществе по фразе: «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда». Однако данный набег не упомянут ни в одном византийском или ином источнике, кроме древнерусских летописей. В 911 году был заключён новый русско-византийский договор.
Русское прозвище Вещий означает «знающий будущее», «предвидящий будущее», оно родственно словам ведающий, ведун, ведьма. По летописи, русы назвали Олега вещим после успешного похода на Византию 907 года, то есть это было признанием его военно-политического таланта.

                Чалма и тиара

- Окажись мы в городе накануне турецкого штурма, мы застали бы защитников обречённого Константинополя за довольно странным занятием. Они до хрипоты обсуждали справедливость лозунга «Лучше чалма, чем папская тиара». Эту крылатую фразу, которую можно услышать и в современной России, впервые произнёс византиец Лука Нотарас, чьи полномочия в 1453 г. примерно соответствовали премьер-министру. Кроме того, был он адмиралом и византийским патриотом.

Как это иногда случается с патриотами, Нотарас украл из казны деньги, которые последний византийский император Константин XI выделил на ремонт оборонительных стен. Позднее, когда турецкий султан Мехмед II через эти самые так и не починенные стены вошёл в город, адмирал преподнёс золото ему. Он просил лишь одного: сохранить жизнь его большой семье. Султан деньги принял, а семью адмирала казнил у него на глазах. Последнему отрубили голову самому Нотарасу. Не любил султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) коррупционеров и предателей.
- Предпринимал ли Запад попытки помочь Византии?
- Да. Обороной города командовал генуэзец Джованни Джустиниани Лонго. Его отряд, состоявший всего из 300 человек, был самой боеспособной частью оборонявшихся. Артиллерию возглавлял немец Иоганн Грант. Между прочим, византийцы могли заполучить на службу светило тогдашней артиллерии - венгерского инженера Урбана. Но на постройку его суперпушки в императорской казне не нашлось денег. Тогда, обидевшись, венгр пошёл к Мехмеду II. Пушка, стрелявшая каменными ядрами весом по 400 килограммов, была отлита и стала одной из причин падения Константинополя.

                Ленивые ромеи

- Почему история Византии закончилась именно так?

- Виноваты в этом в первую очередь сами византийцы. Империя была страной, органически неспособной к модернизации. Например, рабство в Византии, которое пробовали ограничивать со времён первого христианского императора Константина Великого в IV веке, полностью отменили только в XIII. Сделали это западные варвары-крестоносцы, захватившие город в 1204 г.

Многие государственные должности в империи занимали иностранцы, они же прибрали к рукам и торговлю. Причина, конечно, была не в том, что злокозненный католический Запад планомерно разрушал экономику православной Византии.

Один из самых знаменитых императоров, Алексей Комнин, в начале своей карьеры пробовал назначать соотечественников на ответственные государственные посты. Но дела не шли: привыкшие сибаритствовать ромеи редко просыпались раньше 9 утра, за дела принимались ближе к полудню... Зато шустрые итальянцы, которых вскоре стал нанимать император, начинали рабочий день с рассветом.

- Но от этого империя не становилась менее великой.

- Величие империй часто обратно пропорционально счастью её подданных. Император Юстиниан решил восстановить Римскую империю от Гибралтара до Евфрата. Его полководцы (сам он ничего острее вилки в руки не брал) сражались в Италии, Испании, Африке... Один только Рим брали штурмом 5 раз! И что? После 30 лет славных войн и громких побед империя оказалась у разбитого корыта. Экономика была подорвана, казна опустела, лучшие граждане погибли. А отвоёванные территории всё равно пришлось оставить...

- Какие уроки может извлечь Россия из византийского опыта?

- Учёные называют 6 причин крушения величайшей империи:

Непомерно раздутый и коррумпированный чиновничий аппарат.

Разительное расслоение общества на бедных и богатых.

Невозможность для рядовых граждан добиться справедливости в суде.

Пренебрежение и недофинансирование армии и флота.

Равнодушное отношение столицы к кормящей её провинции.

Сращивание духовной и светской власти, их объединение в лице императора.


Софья Палеолог

Софья Фоми;нична Палеолог, она же Зоя Палеологиня — Великая княгиня Московская, вторая жена Ивана III Великого, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происходила из византийской императорской династии Палеологов, племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога. Википедия
Родилась: 1455 г., Мистра, Греция
Умерла: 7 апреля 1503 г., Москва
Полное имя: Sophia Palaiologina
Супруг: Иван III Васильевич (в браке с 1472 г. до 1503 г.)
Дети: Василий III, Елена Ивановна, Юрий Иванович.
Внуки: Иван Грозный, Владимир Андреевич, Юрий Васильевич, Анастасия Петровна Ибрагимовна, Георгий Васильевич

Определяющим в судьбе Зои стало падение Византийской империи. Император Константин погиб в 1453 году во время осады Константинополя. Командный пункт
Константина  уже осаждали турки,  защитники Константина гибли один за другим. Видя всё это, Константин крикнул: «Погибаю, но не сдаюсь!» - и кинулся с мечом в самую гущу врагов.  Конечно, силы были не равны.  Потом после сражения его тело всё изрубленное нашли. Личность его установили  по сапогам с гербами  своей династии – двуглавыми орлами.
 Спустя 7 лет, в 1460 году Морейский деспотат был захвачен турецким султаном Мехмедом II, и Зоя была вынуждена бежать от турок сначала вместе с семьёй на Корфу, а потом в Рим, где её отец Фома был признан законным наследником византийского престола, и в последний год своей жизни перешёл в католицизм — как и, чуть позже, его дети. Палеологи поселились при дворе папы Сикста IV (заказчика Сикстинской капеллы). Там Зоя и получила имя Софья.
После смерти Фомы 12 мая 1465 года (его жена Екатерина скончалась в том же году несколько ранее) опекой его детей занялся известный учёный грек, кардинал Виссарион Никейский, сторонник унии. Сохранилось его письмо, в котором он давал наставления преподавателю сирот. Из этого письма следует, что папа по-прежнему будет отпускать на их содержание 3600 экю в год (200 экю в месяц: на детей, их одежду, лошадей и прислугу; плюс следовало откладывать на «чёрный день» и тратить 100 экю на содержание скромного двора, включавшего врача, профессора латинского языка, профессора греческого языка, переводчика и 1—2 священников).
После смерти Фомы корону Палеологов де-юре унаследовал его сын Андрей, который продавал её различным европейским монархам и умер в бедности. Второй сын Фомы Палеолога, Мануил, во время правления Баязида II вернулся в Константинополь и отдался на милость султану. По некоторым источникам, он принял ислам, завёл семью и служил в турецком флоте

Иван III овдовел в 1467 году — его первая жена Мария Борисовна, княжна Тверская, умерла, оставив ему единственного сына, наследника — Ивана Молодого.
Брак Софьи с Иваном III был предложен в 1469 году римским папой Павлом II, предположительно, в надежде на усиление влияния католической церкви на Руси или, возможно, сближения католической и православных церквей — восстановления флорентийской унии. Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны со статусом, и недавно овдовевший монарх согласился жениться на греческой принцессе. Идея брака, возможно, родилась в голове кардинала Виссариона

Судьбоносное время во многом стало таковым благодаря Софии Палеолог. Она, образованная, культурно просвещенная, не стала для князя немым дополнением, способным лишь на продолжение рода и княжеской фамилии, как было заведено в то далекое время. Великая княгиня на все имела свое мнение и всегда могла его озвучить, а супруг неизменно ставил его высоко. По материалам историков, вероятно, именно София вложила Ивану III в голову идею объединения земель под единым центром. Княгиня видела в Руси невиданную мощь, верила в ее великую цель, и, по гипотезе историков, именно ей принадлежит знаменитая фраза «Москва – третий Рим».
Племянница последнего императора Византии, София также «подарила» Москве герб своей династии – того самого двуглавого орла. Он достался столице в наследство как неотъемлемая часть ее приданого (наряду с книжной библиотекой, вошедшей впоследствии в часть наследия великой библиотеки Ивана Грозного). Успенский и Благовещенский соборы – спроектированы и созданы благодаря итальянцу Альберти Фиораванти, которого София лично пригласила в Москву. Кроме того, княгиня вызывала из Западной Европы художников и зодчих, чтобы те облагородили столицу: строили дворцы, воздвигали новые храмы. Именно тогда Москва украсилась кремлевскими башнями, Теремным дворцом и Архангельским собором.




Июль 2020 г..


Рецензии