Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 31

Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)

ЗЕМЛЯ ОДНА, А ИНТЕРЕСЫ РАЗНЫЕ

Спасителем нового образа жизни, замешанного на денежном обращении, стал орден иезуитов. Иезуитов можно считать ровесниками Речи Посполитой, хотя год их рождения - 1540-й, за полвека до образования союзного государства. Они появились на протестантской волне, когда католицизм переживал глубокий кризис.

После Смутного времени ярко проявилась необходимость восстановления раннехристианских заповедей. Орден иезуитов очень подходил на эту роль, устраивая центральную власть. Он придерживался аскетического поведения, проявлял заботу о низших слоях общества – больных людях и молодом поколении, но в то же время не высказывался революционно: подчинялся нормам устава и соглашался с установленным капиталистическим порядком. Одним словом, иезуиты защищали власть имущих словом божьим. Их монашеские обители – как «громоотводы» на фоне капиталистического обустройства.

Утверждается, что иезуиты стали «могильщиками» других христианских ответвлений. Опыт междуречья свидетельствует о другом. Они основывали свою деятельность на том, что создавалось до них. В Лукомле, например, отмечались три христианских святыни. Самая старенькая церквушка – небольшая, деревянная - сохраняла исконный, мономаховский, вид. А две других были претворенными в связи с новыми веяниями – ими владели доминиканские и францисканские монахи.

Испокон веков в Белой Руси соблюдались принципы сожительства и взаимного уважения, что выработалось в связи с местоположением – благодаря связующей роли рек, что соединяли два мировых океана. Аборигены впитывали нравственные ценности разных представителей человечества, в междуречье проникали воззрения со всего света. Пронизывая местность, они, как питательные потоки, обогащали среду, формируя тип человека благородного, отзывчивого на великодушие. Насилие было противоестественно их складу.

На принципах сожительства строился мир изначально. Нельзя построить рай на земле, игнорируя друг друга. На принципах совместной деятельности формировалось Великое княжество Литовское, охватывая разных людей. Функционировало огромное территориальное сообщество, где под одной крышей уживались представители многих народностей. Что-то из этого перенял позже Советский Союз.

Паритетное сосуществование, почитание противоположных интересов, выработанное жителями междуречья – все это стало основой для поиска путей дальнейшего устройства. Экономическую конструкцию создать проще. Это как в машине, заменив изношенную деталь и увеличив потребляемую мощность. Гораздо сложнее другой сегмент – души людей. Они очень ранимые, и скороспелые правила не подходят.

Универсальное средство нашли в униатстве. Перестроечную идею вбросила еще Флорентийская уния – собор христианских церквей XV века, провозгласивший сближение. В условиях неоднородого почитания заповедей путь казался неизбежным, а выход плодотворным.

Но рынок перечеркнул надежды. Деньги стали главным идолом поклонения, а к ним был разный подход. Магнаты создавали свой мир благополучия, игнорируя тот, в котором пребывало большинство людей. Приветствовался переход в католицизм, якобы открывавший путь к обогащению. Ярким вдохновителем подобной стези стал канцлер Великого княжества Литовского Лев Иванович Сапега, сменивший три веры. Допускалось произвольное толкование нравственных принципов. Иезуитам, например, разрешалось вести светскую жизнь, в то же время, в их ряды не принимались лица из числа так называемых «новых христиан», то есть людей из обращённых еврейских и мусульманских семей. Не оттуда ли произросли корни антисемитизма, на которые обратила внимание немецко-американский философ Ханна Арендт? Она пришла к выводу, что причиной распространения антисемитизма в Европе стал надуманный предлог отвергать иноверцев.

А междуречье было необыкновенно насыщено еврейской диаспорой. Достаточно сказать, что в Лукомле, по данным переписи за 1882 год, проживало иудеев в два раза больше, чем православных. А в Чашниках, показывает отчет за 17 сентября 1879 года, насчитывалось 492 чиншевика-еврея. При этом из крестьянского сословия там владели земельными участками только 4 человека. Однако евреи, как неотъемлемая часть междуреченского сообщества, не всегда воспринимались равноценно. Об этом мы уже говорили, приводя примеры выше.

Евреи придерживались своей веры. У них были свои молельные дома в местечках – поселениях, где преобладала диаспора. Местечки – это не только центры духовной жизни еврейской диаспоры, это также центры развитой торговли и кустарного производства. Они двигали мир к материальному обустройству.

Ставка на униатство, с отстранением от равноценного участия других представителей человечества, была несовершенной и препятствовала содружеству. Более того, проявилось одностороннее давление – с преобладанием католического верховенства. Власть демонстративно двигалась навстречу избранному курсу, игнорируя побуждения всех верующих. Уже Стефан Баторий продекларировал единоличное решение, отнимая Иванск у полоцких владык и передавая его иезуитам. А это значит, его интересы совпадали с желаниями крупных землевладельцев - магнатов, и поощряли стремление обогащаться в свою пользу. Если «панья Анна», расположившись напротив Иванска, в Сельце, была Ягеллонкой – женой короля-католика, то просматривается меркантильный повод: Баторий преследовал семейные интересы.

(Продолжение следует).

На снимке: представители разных религиозных воззрений мирно беседуют на сельском празднике в одной из современных лепельских агроусадеб.

12.07/20


Рецензии