Китайцы и человек мира

               
               
         По приезде во Владимир, у здания вокзала, меня остановила молодая женщина азиатской внешности в ярко-зелёной куртке и широкополой шляпе. Рядом с ней был высокий, кудрявый соотечественник с видеокамерой. Женщина показала на золотые купола церквей, возвышающихся над вокзалом, и жестами спросила, как туда пройти. Я собиралась выйти коротким путём на улицу Большую Нижегородскую и знаком руки пригласила их следовать за мной.

         Девушка шла рядом, мужчина – позади.
         Каждая из нас что-то говорила на своём языке. Я сожалела, что нельзя вступить в диалог, но решила спросить из какой они страны:
       - Из Кореи? – Вырвалось вслух моё предположение?
Спутница показала мобильник с китайскими иероглифами.
        - Китай! – Воскликнула я.
Она улыбнулась и кивнула.


       - Как жаль, что нельзя побеседовать. – Сказала я.
Девушка поднесла к моему лицу мобильник, где русская фраза была переведена на  китайский. Значит, общение возможно. Мы поднимались в гору. В моих руках – две сумки, устала, остановилась. Спутница предложила передать мой груз её компаньону. Я передала ему более тяжёлую сумку и указала китайцам на здание гостиницы «Владимир» справа от нас.

        Слева высилась стена Богородице-Рождественского монастыря. Объяснила, что вдоль стены, снаружи, есть очень милая прогулочная тропинка, тянущаяся до Успенского Собора. Когда мы подошли к монастырским воротам, я посоветовала спутникам зайти во двор и осмотреть древний монастырский храм и живописную панораму двора. Они решили сделать это на обратном пути.

        По дороге к Успенскому Собору обратила их внимание на памятник Святому Благоверному князю Александру Ярославичу Невскому, Собор с планетарием, Исторический краеведческий Музей, дом братьев Столетовых, здание Дворянского Собрания. Китаянка что-то воскликнула и показала перевод:
      - Да, русские – великая нация! Куда не приедешь, везде очень красивые города! Вы не торопитесь? Побудьте немного с нами.


       Я согласилась, и мы присели на скамейку в парке «Липки». Рассказала спутникам о здании Палат, которое до революции было Присутственными местами, куда притекали местные и приезжие просители, ходатаи по делам. Сейчас здесь – Владимиро-Суздальский Музей-Заповедник с богатыми экспозициями.


        Оказалось, что мои собеседники, как и я, приехали во Владимир из Коврова, куда недавно прибыли работать на русско-китайском производстве.
      - Как привыкаете к русским нравам и обычаям?
      - Пока ещё не очень, разный менталитет, но доброе отношение к себе уже почувствовали. Надеемся, что всё сложится хорошо. А вам приходилось встречаться с нашими соотечественниками?


      - Был небольшой эпизод в детстве. В начале 50-десятых годов я жила в городе Коврове  и училась в 6-ом классе. В это время в одном из домов на улице, которая сейчас называется Проспект Ленина, в районе современной троллейбусной остановки «Улица Коммунистическая», жили китайские инженеры, приглашённые работать на Ковровском экскаваторном заводе.

       На уроках истории в школе нам рассказывали о доброй дружбе Советского Союза и Китайской народно-демократической республики. Мы разучивали и пели песню о том, как два великих вождя, Сталин и Мао, слушают нас. В классе висели портреты В.И. Сталина и Мао Дзэ Дуна.

      Однажды в выходной день с девчонками- одноклассницами мы гуляли в скверике, на улице Чернышевского, где установлена гипсовая фигура рабочего, и решили сходить посмотреть на китайцев. Их дом был рядом. Окна общежития оказались открытыми. Хозяева – дома. Это были молодые мужчины. Мы решили, если они – наши друзья, то надо пригласить их на пионерский сбор в наш класс по теме «Дружба народов».

     Стали искать дверь в общежитие, но попадали не туда. Дверь открывали какие-то злые русские тётки. Мы спрашивал, как пройти к китайцам, но тётки захлопывали двери перед нашими носами без всяких объяснений. Тогда мы решили залезть в окно. Бросили жребий, кому лезть. Выпало мне. Девчонки подсадили меня, и я влезла на подоконник. Китайцы окружили меня, что-то говорили по-своему, улыбались. Я сказала: «Здравствуйте. Я учусь в 6-ой школе, в 6-ом классе. Мы приглашаем вас на пионерский сбор в наш класс в эту среду. Тема «Дружба народов».

       Они не поняли, о чём я говорю. Позвали своего переводчика. Он спросил меня по-русски, что мне надо. Я объяснила. Он сказал что-то своим товарищам. Они весело засмеялись. Задание было выполнено. Я спрыгнула с подоконника и присоединилась к девчонкам.


          На наш сбор китайцы не пришли. Но меня вызвала директор школы и потребовала объяснить, зачем я лазила в окно к иностранным специалистам. Я прямодушно ответила:
        - Мы с девчонками из класса решили пригласить их на классный сбор. Если дружат наши страны, если Сталин и Мао слушают нас, то надо подружиться с китайцами, которые живут в нашем городе. Они бы нам рассказали о своей стране, своей жизни, а мы бы спели им песню про Сталина и Мао.
      Директор улыбнулась и сказала:
        - Если ещё кого-нибудь решите пригласить, то сначала скажите об этом вашему классному руководителю и мне.  Больше в окна ни к кому не залезай. Договорились?
        - Да.- И я, стремглав, выскочила из кабинета.


        Мои спутники оживились.  На мобильнике китаянки появился вопрос:
    - Вас или ваших родителей не вызывали в КГБ?
Я поняла, что мои  собеседники знакомы с историей Советской страны.
       - Да нет, как-то обошлось.
       - Это единственный случай вашего общения с нашими?


       - Моего -  да, но моя мама вспоминала о своей встрече с китайцем в детстве. В голодные 20-тые годы прошлого века китайцы ходили по русским городам, сёлам и продавали сахарин, заменитель сахара, который был недоступен из-за его нехватки и дороговизны. Однажды зимой моя будущая восьмилетняя мама лежала на печке в своём деревенском доме. Взрослые уехали в город и пока не вернулись. Стало темнеть. Вдруг незапертая входная дверь отворилась и вошёл пожилой китаец в чёрном стёганом халате, на голове – круглая шапка из рыжей лисы, из-под неё висит чёрная косичка. Мама испугалась. Китаец спросил:- «Сахарина нада»?- Мама от страха молчала. Китаец немного постоял, видимо, понял, что в доме нет взрослых, и ушёл.
       Китаянка прокомментировала: - Оказался порядочным.


        Её спутник фотографировал нас на камеру и мобильник. Девушка, её звали Ян Ге, показала мне снимки на телефоне: обе мы в чёрных шляпках, обе смуглые, кареглазые. Она спросила:
      - Вы из восточных народов?
      - Нет, я русская.
Она удивилась и продолжила:
      - Вы русская, я китаянка, но мы очень похожи друг на друга. Вы не находите?
      - Да, похожи. Только я – бабушка, а вы – внучка.- А про себя подумала: «За кого только меня не принимали, особенно в молодости, когда волосы мои были чёрными, а глаза яркими: за крымскую и казанскую татарку, таджичку, армянку, еврейку, грузинку, даргинку. И вот теперь я похожа на китаянку»…


       Мне надо было идти по делам, а спутники намеревались осмотреть Успенский собор. Китаец передал мне сумку. Я поблагодарила за помощь. Оба моих спутника благодарили за общение, за роль экскурсовода, улыбались, кланялись. Ян Ге, сложив ладошки, несколько раз поклонилась и обняла меня, прикоснувшись своей щекой к моим левой и правой щекам. Это было искренне, мило, тепло. Я подумала, что и здесь мы похожи с ней. Давно уже я не признаю поцелуев в губы, могущих передать болезни. При встрече, даже с самыми близкими, обнимаю их и слегка касаюсь щекой их щеки. Наверно, во мне есть сокрытая в веках восточная кровь.
       Я шла по улице и вспоминала эпизоды, когда иные народы принимали меня за соплеменницу.


      Во время учёбы в Казани,  на переменке, мы сидели в скверике у памятника молодому Ленину на дугообразной скамье, прозванной «сковородкой». Ко мне обратился нагловатый смазливый парень с филфака по имени Рауф и в упор спросил:
     - Ты крымская татарка?
     - Нет, я русская.
     - Ха-ха! Русская! Я же вижу, что ты крымская татарка. Я сам из Крыма и хорошо знаю наших. Меня не проведёшь. Может, национальность скрываешь? Это я понимаю.


      Непродолжительное время в Казани я была знакома с артистом Татарского Академического театра им. Габдуллы Тукая, Анваром. Он играл роли героев-любовников, но в общении был скромным и порядочным. Однажды он сказал мне, что хочет познакомить меня с родителями. В доме был накрыт стол, за которым сидели многочисленные родственники. Вкусно пахло пельменями и беляшами. Нас усадили за стол. Мама Анвара обращалась ко мне по-татарски. Он решил выручить меня и сказал:
     - Мама, Рита воспитывалась в приёмной русской семье и татарского языка не знает.
     - Ну, ничего, дочка, будешь жить с нами и родному языку научишься.- Сказала мне апа Зайтуна.


      В 1972 году я приехала в Казань на встречу с выпускниками по поводу 10-ти летнего Юбилея окончания Университета. Мы шли по улице Баумана с казанской подругой Наилёй. Встретилась её знакомая.  Отозвав  Наилю в сторонку, она о чём-то побеседовала  с ней и тихонько сказала в мой адрес: - «Какая интересная таджичка». Оставшись вдвоём, мы посмеялись по поводу признания меня таджичкой. Переступив порог уютного маленького кафе, мы заказали коктейль и салатик. Распивая коктейль, провозглашали тосты за КГУ, Татарстан, Таджикистан, Россию и нашу дружбу.


       В 70-ые годы во время отдыха в Сочи я гуляла по набережной. Неподалёку стояла группа людей. Они негромко разговаривали. Один из них, молодой мужчина, вероятно местный, показывал своим спутникам на идущих мимо людей и пояснял, к какой национальности относится прохожий: - Вон тот – абхазец, а та – грузинка. Эта, в чёрном плаще, и он незаметно показал на меня, - армянка.


        В период работы  в системе правосудия во Владимире я ездила по делам в Москву, в Верховный суд или Прокуратуру. Были разрешены поездки на такси. Как-то попутчиками оказались 3-е мужчин-даргинцев. Возник общий разговор, из которого я узнала, что они торгуют на Владимирском рынке шерстяной пряжей. Они пытались обращаться ко мне на своём языке. Я молчала, не понимая. Самый старший спросил:
       - Почему ты не хочешь говорить с нами на родном языке?
       - Я не знаю вашего языка. Я русская.
       Они возмущённо загалдели, оспаривая  мою русскость. Один из них заявил:
       - Ну не хочешь признаваться и не надо, но мы видим, что ты наша. Может, языка не знаешь? Ну, всё равно, приходи на рынок на Батурина мы тебе шерсти дадим.


        Наверно зря я не пошла на рынок. Шерсть тогда была большим дефицитом, как и многое другое.


        Однажды в магазине "Сантехника" я попросила показать кран. Ко мне подошла продавец, молодая блондинка, показала кран, рассказала о его достоинствах и недостатках и спросила:
       - Вы грузинка?
       - Нет, я русская.
       - А я недавно отдыхала в Абхазии. Там встретила очень похожую на вас женщину, она грузинка. Мы с ней общались на пляже.


       Моими подругами были не только русские, но и девушки других национальностей. Я чувствую себя не только русской, но и человеком мира.
               


Рецензии
Хорошие, теплые воспоминания... - красиво уводите читателя в свои воспоминания о встречах с иностранцами после того, как спрашивают Ваши китайские спутники. Вы действительно человек мира, Маргарита - и внешность, и имя у вас общие для многих народов. Меня, кстати, часто спрашивали - еще с детства - кто из родителей русский. Поправка небольшая: театра Г. Тукая в Казани не было и нет, сейчас три театра носят имена Кариева, Тинчурина, Камала... С уважением,

Габдель Махмут   03.10.2023 16:59     Заявить о нарушении
Спасибо за милый, тёплый отзыв, Махмут!
О замечании. Я хорошо отношусь к замечаниям и поправкам. Но Вы ошиблись: я не писала о том, что театр носил имя Г.Тукая. Просто я перечисляю некоторые памятные имена и объекты моего внимания, среди которых Театр оперы и балета. В моём перечне рядом оказались Театр, Г. Тукай и гордая красавица Суюнбека.

Насколько мне помнится, и во времена моего студенчества был Татарский Академический Театр имени Камала. Возможно, ошибаюсь в чём-то. Пишите, поправляйте.
Вы живёте в Казани?

Маргарита Лосевская   03.10.2023 21:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.