Церковь Саввы Собакина

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) построили в 1762 году в стиле петровского барокко. В 1938 году церковь закрыли. Из храма забрали все ценности, постройку лишили охранного статуса. Спас на Сенной пережил войну, но в 1961-ом властям понадобилось построить наклонный ход и выход станции «Площадь Мира» («Сенная площадь»). В ночь с 1 на 2 февраля 1961 года храм взорвали, накануне приказав жителям соседних домов заклеить окна

На Сенной площади снова начнутся богослужения. Первое состоится уже в ближайшее воскресенье, 28 августа. Правда, храма здесь пока еще нет, и воскресная служба будет проходить в часовне, построенной в постсоветские годы. Но прихожане полны решимости восстановить Успенскую церковь и готовы приступить к работам «хоть завтра» - долгое противостояние верующих и бизнеса закончилось, и для воссоздания Спаса-на-Сенной уже выделен земельный участок
Сенную площадь вновь ждёт реконструкция. Здесь собираются воссоздать храм Успения Пресвятой Богородицы – Спас на Сенной. Вот только как будет выглядеть храм и площадь, пока не знают ни горожане, ни чиновники. Уже через месяц у метро «Сенная площадь» поставят синий забор, за которым выроют котлован и начнут архитектурные изыскания. Окончательный проект храма разработают в течение этого года, а в 2014-м, возможно, начнётся само строительство


Церковь Спаса на Сенной
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску
У этого термина существуют и другие значения, см. Успенская церковь.
Православная церковь
Спас на Сенной
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Sennaia-1900.jpg
Сенная площадь в начале XX века,
Успенская церковь, корпуса Сенного рынка
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Конфессия православие
Епархия Санкт-Петербургская и Ладожская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль барокко
Автор проекта Андрей Квасов (при возможном участии Бартоломео Растрелли)
Первое упоминание 1743 год
Строительство 1753—1765 годы
Приделы Главный — Успения Пресвятой Богородицы (ранее — Сретения Господня); северные — Собора трёх святителей, архистратига Михаила; южные — преподобного Саввы Сторожевского, Всемилостивого Спаса.
Статус утрачена
Состояние не существует, установлена памятная часовня
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Це;рковь Спа;са на Сенно;й; церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы — утраченная церковь, которая находилась на Сенной площади в Санкт-Петербурге. С 1923 года — собор.

Храм являлся памятником позднего барокко. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах.

В городе церковь была известна под именем Спаса на Сенной, по одному из приделов — Спаса Всемилостивого.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Спаса_на_Сенной
Сенная площадь в начале XX века,
Успенская церковь, корпуса Сенного рынка
Страна Россия
Город Санкт-Петербург
Конфессия православие
Епархия Санкт-Петербургская и Ладожская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль барокко
Автор проекта Андрей Квасов (при возможном участии Бартоломео Растрелли)
Первое упоминание 1743 год
Строительство 1753—1765 годы
Приделы Главный — Успения Пресвятой Богородицы (ранее — Сретения Господня); северные — Собора трёх святителей, архистратига Михаила; южные — преподобного Саввы Сторожевского, Всемилостивого Спаса.
Статус утрачена
Состояние не существует, установлена памятная часовня

Купцы с Сенной площади настойчиво обращались к городским властям с просьбой о постройке церкви с 1743 года и получили разрешение на её строительство через 8 лет. На Выборгской стороне была куплена готовая деревянная церковь Происхождения Честных Древ и после переноса она была освящена 18 июля 1753 года на новом месте.


Вид со стороны колокольни
Каменная церковь была заложена 20 июля 1753 года архиепископом Сильвестром. Церковь строилась на средства богатого откупщика Саввы Яковлева (Собакина). Архитектором в старину считался Бартоломео Растрелли, в настоящее время более вероятным автором проекта признаётся Андрей Квасов, хотя некоторые авторы не исключают участия Растрелли[1] на основании характерных плана и пропорции сооружения и изящества постановки главного купола. Храм впоследствии был расширен пристройкою двух приделов, во имя Спаса и Архангела Михаила на средства К. И. Новикова[2]. Кроме того, Растрелли возводил неподалёку особняк Яковлева (не сохранился).

Церковь планировалось разделить на тёплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную. В 1758 году храм был готов, но не был освящён: комиссия архитекторов предложила переделать своды. В итоге освящение первого, Трёхсвятительского придела (левого) произошло только 20 июня 1761 года. Под этим приделом был устроен склеп, в который с Сампсониевского кладбища Яковлев перенёс останки своих родителей. Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году, и 2 октября 1764 года произошло освящение правого придела во имя преподобного Саввы, имя которого носил храмоздатель. 5 декабря 1765 года состоялось освящение главного, холодного придела, освящённого во имя Сретения Господня (позже он был переосвящён во имя Успения Божией Матери). Образа в этом приделе исполнил известный живописец Михаил Колокольников.

В итоге величественное и просторное здание церкви увенчивали пять куполов, расположенных на многогранных барабанах. Величественная трёхъярусная колокольня была увенчана слегка удлинённым куполом, к ней примыкала высокая трапезная.

Архитектура храма была выдержана в смешанном стиле. Высокий позолоченный иконостас храма считался одним из лучших в Петербурге. Примечательны были также живопись греческого письма и серебряный престол весом в 6 пудов 38 фунтов[2].

Дореволюционная история
В течение XIX века здание церкви претерпело ряд изменений.

Вскоре после постройки неравномерная осадка здания привела к повреждению колокольни. В 1816—1817 годах архитектор Л. Руска создал проект частичной переделки здания, соединив вместе тёплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, повторяющий очертания портика гауптвахты, возвёденной по проекту того же зодчего[3].


В начале XX века. Ответные портики церкви и гауптвахты, построенные Л. Руска, обновлённая форма колокольни
Архитектор А. И. Мельников на южной стороне от главного алтаря построил придел во имя Всемилостивого Спаса, который был освящён 14 января 1822 года. После этого ему были поручены работы по ремонту.

В 1833—1835 годах, при настоятеле И. И. Иванове, по проекту Мельникова были переделаны купола и своды церкви; 14 февраля 1835 года был освящён северный придел во имя Архангела Михаила, построенный П. Ф. Воцким.

В 1867—1873 годах были проведены работы по капитальной переделке верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, одновременно была несколько изменена форма глав и переделаны портики. Автором проекта был архитектор Г. И. Карпов. Работы начались с обновления главной церкви, после её освящения были продолжены в малой. Новое освящение каждого престола было полным, так как все пять престолов были сняты со своих мест; 1 октября 1870 года состоялось освящение перестроенного храма, но работы не были завершены и продолжались до 1873 года.

В результате этого комплекса переделок, по мнению некоторых современников, к началу XX века архитектура здания утратила стилистическое единство[4].

В 1897—1898 годах под руководством В. В. Виндельбандта были пристроены бетонные тамбуры, а купола были покрыты золочёной медью.

В 1902—1903 годах по проекту И. И. Яковлева были произведены работы по удлинению боковых приделов храма, а также произведён ремонт и реставрация икон.

В храме более полувека (с 1858 года) прослужил протоиерей Константин Никольский.

Ежегодно, 1 августа, в воспоминание избавления от холеры, традиционно совершался крестный ход[2].

Ценности церкви
Церковь была огромна и посещаема, само расположение и привязка к местным топонимическим объектам явилось предпосылкой появления у храма уникальных ценностей.

Материальные сокровища
Церковь украшал высокий вызолоченный иконостас, выполненный в стиле барокко с иконами середины XVIII века, который считался одним из лучших в столице. В церкви был установлен престол с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки. Весивший более 100 килограммов уникальный престол был пожертвован в 1786 году создателем храма. Храмоздатель С. Я. Яковлев также преподнёс храму плащаницу малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом. Для этой плащаницы в 1856 году была изготовлена новая гробница из серебра весом около 115 кг[5]. Её изготовил известный ювелир Ф. А. Верховцев и по образцу этой гробницы позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора.

Из образов более всего в храме почитались:

Местный образ Успения, обрамлённый в золочёную серебряную раму с осыпанной жемчугами ризой.
Список Тихвинской Божией Матери из часовни. Он выставлялся на паперти 27 июня для поклонения.
Образ Христа Спасителя. Перед ним вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы.
Кроме того, художественной ценностью обладали большие иконы «Погребение Спасителя» и «Прп. Андрей, епископ Критский» кисти В. М. Пешехонова, а также картины художника Г. Г. Мясоедова.

Наконец, выдающейся ценностью храма были колокола. Среди пятнадцати колоколов храма были лучшие образчики произведений отечественного художественного литья. Самый большой из них был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова и весил 8 900 кг[6].

Окормление паствы
Спасо-Сенновская церковь была мощным социально-культурным центром Петербурга:

В 1820-х годах при церкви существовало приходское духовное училище.
Церковь считалась особым приютом для сирот, в дома церкви помещали вдов и сирот духовного звания.
При церкви в декабре 1871 года было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам (начало действовать 16 декабря 1873 года). При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.
В 1903 году причт церкви просил возвести храм в ранг собора, этот ранг был получен в 1923 году.

К церкви было приписано несколько часовен: в Апраксином дворе, в Большой линии — Тихвинская (существовала с 1805; в 1893 по проекту В. Ф. Харламова сделана из чугуна) и Казанская (1800-е, 1847 — по проекту И. Д. Корсини, 1879, тоже из чугуна,- А. Л. Гольм), в Мариинском рынке — Марии Магдалины (1882, А. И. Кракау) и в Михайловском проезде — Ильинская (1850-е) и шатровая, чугунная Всех святых (1916, гражд. инж. Л. М. Харламов).

Разрушение храма
Sankt Petersburg Maria-Himmelfahrt-Kathedrale Schild.jpg
В 1920-х годах все ценности из этой церкви были изъяты. С 1932 года до закрытия храм выполнял функции кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии[7]. В апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны.

Взорван вместе с соседним доходным домом 1 февраля 1961 года[8], в разгар очередной антирелигиозной кампании.

Распоряжение о сносе храма было дано главным архитектором Ленинграда Валентином Каменским. «В. А. Каменский, сменив после войны Н. В. Баранова, осуждал его за стратегические недостатки действующего генплана города, несовершенство малоэтажного жилого строительства первых послевоенных лет и т. п. Узнав об угрозах Н. В. Баранова, В. А. Каменский потребовал собрать у себя „своих академиков“ Е. А. Левинсона, И. И. Фомина и др.), чтобы добиться подписания документа о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в панораме Сенной площади». Документ о сносе храма был ими подписан[9].

«Взрыв был назначен на ночь с 1 на 2 февраля 1961 г. Но как ни спешили метростроевцы, они все же опоздали. В ГлавАПУ за сутки до взрыва пришло письмо Е. А. Фурцевой с запретом разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII в. Письмо там прочли, снова запечатали и направили нарочным в Управление Ленметростроя, где письмо не рискнули вскрывать и вернули назад в ГлавАПУ в субботу 1 февраля, в нерабочий день»[9].
Перед взрывом кровля с медью и позолотой была демонтирована[10]. Опасаясь повредить стоящие на площади дома, инженеры рассчитали взрыв так, чтобы его сила ушла в землю; тем не менее, имеются сведения, что в результате взрыва были повреждены даже сваи Исаакиевского собора[11]. Завалы взорванного храма были расчищены. На освободившемся месте по проекту Каменского был выстроен вестибюль наземного выхода станции метрополитена «Площадь Мира» (переименованная 1 июля 1992 года вслед за площадью в «Сенную площадь»). Она была открыта 1 июля 1963 года[12].

Планы по восстановлению
С 1970-х годов архитектор-реставратор Д. А. Бутырин занимался вопросами восстановления храма. Он создал проект воссоздания и добивался его реализации. В случае, если полное восстановление церкви было бы невозможным, Бутырин предлагал воссоздать хотя бы колокольню, дабы вернуть Сенной площади утраченную доминанту[13].

C 1990-х годов, после распада СССР деятельность по воссозданию церкви активизировалась, был проведён сбор подписей в поддержку осуществления проекта.

 Идея пользовалась поддержкой горожан, было собрано около 15 тысяч подписей, которые передали администрации Санкт-Петербурга[14].

В начале 2000-х годов проект был подписан главным архитектором Санкт-Петербурга Олегом Харченко, было получено разрешение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников и благословение митрополита Владимира. Были собраны все необходимые для реализации проекта подписи[15]. Проект пока не реализован, но в память о взорванной церкви на Сенной площади в 2003 году построена часовня.

В 2011 году началось активное развитие проекта восстановления Храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади.

В том же году начались работы по восстановлению храма. Перед строителями стояла задача вскрыть асфальт и рассчитать примерное расположение собора. Оказалось, что старый фундамент не был разрушен. Особенный восторг архитекторов вызвала святая святых собора — алтарная основа. Недалеко от алтарной плиты найден запечатанный вход в крипту Спаса — засыпанный вход в подвалы церкви. Обычно в крипте хоронили священников и знатных прихожан[8]. Скорее всего, Спас на Сенной восстановят на старом фундаменте.

Объект культурного наследия народов РФ регионального значения (Санкт-Петербург) Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 781530232440005 (ЕГРОКН)
объект № 7830849000 (БД Викигида)
В 2014 году фундамент церкви распоряжением КГИОП № 10-102 от 11.03.2014 был признан объектом культурного наследия регионального значения[16]. Теперь на этом месте запрещены любые виды работ, кроме благоустройства территории и восстановления здания церкви.[17]

Топонимика
Название церкви сохранилось в названии Спасского острова и станции метро Спасская. Восстановлено название Спасского переулка. Кроме того, этот административный район Петербурга до 1917 года назывался «Спасская часть».

Примечания
 Кан П. Я. Прогулки по Петербургу. — СПб.: Палитра, 1994. — 412 с. — ISBN 5-289-01813-1.
 Путеводитель по С.-Петербургу. Репринт. воспроизведение изд. 1903 года. — СПб.: Икар, 1991. — ISBN 5-85902-065-1. — С. 182.
 Здание гауптвахты находилось в северном углу площади, напротив церкви, через Садовую улицу и сохранилось до наших дней.
 А. П. Павлов ?
 Семь пудов
 542 пуда 18 фунтов
 Левитин А., Шавров В. Закат обновленчества. // Очерки по истории русской церковной смуты.]
 Фундамент храма Спаса на Сенной обнаружен в Петербурге. Православие и мир.
 Смирнов В. В. Скверная история светлой памяти Юрия Михайловича Денисова — историка архитектуры — посвящается. // Архитектура, реставрация, дизайн, инвестиции, строительство. — № 1(19). — 2003.
 Воссоздание церкви на Сенной началось незаметно. Фонтанка.ру, 19.09.2014.
 Жданов А. М. «Сенная площадь» // Метрополитен Петербурга : легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции, наземные вестибюли / Андрей Жданов. — М. : Центрполиграф, 2017. — С. 255. — 2000 экз. — ISBN 978-5-227-07543-7.
 Вестибюль выстроен не на месте взорванного храма, но рядом с его фундаментом: на него заходит лишь левый край ступеней. Петербургский метрополитен. Линия 2, Станции и тоннели на сайте Санкт-Петербургская интернет-газета.
 Катрунова Е. И. Проект реконструкции церкви Успения Богородицы на Сенной площади архитектора Д. А. Бутырина Архивная копия от 17 июня 2017 на Wayback Machine // Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПб., 2012. С. 413
 Вишневский Б. Храм в наследство. Памяти архитектора Дмитрия Бутырина // Новая газета СПб : Газета. — СПб., 2010. — Вып. 22 (29 марта). (недоступная ссылка)
 Дмитрий Бутырин: "Я уверен, что Митюрева водят за нос" // Степанов А. Д. Русская линия : Электронное СМИ. — 2009. — Вып. 24 апреля.
 «О включении достопримечательного места «Церковь Успения Пресвятой Богородицы „Спас на Сенной“ в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об определении его предмета охраны, плана границ территории и характера использования территории, ограничений на использование данной территории и требований к характеру хозяйственной деятельности, проектированию и строительству»
 Перевалов Е. Новый храм спасет Сенную от «Бермудского треугольника» Архивная копия от 22 марта 2014 на Wayback Machine // РБК, 21.03.2014
Литература
Антонов В. В., Кобак, А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия: В 3-х тт., СПб.: Издательство Чернышева, 1996.
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Христианская историко-церковная энциклопедия. СПб.: Лики России, 2003.
Кан П. Я. Прогулки по Петербургу. — СПб.: "Палитра", 1994. — 412 с. — ISBN 5-289-01813-1.
Ссылки
Официальный сайт прихода Спаса на Сенной
Уничтоженные храмы середины XVIII века сайта «Петербург и окрестности»
Категории: Культовые сооружения по алфавитуПоявились в 1765 годуОбъекты культурного наследия России по алфавитуРегиональные объекты культурного наследия в Санкт-ПетербургеУтраченные храмы Санкт-ПетербургаХрамы, снесённые во время хрущёвской антирелигиозной кампанииХрамы Успения Богородицы

Утраченные шедевры Петербурга: храм «Спаса-на-Сенной»
23 апреля 2019
117 дочитываний
2,5 мин.
159 просмотров. Уникальные посетители страницы.
117 дочитываний, 74%. Пользователи, дочитавшие до конца.
2,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.
История храма

В самом центре Санкт-Петербурга, на Сенной площади с середины 18 века по 1961 год располагался величественный пятикупольный храм Успения Пресвятой Богородицы, именовавшийся в народе «Спас-на-Сенной». Храм был архитектурной доминантой Сенной торговой площади. Церковь заложена в 1753-1765 гг. По одной версии ее автором был Б. Растрелли, по другой – А. Квасов. С созданием церкви связан и другой известный архитектор, И. Старов, спроектировавший одноэтажные пристройки к колокольне и три портика западного, южного и северного входов с колоннадами.

Фотография 1860-х гг. из собрания Эрмитажа
Фотография 1860-х гг. из собрания Эрмитажа
С градостроительной точки зрения, храм был важнейшей доминантой как самой Сенной площади, так и всего исторического центра Петербурга: симметричные портики храмовой колокольни и сохранившегося на площади павильона Гауптвахты формировали парадный въезд в центр столицы с важнейших Московского и Рижского трактов; колокольня храма была второй по высоте после шпиля собора Петропавловской крепости.

Интерьеры храма
Интерьеры храма
Не меньшей была и социальная значимость «Спаса-на-Сенной». При храме велась активная социальная и просветительская деятельность. Храм даже упоминается в произведениях классической русской литературы: романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (на его ступенях каялся о своих преступлениях Раскольников) и в романе В.В. Крестовского «Петербургские трущобы».

Духовная значимость храма для самого сложного, с точки зрения социальной адаптации районов Петербурга, район Сенной площади, каким он остается до настоящего времени, невозможно оценить.

История разрушения

Борьба со всем церковным в нашей стране после 1917 года не обошла храм стороной. Из него дважды изымались церковные ценности. В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом более 1200 пудов (почти 20 тонн) были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936–1938 передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, несмотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели» и новой волны антирелигиозной политики государства.

Основным оправданием необходимости сноса церкви являлась необходимость постройки наклонного хода и выхода станции «Площадь Мира» второй очереди второй линии Ленинградского метрополитена. Первым сигналом к предстоящей антирелигиозной акции стала статья в сентябрьском номере 1960 года газеты «Вечерний Ленинград», где корреспондент ставил в известность читателей о том, что скоро «позорное пятно на облике площади Мира будет снесено и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена из стекла и бетона».

1985-1987 гг. пл. Мира
1985-1987 гг. пл. Мира
Проектировщиками института «Ленметропроект» на площади Мира было намечено несколько точек для строительства наземного вестибюля метрополитена. Одна из них – на месте церкви (станция метро «Площадь Мира», ныне «Сенная площадь»), другой вариант – подземный, осуществленный сейчас для третьей очереди (станция метро «Садовая»), и еще один внутри квартала при соединении Московского проспекта и площади Мира.

В ночь с 1 на 2 февраля 1961 года церковь «Спаса-на-Сенной» была взорвана по разработанному еще в 1930-е годы методу накладных зарядов с миллисекундным замедлением для безопасного сноса крупных зданий.

Демонтаж и вывоз сохранившейся утвари.
Демонтаж и вывоз сохранившейся утвари.
Заряды накладывались на несущие конструкции внутри здания и срабатывали по очереди – сначала обрушивались столбы, падали крыша и купола, потом стены. Таким образом, осколки не разлетались в стороны, а разрушенное здание оседало вовнутрь своих стен, падавших последними.

Церковь Успения Божией Матери после взрыва 2 февраля 1961 г.
Церковь Успения Божией Матери после взрыва 2 февраля 1961 г.
Упавшую почти целиком колокольню Ю. М. Денисов и В. В. Смирнов обмеряли уже на земле. За забором, окружавшим церковь, образовалась гигантская груда битого кирпича.

Фото 1961 г. (ЦГАКФД)
Фото 1961 г. (ЦГАКФД)
Сегодняшний день
В память об утраченном храме Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади в 2004 г. была построена часовня, как знак возрождения самой церкви и Сенной площади. Часовня была освящена в 2005 г. во имя святого великомученника Иоанна (Нового) Сочавского, авторы проекта архитекторы Е.М. Раппопорт, А.А. Столярчук. О.Н. Васильева, Е.Е. Рубина.

Часовня Иоанна (Нового) Сочавского, фото 2016 г.
Часовня Иоанна (Нового) Сочавского, фото 2016 г.
Архитектура часовни решена в традиционных формах. Она представляет собой квадратное в плане очень небольшое кирпичное оштукатуренное здание, углы которого раскрепованы пилястрами с филенкой, цоколь облицован гранитом. В большие оконные проемы вставлены витражи-стеклопакеты.

В 2016 г. начались работы по расширению часовни, т.к. прежняя уже не вмещала в себя то количество прихожан, которые приходили на богослужения. Площадь прежней часовни была 16,6 кв. метра, новой - 109 кв. метров. В 2018 году работы по расширению завершились.

Часовня после работ по расширению, фото 2019 г.
Часовня после работ по расширению, фото 2019 г.
На месте храма «Спаса-на-Сенной» уже несколько лет идут исследования и археологические раскопки. Существует несколько планов восстановления храма. Основной проблемой в вопросе воссоздания церкви Успения Пресвятой Богородицы является нахождение пятна застройки объекта над сооружениями метрополитена.

В случае принятия окончательного решения о воссоздании церкви, по словам В. Григорьева, главного архитектора города, потребуется выполнение работ по реконструкции наклонного хода с заменой эскалаторов станции «Сенная площадь».

Другие публикации канала
Рождествено - уникальная деревянная усадьба под Петербургом
В Петербурге открыт Дворцово-парковый ансамбль Павловска
Как недорого добраться до Питера
санкт-петербург

Идей много. Спасу нет!
13 февраля 06:45

 

Сенную площадь вновь ждёт реконструкция. Здесь собираются воссоздать храм Успения Пресвятой Богородицы – Спас на Сенной. Вот только как будет выглядеть храм и площадь, пока не знают ни горожане, ни чиновники

 

Уже через месяц у метро «Сенная площадь» поставят синий забор, за которым выроют котлован и начнут архитектурные изыскания. Окончательный проект храма разработают в течение этого года, а в 2014-м, возможно, начнётся само строительство. Когда Сенная площадь предстанет перед горожанами в новом обличье, неизвестно – точных сроков не называют ни архитекторы, ни чиновники.

Восстановление Спаса на Сенной обсуждается уже много лет – все признают, что без этой доминанты площадь теряется, но есть одна проблема: часть территории бывшего храма занимает вестибюль метро «Сенная площадь». Ещё несколько лет назад в рамках реконструкции всей площади и строительства второй очереди торгового комплекса «Пик» над вестибюлями «Сенной» и «Спасской» предполагалось восстановить только одну колокольню, а существующую часовню расширить. Однако губернатор Петербурга Георгий Полтавченко выступил за воссоздание церкви целиком и в прошлом году даже инициировал создание рабочей группы при правительстве.

Сейчас территория, где некогда стоял Спас на Сенной, раскопана в двух местах – под снятой тротуарной плиткой видны остатки фундамента и ступеней. Как рассказал Рафаэль Даянов, являющийся главным архитектором этого объекта, на 4 миллиона рублей, выделенные КГИОПом, провели работы и обнаружили остатки сооружения. Теперь предстоит провести настоящие археологические раскопки, что через месяц и сделают. После этого КГИОП сможет принять окончательное решение о строительстве на обнаруженном фундаменте церкви в её первозданном виде.

Для решения проблемы метро также нашли компромисс: за Успенским собором построят новый торговый центр «Пик-2», где расположатся наземные вестибюли «Сенной площади» и «Спасской». Старый вестибюль «Сенной» снесут – на его месте как раз и появится воссозданная церковь. Кроме того, на площадь вернут трамвайные пути, а также установят в округе удобные остановки для общественного транспорта и такси.

Проект реконструкции площади город заказал архитектурному бюро «Суарт» ещё в 2010 году, в 2011-м его подготовили. А весь 2012 год в городской администрации рассчитывали бюджет и готовились к предстоящим обновлениям. По словам главного архитектора Петербурга Юрия Митюрёва, реконструкция Сенной площади может стоить минимум миллиард рублей. Правда, кто будет финансировать проект, непонятно, даже неизвестно, будет ли финансирование смешанным, государственным или частным. На недавнем заседании этот вопрос тоже не прояснился. Глава КГИОПа Александр Макаров лишь напомнил, что для воссоздания храма Христа Спасителя в Москве создали специальный благотворительный фонд. Зато на недавнем заседании звучали очередные слова чиновников о нужности храма городу.

– Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что восстановление храма на Сенной является самым значимым и статусным церковным проектом Петербурга, поскольку и поныне в нашем городе нет ни одного воссозданного по фундаменту храма, – отметил глава КГИОПа Александр Макаров. – Со временем появится благоустроенная, хорошая рекреационная зона. Уйдёт в небытие безобразие, которое творится с Апраксиным Двором. Храм будет очистительной стихией, которая сметёт все недостатки.

Добавим, что на первом заседании совета, который посетили такие выдающиеся люди, как кинорежиссёр Александр Сокуров, художественный руководитель МХАТ им. Горького (Москва) Татьяна Доронина, генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, художественный руководитель и директор Александринского театра Валерий Фокин, не обошлось без сюрпризов. Кинорежиссёр Александр Сокуров, который боролся за воссоздание храма задолго до прихода в Петербург Георгия Полтавченко, выказал желание вообще отказаться от места в попечительском совете. Он поблагодарил всех за приглашение, но попросил время на раздумье.

– Я не совсем согласен быть среди некоторых кандидатур. Не смею публично говорить об этом, но мне неловко быть в одном составе с некоторыми участниками. Я как помогал этому делу, так и буду помогать всем, чем могу. Но не все средства хороши, – уклончиво заявил режиссёр и покинул зал.

 

«Облик Сенной площади изменится незначительно»
Рафаэль Даянов, глава архитектурного бюро «Литейная часть-91», главный проектировщик воссоздания храма:

– Пока мы можем говорить только о концепции, которая предусматривает строительство храма и благоустройство Сенной площади.  По сути, сейчас документально существуют только обмерные чертежи. Как только немного потеплеет, мы начнём археологические изыскания на месте, где располагалась уничтоженная в советское время церковь. Нужно вскрыть площадку, полностью перенести все инженерные сети. И только потом можно получить результаты экспертизы. В принципе, это не должно занять много времени. Большая часть документов для экспертизы уже готова, нам остаётся только определить, в каком состоянии фундамент храма и можно ли его использовать для строительства. Облик Сенной площади изменится незначительно. Не придётся даже менять транспортную схему. Немного поменяется лишь направление движения пешеходов – им перестанут мешать громоздкие торговые павильоны. Я считаю, что это положительный момент.

«Воссоздание храма – бережная реставрация городской ткани»
Александр Кононов, заместитель председателя совета Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК):

– Решение транспортных задач никак не станет мешать восстановлению храма. Организация выхода станции метро «Спасская» и перенос «Сенной площади» не могут ждать. Ведь храм не затрагивает транспортные пути, поэтому вестибюли станций решают свои задачи, а храм – свои.

Что же касается архитектуры, то здание второй очереди «Пика» должно быть решено в классической архитектуре, оно должно закрыть нынешнюю стеклянную махину «Пика-1» и выйти на первую линию площади. Эти два здания – храм и «Пик-2» – чётко обозначат границы Сенной площади. По архитектуре «Пик-2» призван воссоздать фасад исторического  здания, которое здесь было в 1970-е годы, он должен оттенять храм. Комплекс работ по реконструкции площади предстоит довольно большой, конечно, в один год тут не уложиться. 

Кроме того, как архитектор могу сказать, что храм Сенной площади нужен.  Решение его взорвать в 1960-е годы ради строительства нелепого вестибюля метро «Сенная площадь»  – это варварство!  Снос Успенского храма на Сенной нанёс урон облику площади и уничтожил важную градостроительную доминанту. Вернуть на площадь памятники XVIII века – церковь и колокольню – значит восстановить историческую справедливость. С точки зрения архитектурного облика здание храма значимое, поэтому его воссоздание можно уверенно назвать бережной реставрацией городской ткани.

Для размещения всех запланированных транспортных узлов торговые павильоны, конечно, должны потесниться. Что бы ни говорили, это неизбежно. Все торговые площади можно  с успехом разместить на первых этажах зданий площади. На самом деле, если вспомнить, то данные павильоны ставили в спешке к 300-летию Петербурга как временные строения, которые в будущем собирались перестраивать. Но, как видим, они задержались на площади на десять лет. Но для решения поставленных задач от павильонов придётся отказаться. Если же убрать торговые точки, то сразу откроется и Московский проспект, и Садовая улица, которая из-за них кажется узкой.

 

«Сначала транспортные объекты, а потом церковь»
Екатерина Гигиняк, официальный представитель ОАО «Метрострой»:

– От решения восстановить храм Успения Пресвятой Богородицы планы строительства вестибюлей станций метро «Сенная площадь» и «Спасская» никак не поменялись. По-прежнему предполагается, что их встроят в здание второй очереди торгово-развлекательного комплекса «Пик». Сначала планируется открыть собственный выход со «Спасской», после чего на капитальный ремонт закроется наклонный ход «Сенной площади». Пока неясно, в какие сроки это произойдёт. На наш взгляд, логичней сначала построить объекты транспортной инфраструктуры, а уж затем восстанавливать церковь.

Давайте дождёмся результатов экспертизы, только после них определится, когда мы сможем приступить к этим работам. Думаю, всё станет ясно до сентября нынешнего года.

 

«Строительство храма не улучшит транспортную ситуацию»
Александр Карпов, руководитель центра экспертиз «ЭКОМ»:

– Надо учесть, что строительство храма потребует выноса инженерных коммуникаций, совмещения их с коммуникациями метрополитена и решения других важных проблем. По моим оценкам, это сотни миллионов рублей. Но пока никаких точных цифр, требующихся на восстановление храма и реконструкцию Сенной площади, никто не озвучивает. Хотя было бы правильно со стороны приходов, которые лоббируют храмостроение на Сенной, опубликовать все цифры. Лично я спокойно обхожусь без этого храма. Но есть рекомендации специалистов по историческому наследию: храм восстановить. Не хочу с ними спорить. Вопрос в том, когда восстанавливать – до строительства объектов транспортной инфраструктуры или после. Изначально храм там был в то время, когда не существовало такого количества машин. Теперь же Сенная из торгового места превратилась в очень напряжённый транспортный узел. И восстановление храма точно не улучшит транспортную ситуацию. Более того, строительство перекрывает единственную возможность организовать пешеходный дублёр Садовой улицы – через внутренние дворы на Гороховую. Вот если бы было принято решение о сокращении автомобильного трафика по Садовой, о возвращении трамвая, о расширении тротуаров, тогда можно было бы нагружать площадь дополнительными объектами притяжения.

 

«Приход есть, а храма нет»
Иерей Михаил Малюшин, настоятель прихода церкви Успения Божией Матери:

– Для восстановления нашего храма сделано уже очень много. В том месте, где, как предполагалось, стоял взорванный храм, в прошлые годы провели начальные археологические работы. В ходе этих работ исследователи обнаружили остатки алтарной части храма и смогли установить его точное местонахождение. После этого началось официальное оформление этого участка земли и расположенного на нём фундамента церкви. На сегодняшний день участок с фундаментом передан в собственность города, чтобы потом, когда на этом месте построят новый храм, передать его в собственность нашего прихода.

Но это ещё только начало «дороги к храму». Теперь на этом месте нужно провести полные археологические исследования, а после них – историко-культурную экспертизу всего, что там найдут. Мы планируем завершить археологические работы к концу лета этого года, а экспертизу провести осенью. Кроме того, есть ещё не решённый вопрос: что делать с множеством разных инженерных сетей и коммуникаций, расположенных на Сенной площади? Их необходимо будет убрать с места строительства церкви, но дело это очень трудное и дорогое. Площадь по своей структуре сложна, как реактор подводной лодки, разобраться в ней тяжело даже самым лучшим специалистам. Но мы очень надеемся на помощь города в этой проблеме.

А пока решаются все эти официальные вопросы, петербургские верующие с нетерпением ждут возрождения Спаса на Сенной. У моего прихода странное положение: приход есть, а храма нет, – поэтому я не могу точно сказать, сколько в нём людей. Но их число с каждым днём растёт, а кроме того, увидеть новый храм и вернуть площади исторический облик жаждут и другие петербуржцы, не принадлежащие к нашему приходу.

В канун Недели 36-й по Пятидесятнице, 2 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме-часовне Всемилостивого Спаса на Сенной площади.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Адмиралтейского округа протоиерей Павел Феер, настоятель иерей Михаил Малюшин с клиром.

Владыка поздравил верующих с днем памяти преподобного Максима Грека.

"Читая жития святых, мы удивляемся их жизни, и, что самое главное, - промыслу Божию о каждом из них, - сказал он. - Господь ведет людей разными путями ко спасению, каждому требуется свое "лекарство". Бывают случаи, когда человек часть жизни проводит в заточении, чтобы потом прославиться во веки веков".

"Такой пример нам подает Максим Грек, который родился во второй половине пятнадцатого века в Греции, - продолжил архипастырь. - Он получил прекрасное образование дома, потом путешествовал по Европе, учился во Франции и Италии. Но по пути светской жизни не пошел, а уехал на Афон в Ватопедский монастырь, где принял постриг. В обители трудился над святоотеческим наследием, изучая духовную литературу, и одновременно начал писать труды. Как-то раз из Москвы пришло прошение о переводе одного из монахов в столицу для переводов греческих рукописей на славянский язык. Это послушание исполнил инок Максим. Он тщательно трудился над переводами, хотя не в совершенстве знал русский язык. Однажды он обличил князя Василия III в том, что тот оставил супругу и женился вновь. За это инок был заточен на шесть лет в Иосифо-Волоцкий монастырь. Условия там были крайне суровы. Но к узнику явился ангел Господень и утешил, сказав: "Старец, потерпи. Этими временными мучениями ты избавляешься от вечных мук". Преподобный радостно претерпевал мучения, на стенах темницы начертал строки канона Святому Духу. Вскоре его сослали в Тверской монастырь, где произошло послабление наказания. Он продолжил трудиться на благо Церкви. После освобождения поселился в Троице-Сергиевой лавре, где жил до конца своих дней. В 1988 году его прославила Русская Православная Церковь".

"Вот пример смиренности духа. Господь прославил преподобного Максима Грека за смирение и силу духа. Слава всегда идет за смирением. Если хочешь стать святым - стань смиренным. Это совсем не просто, но мы видим, как промысел Божий заботится о каждом человеке, давая ему свое "лекарство", чтобы сделать его достойным вечной жизни. Мы идем по жизни кривыми путями: то выходим из греховного состояния, то опять впадаем в грехи. Но с нами на жизненном пути всегда Господь, который помогает нам выйти на прямой путь. Главное, что от нас требуется, - чистота сердца, добрые помыслы и поступки", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму было подарено Евангелие.

Настоятель поблагодарил правящего архиерея за молитвы о восстановлении храма и сообщил, что после освящения закладного камня была обретена икона Всемилостивого Спаса, которая пребывала в "Спасе-на-Сенной" более ста лет. С тех пор два последних года воссоздание святыни идет быстрее.

Отец Михаил также преподнес в подарок владыке книгу дочери протоиерея Валериана Боротинского, служившего в "Спасе-на-Сенной" на рубеже XIX-XX веков. В воспоминаниях описаны годы служения ее отца в храме.

Храм Успения Пресвятой Богородицы ("Спас-на-Сенной") с пятью престолами был построен по инициативе купца и благотворителя Саввы Яковлева и освящен в 1756 году. По количеству святынь и драгоценных предметов убранства церковь была одной из богатейших в городе. В 1961 году храм взорвали под строительство павильона метро. 10 июня 1999 года, когда рухнул бетонный козырек вестибюля метро, построенного на месте храма, погибли семь человек. В 2015 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил закладной камень на месте воссоздания храма.

ИА "Вода живая",
02.02.19
 
Спас-на-Сенной станет первым возрожденным храмом современного Петербурга
17:35, 11 ФЕВРАЛЯ 2013 1909
   
Воспроизвести видео
Сенная площадь окончательно превратится в одну огромную стройплощадку. Метраж синих заборов увеличат, а рядом с метро выроют огромный котлован. Храм Успения Пресвятой Богородицы обещают воссоздать с точностью до миллиметра на прежнем месте.

Даже несмотря на то, что более пятидесяти лет назад его взорвали, чтобы построить работающий и сейчас выход из метро.

Дмитрий Рунков, корреспондент: «По предполагаемому проекту строительства храма, вестибюль метро «Сенная площадь» сносить не будут. Он углубится на треть в строящийся храм. В Части помещений Спаса-на-Сенной, соответственно, нельзя будет проводить службы. Появится стеклянная пристройка у вестибюля. Она расширит пространство. А выходить из метро придется через торговый центр, который строят по соседству. Предполагается, что его фасад будет напоминать внешний вид 5-этажного дома, который снесли вместе с храмом».

Метро в храме - это пока предварительный, но самый вероятный вариант воссоздания Спаса-на-Сенной. Впрочем, повлиять на окончательное решение может попечительский совет. Сегодня он собрался впервые. Его член Александр Сокуров предложил поступить, как Родион Раскольников, который рядом с храмом стоя на коленях каялся в совершенном преступлении. По словам режиссёра, воссоздание Спаса-на-Сенной - это возможность вымолить прощение за то, что натворили здесь современные архитекторы. А председатель Комитета по охране памятников Александр Макаров обещает: строительство храма станет началом новой жизни для перспективы всей Садовой улицы.

Александр Макаров, председатель КГИОП: «Воссоздание храма будет стимулом уйти в небытие этому безобразию, которое у нас творится в Апраксином дворе и будет такая очистительная стихия, которая снесет все эти недостатки».

Возрождение храма на площади, как и более полувека назад во время его разрушения, разделило петербуржцев надвое. Одни еще в детстве защищали его от уничтожения, другие - за сохранение внешности Сенной 21 века.

Воссоздание храма на Сенной - вопрос решенный. Его возродят таким, каким его видели петербуржцы в середине 19 века, когда деревянную часть сооружения уже заменили на каменную. Полный проект воссоздания Храма Успения Пресвятой Богородицы обещают представить в течение года. А к строительству приступить уже в следующем. Спас-на-Сенной станет первым возрожденным храмом современного Петербурга.
 17:35, 11 ФЕВРАЛЯ 2013
ВНИМАНИЕ  ХРАМ  ТАК И  НЕ ВОСТАНОBИЛИ  ..УЖЕ 2020 ГОД!!!!

 


Рецензии