От Дона до Балатона. Глава 3

3.БОЕВАЯ УЧЁБА

После лечения в госпитале Георгию предложили продолжить учёбу в Тбилисском горно-артиллерийском училище, поскольку его «летуны» перебазировались в село Борское Куйбышевской области. Но и в городе Тбилиси он долго не задержался. Материальную часть и преподавателей училища эвакуировали в среднеазиатский город Кушка, а из курсантов вновь формировали полк для отправки на фронт. Курсанта Яценко, ещё не вполне оправившегося от ранения и заметно прихрамывавшего, в полк не зачислили. В это время в посёлок Канакер в семи километрах от Еревана было передислоцировано Краснодарское пулемётно-миномётное училище и Георгия направили на учёбу туда.
 
Какова же была его радость, когда в стенах училища он встретился со своим земляком Михаилом Леоновым и напарникам по недавним боям Александром Ковалёвым. С верными друзьями любые трудности по плечу. А их было немало за время учёбы, ведь помимо основной программы, в которую входили огневая подготовка, борьба с танками, тактика и топография, инженерная и химическая подготовка, изучение всех видов оружия – нашего, противников и союзников, курсантам устраивали так же марш-броски с полной выкладкой, тренировки по выживанию в экстремальных условиях, бросали на борьбу с десантами противника и на патрулирование границы с Турцией.
 
В апреле 1943 года состоялись государственные экзамены и выпуск из училища. Из двух с половиной тысяч курсантов только 1780 сдали экзамены успешно и получили офицерские звания младших лейтенантов, 120 человек стали лейтенантами (те, кто имел командирский опыт в боевой обстановке), 1082 выпускника были аттестованы командирами пулемётных взводов, 698 – командирами миномётных взводов, том числе и троица друзей – Георгий, Михаил и Александр. Только распределили их в разные места. Ковалёва - на Центральный фронт, Леонова – на Воронежский, а младшего лейтенанта Яценко направили на Северо-Кавказский фронт, освобождавший Кавказ, Ставрополье, Кубань и левобережье Дона от фашистской нечисти.

Выпускником этого училища был и будущий руководитель известной цирковой конной группы джигитов, народный артист Северной Осетии Хасамбек Кантемиров.
 
Начальник училища генерал-майор А.И. Коновалов и военный комиссар подполковник А.Р. Рудин пожелали своим воспитанникам не посрамить чести родного училища и добиться победы над вероломным врагом. И восемнадцатилетние командиры шагнули в огонь войны.

В мае младший лейтенант Яценко прибыл в резерв офицерского состава Северо-Кавказского фронта в станицу Пашковскую под Краснодаром. Хотел попасть в части, ведущие бои на Таганрогском направлении, чтобы добивать врага на донской земле, но его назначили командиром взвода в 212-й учебный артиллерийский полк, разместившийся в районе города Кропоткина, готовить командиров миномётных расчётов.

Ежедневно по 10-12 часов Георгий занимался со своими подопечными теорией и практикой ведения огня из миномётов разных калибров, баллистикой, тактикой, инженерной подготовкой.
 
В июле ему поручили сопроводить маршевую роту выпускников в 32-ю гвардейскую стрелковую дивизию в район города Новороссийска. Прибыли туда в разгар напряженных боёв. Комдив полковник Г.Т. Василенко обрадовался пополнению миномётчиков, но тут же посетовал:
 
- Некому управлять огнём батареи 120-и миллиметровых миномётов, тяжело ранен старший офицер батареи. Яценко, задержись на денёк, выкурим фрицев из бетонных нор, и вернёшься в свой учебный полк.

«Денёк» растянулся на неделю беспрерывных огневых дуэлей. Но за это время батарея, управляемая младшим лейтенантом Яценко, разрушила до 15 дотов и дзотов противника, уничтожила около сотни вражеских солдат и офицеров, о чём и написал комдив будущей «Таманской» дивизии в характеристике молодому офицеру, чтобы его не осудили в части за долгое отсутствие. Предлагал остаться командиром батареи, но Георгий не решился принять заманчивое предложение без решения своего командования.


Рецензии