Обманчивая надежность воды

(на ежегодный конкурс Владимира Пастернака "Морская история" - http://proza.ru/2020/06/28/1213)

У обеих моих бабуль реки были рядом. Как принято говорить нынче, — в шаговой доступности. Оскол был за два дома от нас, а Шилюг, так вообще… прямо за огородом. Поэтому, чтобы собраться «на речку», много времени не требовалось. Наверное, не удивительно, что пацанами большую часть времени мы проводили именно на реке.

Соответственно, и плавать я научился довольно рано. Ещё до школы. Сначала «по-собачьи» (это когда надо интенсивно грести одновременно и руками, и ногами, не высовывая их из воды), а потом уже и традиционными для сельской местности саженками.

Одно у бабушек было плохо. Уже в августе, после того как в самом начале этого месяца «святый Илия у воду нассяв», мало кто купался в речке. Ну, а на тех, кто это делал без особой причины (комбайнеры, что пришли с поля, — не в счёт), смотрели неодобрительно. Деда за такое нарушение общепринятых традиций так и крапивой мог отходить: «Захвораешь, шо я батьку, або матери скажу, колы воны прыйидуть?!»

И потому не передать моей радости, когда отец, после того как у нас не получилось с музыкалкой, записал меня в бассейн. Очень мне там нравилось. И ходил я на секцию плавания с большой охотой. Самое интересное в этом случае — что, как я убедился уже потом, во взрослой жизни бывает довольно редко, — любовь с бассейном у нас была взаимной. Не только я любил его, но и он меня.

Пацаны уходили и приходили, а я оставался. Сначала в одной группе, потом в другой, потом… Сначала на тренировках по два раза в неделю, потом по три, потом по четыре… На каком-то этапе один день в неделю пришлось посвятить спортзалу, где взрослые пацаны работали со штангой, а мы подтаскивали им «блины», надевали их на гриф, отжимались от скамеек, подтягивались на шведской стенке или на ней же подкачивали пресс... Что поделаешь. Не всё коту масленица. И чтобы через день снова попасть в бассейн, пришлось смириться с таким неизбежным злом, как спортзал.

В бассейне мы не просто плавали. Потихоньку нас учили разным плавательным хитростям. Каким должен быть гребок, чтобы скорость увеличилась, а время прохождения дистанции — сократилось. Когда надо начинать грести после того, как ты прыгнул с тумбочки, чтобы максимально использовать полученное при этом ускорение. Почему вдох и выдох надо делать на нечётном гребке. Как плыть на спине…

Плавать, как оказалось, это — целая наука. Которой потом, когда меня в очередной раз забрасывали на месяц-другой к той или иной бабуле, с видом знатока (а, что, кто быстрее меня в воде?!) было интересно делиться с пацанами.

В общем, нравилась мне вода. Любил я её и всегда чувствовал себя в ней уверенно и комфортно. И вода всегда отвечала мне взаимностью. Только однажды, уж не знаю за что, она обиделась на меня и дала знать, что её любовь и приязнь обманчивы.

Мы тогда в Бриндизи стояли, на внешнем рейде. А лето. Жарко. И дал Мастер добро на общесудовое купание. Адриатика. Солнечно, вода чистейшая. Нырнёшь, открыв глаза, далеко видно.

И вот... Нырнул я в очередной раз, смотрю — а киль судна, вообще-то, не так уж и далеко внизу. Если отдышаться, выдохнуть, чтобы кислород не тянул наверх, и прыгнуть с ускорением с последней ступеньки парадного трапа... Так можно прыгнуть в воду с этого борта, а вынырнуть — у другого! Вот мужики офигеют!!

Сказано, сделано. Отдышался, выдохнул, прыгнул. Гребу изо всех сил, а киль... Как-то медленно приближается.

И тут до меня доходит... Физика! Свет по-иному преломляется в воде, по сравнению с воздухом, поэтому и искажает наше представление о расстояниях.

Как-то на Усе... (это — река недалеко от Воркуты, берущая свой исток с ледников Полярного Урала). Вода в ней прозрачная до того, что каждый камешек на её дне просматривается ясно и отчетливо. Если не торопиться, остановиться на минутку-другую и вглядеться в светлые, обжигающе-холодные воды Усы... Можно увидеть, как, почти прижимаясь брюхом к галечнику на дне, ходит на небольшой глубине хариус.
Я и посмотрел: «Да тут... неглубоко. На другой берег в своих резиновых сапогах, не замочив ног, вброд перейду». И пошёл. Первый шаг... И моя правая нога в воде — выше колена. А когда с берега смотрел... казалось, что глубина совсем небольшая.

Пришлось, пока пацаны с ухой возились, сушиться у костра.

Вспомнил я ту давнюю историю. И понял, что киль, — совсем не так близко, как кажется. А как понял, так сразу повернул назад. Только занырнул-то... Уже далеко! И чувствую, кислорода (я же его, перед тем как нырнуть, выдохнул!) совсем немного остаётся.

Ну, и чтобы ускорить подъём, стал ногами о подводную часть корпуса отталкиваться. А она же ракушечником заросшая! Конечно, подошвы стоп, лодыжки, сильно порезал. Пришлось пару недель походить к судовому эскулапу. Который, как тот Пилюлькин, никаких лекарств, кроме касторки и йода, не признавал. Касторка, правда, в моем случае не пригодилась, но йодом он меня попомазал. От души! Недели две. Не меньше. Но потом зажило всё. Как на том барбосе. Молодой был.

Самое главное — вынырнул! А то вот так, по дурости, и утонул бы, на глазах всего экипажа. Тоже, наверное, мужики офигели бы.


Рецензии
Ого!
Вот это заныривания!..И какова география: От Воркуты до Адриатики (или в обратном направлении))
Вы прямо "морской волк", почти антипод аутистичной меня). Которая и во взрослом возрасте, бывало, искала покоя, закрывшись в плательном шкафу).
Но пишете, что поцелуев таких с августом, не было...- Зато какая многолетняя любовь с бассейном!..
Очень понравился рассказ: несмотря на по-настоящему опасные перипетии - уютный, наверное оттого, что исток взял в детстве...Речка за огородом...Это сказочно.
Один из моих дедов тоже украинец. Строгий был, хотя и остроумный). Даже поляк отчасти. Горбоносый, в роговых очках.
Спасибо за слегка авантюрное, мужественное, и вместе с тем тёплое настроение, Константин! Это как раз то , что нужно человеку, слегшему с ОРЗ: тепло и бодрость!

Геля Островская   23.08.2023 08:31     Заявить о нарушении
Вам, Геля, большое спасибо за теплый отзыв. ВЫЗДОРАВЛИВАЙТЕ!!

Константин Кучер   23.08.2023 12:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.