Ошибка Норвежской охраны

        Корабли Norwegian Coast Guard (норвежской береговой охраны) были окрашены, как и все военные корабли, в серый цвет. Поэтому и назывались среди российских моряков "волками". Их надо было опасаться, потому что они охраняли рыбные запасы своей страны, да и мирового океана, должно заметить. Российские моряки бережно относиться к природным богатствам ещё не научились.
     Рыба же, надо сказать, по весне мигрировала через норвежские воды, уходя на "пастбища" Баренцева моря, где набирала вес и необходимые для промысла размеры. Но когда она дойдёт? - "Кушать хотелось сейчас". Главным "стратегическим" сырьём были треска и пикша. Остальные виды: палтус, окунь, зубатку, камбалу - мы называли приловом.
     Мы ловили рыбу, а "волки" нас гоняли, потому что российские траулеры имели привычку залезать в запретные для промысла районы. Норвежские инспекторы рыбоохраны имели же привычку подсчитывать процент вылова молоди по каждому облавливаемому району и закрывать те районы, где прилов молоди превышал допустимые. Российские рыбаки, напротив, устанавливали на орудия лова (тралы) "рубашки" с мелкой ячеёй, чтобы молодь не смогла ускользнуть. И закрытые районы не являлись для нас табу. Браконьерство для российского моряка было делом привычным.
     А теперь локальная история.
     Нормы мирового законодательства и для наших траулера с романтическим названием "Гемма" не являлись священным Указом. Когда уловы значительно падали, "Гемма" делала набеги в "чужой огород". Старпом не приветствовал такие занятия, но подчинялся воле капитана и ... азарту.
     Как и водится, это происходило ночью. На экране радиолокатора не было не единой "живой души". До подъёма трала оставалось чуть больше часа, и нервное возбуждение хищника не оставляло старпома. Взгляд его был прикован к слабомерцающему экрану с вращающейся линией посылаемого эхо-сигнала. Сначала робко, а затем всё явственнее стало отбивать цель. Видавший виды старпом сразу же выставил на цель вектор и нажал кнопку для определения элементов движения цели. Минуты через три вектор сместился вслед за объектом, и - ещё одно нажатие кнопки. Компьютер тут же подсчитал, что судно двигалось в направлении траулера со скоростью около 20-ти узлов. Траулеры так быстро не бегают. Волк?! Надо будить капитана...
     Капитан был на мостике через минуту.
     - Что случилось, Иваныч, какого чёрта?
     - Смотри Михайлыч, - показывает на экран локатора, - наши ребята так быстро не ходят.
     - ... Подымай народ! Срочный подъём трала!
     - Уже выходят на палубу. Траловая лебёдка в работе.
     - Что в судовом и промысловом журналах?
     - Пока ничего.
     - Хорошо. Сейчас обмозгуем. Подымай трал. На вызовы рации не отвечать!
     Работа закипела. До приближающейся цели оставалось около 15 миль. Надо было поднять трал, вылить улов на фабрику и успеть обработать пойманную рыбу. И смыть за борт все следы аварийной работы.
     Наши ребята всё успели сделать: и убрать на фабрике, и выйти из запретной зоны. Это, действительно, был волк. Но до нас он не "докричался". Он в темноте высветил бортовой номер и название, и "выкинул" резиновый катер с инспекторами рыбоохраны. Через несколько минут они были на борту. Двое сразу отправились на фабрику, двое поднялись на мостик. Переговоры вёл старпом, так как был посильнее в английском.
     Инспектор: "Что вы делали в охраняемой, запретной зоне?"
     Старпом, оглядываясь на капитана: "Занимались поиском, но тралением не занимались".
     - Ваше судно раньше видели с нашего самолёта в запрещённой королевством Норвегии зоне.
     - Это ошибка. Мы правил рыболовства не нарушали.
     - В вашей морозильной камере рыба ещё не заморожена, она только что выловлена.
     - Камера плохо морозит, она неисправна... Не желаете кофе? - неожиданно спросил старпом, уже не оглядываясь на капитана.
     - Спасибо, нет... Но вы всё таки нарушали правила рыболовства. Пока у нас нет доказательств...
   
     Тогда обошлось. Но наши рыбаки, которые "дважды моряки", знали, что норвежцы в таких случаях не церемонятся. При нарушениях подобного рода они могу отбуксировать траулер в Норвегию под арест до погашения штрафных санкций и лишить дипломов ответственных лиц (капитана, старпома), то есть лишить права заниматься рыболовством и командованием судна.
     И поэтому к Норвегии надо относиться с почтением. И не воровать у самих себя рыбу, которая ещё не успела стать взрослой.

                1999 год, 7 апреля 2011 года      


Рецензии